В традиционной геополитике Евразия имеет несколько смыслов — Евразия (Континент), Евразия (Туран), Евразия (Россия/СССР). Кроме того существует пограничное Большое пространство Евроамерики, включающее англосакский мир (США – Великобритания). В современной геополитике особое место занимают Большие континентальные пространства Евразии — колыбели мировых цивилизаций и религий. Большие геополитические пространства континента включают: Евразию (бывший СССР), Ближний Восток, Средний Восток, Южную Азию, Юго-Восточную Азию, включая Индокитай.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев еще в 1994 году в выступлении перед студентами Московского государственного университета имени Ломоносова высказал идею о евразийской интеграции. 10-11 октября 2012 года в Астане состоялся Форум, посвященной 100-летию со дня рождения «последнего евразийца» Льва Гумилева и открыт памятник ученому.
В 2000 году Владимир Путин в статье в «Независимой газете» (от 14 ноября) упомянул о евразийской интеграции. После «небольшой» паузы в 11 лет он опубликовал 3 октября 2011 года в газете «Известия» статью об интеграционном проекте Евразийского Союза «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня». «Лидер российской нации» убежден, что создание «способного стать одним из полюсов современного мира» Евразийского Союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) позволит участникам интеграции занять достойное место в мире и войти в число лидеров глобального роста, добиться успеха и процветания. Кроме российского лидера с пространными публикациями выступили президенты Белоруссии и Казахстана.
На весть о скором пришествии «Евразийского Союза» российское телевиденье ответило захлёбывающими от радости телешоу. Как в недавнем прошлом на известие о российско-американской «перезагрузке», закончившейся очередным пшиком.
Пока не ощущается, что Евразийских Союз стал важной целью для политической элиты России, а так же Украины, Белоруссии и ряда других постсоветских государств, за исключением Казахстана. Несмотря на озвученную идею Владимира Путина о Евразийском Союзе, лидер российской демократии — организованная партийная группировка (ОПГ) «Единая Россия» хранит молчание. Или может быть сосредотачивается на очередном прибыльном бизнесе и готовит кандидатов на государственные посты «эффективных» менеджеров – мародеров.
В интервью «Голосу Америки» автор отметил, что Содружество Независимых Государств сегодня скорее мертво, чем живо. Время СНГ уже прошло. За два с лишним десятилетия мы увидели, что это образование на территории бывшего Советского Союза оказалось неэффективным ни политически, ни экономически. Действительно, как часто повторяют российские руководители, СНГ было создано для цивилизованного развода советских республик. И, вероятно, в этом он проявил себя наиболее успешно.
Большинство западных экспертов никогда не скрывали своего скептицизма в отношении СНГ: они не верили в долговечность этого геополитического образования. И цивилизованный Запад в большинстве случаев не смог понять, почему идеология Содружества, направленная на созидание, не смогла остановить обнищание значительной части бывшего советского народа, не остановила коррупцию и не защитила некоторые бывшие советские республики от межэтнических конфликтов. Мой немецкий коллега сказал как-то, что не может понять, почему после стольких невыполненных программ СНГ, эта региональная группировка не рассыпалась и продолжает существовать. Вероятно, потому, что вместе легче было воровать друг у друга и «приватизировать» богатое советское наследие.
Для Московского Кремля характерна неоправданная поспешность в интеграционных процессах. Российское евразийское пространство формировалось несколько столетий. И было разрушено в одночасье в первую очередь благодаря российской политической элите. И невозможно поспешно «склеить» евразийское геополитическое пространство — Евразийский Союз «на ветхой» модели нынешнего Содружества.
Российская власть часто сравнивает построение Евразийского Союза с Европейским Союзом. Но вряд ли это похожие модели. В Европе была поэтапная интеграция в течение нескольких десятилетий: зона свободной торговли, таможенный союз, экономический союз и валютный союз. А в СНГ за последние 20 лет мы столько наломали интеграционных дров, и все без эффекта. Как говорит русская пословица «поспешишь — людей насмешишь». Только после отрегулированной механизма предыдущей формы интеграции можно переходить к следующей более глубокой интеграции. Если покажет эффективность Таможенный Союз России, Белоруссии и Украины, только тогда можно приступать к формированию Евразийского экономического Союза и, возможно, появятся другие желающие интегрироваться.
В другом интервью «Голосу Америки» автор отметил, что Вашингтон и Брюссель, в какой-то мере, будут приветствовать геополитические и лидерские инициативы Кремля на постсоветском пространстве. Одним из объяснений этой политики — стремление Запада получить противовес Китаю: «Запад будет заинтересован в создании новой региональной группировки – экономическом Евразийском Союзе, который явится противовесом экономического развития Китая». В сфере противостояния развитию экономики Поднебесной, Вашингтон, Москва и Брюссель могут найти новое поле для взаимодействия и сотрудничества.
Наибольшую активность в обсуждении идеи евразийской интеграции проявляет академическое и аналитическое сообщество. Состоялось множество конференций и круглых столов, на которых обсуждались проблемы евразийской интеграции. Издаются на эту тему книги, о некоторых из них пойдет речь в последующих публикациях.