Третий слева - Александр Потеев.Эксперт по безопасности
Фёдор Яковлев ответил на вопросы по поводу появления в СМИ информации о вынесении 27 июня Московским окружным военным суд приговора в отношении экс-полковника Службы внешней разведки РФ А. Потеева, который признан виновным в государственной измене по ст. 275, дезертирстве по ст. 338 УК РФ и приговорён к 25 годам лишения свободы (заочно), штрафу в размере годового оклада, лишению воинского звания и государственных наград.
- Со времени побега Потеева из России прошло больше года. Вы по-прежнему – единственный из всех его многочисленных коллег, кто открыто заявляет о своем личном знакомстве с ним. - Понятно, что действующие сотрудники СВР о таком знакомстве будут молчать, а знающих его ветеранов журналисты, наверное, просто плохо ищут. В России и, особенно, в Москве их предостаточно.
- Каковы впечатления от приговора?- Тягостные, поскольку в ходе суда фактически единственным доказательством предательства Потеева стало его отсутствие.
- По сообщениям СМИ ветераны удовлетворены приговором суда… - Не надо делать из ветеранов радостных идиотов. Чем мы можем быть удовлетворены? 25-ю годами заочно? Если Потеев жив и в США, то ему на этот приговор наплевать, а если его нет, то тем более. Ведь суд не установил, не только то, где находится Потеев в настоящее время, но даже жив ли он вообще. Но, самое главное, судя по приговору, следствие, проведённое ФСБ и СВР, так и не разобралось в том, что в действительности произошло, зато почему-то полностью приняло американскую версию о том, что российские разведчики 10 лет находились под их «колпаком» и именно по вине Потеева.
- Суд зафиксировал в приговоре, что он действительно начал работать на американцев с 2000 года? - Да, и отметил, что Потеев с 2000 по 2009 год 12 раз выезжал в страны дальнего зарубежья и 9 в ближнее, где «неоднократно пропадал из поля деятельности коллег, что похоже на практику ЦРУ по встречам со своими агентами»! С каких пор доказательством стало определение «похоже»? А с другой стороны, вы себе это представляете, - разведчик на протяжении 10 лет (!) постоянно куда-то пропадает во время своего пребывания за границей, но ни у кого из коллег ни малейшего подозрения эти «пропажи» не вызывают? Не говоря уже о том, что разведчики за границей, в общем-то, строем не ходят, а действуют, как правило, исключительно в индивидуальном порядке, причём, в условиях, когда за ними никакого контроля обеспечить просто невозможно.
- Почему Вы считаете, что он был вне подозрений? - Человек просит отпуск на пару дней, но ему отпуск не дают, тогда он в рабочее время тупо уходит с совещания, сославшись на плохое самочувствие, но вместо того, чтобы отлеживаться дома, уезжает в Минск. Более того, на следующий день он не появляется на работе, а жене SMSкой(!) посылает практически явку с повинной о своём побеге: «Мэри, постарайся принять эту новость спокойно, я уезжаю не в командировку, а навсегда. Я этого не хотел, но так получилось. Я начну жизнь сначала. Детям буду оказывать помощь, если они ее примут, пожалуйста, не настраивай их против меня». То есть, о его побеге руководству СВР стало известно уже с самого утра 26 июня, причём от него самого, но… его всё равно никто не искал!? Хотя поезд, на котором он якобы выехал из Беларуси на Украину, вышел из Минска в этот день только в 16.51, а границу с Украиной пересёк вообще, аж в 22.04 – времени для организации его перехвата было предостаточно.
- И почему его не искали? - Потому что сидели куча генералов и полковников, смотрели друг на друга, но не могли поверить в то, что Потеев действительно сбежал. И как после этого воспринимать «откровения» неких анонимных высокопоставленных сотрудников СВР в СМИ о том, что, дескать, в Службе давно подозревали наличие «крота», активно шёл его поиск и круг постепенно сжимался? И вокруг кого же он «сжимался», если «крот» практически официально уведомил руководство СВР о своём «убытии», причём задолго до того, как стал недосягаем, но, тем не менее, не было предпринято абсолютно никаких мер к его задержанию? Теперь же, когда Потеев, действительно, вне досягаемости, сроки его измены искусственно подогнали под сроки, озвученные американцами в отношении контроля над российскими разведчиками.
- А, почему этого не может быть в действительности? - В принципе, может. Но, во-первых, этому нет убедительных доказательств, а, во-вторых, и это, пожалуй, самое опасное, американцы так могут списать на Потеева информацию, полученную ими от другого и других «кротов», которые остались работать в СВР, но теперь уже как бы вне подозрений. На это указывает и странное молчание Потеева на протяжении года с момента исчезновения. Парень он не дурак, остроумен, с героическим прошлым, причём, весьма близким американцам, увязшим в Афганистане, за боевые действия в котором Потеев получил орден, язык подвешен хорошо, в том числе, и абсолютно свободный английский, так что его пресс-конференции имели бы несомненный успех, и не только в Америке, но их нет! Как нет и видимого резона его «секретить» и держать в «подполье».
