Наследники миргородского полковника Федора Остроградского и полкового судьи Матвея Остроградского, который прославился во времена Северной войны, разгромив с Меньшиковым боезапас и провиант, собранные Мазепой для Карла ХII в Батурине, поселились на землях Полтавщины, основав династию Остроградских Малороссии. В Пустовойтовом, Манжелии, Федоровке, Устимовке на Глобинщине, в Пашеновке и Голтве Козельчанского района были земли и поместья Остроградских. К известным потомкам этого казацкого рода, которые составляли красу дворянства Полтавщины, где на первое место ставились Честь и верность присяге, которую давали вместе с Хмелем и Пушкарем, принадлежат: Депутат Российской Думы, товарищ министра промышленности и торговли, приятель П. А, Столыпина, владелец процветающей экономии «Пустовойтово», где еще до революции был применен артельный подряд, Василий Остроградский, племянник Михаила Васильевича Остроградского – славного математика казацкого рода, академика Петербургской АН и нескольких других иностранных академий.
Будущий математик, знаток аналитической и небесной механики, математического анализа и математической физики, гидромеханики и баллистики, академик Михаил Остроградский родился 24 сентября 1801 года в селе Пашеновка Малороссийской губернии. До восьми лет рос среди сельских детей, знал много малороссийских песен, имел пристрастие к различного рода измерениям, интересовался различными механизмами.
В 1809 году парня, который имел крепкую физическую силу, отдали в пансионат при 1-й полтавской гимназии, в «дом воспитания бедных дворян». Его инспектором был Иван Петрович Котляревский, глядя на которого Михаилу хотелось быть только военным. Но Полтава в то время, несмотря на одержанную в 1709 году громкую победу над шведами, была лишь небольшим уездным городишком. До открытия в ней престижного Императорского Петровского кадетского корпуса (1840) оставалась уйма времени. Родители решили отдать его в один из гвардейских полков. По примеру соседей Паскевичей, отправлявших своих детей в Северную Пальмиру. (Кстати, один из них станет генерал-фельдмаршалом, графом Эриванским, князем Варшавским, кавалером четырех степеней ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия – И.Ф. Паскевичем) Да господин случай…
Из Чернигова приехал брат отца, офицер, который, кстати, имел приятельские отношения с Паскевичами, возможно по этому впоследствии отказался принимать участие в восстании декабристов, а членом Верховного уголовного суда по делу декабристов станет Иван Паскевич. По его совету Михаила отдали в Харьковский университет, это и решило судьбу будущего ученого, а так же открытое Алексеем Кирилловичем Разумовским, сыном президента Академии наук, гетмана Малой России – Общества наук при Харьковском университете. (Кстати, борясь с польским засильем в университете, и было открыто Разумовским Общество наук.) Главный аргумент, почему Остроградский с его-то комплекцией, не стал гвардейцем, - малое количество денег в семье. Об этом свидетельствует переписка Михаила с отцом. Вся переписка и с Харькова и с Парижа и с Санкт-Петербурга отца и сына Остроградских, велась на русском языке.
Большое влияние на формирование взглядов Михаила и его научных интересов имели лекции математика и мыслителя профессора Тимофея Федоровича Осиповского, впоследствии ректора Харьковского университета. 1818 год, Михаил Остроградский блестяще сдает экзамены за трехгодичный курс. В 1820 году Остроградский выдерживает еще один экзамен за университетский курс с получением степени кандидата наук. Но преподаватель философии Дудрович, ревностный поклонник идеализма, написал на Остроградского докладную, что последний не слушал лекций христианских наук. Другими словами, «спустя рукава» относился к закону Божьему. Министр просвещения и религиозных вероисповедований князь Голицын приказал отобрать у Остроградсого диплом об окончании университетского курса.
Михаил возвращается в Пашеновку без какого-либо документа об окончании учения. Это был тяжелый удар, но любовь к математике победила. Посоветовавшись и получив материальную помощь от родных, он в августе 1820 года едет продолжать учебу в Париж, где на Остроградского обращает внимание сам Лаплас, творец «небесной механики». Уже в 1825 году, не скрывая своего удовлетворения, Лаплас писал: «Остроградский наделен большой проницательностью и прекрасный знаток анализа нескончаемо малых…»
Жизнь молодого ученого в Париже была трудной. Через материальные недостатки бывало попадал и в полицейские «каталажки». Приходилось пропускать занятия до двух недель. Михаил имел казацкий задор и потому не обходил социальных драк, где и лишился глаза. Любил он и кулачные бои, которые со временем назовут боксом. Французы на своих базарах слабо понимали запорожский принцип: «Отнять и поделить, если не по- братски, то по-товарищески»…
Некоторое время Остроградский преподает математику в популярном тогда колледже Генриха !У. После смерти Лапласа в марте 1827 года и сказанных им предсмертных слов Остроградскому, что тот обязан идти как можно дальше и то, «что мы знаем – малость по сравнению с бесконечностью непознанного». Жить в Париже стало тяжело… В 1828 году Михаил с огромными приключениями, в основном пешком с Парижа добирается до Петербурга, где после экзаменов его избирают адъюнктом прикладной математики, а в 1832 году - ординарным членом Российской Академии наук. Но слабость к приключениям, а попросту к дракам, на постоялых дворах и в корчмах, после употребления оковитой, останется с ним до конца его дней.
