Новости из Евросоюза все больше напоминают сводки о боевых действиях, в которых он является проигрывающей стороной. Погромы в Швеции, нападения на военнослужащих в Великобритании и Франции, массовые аресты во Франции.
Информация об очередных беспорядках в Греции стала настолько обыденной, что ведущие новостные агентства уже не пускают ее в раздел главных новостей. Налицо и колоссальные экономические проблемы. Госдолг большинства стран ЕС уверенно растет, приближаясь к критическим цифрам, которые могут спровоцировать новую волну паники.
Так, государственный долг стран – членов ЕС вырос почти на три процента за прошлый год, достигнув 85,3%. Наибольшую тревогу вызывает стремительный рост госдолга Италии, увеличившегося до 127% ВВП против 120,8% годом ранее. Учитывая размер итальянской экономики, скатывание Италии в греческие проблемы может по-настоящему эффективно уничтожить если не сам Евросоюз, то еврозону. Та же ситуация и с безработицей, цифры которой в отдельных странах так велики, что некоторые безработные просто перестают искать работу вообще, полностью отчаявшись.
Немудрено, что президент Ирландии Майкл Хиггинс заявил в начале мая, что Евросоюз стоит на пороге экономического и морального кризиса с его 26 млн безработных и 112 миллионами жителей, рискующих попасть в категорию бедных. Налицо и растущий пессимизм общественности.
По информации исследовательского центра «Пью», число сторонников евроинтеграции в самом Евросоюзе упало с 60 до 45%, а в отдельных странах уже две трети населения относятся к ней негативно.
На этом фоне не может не удивлять стремление некоторых стран, соседствующих с ЕС, всеми правдами и неправдами стать членами этой организации. Преодолев огромные проблемы в отношениях с соседями и выдав Гаагскому трибуналу своих граждан, что было неодобрительно встречено собственным населением, членом ЕС скоро станет Хорватия. Албания, Исландия, Турция, Сербия, Черногория, Грузия, Македония, Молдавия и Украина либо получили статус кандидатов на вступление, либо постоянно декларируют, что оно является их важнейшей целью.
При этом серьезные эксперты предрекают, что вступление в ЕС может негативно отразиться на этих странах. Не секрет, что в них большинство производимой продукции неспособно выдержать жесточайшую конкуренцию на рынке ЕС, являющемся в данный момент самым привлекательным рынком мира. Такой признанный и успешный экспортер товаров, как Германия, уже сумел разорить многие отрасли экономики Греции и Португалии, и налицо схожая картина по экономике ряда других стран ЕС.
Представить, что, к примеру, Украина, войдя в Зону свободной торговли с ЕС, а значит и с Германией, тут же расцветет, практически невозможно. Надежда, что инвестиции из Евросоюза перекроют убытки от разоряющихся в неравной конкуренции отраслей украинской экономики, не просчитывается математически и не подтверждается ни болгарским, ни румынским опытом. А ведь Болгария и Румыния не только свободно торгуют с Германией, но и получают дотации от ЕС, чего Украина ожидать никак не может.
Конечно, нельзя отрицать, что и со всеми имеющимися проблемами уровень жизни в ЕС выше, чем в большинстве претендующих на членство стран. Однако главный фактор привлекательности ЕС заключается не в этом. Как неоднократно утверждали серьезные эксперты, Евросоюз является образованием, сформированным элитой для нужд элиты. Отсюда серьезные проблемы с демократическими институтами на центральном уровне, перерождающимися в громоздкие бюрократические учреждения, не реагирующие на запросы населения стран ЕС, и даже сама недемократическая процедура обновления центральных правовых норм, лежащих в основе функционирования и развития Евросоюза.
Нетрудно вспомнить, что после того как население Франции и Нидерландов отклонило на референдумах новый проект европейской конституции, процесс ее принятия переделали таким образом, что референдумы больше по этому поводу в 26 странах из 27 Евросоюза проводить стало не нужно.
Решение о принятии новой конституции стало прерогативой национальных парламентов, то есть элиты. И одной из главных задач элиты стран, входящих в ЕС, стало создание множества лакомых, хорошо оплачиваемых мест в наднациональных структурах, на одно из которых всегда можно претендовать, если не получилось занять подобное место в своей собственной стране.
Огромное значение в привлекательности вступления в Евросоюз для элит из стран, стремящихся к интеграции с ЕС, имеют и гигантские потоки финансовых средств, которые начнут поступать в национальный бюджет после вступления. Потоки эти слабо контролируются и представляют собой настоящий Клондайк для профессионалов по трансформации бюджетных денег в собственные, к каковым уже относятся элиты в большинстве постсоветских государств. Вот где подлинные резоны для агитации населения к вступлению в Евросоюз!
Показателен свежий пример с Румынией, недавно оштрафованной на почти 700 млн евро за масштабные нарушения в распределении средств Евросоюза. Как выяснили аудиторы, Румыния является одним из лидеров по расхищению денег Евросоюза, что особенно неприятно, учитывая серьезнейшие финансовые проблемы ЕС. Считать, что в других странах, недавно вступивших в ЕС, ситуация значительно лучше, не приходится.
Так, показателен пример Литвы, в которой коррупция достигла такого уровня, что в борьбу с ней была вынуждена вступить идеалистически настроенная президент Даля Грибаускайте. В ежегодном послании к парламенту в 2011 году она отметила, что за прошлый год ни один коррупционер не был посажен в тюрьму. И это в стране с 3 миллионами граждан!
Немаловажным фактором, влекущим членов элит многих постсоветских стран к вступлению в Евросоюз, является способность ЕС создать привлекательные условия для обучения их детей и проживания их жен. Нет ничего удивительного, если чиновник, родственники которого уже благополучно проживают в Германии или Франции, активно лоббирует евроинтеграцию в собственной стране.
Ранее значимую роль для привлекательности Евросоюза в глазах постсоветских элит играла и возможность выводить туда деньги, «заработанные» на службе отечеству. По какой-то загадочной причине Евросоюз недавно на примере Кипра решил серьезно подорвать этот фактор, фактически конфисковав часть подобных денег.
Но и оставшихся факторов привлекательности достаточно, чтобы элиты многих постсоветских стран призывали население вступать в ЕС. Помочь своим влиятельным сторонникам Евросоюз старается и другими оригинальными способами – так, 28 мая был создан «Европейский фонд в поддержку демократии», при помощи которого настроенные в пользу ЕС элиты смогут более эффективно бороться с противниками евроинтеграции в своих странах.
Сергей Кизима,
Взгляд