Мне известно, что по названным адресам 2 октября с. г. направлено письмо в жанре «SOS» (укр. мова – рятуйте!) от искренне Вашего известного деятеля (?) С.Г. Проваторова. Писал он, по его словам, с уважением и надеждой на поддержку. И подкрепил просьбу впечатляющими титулами, дабы его по рассеянности не приняли за рядового горемыку-соотечественника, а пуще того – за русского, критически настроенного по отношению к ВКСОРС (оказывается, есть такие гады среди русских). Ваш покорный слуга даже привстал с почтением со стула, ослеплённый перечнем занимаемых постов доносчика: заместитель председателя ВКСОРС, председатель Правления Объединения "Русское Содружество", главный редактор "Газеты для соотечественников Русская ПРАВДА", царь Польский, вел. князь… Ох, простите, не туда заглянул!
Так в чём же проблема? Почему столь заметная фигура нуждается в поддержке? И в защите (ещё одна просьба из письма-доноса)? При этом автор письма изображает благородство, подчёркивая, что печётся не так о себе, как о интересах всего Движения, Русского Мира и соотечественников. Выходит, в поддержке и защите нуждается Православный Мiръ в целом, а Правоторов лишь избранно попал под какие-то безжалостные колёса. Но – главная интрига – от кого же необходимо спасать сию внушительную часть человечества с затесавшимся в неё Проваторовым, как червячком в яблоко?
Титулованный жалобщик называет несколько лиц, в том числе меня, С.А. Сокурова. Уверен, другие из названных сами за себя способны постоять. Здесь я буду говорить только о себе. При том, заметьте, я не прошу ни поддержки, ни защиты, хотя стал членом Русского Движения за рубежом много раньше, чем любой из читателей этого письма, а именно, в мае 1988 года (в те годы г-н Проваторов только ещё собирался пакостить РПЦ МП). В руководящих органах Движения я не раз занимал заметные посты (был основателем и 1-м руководителем РО во Львове, др.), не единожды был отмечен его наградами – Почётным знаком МСРС (о чём в письме очень сожалеет жалобщик), Дипломом ДВЭМС Москвы и СЖМ, изданием сборника публицистики, др.
Итак, я пишу пояснительную записку к жалобе С.Г. Проваторова от 2.Х.11, поскольку в ней назван по имени и охарактеризован. Я определён им как виновник клеветы (клеветнической компании! Однако!), как покуситель на вождистскую честь(?!), достоинство(!!) и деловую репутацию(!!!), как лжец, носитель «аморальщины», архитектор «чинимого произвола». Конечно, я делаю скидку на художественную образность газетного шефа (это, как говорится, у него от Бога), но всё-таки наш труженик пера ещё и публичный деятель; нельзя давать волю воображению. Притом, по его словам, Проваторов видит лишь «вершину клеветнического айсберга». Представляете, если бы он сподобился увидеть весь айсберг, не только макушку! Какие бы вопли раздались с днепровских круч! Правда, айсбергом может показаться и льдинка в глазу. Похоже, так на самом деле и есть.
В подтверждении своих обвинений против меня, г-н Проваторов ссылается на моё открытое письмо в его адрес (http://rusmir.in.ua/pol/1331-otkrytoe-pismo-sa-sokurova.html). Прошу взглянуть. Что в этом материале может вызвать нелицеприятные отзывы в адрес автора? Только то, что автор в конкретном месте «Реестра», составленного зампредом ВСКСРС, обнаружил подлоги. Притом, подлоги подтвердились статьёй О.Титовой. Если здесь и есть криминал, то он в неуклюжей попытке составителя Реестра не признавать своей вины. Милейший Сергей Германович на это разоблачение разразился такой площадной бранью (с упоминанием своих любимых фекалий), что потерял право обижаться на действительные оскорбления в свой адрес. Только я до оскорблений не снисхожу, пусть не надеется. Далее, в обойму обвинений жалобщик-обвинитель вкладывает этот вот мой стихотворный сказку-памфлет: http://rusmir.in.ua/pol/992-skazka-o-myort...ablotyryax.html
Позволю себе лирическое отступление. По роду занятий и призванию я писатель-публицист и беллетрист, член СП СССР с 1988 г., ныне – СП России. Долг литератора – вскрывать и выносить на свет, на всеобщее обозрение пороки отдельных людей и общества, критиковать, не глядя на лица, не считаясь с «погонами» критикуемых, всё то, что кажется безнравственным; и оттенять это подходящими примерами. В кругах, куда волею случая вброшен г-н Проваторов, приняли сомнительное решение «не выносить сора из избы». Такой приём келейности приводит рано или поздно к тому, что переизбыток накопленного мусора ломает стены изнутри – вся грязь вырывается наружу, а её накопители предстают сторонним глазам испачканными донельзя (я хотел здесь использовать любимое словцо Сергея Германовича – «говно», но ведь моё письмо могут прочесть и дамы. Воздержусь).
