Главная > Наука, История > ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО {T_LINK}

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО


23-01-2012, 23:58. Разместил: Редакция
ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТОАлександр Федорович Маслов, журналист, писатель

При обозрении храмового ряда отчетливо видна и такая подробность. Чем старше отечественный храм, тем отчетливей и в нем просматривается его первичная - фаллическая, основа. Причем не просто фаллическая основа, а основа с заложенным в него знаковым символом все того же Рода, то есть знаком равностороннего креста. Отсюда также и традиция крыть золотом купола - главную часть божественного столпа. Его голову. «Купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал» (В.С.Высоцкий). И совсем не случайно исламские святыни Иерусалима - Куббат ас-Сахра и мечеть Омара, что уже представлены на предшествующем снимке рядом с иудейской «стеной плача», исполнены в исконно «русской золотокупольной традиции» (ч.2). След одной из границ исконно русского мира? Собственно, традиция одна, вот только ее корни поминаются не часто, а то и попросту уводятся в тень. По принципу - меньше знаешь, крепче веришь.

С этим знаковым символом Рода мы встречаемся в самых неожиданных местах. Даже в тех, где он воспринимается как христианский, но таковым однозначно быть не может. Например, в тамге «татаро-монгольского», золотоордынского полка, где он естественным образом соседствует с «откровенно» языческой свастикой. Смотрим (фото). Одновременно замечаем и то, что крест и свастика - явления одной сути, разве что свастика - ее внутрисмысловое уточнение. Есть и иные знаковые символы со «смазанным», для нас нынешних, смыслом. И уже давно не только отечественного, исторического полотна. Очередное свидетельство существенных его огрехов в современном представлении? В том числе и в той части, которая касается так называемого золотоордынского ига. Тем не менее.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТОВедь таких странных для нынешнего восприятия полковых знаков собрано уже некоторое количество и тот, что на снимке, всего лишь один из них. Понятно, что объяснения подобрать не сложно. Ведь все зависит от умелых рук и изворотливости ума. Но когда число таких курьезов растет и меньше по причине отысканных объяснений не становится, тогда впору задумываться о собственно подходе, переоценках и уточнениях всего того, что нам твердой рукой предписали знать о нашем же прошлом.

Но если в такого рода знаках воинских отличий говорить о христианстве в общем-то не приходится, то вот с церковью Св.Георгия, выстроенной в форме равностороннего креста, все сложнее (заставка фото). Эта христианская церковь находится в Африке - эфиопском Лалибеле. И если к католицизму она не имеет никакого отношения, то с православием – не все так просто. Множество обрядов вполне сочетаемы. Но различия, тем не менее, тоже в наличии. По этой причине эта Церковь, что в родовых местах русского поэта А.С.Пушкина, выделена в самостоятельную - эфиопскую. Но любопытна она не только своей формой «равноплечего» креста, помещенного в специально вырытую под храм земную полость, но и характерным оформлением своих окон (фото). В этой своей свастичной и иной характерной для переходного периода от язычества к христианству форме они сохраняются вплоть до нынешнего дня, свидетельствуя тем самым, что никакого такого особо революционного мессианского перехода от одного верования к другому, в общем и целом никогда не только не было, но и не могло быть в принципе. Зато в отчетливо видимом наличии другое - близкая связь отечественного христианства и христианства африканского. А по совокупности отчетливо зримо их единство с язычеством в его общих для громадных территорий видом. И сам факт этой связи решительно переводит летописного крестителя Руси князя Владимира за ту черту, которая отделяет реальность от мифа. В разряд сказок для взрослых, сложенных в средневековье для неких политических целей. Одна форма явно проистекает из другой, как это и должно быть в процессе развития. И эта связь все еще отчетливо улавливается - после многих сотен лет «непримиримой борьбы с язычеством».

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТОНе удивлюсь, если тот, кто внимательней «покопается» в этих африканских знаках отыщет среди них и иудейские нынешние, равно как и старые символы. И исламские тоже. Но и без них мы вполне наглядно видим, что все в наших культах развивалось и «уточнялось» в русле естественного временного их развития. Это и подтверждается родственной знаковой системой, сохранившейся в храмах африканских Лалибеля и Аксума.

