Главная > Наука > РУССКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ГЛОБАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ {T_LINK}

РУССКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ГЛОБАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ


23-12-2009, 00:35. Разместил: Редакция
РУССКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ГЛОБАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХВ настоящее время любой сложный процесс в обществе на общегосударственном или региональном уровне проходит под влиянием мировых тенденций. Такие тенденции как динамика глобализации, применение информационных технологий, распространение влияния глобальной политики сказываются на всех аспектах общественной жизни. Тенденции и природа современности - это та данность, из которой следует исходить при проектировании, в том числе и политического процесса.
Современность в понимании ведущих учёных мира характеризуется глобальной информационной экономикой, сетевым характером современного общества, определяющего его развитие как глобального общества, а также культурой виртуальной реальности.
Становление сетевой архитектуры общественных процессов в сопровождении перехода к глобальным взаимодействиям сопровождается существенными изменениями в сфере занятости, упадком прежних и образованием новых социальных классов.
Новый способ развития - информационный капитализм, а у нас на постсоветском пространстве это ещё и дикий, необузданный капитализм, непреемственный для стран социалистического способа производства, - проник во все сферы и формирует сейчас всю область социального поведения. Базовым классом сетевого глобального информационного общества, формирующимся в соответствии с запросами информационного капитализма, является класс информационных работников.
В сетевом обществе иная схема обмена информацией. Если в обществе индустриального типа были возможны строгие вертикали обмена информации, как мы помним «сверху-донизу», по такому же принципу спускание полномочий, ответственности, инициативы, директивное формирование идентичности, то сетевая нелинейная логика обмена информацией подразумевает определённую степень децентрализации. Это означает, что более успешными и эффективными в современных условиях являются инициативные действия всех узловых точек сети, будь-то комплекс узлов экономических структур, политических, научных, производственных и т.д. То есть, в нынешних обстоятельствах не позволительно более ожидать решений и полномочий из некоего единого центра, но необходимо налаживать связи и взаимодействовать с максимально большим количеством узлов на территории, которую мы считаем своей. Как бы накидывая сеть на поле экономического, культурного, политического влияния с целью интегрирования единого производственно-рыночного пространства. При таком функционировании поражение одного узла не ставит под угрозу всю сеть, а функции узла переходят на соседние узлы.
К примеру, по сетевому принципу отработали на Украине хорошо известные нам, так называемые, неправительственные организации.
Стоит отметить, что формулирование идеологии и формирование идентичности в глобальных условиях необходимо проводить ориентируясь на новообразованный базовый класс с учётом особенностей культуры и глобального духа информационной экономики. Кстати сказать, наднациональный, надэтнический, и даже надгосударственный характер информационного класса работников, информационного глобального общества в чем-то перекликается с принципами русской культуры, которая состоялась как цивилизация благодаря своей надэтничности, «надместечковости».
Наши предки собирали и удерживали огромные территории благодаря выработке особого русского цивилизационного мировоззрения, позволяющего жить и успешно взаимодействовать на общих пространствах огромному количеству различных этносов, народностей вместе. Русская цивилизация как альтернативная модель развития человечества составляет серьёзную конкуренцию, к примеру, евроинтеграционному пути, предполагающему унификацию, стандартизацию по некоему еврообразцу.
Можно привести такой пример: после вступления Венгрии в Евросоюз венгерских виноделов обязали из погребов «Токай» убрать плесень, которая традиционно использовалась как критерий подходящих условий хранения вина и построить там евротуалеты.
Если говорить об Украине, то парадоксальног но именно как раз в составе русской цивилизации возможно сохранить украинскую самобытность, а не следуя по пути евроинтеграционного, космополитического проекта, в рамках которого, по сути, осуществляется цивилизационная перевербовка, слом идентичности и переплавка в биоматериал для захвата территорий и активного строительства других государств и народов.
Не секрет, что в наступившем тысячелетии самой ожесточённая борьба на планете - будет борьба за ресурсы. Поэтому речь идёт о том, чтобы приняв вызовы глобализации, сформулировать заново в новых условиях принципы «русскости», и сформировать культурное ядро ценностей и стратегий, вокруг которого можно склеивать новый суперэтнический организм, формируя сетевую межстрановую государственность с распределённым суверенитетом, кристализуя цивилизационную целостность, которая позволит сохранить самобытность, местные и национальные культуры, дух и личность каждого, - и это то, что позволит сберечь в целостности территории от Европы до Дальнего Востока.
Построение сетевой структуры русского движения с опорой на базовый социальный класс позволит избежать искусственно создаваемой маргинализации, выталкивания на периферию как явления политической жизни, при котором, как мы видим, мы можем констатировать непредставленность в центральных институтах общества, в том числе в институтах власти.
Необходимо налаживать регулярный обмен информацией между всеми узлами сети; необходимо находить экономически интересные проекты, скажем в русскоязычном интернете и новая русская идентичность будет формироваться в процессе интенсивного информационного обмена, становясь моделью многомерного упорядочивания социокультурных взаимодействий.

Свящук Андрей Леонидович, доктор философских наук. Харьков

Вернуться назад