Как известно, 20 ноября с.г. в России вступил в силу закон, регулирующий порядок регистрации и деятельности некоммерческих организаций. Нужно отметить, что еще на стадии обсуждения закона в Госдуме закон вызвал всплеск негодующих замечаний в зарубежной прессе и критических высказываний западных лидеров. И это при том, что аналогичные законы есть в ряде ведущих демократических стран Запада. Сейчас можно уже отметить некоторые результаты действия этого закона.
Согласно сообщениям американской прессы, Международный республиканский институт (МРИ), организация в поддержку демократии, финансируемая американскими налогоплательщиками, решила прекратить работу в России. Об этом заявил президент МРИ Лорн Кранер во время встречи совета директоров организации в Вашингтоне на минувшей неделе. Предполагается, что теперь МРИ будет работать по вопросам гражданского общества в России из нового офиса в Варшаве. Председателем совета директоров МРИ является сенатор-республиканец Джон Маккейн, широко известный в США и за рубежом своими антироссийскими высказываниями, а также критикой Б.Обамы за его "заигрывание" с Россией.
Похожая на МРИ организация, Национальный демократический институт (НДИ), руководимая бывшим американским госсекретарем Мадлен Олбрайт, прекратила работу большинства своих сотрудников в России и в прошлом месяце перевела их в Литву.
Это объясняется тем, что принятый в России новый закон, может позволить обвинить в государственной измене россиян, работающих на некоммерческие организации (НКО), финансируемые из-за рубежа, а также заставляет иностранные некоммерческие организации регистрировать своих сотрудников как "иностранных агентов". Чувствуете, какой благородный поступок совершили руководители этих организаций? Они не могут допустить, чтобы сотрудничающих с ними российских граждан называли иностранными агентами, а потому будут работать с ними из-за границы. Можно подумать, что есть какая-то существенная разница между агентами, получающими деньги и инструкции через подставных лиц, и теми, кого инструктируют при личной встрече.
Американские политологи рассматривают действия российского руководства снижающейся терпимостью Кремля по отношению к тому, что он воспринимает как иностранное вмешательство. "С принятием нового закона об НКО и российского стремления этот закон исполнять Институту становится совершенно невозможно работать, находясь в России, - сказал один из членов совета директоров МРИ. – Россия теперь присоединяется к такой совершенно закрытой диктатуре, как Белоруссия, и демократические тренинги в таких условиях можно проводить только в третьих странах". Сразу возникают вопросы: о каких "демократических тренингах" идет речь? Чему, собственно, учили на этих "тренингах", к чему готовили НАШИХ граждан в НАШЕЙ же стране ИНОСТРАННЫЕ преподаватели?
Если вернуться на некоторое время назад, то можно вспомнить, что всегда, когда в российских СМИ кто-то писал об информационных войнах, каждый раз упоминались такие широко известные организации как американские Национальный фонд в поддержку демократии, Национальный демократический институт, Международный республиканский институт и организация "Freedom Hоuse". Все они анонсируют себя как ярых сторонников демократии, которые никогда не вмешиваются во внутренние дела других стран. Их критиковали российские СМИ, но каждый раз оппонирующая сторона заявляла, что критики действуют по указке Кремля". В период подготовки к парламентским, а затем и к президентским выборам в России информационная война обострилась. В "запале", а, может, от желания переплюнуть своих коллег в демократичности, некоторые серьезные западные СМИ опубликовали весьма интересные вещи, которые публикуются очень редко.
Так, французское информационное агентство Франс Пресс утверждало, что американский "Национальный фонд за демократию" финансирует российские НКО, такие как "Голос" и сайт "slon.ru". Майкл МакФол, нынешний посол США в России, является членом совета директоров Национального фонда за демократию и правозащитной организации "Freedom House", непосредственно причастных к вмешательству в суверенные дела России. Еще до назначения, в конце 2011года, МакФол получил рекомендации активно работать с НКО, выявлять российских чиновников, "нарушающих права человека", а также дать свою оценку прошедших выборов.
3 февраля 2012 года издание "Challenges" (Франция) написало: "Египетские военные, которые возглавляют переходный процесс в стране с момента свержения Хосни Мубарака, также продемонстрировали враждебность по отношению к Национальному демократическому институту (НДИ) и другим финансируемым на средства американского государства организациям. В их представительствах были проведены обыски, и, по меньшей мере, 19 американцам запретили покидать территорию Египта на время разбирательства. В течение десятилетий такие американские организации как НДИ, МРИ и "Freedom House" боролись за развитие демократии и соблюдение прав человека во всем мире. Тем не менее, их деятельность (наблюдение за ходом выборов, развитие партийной системы и т.д.) далеко не всегда положительно оценивалась в тех странах, где они работали". Некоторые лидеры (конечно, авторитарных режимов – прим. В.Р.) видели в них угрозу. Противники американских демократических активистов утверждают, что враждебное отношение к ним в некоторых случаях не ограничивается одним лишь политическим руководством, но бывает характерно и для всего народа, который не желает, чтобы иностранцы диктовали ему свои жизненные уклады. "Египтяне всегда недоверчиво относились к вмешательству извне. В Египте такое вмешательство называют "невидимой рукой" или "рукой заграницы", - констатировал Пол Салливен, профессор Джорджтаунского университета и специалист по Ближнему Востоку".
