В нарушении прав человека Запад обвиняет многие страны мира, и за обвинениями регулярно следуют неприятные «оргвыводы» для властей этих стран. В СНГ «мальчиком для битья» служила Белоруссия. Но в последнее время западные политики и СМИ вдруг дружно накинулись на Украину. А в местной прессе звучит рефрен: «Януковича сливают». Что случилось?
Пошла гулять конспирологияСообщается, что экс-премьер Украины Юлия Владимировна Тимошенко в очередной раз сильно похудела и не встает с постели, и не от болезни (диагноз которой несколько месяцев варьируется от ОРЗ до паралича), а от последствий нанесенных экс-премьеру тюремных побоев. Фотофакт благодаря газете «Зеркало недели» потряс если не земной шар, то по крайней мере Европу – от Брюсселя до самых до окраин. Изойдя праведным гневом, от участия в майском саммите стран Центральной и Восточной Европы в Ялте отказались 14 из 19 приглашенных президентов – и его пришлось отменить.
Обозревателям ближе к сердцу теория заговора. Ведь 27 апреля, в тот самый день, когда мир узнал об уже полузаживших ранах «газовой принцессы», в ее родном Днепропетровске в самых людных местах взорвались четыре мусорные урны. Слабенький тротиловый эквивалент (на три порядка меньше, чем в Махачкале) компенсировался шумом в прямом и переносном смысле. Конспирология пошла гулять не только по местным медиаволнам. «Голос Америки» цитировал версию Андрея Шкиля, соратника Тимошенко: дескать, город запугивает «донецкий диктаторский режим». А лояльный этому режиму политолог Владимир Карасев заподозрил «руку Москвы», в чем оказался солидарен с экспертом Фонда Карнеги Мэтью Рожанским.
Манхэттенский прожектПрезидент Украины Виктор Янукович совсем не хотел ссориться с Западом. И его правительство, и МИД пребывают в постоянном диалоге с Вашингтоном и Брюсселем и всячески стараются угодить. Янукович, например, проводит реформу компании «Нафтогаз Украины» в соответствии с Третьим энергопакетом ЕС. Предлагает Баку поучаствовать в финансировании Транскаспийского газопровода. А на саммиты – что на чернобыльский, что на ялтинский – зазывает всех президентов, кроме нелюбезного госдепу и ЕС Александра Лукашенко.
На предыдущем саммите ЦВЕ Виктора Януковича усадили рядом с Бараком Обамой. Тогда казалось, что дело Тимошенко сойдет с рук. Ведь на Украину одна за другой приезжали боссы корпораций, интересовавшихся сланцевым газом в польско-украинских пластах. Совет директоров английской компании Cadogan, занявшейся такими разработками в Полтавской области, возглавил американский политтехнолог Зев Фурст, друг миллиардера, газового посредника и врага Юлии Тимошенко – Дмитрия Фирташа. А премьер Николай Азаров ожидал, что из потребителя газа Украина станет экспортером.
Однако в середине марта Геологическая служба США понизила оценку польских запасов сланцевого газа ровно в 10 раз, итальянская ENI потеряла интерес к партнерству с Cadogan, а премьер Азаров занялся поисками способов доставки альтернативного газа – то ли паромом из Грузии, то ли по своей трубе из Словакии реверсом. Пошли слухи, что главу администрации президента Сергея Левочкина, выдвиженца Фирташа, сменит «кучмовец» Виктор Медведчук. А 20 апреля «Зеркало недели» опубликовало разгромный компромат на еще одного партнера Фирташа – министра энергетики Юрия Бойко.
К тому времени в манхэттенском суде Нью-Йорка начался судебный процесс по иску Юлии Тимошенко против Фирташа. Ее американский адвокат Кеннет Маккелион в интервью «Голосу Америки» говорит, что располагает подробной информацией об отмывании денег украинскими чиновниками, связанными с Фирташем: «Наша команда предоставила суду имена и счета».
А пока не началось рассмотрение заокеанского дела по существу, Юлия Владимировна всеми силами тормозит суд в Киеве. В ее представлении ставки велики. Начиная год назад американское разбирательство, она добивалась недюжинной цели – возвращения Украине 11 млрд кубометров газа, который Стокгольмский арбитраж признал собственностью не «Нафтогаза», а посредника. Правда, не припоминается, чтобы изъятое на Западе когда-нибудь возвращалось в страну конфискации.
Похоже, Виктор Янукович не может исключить, что судьбу Лазаренко с такими же конфискационными последствиями могут разделить некоторые его прямые подчиненные. 27 апреля он освободил вице-премьера Валерия Хорошковского, еще одну из ожидаемых жертв американского «наезда», от обязанностей главы штаба по подготовке чемпионата, передав их первому заместителю главы СБУ Петру Шатковскому.
А в это время прокуратура – то ли по тем же соображениям, то ли по иным – предъявила обвинение соратнику Тимошенко экс-министру экологии Георгию Филипчуку, который не дал Ринату Ахметову стать собственником Прикерченского нефтяного месторождения.