Правда, этому может быть два объяснения – либо его уже нет вообще, либо, отвечая на вопросы журналистов, он вполне может сболтнуть лишнего, в том числе и в отношении сроков своего предательства, или в отношении деталей других обстоятельств. А из этого может выясниться, что к некоторой секретной информации, ставшей известной американцам, он просто не мог иметь отношения в силу ряда объективных причин. Вот и молчит Потеев.
- Может они просто беспокоятся о его безопасности? - На пресс-конференции для отобранных и обысканных журналистов в закрытом охраняемом помещении? Убивать его некому – в настоящее время в СВР нет ни специалистов, которые могли бы спланировать операцию по ликвидации изменника, ни, тем более, специалистов, которые могли её реализовать. Самую большую опасность для него представляет, разве что Анна Чапман. Даром, что ли она в глянцевом журнале с пистолетом сфотографировалась? Теперь Потееву это фото вместо «чёрной метки» посылать можно.
- Кстати, о Чапман. Многие скептически высказываются о её способностях разведчицы… - Как говорят на Руси, каждому сверчку – свой шесток. Специфика разведки многогранна и у каждого разведчика есть свои определённые функции. Для того чтобы долго не объяснять, посмотрите на жену президента Грузии Саакашвили Сандру Рулофс или жену экс-президента Украины Ющенко Кэтрин Клер-Чумаченко. Без комментариев.
- Вы полагаете, в перспективе Чапман могла стать женой президента США? Вряд ли она общалась в Америке на таком уровне, чтобы смогла завести знакомство со столь «перспективным» женихом. - А вот об этом вполне могли позаботиться другие российские разведчики. Например, Дональд Хитфилд, он же Андрей Безруков, учился в Гарварде на одном курсе с нынешним президентом Мексики Фелипе Кальдероном. И таких «однокашников», в том числе в США, у него предостаточно. Другая российская разведчица, Синтия Мерфи, она же Лидия Гурьева, работая вице-президентом офиса компании Morea Financial Services, вела финансовые дела Алана Патрикофа, одного из ведущих венчурных инвесторов США, который, являясь личным другом госсекретаря США Х. Клинтон, отвечал за финансирование её избирательной кампании, и это был не единственный её клиент такого уровня. Так что, пусть не за будущего президента, но за сенатора её могли бы выдать замуж запросто.
И, вообще, не надо умалять достоинства наших девушек, например, ещё одна россиянка – Катя Затуливетер, ставшая известной вследствие шпионского скандала в Англии, до него тихо и спокойно работала помощницей либерал-демократа Майка Хэнкока, члена комитета по обороне Палаты общин Великобритании. Кстати, МВД Англии в суде не только не смогло доказать её работу на российскую разведку, но даже не смогло найти предлог для её депортации из страны! В настоящее время она трудится в качестве политического комментатора основных мировых событий на телеканале Russia Today и, с учётом своего обаяния, широкой известности вследствие скандала и личных знакомств в Палате общин, имеет все шансы сделать блестящую карьеру на этом поприще.
- Вы считаете вину Потеева недоказанной? - К сожалению, повторюсь, в приговоре нет ни одного прямого доказательства его предательства, зато, вместо фактов, слишком много деклараций и предположений. Ни одного тайника, через которые Потеев, по убеждению суда, передавал информацию и получал инструкции не обнаружено. Ни одного факта получения денег за десять лет работы на американскую разведку также не зафиксировано. Ради чего он стал работать на американцев? Этот вопрос остался без ответа, поскольку даже малейшие предпосылки к каким-либо «идейным» мотивам его сотрудничества абсолютно отсутствуют.
- Но, ведь то, что он сбежал в США, суд все-таки установил? - Как сказать. По версии суда, Потеев сначала уехал в Минск, потом из Беларуси по документам некоего Дудочкина перебрался через Украину в Германию, а затем в США. Но, это ведь, практически, ничем не подтверждается. О том, что он уехал в Минск известно со слов его жены, которая, якобы, его даже провожала. Но у неё уже открыта виза в США, куда она собирается вскоре уехать, так что вполне можно допустить, что Потеева, либо Потеевых шантажировали судьбой их детей, проживающих в США. Самого Потеева могли примитивно похитить, а жена разыграла эту инсценировку с его отъездом, переживая за судьбу мужа и детей, которые, кстати, на процессе не появились, поскольку до сих пор находятся в США и, вполне возможно, именно в качестве заложников.
