В дополнение к сказанному: ЕВРАЗИЙСКОЕ ПОЛЕ: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ: Александр ГОРБАТОВ, эксперт Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей:
Российский аналитик Александр Андреевич Горбатов на сайте «Русский мир, Украина» обратился к текущим событиям в среднеазиатском Киргизстане, что достаточно далеко как от Москвы, так и Киева. Тем не менее, такой интерес представляется симптоматичным…
Во-первых, на наш взгляд, он означает рост степени понимания пространственно-временного единства в рамках Евразийских границ как таковых. Если не в массе, то, хотя бы в цеху политиков. Во-вторых, это осознание прямой связи друг с другом всех происходящих на этом пространстве событий - по физическим законам сообщающихся сосудов. Разве только наполнение этих самых сосудов - информационное. В-третьих, что после ельциновского пьяного погрома страны с опорой на маргинальную, не обремененную интеллектом и легко управляемую толпу, и таких же ее лидеров наступило похмелье. Рассолом оно не снимается. Для оценок происходящего и перспектив развития текущего процесса требуется абсолютная свежесть мозгов. Их услуги уже предлагаются. В-четвертых, постепенно наступает прояснение, что на обширном этом Пространстве существуют некие ключевые точки напряжения. Условная точка Бишкека - одна из них, другая - Киев. Потому и бурлят, почти синхронно. Есть и иные, активированные в большей или меньшей степени. О логике и первопричинах формирования таких точек с относительной подробностью рассказал в своей публикации. На азиатских сайтах она прошла под названием «Киргизское зеркало Украины».
Взгляд А.А.Горбатова любопытен тем, что он ориентирован на публикацию программной статьи В.Путина (4 октября, «Известия») «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня». По мнению автора, произошедшее после этих заявлений продемонстрировало на только плотность нынешнего времени, но и принципиальные и долговременные узлы будущих глобальных изменений - они завязываются прямо на наших глазах. Надо только научиться различать признаки надвигающихся перемен.
Все это так. Разве что трудно согласиться с приведенной автором ссылкой на «Financial Times», которая полагает, что в только что завершившейся предвыборной кампании «Киргизия избрала своего «Путина». Британская пресса совсем не случайно лидирует в оценках азиатских событий. Хотя мне это больше напоминает если не попытку прозондировать настроение «на местах», сколько некую тайную игру на опережение. Достаточно напомнить, что имевшее в этих местах так называемое «басмаческое движение» - было плоть от плоти производная деятельности именно британских спецслужб, пытавшихся если не взять под полный контроль этот ключевой регион пространства, то хотя бы внести в него элемент хаоса и неопределенности. Что отчасти удалось. Вот только реальными жертвами этой игры стали многие тысячи людей. Попытка такого же «рулежа» отчетливо просматривается и в прошлогодних (апрель 2010) бурных событиях. Впрочем, они никогда за последние одно-два столетия не прекращались. Чтобы не выглядеть голословным относительно последнего бурления в этом регионе, напомню быстро «замыленное» сообщение местной печати о задержании в пригороде Бишкека сотрудников англоязычного посольства при передаче неким тогда еще потенциальным местным инсургентам партии дальнобойного снайперского оружия. Затем последовали не менее замыленные валютные операции в объемах превышающих совокупный бюджет всех нынешних среднеазиатских государств. Затем вспыхнул явно спровоцированный бунт, жертвы которого - числом до ста, поименованы на мраморных досках, укрепленных для поддержания скоротечной памяти на ограждении здания президентской администрации. Но много большее число трупов все еще разложено по холодильным камерам - некому забирать, не отыскиваются родственники. А это означает только то, что в событиях были задействованы наемники из прилегающих к Киргизии территорий. Организация пресловутой системы управляемого хаоса - уже не в действии, а в практическом результате (фото).
Кому любопытно, может обратиться к нашим прежним заметкам, на которых представлено в иллюстрации это же самое место на момент бунта. Впечатляет. Как результат инсургенции - борьбы за влияние. И не только в структурах местной власти, но в много большей степени за ее пределами. Где-то у этого забора при исполнении служебных обязанностей были хоть и легко, но ранены мои коллеги и друзья. Оба с прочными украинскими корнями. Это тоже особенность Киргизии.
Мне сложно оценивать, будет ли новый лидер Киргизстана Алмазбек Атанбаев похож на В.Путина, или это всего лишь попытка влиятельного британского издания привычно навести тень на плетень. Но твердо знаю одно, что относительно недавно еще вполне благополучное и спокойное государство сегодня оказалось на грани реально вытеснения с карты мира как таковой. Во всем абсолютно, включая и сам этнос. Знаю и то, что переходный лидер Роза Отунбаева грамотно, взвешенно и осторожно, без резких движений сумела подготовить преемнику позицию, которая позволяет вытащить этот государственный новодел из трясины, в которой он оказался по итогам череды всякого рода цветастых революций. Собственно на это и сделан акцент Александром Горбатовым.