В этой знаковой связи еще раз обратим внимание на оформление оконных проемов. Сам их вид подсказывает, что сама форма переплетов отечественных окон - крестообразная, еще совсем недавно бывшая массовой, диктовалась вовсе не случайностью или особенностями используемого материала, а древней традицией веры. Кто бы и что бы на этот счет ни говорил. А говорят, по случаю, разное. Это явный знак оберега: Всевышний защитит от нежелательного проникновения в твой собственный мир, придет на помощь в случае нежелательных контактов с силами зла. И в самой западной оконечности классической ветки Шелкового креста - в Северной Африке, и в самой восточной - Китайской, в частности в ныне уже разрушенных храмах Турфана, наблюдаем одно и тоже. А именно: попытки защитить себя от всякого рода неприятностей бытия с помощью креста, его животворящей силой. За несколько тысяч лет до появления собственно христианства, вполне осознанно и без вариантов положивших этот знак в основу верования.

Больше того, самой своей формой эфиопский храм Святого Георгия Победоносца поясняет, почему именно само слово Христос в наиболее старых греческих источниках оформлялось как Хрестос. В украинском языке до нынешнего дня сохраняется слово хрест - с изначальным смыслом крест, перекресток, то есть перехрестя. Его и видим на древних изображениях в камнях и храмах. Правда их часто выдают за христианские, но это дело совести исследователя и закрепившихся правил большой игры, на кону которой династийное благополучие и реальная власть.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТОО распространении знака креста, его трактовке и использовании на практике находим сведения у множества авторов. Вот еще одно их них - из вроде бы нехристианских мест. Как символ божественной поддержки, помощи и охраны. «На кисти руки тибетской женщины странный синий знак. Присмотрелись. Оказалось нататуирован синий равноконечный крест (выделено мной - А.М.). Спросили, откуда такой знак. Получили разъяснение, что знак нанесен тибетским врачом во время «очень опасного кашля» - по-видимому, воспаления легких. Под таким знаком обычно тибетские врачи впрыскивают лекарства. Этот знак был сделан личным врачом далай-ламы во время трехлетнего пребывания в Дард-линге. Этот знак - символ зарождения жизни и огня» (Н.К.Рерих). Может быть и поэтому тоже - за наблюдения такого рода, церковь не очень-то жалует и самого Н.Рериха, и его почитателей тоже. Мягко говоря. Но мы - о крестах.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТОЕсли под этим углом зрения внимательней всмотреться в портреты русских царей, то, увидим, что и портрет Бориса Годунова, и портрет царствовавшего после него семь недель его сына Федора II Борисовича, и портрет «переходного» к Романовым Василия IV Иоанновича Шуйского(1553-1612) в царском их облачении «отмечены» все теми же равносторонними крестами, как знаками прямой связи их носителей с высшей божественной силой, как ее полномочными и законными представителями в нашем грешном мире, как носителями высшей истины. Как знаковое отражение все того же родового начала, намертво впаянного в целый список ключевых наших слов - народ, город, огород, урод, которым совсем не обязательно обозначалось то же самое, что под ним понимается ныне, и множества иных, с явно утраченным ныне первородным смыслом. Но Род остался.

К слову, царствовавший три года Шуйский, насильственно смещенный и умерший в польском плену потомок Рюриков, вновь почему-то оказавшийся на троне после «татарина Годунова», если по Карамзину, в официальной царской историографии до времени Александра III именуют вовсе не IV, а II. Определились со счетом позднее, что опять же прямо свидетельствует о зачистках и поправках в «научном» историческом полотне. И о той настырной «принципиальности», с которой это все делалось.

Но в данном случае нам важнее внимание к знаку креста на достаточно старых портретах царей, как прямых, законодательных носителей культовой истины в целом. И не только культовой.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТОРавносторонний крест видим и на известном портрете «основателя» Романовской царствовавшей династии патриарха Филарета (рис.). Принято считать, что он царем быть не мог в силу своего церковного сана, но по факту был. Ведь на прижизненном портрете «нулевого царя» и «основателя династии» патриарха Филарета выведено - государь. Да так затейливо, что вполне отчетливо читается как царь. Тоже своего рода филигранное искусство знаков, в котором предок издревле был настоящим виртуозом. Как и свидетельство особой их - знаков, роли в системе информационного общения. И, похоже, не только знаков, но и заворотов большой политики тоже. Того, в частности, что с «начального» Романова так и не сняты обвинения в осознанном сотрудничестве с так называемым «тушинским царьком», неправедного обретения патриаршества, и что именно через него папский престол пытался привести на Русь католичество, как это ранее произошло с Польшей. Так что не подарок был этот самый Романов для отечественной истории.
Конечно, это все блохи. Но это те блохи, из которых складывается общий санитарный паспорт династийного организма.

