Александр Крылов1 декабря 2008 г. глава «Сойма подкарпатских русинов» протоиерей Димитрий Сидор заявил о том, что на территории Украины воссоздана Республика Подкарпатская Русь и сформировано собственное правительство. Вскоре после этого Служба безопасности Украины предъявила лидерам русинского движения обвинение в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины и возбудила уголовное дело по факту «призывов к изменению границ территории и государственной границы Украины вопреки порядку, установленному ее Конституцией» .
В настоящее время в мире (на Украине, в Словакии, Венгрии, Сербии, Польше, Румынии, Молдавии, США, Канаде и других странах) проживает приблизительно 2 млн. русинов. По результатам проведенной в 2001 г.переписи населения, численность русинов Закарпатской области составляет всего 10 183 чел . Эту оценку нельзя считать достоверной уже потому, что по распоряжению властей в ходе переписи практически всех русинов записывали украинцами. Согласно данным переписи населения Подкарпатской Руси 1941 г. русинов насчитывалось свыше 500 тысяч и всего несколько сот украинцев. Большинство исследователей оценивает численность русинов Закарпатья в 650 – 850 тыс. (из 1,253 млн.) человек, что составляет 65–70% местного населения . 22 страны мира официально признали русинов отдельным народом, однако власти Украины продолжают рассматривать их исключительно в качестве малочисленной «этнографической группы» украинцев и отказывают им в праве на статус национального меньшинства.
Русины (руснаки) - потомки древнерусской народности из которой впоследствии выделились три восточнославянских народа - русские, украинцы и белорусы. Предки современных русинов проживали в условиях горной местности, в окружении иноязычного и иноконфессионального населения. Благодаря такой изолированности они сумели сберечь многие культурные традиции Древней Руси, древний язык, сохраниться как этнос. Многовековое проживание в составе различных государств привело к возникновению у русинов этнокультурных отличий. Несмотря на это, русины и их потомки в большинстве своем сохранили русинское самосознание, историческую память и понимание единства всех русинов .
Историк Ключевский считал Подкарпатскую Русь древнейшей русской землей, колыбелью русского народа. Здесь проповедовали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Русин – самоназвание населения Древней Руси, этноним «русин» - производное
от слова Русь, с X века он упоминается в письменных источниках. К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распространенным в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились в составе Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины. Сами русины называли себя в единственном числе русин, а во множественном числе - русскими, свою веру - русскою, свой народ и язык - русскими.
После распада Австро-Венгерской империи русины отказались войти в состав Западно-Украинской Народной Республики (Галичины) и самоопределись как государство-субъект Чехословацкой Федерации. Подкарпатская Русь была присоединена к ЧСР согласно международному договору, подписанному 10 сентября 1919 г. в Сен-Жермене между державами Антанты и их союзниками, с одной стороны, и представителями Чехословацкой Республики - с другой.
Согласно Сен-Жерменскому договору Подкарпатской Руси были гарантированы «полнейшая степень самоуправления, совместимая с понятием единства Чехословакии» (ст. 10), собственный законодательный сейм, в ведение которого должны были входить все вопросы, касающиеся языка, школы и вероисповеданий, местной администрации, и все другие вопросы, определенные законами чехословацкого государства, и собственное автономное правительство, ответственное перед сеймом (ст. 11). Сен-Жерменский договор гарантировал Подкарпатской Руси право быть соответствующе представленной в чехословацком парламенте (ст. 14). Контроль за выполнением Договора принадлежал Лиге Наций (ст. 14) .
Власти Чехословакии не выполнили условий Сен-Жерменского договора. Вопреки договору от отставленной в составе Чехии Подкарпатской Руси была отделена так называемая Пряшевская Русь с 250 тысячами русинов, которая была присоединена к Словакии . Не было создано сейма и автономного правительства, и в течение почти двух десятилетий край фактически управлялся чешской администрацией.
Карпатская Русь имела чрезвычайно важное значение военно-стратегическое значение и власти Чехословакии подозрительно относились к русинам, которые отличались своими пророссийскими настроениями (при этом они не делали разницы между Россией и СССР). С целью нейтрализации гипотетической угрозы со стороны русинов власти ЧСР стали проводить политику насильственной украинизации. Однако им так и не удалось навязать местному населению идеи украинских националистов, которые продолжали оставаться в глазах русинов предателями-«мазепинцами» и русоненавистниками.
В результате проведенного 1938 г. на территории Подкарпатской Руси референдума 76% участников высказалось за использование русского языка для официального делопроизводства и обучения. Накануне Второй мировой войны власти Чехословакии оказались в чрезвычайно сложном положении и были вынуждены начать выполнение своих обязательств по Сен-Жерменскому договору. В мае 1938 г. была официально провозглашена автономия Подкарпатской Руси. В октябре 1938 г. было создано первое автономное правительство, первым председателем Совета министров стал А. Бродий. Однако вскоре он был арестован, премьером стал ставленник гитлеровской Германии униатский священник А. Волошин. Подкарпатская Русь была переименована в «Карпатскую Украину», которая, по замыслу А. Волошина, должна была стать частью профашистской «Великой Украины».