29 апреля к бойкоту чемпионата призвал германский министр экологии Гюнтер Реттген: «Я не думаю, что в настоящий момент министры или премьер-министры государств могут принять участие в чемпионате в качестве гостей, ибо это может быть расценено как оправдание диктаторского режима». 30 апреля слова осуждения произнесла Хиллари Клинтон, после чего и посыпались отказы от участия как в ялтинском мероприятии, так и в чемпионате. А экс-президент Ющенко отправился в США.
Игра в картошкуПосле недавнего саммита ЕС – Украина Юлия Тимошенко завершила письмо «диктатору» Януковичу предупреждением: «Я не знаю, сколько Вам известно о международных и геополитических делах, но у меня есть плохие новости: Евро-2012 – это не согласие по европейской интеграции. Вас обманули. Это всего лишь футбол».
То, что происходит вокруг Украины сегодня, напоминает даже не футбол, а детскую игру в картошку, причем без шанса отбиться. Едва прояснилось, что своих перспективных энергоисточников Украина не имеет, лупить по Киеву изо всех правозащитных катапульт стало столь же беспроигрышно, как осуждать Башара Асада.
Телеканал «ТСН» зубоскалит: Янукович отложил ялтинское мероприятие, чтобы не позориться. Версия украинского МИД о том, что гостям было «неможливо» приехать, действительно похожа на спасение лица. Но не своего, а господина Баррозу. Темой мероприятия была европейская интеграция. Что нового на сей счет могли бы рассказать еврочиновники, накануне в очередной раз отказавшие «второсортным» Румынии и Болгарии в приеме в Шенген?
Что с экономической точки зрения означает отказ от ратификации соглашения об ассоциации ЕС – Украина и о зоне свободной торговли с ЕС, о котором 2 мая объявил глава МИД Германии Гидо Вестервелле? Он означает, что Европа освободила себя от конкуренции с дешевой украинской продукцией. Дело Тимошенко оказалось прикрытием для обыкновенного протекционизма – во избежание роста безработицы и протестов. Не будь этого дела, его бы пришлось придумать.
Поставленные на счетчикЕще недавно руководство Украины рассчитывало на финансовое участие ЕС в реконструкции своей газотранспортной системы. Решение о создании консорциума было принято в 2003 году Путиным, Кучмой и Герхардом Шредером. Но наступила «оранжевая революция», а потом грянул мировой кризис. Теперь Европе проще, чтобы газ шел «Северным потоком», а украинская ГТС ржавела дальше.
Сейчас в украинских СМИ звучат новые обиды на Москву, которая строит еще и обходные нефтепроводы. У наших нефтяников были другие планы. Но им пришлось остановить Одесский и Лисичанский НПЗ из-за нерентабельности: рынок залит дешевым польским бензином, а накрутку на цены устанавливает монополист-перевозчик Коломойский. Обвинять «руку Москвы» проще, чем навести порядок в собственном хозяйстве: дурной пример Брюсселя заразителен.
Украина на момент избрания Виктора Януковича была несамодостаточным государством в отличие от Азербайджана и Туркмении. Мировой кризис уже развивался, на фоне событий «арабской весны» тщетность упований на Евросоюз стала очевидной. Но правящие круги, во-первых, рассчитывали на «сланцевое чудо», а во-вторых, пытались играть на противоречиях российской элиты. И домечтались.
В 2013 году Украине придется выплатить по международным обязательствам уже не 37, а 52 миллиарда долларов. Специалисты нацбанка и минфина теперь не рассчитывают на выпуск евробондов, а МВФ, которому в этом году надо вернуть $3,7 млрд, отказывается предоставлять новые кредиты, пока Украина не повысит внутренние цены на газ и тарифы ЖКХ. В свою очередь ЕБРР согласился выдать кредит лишь после раздела «Нафтогаза», причем не рекомендовал торопиться с приватизацией. Пожелания исполнены, только денег нет, а «Газпрому» инвестировать в ГТС теперь нет никакого интереса. Как, впрочем, и E.ON, и Gaz de France, и даже польскому PGNIG.
Не получит Украина в нынешнем году и «технических» дотаций от Евросоюза.
Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований, в числе других возможных кредиторов может назвать только Россию и Китай. Помощник украинского президента Анна Герман в интервью «Вестям» недавно признала, что Украине никак не обойтись без России. Однако ничего определенного о присоединении Украины к Таможенному союзу и ЕЭП мы так и не услышали.
Неизвестно, в каких еще аргументах нуждается Киев после обструкции, устроенной Западом. Если здравый смысл на команду Януковича не действует, возможно, сработает инстинкт самосохранения. Ведь роли уже распределены: Юлия Тимошенко будет пить сок и лечиться в германской клинике «Шаритэ», попутно сотрясая медиапространство «письмами диктатору», а заключивший контракт с ее партией Арсений Яценюк (его сестра – гражданка США) воспользуется ее брендом и харизмой для собственной президентской карьеры. Вопрос только в том, кто станет местным «акционером» проекта по фамилии Яценюк. Олигархам, делящим влияние в Днепропетровске, этот вопрос, говорят, также небезразличен.
Константин Черемныхисточник: dynacon.ru