Главная > Наука > ФИЛОСОФ РУССКОГО ЯЗЫКА {T_LINK}

ФИЛОСОФ РУССКОГО ЯЗЫКА


9-02-2010, 17:53. Разместил: Редакция
ФИЛОСОФ РУССКОГО ЯЗЫКАМ.М.ТЯГУНОВА, кандидат филологических наук, Киев

Константин Сергеевич Аксаков — сын известного русского писателя, проникновенного поэта русской природы Сергея Тимофеевича Аксакова — родился в 1817 году и вошёл в историю как один из идеологов славянофильства.
К.С.Аксаков унаследовал от своего отца глубокий интерес к русскому языку и литературе, а от матери — дочери суворовского генерала — чувство патриотизма и увлечённость героической стариной. Именно поэтому так широк был круг интересов Константина Сергеевича, который был одновременно и публицистом, и историком, и лингвистом, и поэтом.
В 1832 году К.С.Аксаков поступает на словесное отделение Московского университета и знакомится с русским гегельянцем Н.В.Станкевичем — общественным деятелем, философом, поэтом, создавшим в Москве литературно-философский кружок. К.С.Аксаков входит в кружок Н.В.Станкевича, где общается с В.Г.Белинским, М.А.Бакуниным. Т.Н.Грановским. В.П.Боткиным. Кружковцы распространяют идеи диалектики Гегеля, проповедуют просветительские гуманистические идеалы, оживляют русскую журналистику, выпуская литературно-общественные журналы «Телескоп» и «Московский наблюдатель». Многие из членов кружка, в том числе и К.С.Аксаков, становятся славянофилами.
Родившись в борьбе идей политических (как развиваться дальше российскому народу), славянофильство оказалось одним из самых «филологичных» общественных движений. Славянофилы отвечали на вопрос о дальнейшем развитии российского народа с национальных позиций, способствуя русскому народному воззрению, которое выражалось в общественном быте народа, его песнях, обычаях, языке.
К.С. Аксаков-лингвист, так же как Аксаков-литератор, — прежде всего спорщик, полемист. Он не думал и не поступал, как все. Нередко шокировал публику и тревожил власти даже своим внешним видом: носил бороду, шапку-мурмолку и зипун.
Не случайно его лингвистическая деятельность начинается с критического разбора грамматики В.Г. Белинского. Та¬кому же критическому разбору К.Аксакова подверглась и вскоре вышедшая в свет грамматика Ф.И.Буслаева.
К.С.Аксаков стремился создать стройную концепцию русской грамматики, исходя из своих славянофильских убеждений. Языковед старался убедить своих соотечественников в несходстве русского языка с другими языками и говорил о том, что русский язык подвергся иноземному влиянию и был подведен под формулы и правила иностранных грамматик: «При составлении русской грамматики, писал К.С.Аксаков, — всего менее думали о русском языке: думали о готовых формулах иностранных грамматик, о данных рамках, в которые следовало втискивать русский язык». Поэтому ученый предлагал соотечественникам обратиться к русскому языку «со взглядом ясным, без иностранных очков».
Проследить процесс мышления, который выражается в разных формах языка, его флексиях, словоизменениях, извлечь из самой сущности языка его внутренние органические законы — вот задачи, которые решаются К. С. Аксаковым в его филологических трудах: «О грамматике вообще» (1838), «Ломоносов в истории русской литературы и русско¬го языка» (1846). «О русских глаголах» (1855), «Опыт русской грамматики» (1860). В этих и других работах К.С.Аксаков глубоко и реалистично судит об истории русского языка, о соотношении его устной и письменной форм, о роли литературы в развитии языка. Всё. что касается родной словесности, занимает ученого и рождает смелые мысли. Но в науке о языке К.С.Аксаков остался прежде всего как грамматист. «Законы, найденные наукою о языке, — писал языковед, — не ограничат, не остановят вашего стремления; напротив, они только расширят круг вашего взора, укажут вам на неизвестные дотоле стройные, необходимые пути, намекающие на тысячи других неисчислимых путей, — и нет конца вашему наслаждению и познанию».
К.С.Аксаков переносит категорию историчности из социологии на язык, и прежде всего на трактовку слова. Вслед за А.Н.Радищевым учёный настаивает на статическом и динамическом подходах к изучению языка. Лингвист заявляет: «Слово может быть рассматриваемо схваченное в одной точке времени, как уже нечто образовавшееся, постоянно пребывающее в пространстве. Тогда оно становится предметом грамматики. Слово может быть рассматриваемо и в отношении историческом, как нечто совершающееся во времени. Такое развитие слова рассматривает филологическая наука словопроизведение. или этимология». Задача этимологии, по К. С. Аксакову, — «найти законы развития языка», открытие которых объяснит «архитектуру, дух, жизнь, народность языка и народа вместе».