Руководство НДИ, конечно, отвергает любое вмешательство со стороны его организации, а его деятельность всегда, дескать, была направлена на "поддержку демократического процесса". Вот только основная поддержка демократии заключается в финансировании местных оппозиционных неправительственных, ныне некоммерческих, организаций (НКО). Председатель совета директоров МРИ сенатор Джон Маккейн не раз говорил об этой проблеме. "Эти организации не влияют на природу режима, на тип голосования или результаты выборов, - считает он. - В то же время они оказывают поддержку при учете избирателей, проведении кампании, разработке конституций и других важнейших вещах для демократии".
В конце 2011 года в статье газеты "Нью-Йорк Таймс" с названием "США помогали выпестовать арабские восстания" утверждалось, что "низовые активисты "Арабской весны" прошли подготовку и получали финансирование от Международного республиканского института, Национального демократического института и "Freedom House", некоммерческой организации по правам человека основанной в Вашингтоне". Газета "Таймс" продолжила разъяснения: "Республиканский и Демократический институты слабо связаны с Республиканской и Демократической партиями. Они были созданы американским конгрессом и финансируются за счет "Национального фонда за демократию", который был создан в 1983 году для распределения грантов на продвижение демократии в развивающихся странах. Национальный фонд получает от конгресса около 100 миллионов долларов в год. "Freedom House" также получает большую часть своих денег от американского правительства, в основном из государственного департамента".
С момента своего создания в эпоху президента Рональда Рейгана НДИ и МРИ работали более чем в 100 государствах. "Freedom House" была основана в 1940-х годах. Официально они - "неправительственные организации", хотя львиная доля их финансирования поступает из государственных средств и, в частности, от госдепа и Агентства по международному развитию (которое, кстати, недавно было выставлено из России). Подобные источники финансирования объясняют тот факт, что эти организации зачастую считаются агентами Вашингтона и инструментами в руках американских спецслужб. С 2005 года им стало ощутимо труднее работать в таких странах, как Россия и Китай, в Средней Азии, а также в определенных регионах Африки и Латинской Америки, говорит Томас Каротерс, признанный специалист по продвижению демократии из Фонда Карнеги. "Эти трудности, по крайней мере, отчасти являются реакцией на новую и более радикальную концепцию продвижения демократии, которая тесно связана с войной в Ираке", - считает он. Он напоминает о заявлениях бывшего президента США Джорджа Буша, который назвал войну в Ираке "вопросом продвижения демократии", а также убежденности "руководства некоторых государств в том, что революции в Грузии и на Украине были спровоцированы с помощью США определенными политическими и общественными деятелями в этих странах". Как все помнят, "продвижение демократии" в Ираке началось с обвинений в разработке там химического оружия.
Из открытых источников стало известно, что на продвижение "оранжевой" революции в Украине было израсходовано 70 миллионов долларов. В 2010 году НДИ, МРИ и "Freedom House" получили свыше 100 миллионов долларов на поддержку "Арабской весны". Как пишут западные СМИ, в минувшем году российские НКО получили 63 миллиона долларов на "поддержку демократии" перед парламентскими выборами. Однако после выборов НКО было выделено дополнительно, по разным оценкам, до 45 миллионов долларов на подготовку к президентским выборам. Только организация "Голос" получила девять миллионов долларов. В текущем году финансирование продолжалось. Всем уже совершенно ясно, на какие деньги проводятся митинги 31-го числа месяца, на что существуют наши НКО и их лидеры. Да и вообще, когда видишь одни и те же лица на митингах и демонстрациях в разных городах, то поневоле задумаешься, а когда же они работают? Как сообщалось в газетах, небезизвестный Сергей Удальцов нигде никогда официально не работал. А если это - митинги и демонстрации - их работа, то кто им платит? Отчасти на эти вопросы ответили западные СМИ, которые трудно упрекнуть в том, что они пишут по указке Кремля.
Кроме вышеназванных организаций обеспокоились "родственные" им по духу и деятельности германские Фонд имени Фридриха Наумана и Фонд имени Генриха Бёлля. Вольфганг Йон, глава московского офиса Фонда имени Наумана, в интервью корреспонденту медиакорпорации "Немецкая волна" выразил опасение, что "прямое сотрудничество с российскими НКО станет невозможным". По мнению директора российского представительства Фонда имени Бёлля Йенса Зигерта, "закон об иностранных агентах скажется и на работе иностранных НПО, действующих на территории России..., так как поставит перед проблемами наших российских партнеров".
Российские некоммерческие организации разработали несколько способов того, как не подпасть под действие нового закона. Стратегии защиты активно обсуждались, в частности, на встречах российских, так называемых, правозащитников с их коллегами из Германии и Европы, в том числе на прошедшем в октябре в Санкт-Петербурге Гражданском форуме ЕС-Россия и на состоявшихся в Берлине "Германо-российских осенних встречах". Каждая организация отстаивала свои способы защиты. Так, глава ассоциации "Голос" Лилия Шибанова готова к тому, чтобы судиться с властями и доказать, что российские правозащитники не являются иностранными агентами. А еще, по ее словам, она "устала от подпольной борьбы с ФСБ". Еще бы, в Шереметьево до сих пор помнят, как яростно она защищала свой ноутбук от "посягательств" таможенников, желавших с ним "познакомиться", после возвращения из Варшавы с последнего перед выборами инструктажа иностранных учителей.
Подводя итоги, можно сказать, что последними законами о деятельности НКО, несанкционированных митингах, демонстрациях и т.п., ответственности за клевету в печати, а также выдворением из России представительств иностранных одиозных организаций нанесен серьезный и чувствительный удар по антироссийской деятельности. Зарубежным спонсорам "демократии по-американски" надо осознать, что в России им места нет и в обозримом будущем не будет.