Остроградский, окрыленный успехами, много работает как ученый и педагог. В 1829 году он читает лекции в Морском кадетском корпусе, а с 1830 года и в Главном педагогическом институте. Согласно «Математическому энциклопедическому словарю», изданному в Москве в 1988 году, Остроградский напечатал более 100 научных работ и рецензий, в том числе и на работы Николая Лобачевского. Критерием ценности научной работы Остроградский всегда считал практику. Мало кого из выдающихся математиков мира можно назвать, чье имя так широко употреблялось бы, как фамилия Остроградский. Вот лишь неполный список: «метод Остроградского», «уравнение Остроградского», «принцип Остроградского», более десятка важных «формул Остроградского». Научные достижения Остроградского высоко ценили современники, он был почетным членом многих научных обществ мира.
Остроградский был женат. Как и сегодня, так и во времена империи, наука не всегда могла материально удовлетворить запросы женщины. В 1857 году Марья Васильевна, одолеваемая кредиторами, оставив Остроградскому сына, со словами: «Будь проклята, ваша наука», - ушла от академика, променяв его на ростовщика. А сын Виктор, уже после смерти отца, больной, без куска хлеба умрет в полтавском доме для бездомных дворян, пребывание в котором оплачивал лучший ученик академика, славянофил, душеприказчик Н. Гоголя – В.С. Чижов.
Среди малороссов есть такие, что всю жизнь, при любых обстоятельствах, не забывают родной земли. («Любовь к отеческим гробам. Любовь к родному пепелищу».) Остроградский каждый год ездил «на село». Попадая на Рождественские праздники, любил ходить колядовать, щедровать: «Щедрик-ведрик, дайте вареник…». Был хорошо знаком с семьей композитора Николая Лысенка. Кроме Пашеновки он любил гостить в Пустовойтовом у своего двоюродного брата, стряпчего, который имел здесь завод рысистых коней. Казацкая душа брала свое. Особенно любил Пустовойтовскую ярмарку, о которой рассказывал друзьям в холодном Петербурге. Пустовойтово в то время было местечком, стоящим у дороги Кременчуг- Миргород, в нем разрешалось жить евреям, арендовавшим гуральни и содержащим «корчмы с кафешантанами». В селе до сих пор сохранились предания о воспитательных кулачных боях проводимых Остроградским, правда в последствии, на усмирение его учеников с уездного Кременчуга приглашались драгуны Каргопольского полка. Конечно, такой человек, как Остроградский, еще и проживающий в столице, не мог быть не знакомым с другим малороссом, правда, не очень любившим гостевать «у неньки», Т. Шевченко.
Михаил Васильевич Остроградский входил в круг знакомых поэта. Познакомил их в 1837 году Жуковский. Во времена учебы в Петербургской Академии искусств Шевченко посещал лекции Остроградского. Об этом он вспоминает в повести «Художник»: «Я лично знал гениального математика нашего Остроградского, с которым мне случилось несколько раз обедать вместе…», а в «Журнале» 1857 года записал о нем такие слова: «От Н. Д, Седова мы с Семеном (Гулак-Артемовским) переехали к М. В. Остроградскому. Великий математик принял меня с распростертыми объятиями, как земляка и как надолго отлучившегося своего семьянина. Спасибо ему. Остроградский едет на лето с семейством в Малороссию. Принял бы, говорит, и Семена со мной, но боится что в Полтавской губернии сала не хватит на наше довольствие…». Некоторые исследователи утверждают что долги, в которые попала семья Остроградских, взяв в долг продуктов для пира, и водки для запоя, и были последней каплей ее распада.
Личная неустроенность, косые взгляды начальства и запущенный «Садок вишневий коло хати» в Пашеновке привели Остроградского к невеселым мыслям. Он решает возвратится в Малороссию и посвятить свою жизнь просветительской работе. «Хандра, - говорил академик, - это наиболее сильная отрава», «человека тяжело выводить из состояния лени, самодовольства и безразличия», «надо иметь отвагу в отстаивании своей мысли», «гражданское мужество выше казацкой удали». «Я – малоросс, а не окраинец». Эти мысли Остроградского актуальны и сегодня.
Последние месяцы своей жизни Остроградский жил на Полтавщине. Там, гостя в селе Долгом, много купался. После чего он тяжело заболел: у него на спине образовался большой нарыв. Будучи в Полтаве, собирался ехать в Петербург, но ему стало плохо, появился жар, и в ночь на 1-е января 1862 года Михаил Остроградский умер в доме Старицких от паралича легких. Похоронили его в Пашеновке – там в 20-е годы ХХ века комсомольцы в поисках «барского золота» выбросили его прах из могилы… Правда сегодня в Пашеновке осталась одна улица и та сильно задрипана. В шестидесятые годы прошлого века, был установлен памятник на кладбище Пашеновки с надписью: академик Петербургской академии наук. Но в наши дни, оранжевые нацсвидомые с Полтавы, переписали надпись на плите, убрав Петербургскую академию наук, а рядом соорудили голодоморный знак…
В последние несколько столетий менталитет жителей Малороссии находится на разломе, под влиянием нескольких векторов – татарского, ляшского, американского… С малороссов несколько раз «снимали голову», уничтожая в том числе и дворянско-казацкую «аристократию», после 1917 года потомков Остроградских оставшихся на Украине перевели в разряд лишенцев, переименовав в украинцев. Шагая в «цивилизованное майбуття», не стоит забывать тех, кто будучи не совсем идеальными в мирской жизни, создавал на земле Малороссии красоту, славил ее своими талантами, презирая христопродажность мазеповцев. К ним относится российский математик и механик М. В. Остроградский из малороссийских казаков родом.
Николай ЯРЕМЕНКО, для РМ.У