Изменения в главном символе веры начинаются позже. И вовсе не с известных событий на Голгофе, а с «первого» русского царя Михаила Федоровича Романова (рис.). Того самого, про которого в большой исторической науке говорится как про «царя совсем несерьезного [рядом с которым] не стояло ни одного серьезного государственного человека» (В.О.Ключевский). И который едва умел читать и постоянно впадал в состояние меланхолии («кручины»). Того самого, про которого современники уж очень по современно ныне звучащему говорили: «Умом Миша молод, не дошел».

Но нас интересует другое. В руках конкретно этого правителя Руси, из списка очередных случайных, на пампезном, официальном его портрете, мы видим все тот же равностронний крест предков. Но с фукционально важным дополнением, прояснение смысла которого явно не требуется. Ссылка на царские портреты с «правильным крестом» не состоятельна, поскольку они в массе своей написаны в период выработки «единственно верного» исторического прошлого - под государственный заказ. Понятно, что изменения вносились и в изображение знака креста как главного символа веры. Но кое-что оставалось в неизменном виде. Портрет царя Михаила с крестом - отнюдь не частый такой случай. А то, что оставлено на других портретах владык в первозданном виде - не более чем расчет на инерцию мышления. Дескать, кто будет задумываться о деталях такого рода и их связях?

О том, что такая форма креста появилась при первых Романовых свидетельствуют, в частности, и многочисленные иконы с изображением церковного мученика царевича Дмитрия. Первые из этих изображений известного персонажа, ставшего на долгие времена любимой детективной темой как истории, так и литературы, появилась в XVII веке. Напомню, речь о том, что будто бы на «заказу» царя Бориса Федоровича был убит более «правильный» девятилетний наследник русского престола царевич Дмитрий Иоаннович. В современном летосчислении событие имело место в 1592 г., по сути, открыв собой череду бурного и трагического периода, причинно-следственная подоплека которого не прояснена толком вплоть до сегодняшнего дня. Намеки, догадки и горячее желание профессионалов не касаться темы в принципе.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТОТем не менее, историки склоняются к выводу, что Борис Годунов с собственно событием не связан, а действительно имел место несчастный случай. С очень большими последствиями для русского государства. Но поскольку одному из главных действующих начал всего происходившего на политической сцене этого отрезка времени - Церкви, требовались собственные толкования имевшей место большой государственной драмы, именно она стала инициатором перевода бытовой трагедии в масштабное политическое событие. Именно она «правильно» расставила в нем нужные ей акценты. И поскольку самоубийца по требованиям канона никак не мог претендовать на роль церковного святого, несчастный случай был переведен ею в разряд политических событий (проф. Р.Г.Скрынников). Проще говоря, Церковь прикрывала вольным уточнением события свои собственные в нем грехи. Как это делалось, отчетливо представлено деталями одной из популярных икон (фото). И эта линия трактовки «углической драмы» вполне стыковалась с интересами пришедшего к высшей государственной власти клана Романовых. Ими эта линия была охотно продолжена - где прямыми утверждениями в виновности Бориса Годунова, где умело ориентированными намеками. Но в данном случае нас интересует форма удлиненного креста в руке у царевича, которая являет собой развитие темы образа, что вложен в руку царя Михаила Романова. Кресты хоть и похожи друг на друга, но явно имеют различия - «в сторону» нынешней формы главного православного символа Веры, заметно отличного от первичного «знака предков».

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТОВ редких случаях такое «необходимое продление», как на портрете «первого Романова» и на иконах первых русских царей от Романовых, используется церковью и ныне. Одно из них обнаружил в декоративном культовом убранстве киевского «старого-нового» Михайловского собора (фото).

Форма удлиненного креста попросту не могла не появиться, ведь, понятно, что на «равноплечем» кресте распять кого-то по известному варианту не менее сложно. К тому же «равноплечии» кресты периода Филарета Романова справочники называют греческими, а крест «первого» Романова - латинскими, что само по себе вызывает удивление. Но мы о том, что под известный библейский сюжет, требовалась конструкция, лучше подходящая для такого рода действия. И она появилась. И не в древности, не в позднеязыческие и не в ранние христианские времена, как убежден активно верующий состав общей массы, а в позднее средневековье. И в пределах собственного Отечества. Увы. Изучаем портрет «первого» русского царя из Романовых. Тех, что в поте лица своего потрудились над нынешней незайтеливостью его исторического описания Его и имеем.