Исходя из принципов единства природы, К.С.Аксаков рассматривает человека как её составную часть. Первоначально человек растворяется в природе; затем, в процессе развития его познавательной деятельности, человек постепенно отделяется от природы, ставит себя в определённое отношение к ней: «Человек сказал Я, — пишет языковед, — и вырвал себя из бесчисленности предмета, его окружающих, почувствовал свою самобытность, освободился от природы, и мир распался для него на две части: Я и не Я». Таким образом, К.С.Аксаков признавал первичность природы и не наделял сознание человека самостоятельным существованием. Выражением такого состояния по К. С. Аксакову, является слово: «Слово есть сознание, — писал учёный, — а сознание есть освобождение, Познание себя, отделение себя от всего остального»7.
Впервые в русском языкознании К.С. Аксаков заявил о том, что слово суть единство двух сторон: внешней и внутренней, материальной и идеальной. Внешняя сторона слова – это образы, «в звуке себя выражающие», а его внутренняя сторона – это проявление идеи. Сама же идея, согласно концепции К. С. Аксакова, заключена в основной значимой морфеме слова — в его корне.
Взаимозависимость явлений природы К.С.Аксаков экстраполирует на язык, утверждая, что такая же связь существует ив языке: «Всякое слово, — пишет учёный, — в языке живо: оно соединено бесчисленными неразрывными нитями с другими словами языка и живёт как необходимый член в своём огромном семействе». То есть исследователь языка выходит таким образом на его системный характер.
К.С.Аксакова интересовало в языке практически всё: учёный исследовал вопросы нормализации литературного языка, функциональные аспекты грамматики, историю языка и его современность. Однако самое большое внимание языковед уделял грамматике, и особенно морфологии. К.С. Аксакову принадлежит заслуга в разработке учения о форме слова: он был первым, кто разработал это учение в отечественном языкознании. Основную задачу грамматики языковед видел именно в изучении формы слова, внешним выражением которой являются формы склонения и спряжения.
К.С.Аксаков разделил грамматику на 3 части: часть 1 — имя, отражающее осознание предметов, бытия в покое; часть 2 — глагол, отражающий осознание действия, бытия в движении; и часть 3 — речь (т. е. синтаксис), отражающая осознание жизни в её целостности. В класс традиционных имён К.С. Аксаков принципиально не вводил местоимение, так как отказывал ему даже в праве называться не только частью речи, но и словом вообще. Личные местоимения грамматист относил к существительным, а все остальные — к прилагательным. Такое категоричное отношение к местоимениям было связано у К.С.Аксакова с тем, что этот лексико-грамматический класс слов как самостоятельная часть речи был выделен в латинской грамматике Варрона (I в. до н. э.), а поскольку учёный всю свою сознательную жизнь выступал против облатыненных грамматик, он не мог принять за основу то, что было перенесено из них в русский язык.
Исследуя морфологию, К.С. Аксаков больше всего внимания уделял глаголу как наиболее своеобразному явлению русской грамматики. Главной в глаголе языковед считал категорию вида, выражающего, по его мнению, «качество действия». Категория времени, на которой строится глагол в европейских языках, у К. С. Аксакова выводится из понятия о качестве действия.
Грамматист создаёт собственную теорию залога русского глагола, которая стала фундаментом учения Ф.Ф. Фортунатова. «Традиционная теория залогов, — писал В.В.Виноградов, — запутавшаяся в противоречиях, была отвергнута передовыми грамматистами половины XIX в. К.С. Аксаков пытался, не отказываясь окончательно от учения о залогах, вложить в него новое грамматическое содержание. К.С. Аксаков решительно выдвигает принцип соотносительности как основу залоговых различий. Залоговая дифференциация возвратных глаголов опирается на различия в отношениях действия к субъекту, к самому действующему лицу, а не к объекту. Концепция К.С.Аксакова почти полностью совпадает с тем учением о залогах русского глагола, которое было впоследствии развито акад. Ф.Ф.Фортунатовым в статье «О залогах русского глагола» и прочно вошло в современную русскую грамматику под его именем».
Жизнь отмерила Константину Сергеевичу всего 43 года на грешной земле (грамматиста не стало в 1860 году). Но, несмотря на столь короткий срок. К. С. Аксаков сумел фактически «взорвать» языковедческую науку, внеся в неё много нового. нестандартного и мудрого. Отношение ученого к родному языку было поэтичным и доверительным. Он берёг и любил русский язык, и поэтому посвятил ему всю свою недолгую, но столь активную, полную действия и борьбы жизнь.

Вернуться назад