Вот эти статью и «сказку» привёл г-н Проваторов как пример моей враждебности всему Русскому Миру. Но если он эти сочинения считает «вершиной айсберга», то почему бы не показать весь айсберг? Ну, хотя бы то, что создано мною в жанре публицистики. Даже меньшую часть – ту серию материалов в поддержку российских соотечественников, проживающих за рубежом, и русского языка на постсоветском пространстве, которая была оценена дипломом Правительства Москвы, за которую я, в числе награждённых, был назван журналистом года с подтверждением этого руководителями Союза журналистов столицы. Что же получается: российские соотечественники столь высоко оценивают своего недруга, своего врага Сокурова с такими характеристиками, что привёл в своём доносе г-н Проваторов? Может быть, уставы ВКСРС и РЕ наделяют руководителей правом по 2-3 публикациям делать вывод о содержании и духе 1000 публикаций (у меня ок.1200) и на этом выносить приговор автору? Это какая-то провоторизация общественного объединения!
А может быть, объяснение этого надо искать в другом? В Проваторове и проваторовых, намертво присосавшихся к Русскому Движению?
Не скрываю, я нахожусь во внутренней оппозиции к ВКСОРСу. Не потому, что идея плоха. Идея прекрасная. И большинство входящих в него организаций честно, достойно, и временами эффективно держат оборону русскости во всех её проявлениях. Но на Руси как на Руси, в том числе зарубежной: в русском сознании превалирует лидер в образе если не монарха, то вождя, авторитарной личности. Или авторитетной группы. На мой взгляд, разделяемый множеством единомышленников, нынешнее руководство ВКСОРС носит признаки «спущенных сверху личностей», которые были подобраны архитекторами Совета не по способностям к общественному делу такого масштаба и таких местных особенностей, а по «признаку узнавания». Притом, не имело значения, «узнавался» успешный деятель или «провальный», главное, чтобы он примелькался. Среди них оказались и явные могильщики русского дела, и активные, суетливые умельцы создавать и громоздить бесплодные структуры, болтуны и позёры, и мастера ничегонеделания при внешних признаках тяжкого труда, и просто случайные люди. К руководству такой организации нельзя подпускать лицо, зависимое от партийной дисциплины той партии, для которой «русский вопрос» - разменная монета, в лучшем случае. Но сейчас случай-то худший. Ибо чем отличается Янукович от Ющенко? Только тем, что второй был вчера, а первый есть сегодня. То есть, Партия Регионов реально стоит китайской стеной на пути Русского Движения Украины. Партийные тузы не считают зазорным и врага России добрым словом помянуть, коли случай подвернётся. Такого руководителя ещё можно принять, как компромиссную фигуру в «ранге английской королевы», но тогда вся надежда, вся ответственность за искусственный застой и неуспех ложится на заместителя… Вот и добрались до главного действующего лица моего эпистолярного сочинения.
Сергей Германович Проваторов годится, наверное, для каких-нибудь дел, будучи по наклонностям и талантам (вернее, по отсутствию последних) исполнительным чиновником средней руки. Но он совершенно не подходит для того, чем сейчас занимается. Прапорщик возглавил армию. Да ещё оставил за собой должность начштаба. Да плюс армейские средства массовой информации в его руках. Образование, законченное школьным аттестатом зрелости, не получило в нём развития самостоятельным созреванием. Косноязычие в письме, ограниченный запас слов, неумение грамотно построить фразу, вызывает ироническую усмешку у его слушателей и читателей. Так возможно, он хороший администратор, ловкий политик? Бывают же самородки. Вряд ли. Во всяком случае, ничего такого я не заметил. Но видно другое: там, где творит Проваторов, - однообразие в разнообразии, отсутствие яркой, свежей мысли, всё серо, тускло, какие-то ни к чему не пригодные виртуальные сооружения, застой, мертвечина. Всем этим могут быть удовлетворены лично преданные шефу, в обмен на удовлетворение их запросов, или абсолютно равнодушные к завтрашнему дню Движения, к русской судьбе.
Я, в отличие от других критиков Проваторова, не считаю его роковым духом Русского Движения. Он опасен амбициями и динамизмом посредственности, упорной в достижение цели. Но ведь есть и другие мнения. Приведу отзыв из письма ветерана Русского движения, убирая грубые слова: «…много других людей давно убеждены, что холуйствовавший в антимосковском "партиархате" Проваторов - засланный казачок, антирусский и антроссийский элемент, внедрённый в т.н. русские или пророссийские верха. Эта … сейчас в очередной раз доказала это. Это... и салага, которая намного моложе Вас ещё тыкает Вам. Оставлять это так нельзя. Надо найти правильное, эффективное решение по этой особи. Проваторов ни поэзию, ни прозу не понимает. Малограмотный, невоспитанный. Он понимает только силу, когда ему …».
Повторяю, я ни мысленно, ни в печати такую характеристику Сергею Германовичу не давал. Тем не менее, он причислил меня к троице своих главных врагов. Объясняется такое одним: я неизменно «попадаю в яблочко», когда по тому или иному поводу вывожу его на суд общественности, прозой ли, стихами ли его лично или тёплое окружение. Это питает чувство гордости: значит, отличаю скрываемое от показного и владею пером так, что читатель верит, а «герой» впадает в истерику.
Если в руководстве ВКСОРСа и РЕ считают, что «жена Цезаря вне подозрений», готов за свою правду, оформляемую художественным словом, подвергнуться ауто-да-фе, этих организаций, из которых вывоз мусора запрещён.