Последующее помещение под «продленным» вниз крестом косой поперечины объясняется желанием наглядно продемонстрировать, что под ногами распятого Сына Господа находилась опора якобы имевшая место при казнях такого рода в Риме. Уж слишком многим в период разгула страстей человеческих бы понятно, что без такой опоры сам сценарий казни выглядел малоубедительным. Отсюда и закономерное «пояснение», что верхняя поперечина - это знак таблички с указанием имени распятого. Имена преступников, которых без счета казнили в Риме, возможно, имели какое-то значение. Но в чем логика этой привязки именно к Спасителю? Из библейских текстов она явно не вытекает. Загвоздка и в том, что римский крест для казней такого рода имел, судя по источникам, Х-образную конструкцию. Литературы на этот счет скопились уже целые вороха. Но, понятно, что это та непринципиальная мелочь, с которой в крайне важных делах не считаются. Не принято.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТОИменно такой «правильный» крест выбит поверх известного карельского петроглифа на все тех же помянутых камнях Онежского озера. «Кривые ножки» божества - не что иное как попытка «донести» его изображение в сидящей позе, считавшейся, в данном случае, более важной, чем заурядное «прямостояние». Но получилось как получилось. Как сумели. Для чего потребовалось сидящее божество? Дело в том, что тихий озерный плес многие и многие сотни лет почти по библейскому сценарию омывает ноги и этого некогда «святого». Почитавшегося до тех пор, пока клирики и наука не стали убеждать внимающих, что это явно очень непростое, из мира представлений предка, является «бесовским» (рис., фото). На самом же деле это классическая идеологема - прием, который используется для управления массовым сознанием, поскольку легко запоминается и у объекта манипуляции создает иллюзию понимания, хотя на самом деле отражает интерес элиты, претендующей на доступ к рулю власти. Наглядный прием подчинения сознания. Речь о современной «трактовке» образа. Но кем, когда и по какому поводу порожден он в действительности, давно уже забыто. И озерный мыс, уходящей в озерную гладь, на котором лежит отполированный водой и временем камень, давно именуют как Бесов нос.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТОНа самом же деле мы и здесь тоже сталкиваемся с редчайшей возможностью заглянуть в суть дохристианских верований, нашедших свое продолжение в самом христианстве - в одном из его обрядов, известном как омовение ног. Языческий, задолго дохристианский, на территории Руси. Снимок петроглифа являет нам его истоки, и отыскиваются они вовсе не в традиционных библейских местах. Помним и то, что в святынях такого рода, всякие случайности или душевные порывы творческого вдохновения невозможны по определению. Уточним. Порыв, собственно, не исключается, но он не может выходить за рамки общих правил, представлений и закономерностей их развития. Потому что тогда появляется ощущение, что нарушены некие правила и мгновенно возникает потребность «поправки» того, что лежит поперек самой Истины. Ее, эту самую «поправку» и видим.

К началу ХХ века некий болтавшийся по Европейскому Северу праведник, или считавший себя таковым, дозрел до подвижнического подвига, решив «откорректировать» древность. По собственному разумению. И тем самым дал нам возможность понять в принципе, как и почему менялись и по-прежнему меняются знаковые и акцентные основы культов. Всех без исключений. Ведь в поддержку процесса - институты власти, инквизиция, дыба, убеждение - кнутом и пряником. Вот только вид этот получился не правильный, а правильный, что много точнее отражает ситуацию. И процесс формирования и утверждения знака нынешнего православного креста как символа мук Господних.

В связи с крестом как странность воспринимается и то, что в «очень древней Помпее», «чисто языческой», «дохристовой» - по определению науки и завалов туристических проспектов, встречается, и достаточно большое количество крестов в разных их модификациях, чего не может быть в принципе, если исходить принятой ныне исторической версии. Тем не менее, в помпейском случае это «правило» нарушается. С чего бы вдруг? А с того, во-первых, что крест такой же божественный знак языческих времен, как и христианских. И, во-вторых, качество помпейских фресок, уровень мастерства их изготовления, уверенно переносит время их изготовления из научно-языческих времен в период «развитого» Средневековья, в котором они более чем уверенно занимают свою собственную нишу. И при этом не выпадают столь вызывающе из линейных закономерностей ремесленнического развития. В том числе художественного. Но мы опять отвлеклись…

Что касается белой-черной линии, пересекающей рисунок, то это след очень старого разлома, который некогда пересек этот внушительного размера камень. И явно уже после того, как на нем было выбито изображение божества. А то, что это божество «языческой древности» сомнений нет. Хотя бы потому, что слишком велико к нему внимание - и в древние, и в поздние, и нынешние времена. К «рядовому» изображению, если таковые имелись на самом деле, ничего подобного не может быть отнесено в принципе. Это несомненный знак культа.

