Юрий Баранчик - председатель оргкомитета по созданию белорусского республиканского общественного объединения "Евразийский народный союз", руководитель информационно-аналитического портала "Империя", кандидат философских наук.
Татьяна Полоскова - исполнительный секретарь Международного движения "Интернациональная Россия", доктор политических наук.
В 2004 году по заказу Министерства иностранных дел Российской Федерации проводился первый Комплексный мониторинг положения российских соотечественников в странах СНГ и Прибалтики. Мониторинг выявил, в том числе, факты крайне низкого профессионализма, серьезных злоупотреблений в сфере взаимодействия российских посольств с организациями и объединениями соотечественников. В целом, рейтинг Министерства иностранных дел Российской Федерации в среде российских соотечественников оказался ниже 10 процентов. К чести тогдашних кураторов темы из МИД России, они не только не побоялись предать полученные данные гласности, но и предложили исполнителям проекта представить сведения, касающиеся коррупционной составляющей, в Генеральную прокуратуру РФ. Скажем откровенно, до этого не дошло только потому, что исполнителям проекта (среди которых был и один из авторов этой статьи) тогда казалось, что внутриведомственного ресурса хватит, чтобы задавить в зародыше превращение тематики работы с соотечественниками в декларативно-отчетную возню, а кое-где и в хорошо налаженную коррупционную схему. А правильней было бы прислушаться к восточной мудрости: "Дракона надо давить, пока он еще глист".
Итоги мониторинга 2004 года в Белоруссии мало чем отличались от общих результатов. Респонденты отмечали слабый интерес посольства к вопросам сохранения русского языка и культуры, особенно в сфере высшего образования; к насущным проблемам соотечественников (типичный ответ - "а какие у вас тут проблемы, государство-то одно"!). Да и сам доступ в посольство для руководителей организаций и соотечественников был тогда весьма проблематичен. Все возлагали надежды на создание некоей координационной структуры при российской посольстве. Такой структуры, которая будет и площадкой для разработки совместных программ, и связующим звеном с Россией. Тем более, что количество средств, выделяемых на проекты в данной сфере росло в геометрической прогрессии, как и количество организаций в России, в чье распоряжении поступали и бюджетные, и иные средства на работу с соотечественниками.
Создание координационных структур стало насущной необходимостью и необходимой формой консолидации. Но не зря говорят, что "как вы лодку назовете, так она и поплывет". Еще в 2005 году только заступивший на должность Директора департамента по работе с соотечественниками МИД России Александр Чепурин поэтично окрестил формирующиеся координационные советы соотечественников "прокладками". Дословно это звучало так: "нам надо во всех странах создавать координационные советы, которые будут прокладками между посольствами и соотечественниками". И производство "прокладок" было поставлено на поток.
В тех странах, где российские посольства возглавляли профессионалы и патриоты удалось создать реально действующие координационные структуры. Но в большинстве случаев, координационные советы на сегодняшний день являются либо чисто формальной организацией, возглавляемой случайными людьми, либо выполняют еще менее пристойные функции. И на сей раз не про отмывание средств идет речь. В целом ряде стран ближнего и дальнего зарубежья координационные советы российских соотечественников "координируют" свою деятельность не только с российскими дипломатами, но и с оперативными работниками местных спецслужб. И кто из них больше влияет на процесс - большой вопрос! В те уже "исторические" годы, когда перед российской дипломатией была поставлена задача создать координационные советы соотечественников, в ряде стран руководители российских посольств не придумали ничего лучшего, как пойти за консультациями... в местные органы власти. Как, к примеру, это было на Украине. И не только. А довод был примитивный: "Вдруг человек, возглавивший страновой координационный совет, не понравится местной власти? Начнутся проблемы, работать не дадут и т.д., и т.п." В переводе на язык родимой дипломатерной службы это означало следующее: "У меня, дипломата, проблемы начнутся, мне не дадут доработать положенный срок, мне придется (о, ужас!) возвращаться раньше времени в Москву"! Стоит ли удивляться, что появившаяся "дырка" в посольские ворота, которая давала возможность и для получения информации, и для влияния на конкретные персоналии, и для формирования позиции посольства не только по проблеме соотечественников была тут же заполнена не только честными, или просто случайными людьми. Но и "профессионалами" совсем другого сорта. А это уже прямая угроза национальной безопасности Российской Федерации. Соответственно, компетенция уже не прокуратуры, а органов государственной безопасности Российской Федерации. И, слава Богу, что в России этой темой, наконец-то, серьезно озаботились.
