«Необходимо до сентября текущего года заключить с НАТО принципиально новое соглашение, которое бы отменяло все прежние соглашения и полностью переопределяло содержание и формат сотрудничества России с этой североатлантической региональной организацией»
Заявление Движения развития
в связи с ситуацией, сложившейся в сфере сотрудничества России
и Организации Североатлантического договора (НАТО)
Международное общественное движение «Движение развития» поддерживает решение избранного Президента России Владимира Путина отказаться от участия в Саммите НАТО в Чикаго 20 – 21 мая т.г., тем более, что в эти числа в Чикаго планировалось одновременное проведение Саммита Большой Восьмёрки G8, что, вне всяких сомнений, было сделано для придания НАТО статуса не частной региональной организации, а альтернативной ООН глобальной организации, стремящейся и готовой заместить ООН.
Решение избранного Президента создаёт для России оптимальную ситуацию для проведение в российском обществе широкой дискуссии о целях и механизмах сотрудничества России с НАТО, содержании, формате и границах наших отношений.
В связи с этим Движение России заявляет о необходимости кардинального пересмотреть к моменту очередного голосования в Совете Безопасности ООН по мандату Международных сил содействия безопасности в Афганистане (МССБ, ISAF) все договорённости России с НАТО (включая и двусторонние договоры с государствами - членами НАТО или обслуживающих НАТО) и настаивает на заключении одного нового Договора.
Это определяется тем фактом, что на протяжении последних 15 лет НАТО последовательно выступало фактором незаконного использования военной силы, дестабилизации ключевых регионов мира и в 2003 году перешло к распространению своей зоны ответственности из Северной Атлантики в центр Евразии, Афганистан.
В особо циничной манере подобная нарушающая международное право активность была продемонстрирована НАТО в прошлом году по отношению к Ливии через так называемое «расширительное толкование» резолюций СБ ООН 1970 и 1973.
До этого НАТО разрушило в 1999 – 2003 гг. Югославию, создав анклав транснациональной преступности в Косове, поддержало своими отдельными контингентами агрессию США против Ирака в марте 2003 года, а в августе 2008 года идеологически поддержало вероломное и нарушающее все признанные международные соглашения нападение Грузии на российских миротворцев в Южной Осетии.
Более того, сразу после оккупации Ирака Организация Североатлантического договора (НАТО) с очевидностью взяла курс на подрыв и последующую подмену ООН, выразившийся в многочисленных заявлениях о якобы невысокой дееспособности ООН и необходимости приведения в соответствие статуса НАТО с операционным бременем Альянса для мирового сообщества, когда НАТО стало подряжаться в качестве единственного оператора применения военной силы и разрешения конфликтов.
Роковым действием НАТО, односторонним и нарушающим все договорённости и международное право в целом, стало самовольное принятие Альянсом на себя командования силами МССБ в Афганистане 11 августа 2003 года, что послужило вытеснению ООН из системы принятия оперативных решений по Афганистану и обосновало массированный ввод на территорию Афганистана военных контингентов НАТО: если в августе 2003 года в Афганистане находилось 4 тысячи иностранных военных, то на данный момент численность войск под единоличным командованием НАТО составила 150 тысяч военных и 80 тысяч вооружённых контрактников из частных военных компаний (ЧВК), то есть численность вооружённых иностранцев в Афганистане, причём, иностранцев под командованием НАТО, увеличилась в 60 (!) раз.
Впрочем, это не единственный рекорд НАТО в Афганистане.
Вторым рекордом, согласно данным ООН, стал при полном попустительстве НАТО рост объёмов производства героина к 2007 году в 44 (!) раза, что привело к гибели не менее полумиллиона молодых российских граждан.
Ещё один рекорд, закономерно вытекающий из узурпации НАТО командования силами МССБ, состоит в том, что НАТО находится в сердце Азии и Евразии уже более 10 лет, хотя исходная договорённость Президента США Буша с руководителями мировых держав, в том числе России, перед вторжением США в Афганистан 7 октября 2001 года была о кратковременной и ограниченной по срокам миссии в несколько месяцев.
Таким образом, вместо кратковременной «войны с террором» и Усамой бен Ладеном, что заявлялась США в качестве повода для начала военных действий в Афганистане, реальным смыслом и содержанием военного присутствия США в Афганистане и оккупации этой страны стал военный контроль выдающейся по своим транзитным возможностям афганской территории и организация колоссального военного присутствия США и НАТО в «подбрюшьях» России, Ирана и Китая.
К сожалению, российская дипломатия посчитала возможным «не заметить» вопиющее по своим последствиям событие - решение НАТО от 11 августа 2003 года о самовольном принятии командовании МССБ - и с тех пор продолжает действовать как ни в чём ни бывало, как будто ничего не произошло.