В том, что «за основу» взят «основной инстинкт» нет ничего удивительного. Удивительное в другом – в развитии этой темы, в доведении ее до степеней совершенства, в возможностях интеллекта и том поиске, который ей - теме, сопутствует. Но отражает ли это и великое множество иных «родственных» изображений истину в ее первозданном виде? Или это хоть и на разных временных этапах, но всего лишь уровень массового понимания вещей более сложного, чем думается, порядка? Уровень понимания того, что нашим самонадеянным разумом не постигнуто и ныне? Не отражают ли крест, храм, икона, ритуалы, жесты, позы, обряд нечто более важное и масштабное? По большому счету.

В этой же связи любопытна и полемика, которая спорадически, по малейшему поводу вспыхивает вокруг жизни, поступков, высказываний знаменитой болгарской провидицы Ванги. Напомню, что, речь о Вангелии Гунтаревой-Димитровой (1911-1996), «народную тропу» к которой усердно топтали и простые смертные, и великие мира сего.

Не будем копаться в ее пророчествах. В конце концов, это сугубо личное - то, что каждый хочет видеть сам в отношении обстоятельств собственного земного бытия. Совпадает, не совпадает, и почему совпадает - другая тема.

Лучше обратим внимание на отношение служителей культа к, несомненно, глубоко верующей Ванге. По нему отчетливо видно, что некоторые из высказываний «народной святой» задевали профессиональных слуг Всевышнего, как говорится, за живое. Точнее, за саму основу, которой, считают, они служат.

В строку вставляется и то, что, дескать, однажды, когда к ней зашел некий священник с энколпионом - крестом-мощевиком, который, согласно догмату, обладает особой силой воздействия на заблуждающихся и отступников. Для вразумления, для возвращения на тропу истины задействовали, так сказать, тяжелую артиллерию. Но случился конфуз. Доживавшая последние свои дни незрячая старица, указав рукой на крест, решительно произнесла: «А это выбрось!»

Эпизод в сложных отношениях именитости со служителями культа дал повод к решительным заявлениям в отношении дара, которым обладала знаменитая болгарка. Да, дар ясновидения сомнений не вызывает. Но он, убеждают критики, вовсе не от Всевышнего. Потому и слышим в отзывах о провидице то обвинения в «службе темным силам», которые «управляли» знаменитой слепой болгаркой, то нарекания в богоотступничестве, то еще что-то

С точки зрения веры, возможно, так оно и есть. Но ведь есть на этот счет и альтернативное суждение, которое духовники всех конфессий постоянно доносят до своей паствы. Оно сводится к тому, что сама Божественная суть в ее глубине и истинности не может быть познана. Никем и никогда! Заглянем в Святые книги, но особенно в комментарии к ним. Тем не менее, этому постулату противоречат сами культы, которые, тем не менее, пытаются это делать с опорой на весь перечисленный выше ряд привычной конфессиональной атрибутики.

В этом отношении представляется, что честнее подходят к ситуации эзотерики. Вот взгляд одного из их представителей. «Бог начинается внутри самого человека! Внешние ритуалы […] лишь способы проявления и усиления Его свойств, качеств и характеристик. Если принять и понять это, становится ясно: все люди - дети одной великой семьи, дети великой планеты по имени Земля! Дети Великого и Невыразимого Начала! Все остальное - лишь дополнительные и не столь уж и важные различия, на которые даже не стоит обращать внимание» (Анатолий Эстрин).

Я далек от ценностей эзотерики как таковой, но этот авторский подход импонирует, представляется наиболее верным отражением самой основы сакральной сути.