Власти Третьего Рейха не проявили интереса к идее создания «Великой Украины» и отдали Подкарпатскую Русь своему союзнику - Венгрии. После оккупации Подкарпатской Руси Венгрией в 1939 г. для русинов был создан концентрационный лагерь в Рахове, начались жестокие гонения на русинские язык и культуру. Это вызвало массовое бегство русинов на территорию СССР, но там большинство из них было арестовано и отправлено в сталинский ГУЛАГ. Во время Великой Отечественной войны многие русины из числа арестантов вступили в чехословацкий корпус генерала Свободы и сражались против фашистской Германии.
После окончании Второй мировой войны Подкарпатская Русь была разделена между Чехословакией и СССР. Включенным в состав советской Украины русинам вновь было отказано в праве на национальное существование, в их паспортах в обязательном порядке ставилась национальность "украинец". Было украинизировано около 500 русинских школ, в ГУЛАГ отправлено 187 тысяч русинов .
В последние годы существования СССР появились признаки национального возрождения русинов. В сентябре 1990 г. «Общество подкарпатских русинов» приняло «Декларацию о возврате прав самобытного народа русинам и восстановления русинской автономии». Общество обратилось к президенту СССР М.С. Горбачеву и Верховному Совету СССР с просьбой создать автономную республику «Подкарпатская Русь». В 1991 г. начались переговоры в Москве его представителей с председателем Совета Национальностей Верховного Совета СССР, которые не были завершены из-за происшедшего в Москве августовского путча и последовавшего распада Советского Союза .
В течении многих десятилетий русины сопротивлялись политике насильственной украинизации. То, что им удалось сохранить собственное самосознание и культуру наглядно проявилось на референдуме 1 декабря 1991 г., в ходе которого 78% населения Подкарпатской Руси высказалось за автономию в составе Украины . В марте 1992 г. депутаты областного Совета проголосовали за создание самоуправляющейся территории «Закарпатье» с особым статусом, за легализацию русинской национальности. Но Верховная Рада Украины не утвердила данное решение областного Совета.
В июне 1992 г. украинский парламент принял Закон «О национальных меньшинствах», предусматривающий свободный выбор собственной национальности гражданами Украины. Одновременно украинский президент отдал секретное распоряжение, обязывающее все государственные учреждения регистрировать русинов только как украинцев. 23 мая 1993 г. депутаты областного Совета на очередной сессии вновь проголосовали за окончательное утверждение результатов референдума 1991 г., но Киев опять проигнорировал решение областного парламента .
Положение русинов на Украине коренным образом отличается от ситуации в соседних странах Европы. В Словакии, Польше, Венгрии, Чехии и Сербии они официально признаны национальным меньшинством и получают финансовую поддержку от правительств этих государств. Однако, в отличие от своих западных соседей, власти Украины до сих пор отказываются признавать национальные права и даже само существование самобытного русинского народа. В 1996 г. правительством Украины был принят «План мероприятий по разрешению проблем украинцев-русинов», целью которого была ассимиляция русинов в максимально сжатые сроки. В этих условиях деятельность на международной арене приобретала для русинов особую актуальность.
Русинские организации Закарпатья стремились получить поддержку в России, у русинов в соседних странах, а также в международных и правозащитных организациях. Одним из средств достижения этой цели стало регулярное проведение Всемирных конгрессов русинов в странах, где они проживают. На всех съездах обсуждалась проблема русинов Закарпатья и принимались резолюции о необходимости признания их национального статуса. В частности, на Пятом Всемирном конгрессе русинов в Ужгороде (1999 г.) была принята резолюция со следующими требованиями в адрес украинских властей:
1. официально признать русинскую национальность на Украине
2. ввести национальность «русин» в официальный перечень национальностей Украины с предоставлением ей отдельного кода
3. прекратить практику информационной блокады русинства в государственных СМИ
4. прекратить практику негласного преследования сторонников русинского движения, которые работают в государственных структурах и пр.
В августе 2006 г. Комитет по расовой дискриминации ООН призвал правительство Украины признать русинов в качестве национального меньшинства, поскольку существуют «существенные отличия между русинами и украинцами». Официальный Киев это решение ООН проигнорировал.