Работы впереди еще явно непочатый край. Одним из акцентных ее направлений станет американская военная база в Манасе. По разным причинам. В том числе и чисто внутренней, хозяйственной - полеты самолетов и технология их посадки уже привели не только к техногенной загаженности немалых территорий. По факту уже исчезли плантации виноградников бывших немецких сел Гроздь и Виноградное. Приведены в состояние фактического экологического бедствия земли прилегающих к базе чеченских и ингушских сел. Возможно, кому-то будет любопытным, что одно их этих киргизских кыштаков - малая родина генерала Дж. Дудаева, а во втором жил Народный артист СССР Махмуд Эсамбаев. Те самые. Но речь о другом. В этих достаточно крупных селениях резко вырос процент онкологии среди местных жителей. «Выгодная» арендная плата эти потери возместить не в состоянии. К тому же само государство не в состоянии развиваться без собственного полноценного аэропорта, построенного на средства из бюджета СССР, но отданного под настроением политического раздрая стороннему дяде. Он явно беспокоится и пустится во все тяжкие, чтобы хотя бы сохранить нынешнее статус-кво. Провокационная публикация «Financial Times» всего лишь одно из наглядных тому подтверждений.
Меня, как одного из его авторов «Русского мира. Украина», да и сам сайт часто упрекают в чрезмерной широте взгляда на события. Слышим «советы»: все нужно ограничивать интересом только к русской теме Украины. А Киргизстан, дескать, далеко за ее пределами. В чем здесь глупость я уже говорил. И не раз. Повторюсь. Мы все по-прежнему живем в рамках так и не изжитой из идеологической и экономической практики романовской исторической версии. Опираясь на нее, мы плохо представляем, кто такие украинцы - тем более те, кто уверен в обратном. Еще хуже знаем, точнее - совсем не знаем, кто такие киргизы. И лишь что-то подозреваем о сути больших пространственно-временных процессов. Без наглядности и конкретики. А чтобы такая наглядность обозначилась, предлагаю интересантам, или как их там обратиться к работам известного российского лингвиста, дотошно копавшего в теме. Например, он обращает внимание на слово «черкассы», хорошо известное любому взрослому украинцу. Меньше известно другое. Что еще в начале XIX века так называли местных жителей степей. Смотрим хотя бы пушкинскую «Полтаву». Так вот, по Кызласову (Л.Р.Кызласова, 1924-2007,историк, археолог профессор МГУ) «украинские» половцы, еще при царе Алексее Михайловиче обильно неселявшие территории, Черкасской, Киевской и целого ряда иных областей Украины, твердо именовались черкасами. А черкассы - это «кыргызы, хыргызы, киргизы», И легенда, массово бытующая и доныне в Киргизстане о «киргизах, высланных советской властью на постоянное поселение на Украине», всего ли отражение этого обстоятельства. Места громадных тюркских скотоводческих кочевок по всей степной части континента уверенно охватывала и нынешние украинские пределы. Помним: «Богат и славен Кочубей. Его луга необозримы; Там табуны его коней пасутся вольны, нехранимы…». Или «Мария, бедная Мария, Краса черкасских дочерей! Не знаешь ты какого змия Ласкаешь на груди своей» (А.Пушкин, «Полтава»). По времени это совсем еще близкий по историческим меркам XIX век. Еще недавнее господское «ханство» встало под руку московского царя. Логика развития экономики заставила. И никуда с этого пространства «просто исчезнуть», как это случилось с отечественными историческими описаниями, это родовое «ханство» не могло. Разве что под жестким давлением сугубо экономических обстоятельств частью «откочевать» в сторону Черного и Белого морей, освоив попутно значительные облесенные массивы Московской, Тверской, Ярославской и иных областей, включая нынешние «незалёжно» турецкие. И стать при этом на Руси Гончаровыми, Трубецкими, Годуновыми, Загряжскими, Разумовским и так до бесконечности.
В свое время столкнулся с удивившим меня обстоятельством - в нынешней Смоленской области масса деревень с характерным названием «хохловка». И этих самых «хохловок» там, как говорится, пруд пруди. Едва ли не через десяток-полтора километров следующая. С чего бы вдруг? Похоже, что и несколько странноватые сугубо смоленские фамилии с суффиксом «енков» (Политенков, Степченков, Шиленков, Костюченков…) суть прямая производная от нынешней украинской формы на «о» или «к», а то и вовсе без всяких окончаний.