Так может именитая провидица права? Может и впрямь крест - пустое. Всего лишь отражение внешнего, без чего вполне можно обойтись. Собственно, по этому пути явно пошел католицизм, существенно опростивший внешнюю сторону атрибутики веры. Не мог не пойти под давлением сугубо экономических обстоятельств, связанных с вовлечением под крыло Христовой веры все новых этнических групп и пространственных частей. Еще дальше в этом направлении продвинулся ислам, ставший отражением все тех же пространственных закономерностей. Не стояло на месте и активным образом уточняло свои позиции православие. Само по себе это все процесс осознания, что многое в культовой догматике всего лишь знак, намек, на нечто более важное, что как было сокрыто, так таковым и остается. О том насколько все сложнее в общем информационном поле мы не только говорили, и наглядно это демонстрировали в публикациях «РМ.У» «ЭТИ СТРАННЫЕ ШАРЫ…» и «ОБ ИНФОРМАТИКЕ В ОСНОВАХ: ЗНАКИ ПРОСТРАНСТВА», пытаясь тем самым продемонстрировать, в чем именно окружающий нас мир много сложнее наших о нем представлений. Сегодня есть возможность значительно расширить рамки, как говорят журналисты, этих «подач».

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТОЕсть такой город Шираз, в нескольких километрах от него местечка с названием «Накш-э-Ростам» - «Рисунки Рустама», если в переводе. Того самого, что из «Шахнаме» великого Фирдоуси, ставшего большим чем национальным эпос. Но речь не об эпосе, а о том, что в этом самом «Накш-э-Ростаме» есть целая галерея гробниц Ахеменидов - владык Персии в древности. Среди этих гробниц наиболее популярен вырубленный в скале мавзолей Дария I (фото), схожий с иорданской Петрой. Из всего что известно об этом самом Дарии, нас в данном случае интересует только то, что его гробница высечена за разносторонним крестом. То есть за знаком самого Бога, то есть до официального христианства. По временной линейке до него еще очень далеко - захоронение относится к V в. до Р.Х. Тем не менее уверенный знак самого Всевышнего в нынешнем его выражении, как говорится, в наличии. И настолько в наличии, что в отношении этого символа то и дело приходится слушать утверждения, что радикально настроенные сторонники ислама, не успели его уничтожить. Это утверждается в практически всех представлениях этого памятника. На самом же деле «сторонники ислама» века считали его своим собственным символом веры. Ведь не случайно же на гравюре французского художника конца XIX века, захоронение выглядит вполне присмотренным и ухоженным (рис.). Следов разрушений нет и в помине, что свидетельствует о нашем крайне слабом представлении об исламе как таковом. Еще одно свидетельство единства вер их общего корня.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТООбратим внимание и на явную связь этого могильного входа на провославную церковь в Эфиопии. Одна линия, одно родственное поле. Важна в этой связи и такая деталь. Спаситель всегда изображает перед знаком Бога-отца, а здесь захоронение представлено уже за ним. Это четко, и очень глубоко продуманная деталь.

Не случайно философы говорят, что важна не столько цель, сколько движение к ней, что по общему результату, одно суть другого. Но если смотреть на проявление Всевышнего как на информационное начало, на что мы и пытаемся в меру скромных своих сил обратить внимание, то не так уж сложно отметить очевидное обстоятельство, что образ и информация - не одно и то же. Но, похоже, что предок разбирался в этих тонкостях лучше нашего. И именно потому так упорно свои ощущения и представления из интимных видовых сюжетов старался перевести в знаковую систему. Мы охотно ею пользуемся, хотя чаще всего не понимаем и не принимаем во всей ее полноте. До сих пор. Поэтому и цитирую давно замеченное: «…Торжественно заявляем, что мы не нападаем на истинную религию и искреннее благочестие, - мы только ведем полемику с человеческими догмами. Возможно, что, занимаясь этим, мы напоминаем собою Дон Кихота, так как они [догмы] - только ветряные мельницы. Тем не менее, напоминаем, чтобы не забыть, что они послужили предлогом к убиению более пятидесяти миллионов человеческих существ с тех пор как были провозглашены слова «Любите ваших врагов» (Е.П.Блаватская).

Не отношу себя к сторонникам теософии. Но важна мысль - про ветряные мельницы. И разве еще и то обстоятельство, что приведенная автором цитированного цифра явно занижена. Все серьезней и масштабней. Заметим и то, что разного рода культовых знаков, как говорится, - с избытком. Но нам важно хотя бы выборочно показать логику развития, становления деталей культа. В свою очередь, сложившаяся в цепочку эта система четко нам демонстрирует, что в самом развитии культа, повторимся, каких-то очень уж принципиально резких рывков развитии явно не было, да и не могло быть. Одно проистекало из другого, в противном случае все превратилось бы в хаос. Это когда современное христианство прикладывается к первоосновам язычества, вывод о неизвестно откуда, как и почему взявшемся мессианстве вроде бы зависает в воздухе. А когда идешь от обратного, все укладывается в достаточно стройную систему логики.