Ситуация системного кризиса в сфере взаимодействия российских загранпредставительств и организаций соотечественников в странах постсоветского пространства настоятельно требует серьезного экспертного анализа, и начать мы решили с Белоруссии и Украины. В настоящий момент обрабатываются результаты проведенного в Белоруссии мониторинга по оценке эффективности взаимодействия российского посольства с организациями и объединениями соотечественников, после чего полученные данные станут предметом аналитической записки в органы государственной власти.
В июле-августе российские эксперты проведут серию полевых исследований по аналогичной теме в регионах Украины. Но уже сейчас проведенный мониторинг дает основания для выводов, и они весьма тревожны.
Оказалось, что оценку эффективности работы Посольства России в Белоруссии с соотечественниками дать невозможно. Не потому, что не было достаточного количества респондентов для проведения экспертного опроса в Минске и других городах республики в период с 29 мая по 1 июня уже 2012 года. А потому что нет этой работы, а есть имитация деятельности. Взаимодействие посольства с соотечественниками начинается с изучения ситуации и выявления активных, дееспособных организаций, из представителей которых и формируется координационный совет. Не для того, чтобы руководить другими, а для того, чтобы доводить информацию о политике России, гуманитарных программах и проектах, о возможных партнерах, о значимых мероприятиях до различных социальных слоев соотечественников. В свою очередь, члены координационного совета информируют посольство о проблемах и нуждах соотечественников, об острых темах двусторонних отношений (не все видно из-за стен посольств), о реальном положении русского языка и культуры в стране. Что же мы видим в реальности?
По большей части организации российских соотечественников в Белоруссии - это небольшие, достаточно аморфные структуры, которые практически полностью отсутствуют в информационном поле, не оказывают никакого влияния на происходящие в республике общественные процессы. Руководители организаций российских соотечественников и КСРС, в целом, занимают пассивную позицию по острым проблемам современной общественной жизни Белоруссии. Как заявили в ходе опроса респонденты - участники заседаний Координационного совета российских соотечественников, "на этих совещаниях могут часами обсуждать квоты от организаций на те или иные праздники, или количество путевок на санитарно-курортное лечение. А на вопросы тактики и стратегии развития организаций или всего движения в целом не находится даже и минуты. И так на протяжении многих лет"; "складывается ощущение, что почему-то наиболее важные темы развития движения российских соотечественников находятся явно под запретом. Хотя обсуждать явно есть что". Вопрос, а для чего, собственно, создано движение, что хотят его лидеры от России и Белоруссии остается открытым.
Участники опроса обратили особое внимание, что как таковой стратегии развития движения российских соотечественников в Республике Беларусь не существует вообще: "Если не уходить далеко в прошлое, а окинуть взглядом только последние 4-5 лет, когда представительство Россотрудничества возглавлял с небольшим перерывом Александр Ломакин, а руководителем КСРС являлся Иван Корда, то можно сказать, что данного рода задача не ставилась даже в принципе. Хотя, только стратегия позволяет оценить ресурсы, сверстать планы и приступить к их реализации. Если этого нет - тогда наличествует исключительно хаос и подковерные интриги вместо того, чтобы делать дело. Это обстоятельство весьма красноречиво свидетельствует о том, в каком состоянии разброда и шатания находится движение российских соотечественников в Белоруссии".