Платой за эту ошибку российской дипломатии стало не только возникновение в Афганистане планетарного центра наркопроизводства и военно-стратегического плацдарма с 40 военными базами, но и последующее полномасштабное вовлечение России в идеологию НАТО и её транспортно-логистическую инфраструктуру.
Именно после принятия НАТО на себя командования силами в Афганистане Россия на следующий 2004 год подписала с НАТО Соглашение о статусе сил (войск), которое в мае 2007 г. утвердила Государственная Дума РФ.
Подобного рода соглашения (в оригинале Status of Forces Agreement, SOFA) являются типовыми, стандартными для США и НАТО при определении ими нормативно-правовой основы, цитирую с сайта Информационного центра Министерства обороны США, «размещения на территории дружественных государств иностранных вооружённых сил» («visiting military force deployed in the territory of a friendly state»).
Проходящие в настоящее время между Россией и НАТО переговоры о создании так называемого «перевалочного пункта» в Ульяновске являются всего лишь закономерным и неизбежным следствием утверждённых пять лет назад российской Госдумой соглашений.
Таким образом, по юридическому смыслу и статусу Российская Федерация находится с НАТО в точно таких отношениях, в каких находится с более чем 50 государствами мира, где размещены военные объекты и базы НАТО, а также - в каких будет находиться с США Афганистан, если со своей стороны заключит с США точно такое же соглашение SOFA, предоставляющее США право легально размещать военные объекты, в том числе и военные базы.
Прямым результатом данных соглашений и отсутствия в 2003 году принципиальной позиции России по факту самовольного захвата НАТО командования МССБ и тайной смене Вашингтоном и Брюсселем задач и форм присутствия военных контингентов НАТО в Афганистане стало и решение США и Афганистана о постоянных военных базах на территории Афганистана после так называемого вывода войск в 2014 году.
Неудивительно, что единственной реакцией России на начало переговоров о базах между США и Афганистаном стал предельно робкий и по-детски обиженный Комментарий Департамента информации и печати МИД России относительно сообщений СМИ о намерении США разместить военные базы на территории Афганистана от 18 февраля 2011 года.
В Комментарии, в частности, российский МИД России не побоялся публично задать вопрос поистине детсадовского уровня: «Зачем Афганистану будут нужны военные базы США, если с террористической угрозой в ИРА будет покончено?», а в конце Комментария в отчаянии пригрозил США… побеседовать: «По всем этим вопросам мы, разумеется, обстоятельно побеседуем с нашими афганскими, американскими и другими партнерами».
Получается, что Российская Федерация, закрыв глаза на самовольное принятие НАТО на себя командование международными силами в Афганистане 11 августа 2003 года и пойдя на навязанные НАТО соглашения о статусе сил (войск) SOFA, позволила НАТО в полное нарушение Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины Российской Федерации не только осуществить «продвижения военной инфраструктуры стран-членов НАТО к границам Российской Федерации», но и попросту запустить НАТО внутрь территории Российской Федерации, а с наземным пунктом в Ульяновске и создать стационарный наземный пункт для НАТО в глубине российской территории.
Разрастающийся скандал по поводу «перевалочного пункта» НАТО в Ульяновске и, вместе с тем, отказ избранного Президента России участвовать в чикагском Саммите НАТО образуют момент истины: либо Россия и далее по инерции будет поступаться своим суверенитетом в пользу НАТО – либо мы в кратчайшие сроки пересмотрим наши договорённости с НАТО, а в рамках этого – кардинально изменим и внешнюю политику России по афганскому направлению.
В связи с вышеизложенным Движение развития считает необходимым:
Приостановить переговоры с НАТО по соглашению о размещении в Ульяновске «перевалочного пункта» НАТО;
Организовать в государственных СМИ общенациональную дискуссию по смыслу и содержанию сотрудничества России с НАТО в целом и по Афганистану, по афганской политике России, в частности;
Потребовать от НАТО интенсивной ликвидации наркопроизводства в Афганистане в 2012 – 2014 гг., обусловив эффективностью их действий разрешение на транзит грузов НАТО по территории России;
Пересмотреть афганскую политику России как ключевой вопрос российской внешней и мировой политики;
Рассмотреть за заседании ОДКБ вопрос о транзитной политике, порождающей ущерб суверенитету государствам – членам ОДКБ;
Переработать Стратегию национальной безопасности и Военную доктрину Российской Федерации в направлении конкретизации военной и иных угроз НАТО по отношению к России и российским интересам;
До сентября текущего - до момента очередного голосования в Совете Безопасности ООН по мандату Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF, МССБ) - осуществить инвентаризацию и анализ всех имеющихся договоров России с НАТО и предложить НАТО принципиально новое соглашение, которое бы отменяло все прежние соглашения и полностью переопределяло содержание и формат нашего сотрудничества в направлении обеспечения российского суверенитета и международного мира и стабильности в соответствии с Уставом ООН.
Председатель Движения развития
Юрий Васильевич КрупновМосква, 26 марта 2012 года