Когда мы ныне пытаемся рассуждать о Русском мире, то чаще всего сводим эти рассуждения к неким этническим границам. Но они явно и давно не сводятся к этнониму русский. За ним маячат и Литва, и Германия, Австрия, Курдистан, Персия… К такому же результату пришли исследователи В.В.Макаренко, Ю.В.Емельянов, В.А.Чудинов, С.И.Валяский, Д.В.Калюжный, Н.Н.Вашкевич, Г.С.Гриневич, В.Н.Демин, А.Г.Дугинов, А.Т.Фоменко, Г.В.Носовский, это же, по сути, утверждал О.О.Сулейменов… И каждый по своему направлению исследований. Будь то геополитические категории оценок, палеогеографические, математических алгоритмов, этнографии народов Севера, анализа пространственно-временных закономерностей, равно как и знаковых. Это же легко улавливается даже с позиций одного вектора - родового. Что, собственно, мы постарались показать с опорой на хорошо знакомые и не менее популярные образы. Таких векторов множество. И все со стремлением к расширению пространственно-временной составляющей. Если все ограничить русским и русскостью, то очень легко оказаться в тупике. Что, собственно, отчетливо и видно. Хотя бы по эмоциональному выяснению отношений в рамках самой этой темы. Дескать, русские - славяне, а некто там еще. Вплоть до не в меру популярных «жидо-масонов». Такое сужение чревато проблемами - такими как польские, украинские, внутриобщественные, внутридвиженческие, внутрипартийные... И какие там еще. Это осознано вносимый в русское поле элемент раскола, дробления. Точно такой же, как всякого рода рассуждения о предках, «погрязших в варварстве язычества», или стремящихся к этому самому варварству-язычеству, то это не что иное как продолжение старой политической линии с достаточно глубокими корнями и целями. На раскол и укрепление власти местечковых элит. Когда по уши окунаешься в «отечественное варварство», и в «дикость предков», воочию видишь, что на деле не было ни того, ни другого. Зато был большой и развитый мир, которые еще только предстоит прописать в собственном сознании. Не без гордости и уточнений собственного самомнения.

К слову, не без удивления узнал, что одним из глубинных запалов к событиям Первой мировой войны послужило стремление Австрии к славянизации собственного государства. С чего бы вдруг? Именно поэтому известный Гаврила Принцип стрелял сначала в супругу австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда - чешскую графиню Софию Гогенберг, и только потом в него самого. И это тоже к тому, что закрутки событий и связей в них много сложнее тех, которые нам услужливо подсовывают. В том числе от лица Церкви.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТОНо чтобы кому-то ни показалось, что все слишком просто укладывается в рамки этой самой логики, познакомлю с еще одним артефактом, который нечаянно попался на глаза при работе над темой. Как понимаю, это персидская икона из языческой древности с отчетливо выраженным, более чем отчетливо, родовым началом - мужским и женским (фото). Тема практически по всему Евразийскому пространству и за его пределами получила развитие в почитании этих самых начал. Форма и вид этого почитания изменились, но суть осталась той же. Ничего такого особенного в этом изображении нет. Та же самая линия Матки Бозки в исходных началах. Трипольская культура предлагает ее же в более сложных вариантах. Даже в приложении к пластичным формам Самого Духа Божьего. Но это отдельная тема. Здесь только хочу заметить, что формы персидских божественных начал - мужского и женского, очень напоминают так называемую трипольскую пластику? Кому довелось рассматривать находки под Киевом, понимает, о чем речь. Они просто элементарно похожи. В данном случае - намеренно упрощенной пластикой передачи форм лиц. И там, и там они, эти самые лица не имеют еще большого значения для главной идеи. Отсюда схематичный их вид. Позже эта линия будет освоена до степеней высшей духовной выразительности. Но начиналось-то все с этого. Так сказать, процесс развития в наглядности.