Любая деятельность начинается с целеполагания и инвентаризации ресурса, а каким собственно путем эти цели будут достигаться? Организации соотечественников в Белоруссии, как правило, не имеют собственной ресурсной базы, существуют исключительно в демонстрационном режиме, на те средства, которые они получают на мероприятия в рамках программ Россотрудничества. А, по сути, влачат жалкое существование. Это становится особенно очевидным на фоне той поддержки, которую оказывает та же Польша своим организациям. По данным СМИ, Министерство иностранных дел Польши только в 2012 году выделит Белорусскому историческому обществу около 70 тысяч долларов, Фонду "Свобода и демократия" около 140 тысяч долларов, обществу "Восточноевропейский демократический центр" около 130 тысяч долларов, Белорусскому обществу Шумана около 70 тысяч долларов, некоему "Бюро солидарности с демократической Беларусью" около 85 тысяч долларов, на поддержку сайта Хартия-97, основного рупора радикальной прозападной оппозиции, будет выделено более 100 тысяч долларов!
Особо отметим, что ресурсное обеспечение деятельности организаций российских соотечественников в Белоруссии идет не в виде грантовой помощи самим организациям в рамках их собственных программ и планов работы, а на финансирование... мероприятий Россотрудничества, которое, получается, кормит само себя. Респонденты не имели ни малейшего представления, что в России финансовую поддержку соотечественникам оказывает не только МИД, Фонд "Русский мир" и Московский дом соотечественника, но и другие субъекты Российской Федерации, крупные деловые структуры, частные лица. Возникает ощущение, что посольство сознательно не предоставляет информации о возможных партнерах организациям соотечественников. Структурами, не обладающими финансовой самодостаточностью, легко манипулировать. Но есть ли от этого польза России и соотечественникам?
Не только соотечественники лишены нужной информации от российского посольства в Белоруссии, но и их деятельность, потенциал не выходит за пределы узких посиделок. Сайта соотечественников до сих пор нет, хотя посол России в Белоруссии Александр Суриков еще осенью 2010 года говорил о необходимости создания такого ресурса. Белоруссия, наверное, на сегодня единственная из стран ближнего и дальнего зарубежья, в которой российские соотечественники до сих пор не имеют своего информационного портала.
Что касается регулярного мониторинга общественных движений, которое должны осуществлять сотрудники российского диппредставительства, то либо на это сил-знаний не хватает, то ли занято руководство посольства и Россотрудничества в Белоруссии более важными заботами. Гостями российского посольства в Белоруссии на общественно-политических мероприятиях бывают и откровенные сторонники крайне правых идей, некоторые из которых, не скрываясь, демонстрируют фашистскую символику. К примеру, среди партнеров Россотрудничества в Белоруссии есть такая молодежная националистическая организация "Румол", а при ней неязыческая арт-группа с пикантным названием "Славянская зрелица". Руководитель "Румола" С.Лущ знаменит еще своим участием в съезде "Коричневого интернационала" европейских ультра-правых националистов 10 марта 2012 г. в Париже. "Чудны дела твои, Господи!" - скажете Вы. И будете неправы. Православных историков в стенах минского Россотрудничества не жалуют, ибо руководство его в Белоруссии увлеклось не на шутку неоязычеством: то форум проведет соответствующий, то ревнители православия ему не ко двору. Хорошо хоть хлысты и скопцы пока не заняли площадку Россотрудничества в Белоруссии и до жертвоприношений Перуну дело не дошло.
А вот чем обусловлен выбор круга лиц и организаций, которые посольство отметило "черной меткой", наши эксперты так и не поняли. Почему, к примеру, посольство приняло деятельное участие в закрытии одной из старейших организаций российских соотечественников Минского общества русской культуры "Русь"? Или почему такое раздражение у руководства посольства и Россотрудничества вызвали общественные организации и движения, выступившие в поддержку Владимира Путина на президентских выборах и поддерживающие развитие евразийских интеграционных процессов? Негатив был такой ярости, что руководство посольства заставило подконтрольное им БОО "Русь", председателем которой является все тот же Иван Корда, приостановить членство в своей организации тех, кто поддержал идеи Общероссийского Народного Фронта. Предположим, у посла Сурикова и у представителя Россотрудничества в Белоруссии кандидатура Владимира Путина, как президента России, вызвала резкое личное неприятие, и они стали активно бороться с теми, кто поддерживал его на выборах. А, когда вопреки их желанию, Владимир Путин выиграл президентские выборы решили страшно отомстить, не поставив на сайт посольства информацию о инаугурации и о визите Путина в Белоруссию.