Признание 17 февраля 2008 г. США и их союзниками независимости Косово привело к активизации русинского движения на Украине. Через несколько дней после этого глава «Сойма подкарпатских русинов» протоиерей Димитрий Сидор выступил на пресс-конференции в Москве в ИА REGNUM следующим заявлением: «Конституция Украины не соблюдается в отношении русинов, и это вынуждает нас добиваться самоопределения за пределами украинского государства. 15 декабря 2007 г. мы приняли уже третью декларацию о самоопределении. Мы просим признать нас самоуправляемой территорией под контролем России и ЕС, являющихся правопреемниками СССР и Чехословакии. Косовский прецедент не является для нас прецедентом, так как Косово незаконно отделилось от Сербии – в нарушение международного права и при поддержке США. Мы же живем на своей исторической земле, и в отличие от Косово имеем право на самоопределение». Одновременно Д. Сидор подтвердил желание русинов оставаться в лоне Русской Православной Церкви и непризнание ими «украинского патриархата», заметив, что в случае если их просьбы не будут услышаны, а попытки насильственного включения русинского церковного народа в «филаретовскую церковь» продолжатся, русины будут вынуждены вернуться под защиту Сербской Православной Церкви .
В июне 2008 г. на заседании Сойма Подкарпатской Руси было принято решение утвердить атрибуты государственности Подкарпатской Руси, было провозглашено возобновление конституции 1938 г., по которой русинский народ Подкарпатской Руси и «территория русинов на юг от Карпат» приобрели неотъемлемый статус субъекта международного права. Как подчеркивают лидеры русинского движения, «после распада СССР, государство Подкарпатская Русь автоматически должно было получить самостоятельность, так как договор с Чехословакией, в результате которого Подкарпатская Русь вошла в состав Украинской ССР, подписывали СССР и Чехословакия, и Украина не являлась правопреемником Советского Союза. Договор, который заключили СССР и Чехословакия, был подписан без участия Подкарпатской Руси и наше государство должно было получить независимость» .
Как подчеркивают лидеры русинского движения, власти современной Украины принципиально отвергают общеевропейскую концепцию мультикультурализма, считают для себя неприемлемым демократическое решение русинской проблемы и проводят по отношению к русинам политику насильственной ассимиляции и геноцида. 25 октября 2008 г. на Втором европейском конгрессе подкарпатских русинов в Мукачево был принят «Акт воссоздания русинской государственности в статусе республики Подкарпатская Русь в составе Украины». Глава «Сойма подкарпатских русинов» протоиерей Димитрий Сидор в очередной раз призвал власти страны сесть за стол переговоров с русинами. В связи с тем, что власти Украины вновь проигнорировали этот призыв, 1 декабря 2008 г. Сойм Подкарпатской Руси заявил о воссоздании Республики Подкарпатская Русь (РПР).
В настоящее время лидеры русинского движения не ограничиваются прежним требованием автономии в составе Украины или предоставления Подкарпатской Руси федерального статуса. О радикализации их позиции свидетельствует "Декрет о внутренней и внешней политике Республики Подкарпатская Русь" изданный правительством РПР 20 февраля 2009 г. В нем, в частности, было заявлено о намерении РПР вступить в Евразийское экономическое сообщество, рублевую зону, а также в состав коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ . При этом принципиально важно, что лидеры русинского движения отвергают экстремистские, а тем более террористические методы борьбы, стремятся оставаться в рамках конституционной законности и выступают за решение проблемы русинов путем переговоров.
[i]Об авторе:
Александр Борисович Крылов доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.
Автор брошюр и монографий "Сепаратистские движения в Эфиопии" (1985), "Сепаратизм: истоки и тенденции развития (из опыта политического развития некоторых зарубежных стран)" (1990), "Сепаратизм в странах Востока" (1992), "Постсоветская Абхазия" (1999), "Религия и традиции абхазов (по материалам полевых исследований 1994-2000 гг.) (2001), "Армения в современном мире" (2004), "Нагорный Карабах в геополитическом контексте ХХI века" (2006).
Источники:
http://www.energoportal.net/news_365376.html
http://www.rosbalt.com.ua/print/466278.html
М. Досталь Борьба закарпатских русинов за автономию. Постсоветский период - http://odnarodyna.ru/articles/17/448.html
Об этногенезе русинов см. подробнее: С. Суляк. Русины в истории: прошлое и настоящее // http://www.fondsk.ru/articlelist.php?author_id=192
http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/F/Frolov/i5-3-r.html
http://www.otechestvo.org.ua/main/200511/3001.htm
http://www.moskvam.ru/2002/08/frolov.htm
М. Досталь Борьба закарпатских русинов за автономию. Постсоветский период - http://odnarodyna.ru/articles/17/448.html
http://www.zatulin.ru/institute/sbornik/034/13.shtml
http://materik.ru/rubric/detail.php?ID=2806
М. Досталь Борьба закарпатских русинов за автономию. Постсоветский период - http://www.odnarodyna.ru/articles/17/448.html
Заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации, Украина, CERD/C/UKR/CO/18, 19 октября 2006 г. - Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Шестьдесят девятая сессия 31 июля - 18 августа 2006 г. //http://www1.umn.edu/humanrts/russian/cerd/Rukraine_2006.html
http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?action=fullinfo&r_type=&id=19968
http://news.uzhgorod.ua/novosti/25985/
http://www.regnum.ru/news/1128254.html