Так что киргизские дела - это дела и события все того большого «украинского» поля, то есть Степи. Да и характерные отличия собственно украинского языка выстраиваются именно на степной - тюркской основе. Увы, вынужден расстроить сторонников национальной чистоты. Впрочем, и она сама, тюркская эта база, не без сложностей. В виде мощнейшего финно-угорского пласта. И списка иных. Не без удовольствия снимал попавшийся в киргизской поездке двухмесячной давности местный намогильный камень с характерным руническим письмом (фото). И надпись эта по смыслу ближе к тюркам, чем к кому бы то ни было из тех племен и народов, которые пользовались в своей практике этим характерным письмом. Хотя точнее говорить о некой усредненности, вполне закономерной по причине пространственно-временных закономерностей Такие же артефакты с достаточной периодичностью отыскиваются и по всей территории нынешней Украины. как, впрочем, Германии, Венгрии, России, Скандинавии. Последнюю, к слову, с русского на русский переводят как Новую Скифию. Этот камень найден далековато как от одной, так и от другой - в нынешней Талласской области Киргизии. А в самой «Скифии» - на Украине, пласты финно-угорских топонимов, к примеру, из названий Ирпеня, Ворзеля, Ворсклы, да и самого Киева тоже. Можно, конечно, с этим не считаться, но получится ли от избранного нежелания нечто твердо устойчивое? Или желанней карамзинская или грушевская сказка. К этим сказкам привыкли. Жить с ними можно, но вот понять суть процесса развития - вряд ли. Не потому так обвально сыпется национальная украинская идея, потому что не сходятся концы с концами, потому что желания не совпадают с возможностями, по причине их - желаний, глубинной неопределенности. Потому что этой заведомой неопределенностью намеренно «пудрят мозги массе», хронически жаждущей перемен. Если через этот туман пробьется желание узнать, о чем сообщают такие надписи - проблем нет. Расскажем. И наглядно представим.
А здесь еще раз обратим внимание на лицо типичной украинки из Х века (фото). В свое время эта скульптура была обнаружена на обочине трассы, что по верхушке Донецкого кряжа ведет из Луганска в Ростов (между украинскими Краснодоном и Свердловском, вроде бы связанным с известным походом князя Игоря на половцев). Потревоженная плугом местного пахаря скульптура эта передана экспедицией доктора исторических наук Ивана Пислария в Свердловский краеведческий музей, где вроде бы и должна ныне находиться. Образ красноречивее всяких слов. Но можно привести и массу иных украинских и русских лиц со склонением в «монголоидную» сторону. Впрочем, предку, судя по современному украинскому типажу, такая деталь была малоинтересной. Но это разговор для отдельной темы. И мы к ней непременно обратимся.
А в рамках этой обратим внимание на схожесть ментальных черт - киргизских и украинских. В частности на мифологизированное наше сознание. Если то, что мы понимаем под понятием Европы и Запада живет по сугубо рациональной ориентировке, то и мы, и киргизы по уши погружены в мир всякого рода сказок. В ту последнюю свою поездку на Тянь-Шань - нынешний киргизский этнический центр, довелось столкнуться с таким политическим заворотом. Местный парламент бурно, едва ли не до драки, вполне привычной и для наших народноозабоченых, обсуждал тему сноса одного «неправильного памятника», поставленного в недалекие еще времена президентства Аскара Акаева, и замену его на другой - более политкорректный. Который, как слышалось в «отименинародном» вопле, тренированных бесконечными обещаниями глоток, позволит, не более и не менее, сплотить нацию, сориентировать ее на путь в светлое и заведомо более благополучное будущее. Речь шла об установке очередного памятника герою местного эпоса богатырю Манасу - аналогу, записанного на берегах Белого моря киевского былинного цикла, посвященного подвигам не менее знаменитого Ильи Муромца. «Фишка» в том, что в киргизской столице уже установлены памятники этой святыне сознания. И даже в очень неплохом решении - один представлен заставкой к этим заметкам.
Наши хоть на Муромца уже и не ориентируются, но со все той же настырностью пытаются залепить какую-нибудь бандеру - на радость всем, и как отражение все того же «истинно правильного» сплачивающего курса. А разве упертый ориентир «на продвинутую Европу» не тот же самый монументальный фетиш? Равно как и «языковая политика». Все это ориентировка на то, чтобы сделать толпу инструментом для пробивания словом и делом тех или иных не афишируемых намерений. В такого рода «демократические ценности» можно играть и дальше. Вот только, как заметил по случаю мудрец: «Толпа выедает на пути своем всякую радость» (Н.К.Рерих). И не только радость, она выедает практически все. Экономику, науку, культуру - по всем их срезам сразу. Все это и подобное можно было бы назвать детсадовскими играми, что, собственно и есть, если бы за такой возней не укрывались много более серьезные намерения. Сторонних участников. И не очень веселые последствия этого участия. Но это к тому, что с уровнем такого сознания очень сложно соответствовать Путину или тягаться ним.