Это заметили не только в Белоруссии, но и в Москве. И заметили хорошо. Но, в конце концов, выборные предпочтения - это личное дело гражданина. Однако те же высокопоставленные фигуранты теперь ополчились против общественных движений, выступающих в Белоруссии в поддержку Евразийского Союза, что полностью противоречит официальному курсу руководства России. Либо эти господа уже всерьез думают о дембеле, либо... (но не будем предполагать ужасных вещей)! А как по-другому объяснить отказ посольства России и Россотрудничество помогать общественным движениям в организации мероприятий - круглых столов, конференций и т.д., посвященных евразийской интеграционной тематике? Тайна сия глубока! Вот и высказывали респонденты недоумение: а Россию ли представляет в Минске руководство роспосольства и Россотрудничества? А если все же Россию, то какую?
Выделим еще один важный тематический блок. Взаимодействие с соотечественниками и местной общественностью предполагает регулярные выходы сотрудников российского посольства, а тем паче, представителей Россотрудничества в аудитории, в первую очередь, студенческие, организацию регулярного диалога с общественностью республики, а не только организациями российских соотечественников. Кстати, в бытность Элеоноры Митрофановой руководителем Росзарубежцентра именно за этот показатель спрашивали сотрудников этого многострадального ведомства, зачастую из-под палки загоняя их на работу "в поле". Сайт Россотрудничества в Белоруссии ныне забит информацией о круглых столах внутри стен организации. Но, коллеги, чего убеждать людей, которые и так с симпатией относятся к России? Где работа в "поле"? Кто его окучивает вместо вас? А результаты налицо. И проявляются они и в росте русофобских настроений, и в планомерном выдавливании русского языка из высших учебных заведений, и в искажении исторической правды. Как сказал один из респондентов: "Тишина и бесконфликтность здесь обманчивое впечатление. Влияние России падает, а влияние западных стран растет"! Особенно, среди молодежи, да и среди лидеров организаций соотечественников основная масса - люди преклонного возраста.
Старые советские дипломаты, говоря о работе с общественностью и соотечественниками, всегда отмечали такой фактор, как "элемент внимания". А говорили так: "Даже если нет возможности помочь, решить вопрос, прими человека, выслушай, прояви внимание. По тебе будут судить о стране!" А что мы имеем в этом плане в Белоруссии? Как свидетельствуют наши респонденты - руководители организаций российских соотечественников, рядовые члены обществ, а также представители российских средств массовой информации, нормой стало то, что сотрудники российского посольства всячески дистанцируются от общения, трубки телефонные не снимают, общаются вообще через губу... Какие уж тут задушевные беседы с элементами внимания! Какие замеры эффективности работы могут быть? Таких горе-дипломатов надо объявлять профнепригодными и отправлять поднимать российское сельское хозяйство, и то, под бдительным присмотром.
А если серьезно, то налицо не только системный, но и идеологический кризис движения российских соотечественников в республике. Большинство просто потеряло веру и в справедливость, и в искреннюю заинтересованность в работе российских посольств. Но кто в этом виноват? Те руководители организаций, которые тянут на себе воз работы и которых уже начали увольнять за поддержку идей Русского мира в Белоруссии или все же другие товарищи, которые и должны системно руководить такой работой и стратегически видеть ситуацию? По сути, вместо широкого общественного движения, с серьезными общереспубликанскими инициативами, которые бы позитивно воспринимались и властями республики, в настоящее время движение российских соотечественников скатывается к сектанству, которое интересно исключительно его участникам.
И Белоруссия здесь - все лишь частный случай. В странах ближнего и дальнего зарубежья выходы из координационных советов российских соотечественников приняли характер устойчивой тенденции. Похоже, что недалеко и до создания альтернативного Всемирного конгресса соотечественников. И если российские власти будут и дальше отмахиваться от решения этой проблемы, то через некоторое время соотечественники отмахнуться от них. А некоторые уже это сделали и, похоже, об этом не жалеют.