Но данном случае речь о другом. Эти конкретные боги представлены их древнему почитателю и современному зрителю в странном «шестипалом» виде. И однозначно, это не уродство. До пяти предок считать наверняка умел. Это особенность конкретно этих людей, которые воспринимаются как божественные сущности. И самое странное в том, что эта самая божественная шестипалость чаще всего встречается во фресках и пластике цивилизаций обеих Америк. Конкретно в мексиканских, бразильских артефактах этой странной детали более чем достаточно. В принципе гексадактилия - шестипалость, считается большой редкостью. В данном случае редкость удвоена. У многих народов - это прямой знак божественности. Как видим, издревле. Это к тому, что на парной скульптурной композиции из Персии изображены именно боги. Во всяком случае, это поле для множества вопросов, остающихся пока без ответа.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 3. АФРИКАНСКИЙ СЛЕД РОДА, УТОЧНЕНИЙ КРЕСТА И ЕЩЕ КОЕ-ЧТООтдаю себе отчет в том, что автора в связи с этим поворотом темы можно упрекать Бог знает в чем, но тем не менее нам важна степень ясности. Пространственно-временной. Я ведь не зря упомянул киевское Триполье с его откровенными знаками мужских и женских родовых начал. Эту же самая «начальная линия» обнаружилась в конце ХХ века в песках Такла-Макана, что на китайском северо-востоке В древнейших могилах открывшихся недоуменному взгляду исследователя в местах, где казалось бы вовсе ничего быть не может, отыскались мумифицированные останки местных жителей возрастом от 4 до 6 тысяч лет. И отчетливо выраженного европейского типа. Так вот в этих захоронениях отыскали некие футляры все той же фаллической формы (фото). Что было вложено в этот футляр, как говорится, остается за кадром времени. Зато известно другое. Сохранившиеся остатки намогильных памятных знаковых выполнены по «парному женскому типу». В комбинации, которая часто встречается в археологических раскопах этого самого Триполья.

В этой связи вполне закономерна такая версия. Фаллические футляры - это не только знак единства основ веры, но и масштабного экологического бедствия, которое конкретно в этом Таримском районе Евразийского континента имело место во временном отрезке от V до II-I вв. до н.э. Похоже, что относительно быстро изменился местный климат. Дело в том, что старшие по возрасту мумии, например, хорошо известная «Лоуланская красавица», упокоены в долбленых, как нас уверяют «специалисты» лодках. Но гидросистема местности и в древности была развита не до такой степени, чтобы предаться ее обожествлению. Это были не столько «лодки, сколько гробы все той же божественной формы - фаллической. А вот к более поздним своим покойникам предки вынуждены были прикладывать лишь скромную модель главной божественной сути. Громадная территория, бывшая долгое время благодатной, по сути, была «съедена» и стремительно начала превращаться в пустыню. Ее и имеем. Точно такой же процесс в южо-украинской степи и на так называемых целинно-залежных землях Казахстана был приостановлен сменой форм хозяйствования, основательно потеснивших пастбища.

К слову, такой подход позволяет оценивать долбленые ступы монахов-покойников Киево-Печерской лавры как образ все того же бога Рода.

Но нас больше привлекает размах распространения традиции - где та Персия, где то Триполье, и где она та самая китайская жаркая пустыня Такла-Макан с ее более чем сенсационными находками, утверждающими нас в выводе, что мир един в гораздо большей степени, чем мы привыкли об этом задумываться. И что наше представление об этом единстве все еще остается более чем поверхностным.

Обнажишаяся навязчивость образа заставляет обраться к подходам З.Фрейда, хотя к нему гораздо плотнее приложимы выводы В.И.Вернадского. Пространственно-временное единство осознается многими, но, к сожалению, оно мало кем конкретизируется и увязывается в сознании с процессом познания сущего в его единстве. Все больше идут поиски разделительных границ - для утверждения как личностного, так и группового эгоизма. В том числе в среде церковных радикалов. Издавна, но доныне. Но без отчета, что на радикализме такого Рода выстроить нечто конкретно-созидательное, вряд ли удастся. Никому.

И тысячу раз прав был великий мудрец, изрекая потомкам: «Вся твоя рух¬лядь, весь болван твой, мир сей, лежит на очах твоих, гнездится в твоих зеницах» (Г.С.Сковорода). Я не столь изыскан в изложении собственных размышлений, но, тем не менее, формула одной из истин также была освоена и соотнесена с практикой бытия. И она диктует, что нет границ всего у двух человеческих начал - ума и глупости. Все иное - лишь приложенное к ним, что, собственно, и было замечено философом. ▲©

Часть 1

Часть 2

Вернуться назад