Версия следствия и, соответственно, суда о маршруте Потеева должна подтверждаться, как минимум, записями камер видеонаблюдения Белорусского вокзала в Москве, дважды(приезд/отъезд) – железнодорожного вокзала в Минске, аэропорта отлёта на Украине и аэропорта прилёта во Франкфурте-на-Майне, но этого нет.
- А как же сообщения в СМИ, что Потеев приходил в США в камеру к Лазаро-Васенкову с его личным делом? - Этот вымысел и в отношении прихода Потеева в камеру, и в отношении показа дела категорически опроверг бывший руководитель Управления «С», легенда нелегальной разведки и авторитетнейший специалист в этой сфере Юрий Дроздов ещё в ноябре прошлого года и не подтвердил сам Лазаро-Васенков в показаниях на суде.
- Тогда зачем так поторопились с приговором, если не разобрались во всех обстоятельствах дела? - Чтобы побыстрее отчитаться о закрытии дела, хотя эта спешка может привести к большим неприятностям впоследствии, как уже было не раз. Например, в1980 году пропал с женой и дочерью сотрудник КГБ В. Шеймов, который обслуживал технические системы защиты информации в советских посольствах за границей и в зарубежных резидентурах КГБ. А сейчас, можете немного отвлечься, и зайти на
букмекерская контора пин ап чтобы заработать деньги После действительно долгих и тщательных поисков, не обнаружив никаких следов их исчезновения, руководство КГБ решило, что они стали жертвой нераскрытого преступления и, соответственно, смену шифра посчитали нецелесообразной. Неправильная оценка ситуации привела к тому, что разведслужбы США получили возможность установить под Москвой устройство для перехвата передаваемой по кабелю связи секретной информации. В результате, в течение пяти лет (!) американцы имели возможность контролировать даже переписку КГБ с зарубежными резидентурами, пока устройство не было обнаружено и обезврежено. После этого объявился в США и Шеймов. В данном случае, в отличие от ситуации с Потеевым, совершенно понятно, почему американцы держали в секрете пребывание Шеймова в США. Но, ведь есть ещё один немаловажный аспект.
- Какой? - Можете представить какой объём информации о проведении различных мероприятий КГБ за рубежом получали американцы и, естественно, сколько этих мероприятий было сорвано. А теперь ещё представьте, сколько сотрудников КГБ оказалось под подозрением вследствие вполне логичного предположения, как и в случае с Потеевым, что сдать американцам информацию о проведении этих мероприятий могли только те сотрудники КГБ, которые о них знали. А ведь даже обстоятельства ареста российских разведчиков в США тоже вызывают массу вполне очевидных вопросов, на которые ответов также нет.
Во-первых, возникает вопрос о целесообразности ареста российских разведчиков, разведывательная деятельность находилась под полным контролем спецслужб США, да ещё в таком спешно-срочном порядке. Ведь и дураку понятно, что после ареста этих разведчиков, СВР будет создавать новую агентурную сеть, на поиски которой американцам надо будет снова приложить немало усилий и, не факт, что успешных.
Во-вторых, даже если предположить, что американцы в силу каких-то причин всё-таки решили арестовать российских разведчиков, то было бы вполне логично завершить эту многолетнюю работу эффектной спецоперацией по поимке хотя бы одного из российских разведчиков либо на контакте со связником из России, либо во время получения секретной информации от ценного американского источника. А затем, в голливудском стиле запечатлев эту процедуру на видеокамеры, показать всему миру «злобную сущность» деятельности российской разведки против «свободной и демократической» Америки. Совершенно очевидно, что при наличии такого агента, как Потеев, который собственно планировал и разрабатывал подобные операции, для американцев это особого труда не представляло.
Налицо вполне очевидный факт того, что концовка разработки российских разведчиков была явно смята и прошла абсолютно не так, как бы этого хотелось бы американцам. Не говоря о явно неподходящем времени для арестов, даже исходя из политической ситуации – спустя всего пару дней после визита Д. Медведева в США, максимум, что смогло сделать ФБР, то это устроить две примитивные провокации против Семенко и Чапман, буквально, накануне дня арестов. Это могло быть оправдано только в том случае, если бы американскому агенту в СВР угрожало немедленное разоблачение, но Потеева никто не искал, даже когда он, практически официально, уведомил SMSкой руководство СВР о своём побеге. Так что же тогда перепугало американцев?
- Кто может ответить на эти вопросы? - Кроме руководства СВР, больше некому. Но раньше оно мотивировало своё молчание тем, что идёт расследование, то сейчас тем, что приговор уже вынесен и в комментариях не нуждается.
- Как известно, защита Потеева уже обжаловала этот приговор. - Скорее всего, и исключительно в пропагандистских целях. Его оставят в силе, хотя дело в отношении предательства Потеева следовало бы вернуть на дорасследование, чтобы действительно досконально разобраться во всех обстоятельствах.