18 сентября Киев сделал исторический выбор: взял курс на интеграцию с Западом. Проект об ассоциации с ЕС члены украинского кабмина одобрили единогласно. И тут же услышали поощрительные слова от главы представительства Европейского союза на Украине Яна Томбинськи: «Я не вижу причин для срыва подписания соглашения об ассоциации со стороны Европейского союза, особенно после сегодняшнего решения Украины». Это решение дипломат назвал «важным и решительным шагом украинского правительства».
Это означает, что Украина окончательно отказалась от предложения России вступить в Таможенный союз. По сути, украинская элита выбирала между возможностью войти в европейский истеблишмент и легализовать капиталы на Западе, с одной стороны, и дешевым российским газом – с другой. Перевесил первый вариант.
Проект соглашения занимает 236 страниц и предусматривает создание зоны свободной торговли с ЕС. В документе сказано, что целью ассоциации является содействие постепенному сближению сторон, углубление участия Украины в политике, программах и деятельности агентств Евросоюза. Вместе с тем это не означает, что Украина станет членом ЕС в будущем.
Зато путь к ассоциированному членству Киев теперь проделает в спешном порядке. В ближайшее время проект соглашения подпишет президент Украины Виктор Янукович. А 28–29 сентября в Вильнюсе в ходе саммита Восточного партнерства документ будет подписан обеими заинтересованными сторонами.
Украинский премьер Николай Азаров заявил, что подписание соглашения «поспособствует последовательному движению Украины к европейскому качеству жизни» и документ является «дорожной картой» на пути к той стране, которую хочет видеть большинство украинцев. Так ли это – вопрос спорный. Сближение с Европой означает снятие таможенных барьеров с ЕС и наводнение страны дешевыми импортом. Это неизбежно приведет к проблемам в экономике и снижению уровня жизни украинцев, ныне в этой экономике занятых. С другой стороны, Киев получит российский газ по европейской цене плюс резкое сокращение экспорта в РФ из-за высоких таможенных пошлин. Всё это плохо вяжется с обещанным «европейским качеством жизни».
– Что ждет Украину, как будет выстраивать отношения с ней Россия?
– Думаю, теперь украинские товары практически перестанут выпускаться, – считает ректор Института СНГ Михаил Фролов. – Рынок заполонит импорт из Европы, который будет «забивать» местную продукцию. Последней будет становиться всё меньше, сократится внутренний товарооборот. Кроме того, Россия поднимет таможенные пошлины. Словом, для Украины вхождение в Таможенный союз экономически было более выгодным, чем ассоциированное членство в Евросоюзе.
– Азаров говорит: такое решение выражает мнение большинства украинцев. Это так?
– На деле огромное количество граждан Украины – думаю, большая их часть – выбрали бы союз с Россией. На мой взгляд, курс на сближение с Европой – большая ошибка Киева.
– Правда ли, что мы теперь поднимем таможенные пошлины Украине до уровня Финляндии?
– После того как Украина так поступила, вполне вероятно. Напомню, ранее Киев обещал участвовать в работе Таможенного союза в качестве наблюдателя, но слово нарушил. А усидеть на двух стульях у него не получится.
– С чем связано политическое решение о сближении с Западом?
– С экономическими интересами украинской элиты, но никак не страны. Это личная заинтересованность людей, которые управляют Украиной. Думаю, у них имеются соответствующие договоренности с Евросоюзом. ЕС пошел украинской элите навстречу, после того как Армения заявила о намерении вступить в Таможенный союз, хотя ранее также собиралась стать ассоциированным членом ЕС.
По большому счету, ни одна из стран СНГ Евросоюзу не нужна. Но с точки зрения политики Евросоюз делает всё возможное, чтобы бывшие республики СССР не объединялись с Россией. Эта линия на раскол видна невооруженным глазом.
– Жить украинцам будет хуже или лучше?
– Хуже. Из Европы хлынут товары, причем по сниженной стоимости. А потом, когда украинских товаров не станет, европейцы начнут понемногу поднимать цены, и тогда население точно проиграет. Сегодня украинская экономика находится в плачевном состоянии, а вкладывать в нее ЕС не будет, это очевидно. Думаю, Украину ждет крах экономики и дальнейшее ухудшение жизни граждан. Гривна будет падать, безработица вырастет.
– Что будет делать население?
– Ездить на заработки – в Россию или в Европу. Сейчас, кстати, многие украинские мигранты, работающие в России, подают заявления на получение российского гражданства. Они хотят жить в России, вопреки заявлениям господина Азарова. Да, Западная Украина всегда была настроена сепаратистски и Россию не любила. Но Восточная Украина до сих пор выступает за союз с нашей страной. К сожалению, ее мнение украинское руководство проигнорировало.
– Что будет с российско-украинскими отношениями?
– В них наступит охлаждение. Не такое, как с Грузией – там всё же был военный конфликт, – но тоже довольно значительное. Украина его скоро почувствует – как только станет дороже российский газ. Не знаю, какой именно будет линия России по отношении к Украине, но точно не особо доброжелательной…
– Обещанного Азаровым «европейского качества жизни» точно не будет, – уверен директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ Алексей Власов. – Брюссель не в состоянии изменить вектор развития Украины, если этого не захочет сам украинский политический класс. Но к такому изменению не готовы ведущие украинские олигархи.
Европа не панацея от проблем, которые существуют на Украине. В реальности страна является классическим олигархатом, что бы украинские политики ни говорили.
– Что означает соглашение об ассоциации в политическом смысле?
– Это рамочная модель изменения правил игры в отдаленной перспективе. Думаю, именно так на него смотрит нынешняя украинская власть. Устами Януковича и Азарова она провозглашает движение к евроинтеграции как отклик на настроения в обществе. На деле реально число сторонников движения в сторону Европы и тех, кто выступает за евразийскую интеграцию, примерно равное.
– Как Москва отреагирует на нынешнее решение Киева?
– После того как Киев сделает окончательный выбор на вильнюсском саммите, с российской стороны произойдет неизбежная ревизия всех блоков экономических отношений. К каким последствиям это приведет для украинской экономики, сказать не берусь. Всё зависит от того, насколько весомым будет ответ со стороны Москвы на политическое, а вовсе не экономическое решение, которое сделало правительство Украины и ее президент…
– Войти в европейскую семью народов – суперидея для украинцев, – убежден политолог, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. – Они считают, что быть с Европой значит сохранить суверенитет, тогда как остаться с Россией – суверенитет потерять. Эта идея охватывает сегодня весь политический класс и почти все политические силы кроме левых. Такое же мнение распространено в народе, который видит в ЕС перспективу.
На деле проблем на пути евроинтеграции много. Экономический эффект от сближения с ЕС будет незначительный и проявится через годы. Подписывая соглашения об ассоциированном членстве, украинцы рассчитывают получить от европейцев преференции, новые инвестиции, но при этом сохранить доступ и к российскому рынку, и российским энергоносителям. Они рассчитывают, что будут мостом между ЕС и Россией.
Россия, со своей стороны, понимает, что Украина уходит в другую цивилизационную семью, другой цивилизационный проект. И собирается выстраивать отношения с ней как с самим Евросоюзом. Это означает особый контроль на границе, высокие таможенные пошлины. Естественно, и энергоносители Украина будет получать по европейским ценам, как любая другая страна ЕС.
Если вы считаете себя европейцами, – надо по-европейски платить. Суверенитет дорого обходится, это надо понимать. В любом случае Россия не будет оплачивать украинский дрейф в Евросоюз…
Андрей ПОЛУНИН, «СП»