Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » Наука » ТЕРРОРИЗМ, МЕДИА, МАССЫ  
     
    ТЕРРОРИЗМ, МЕДИА, МАССЫ
    Раздел: Наука, Общество
     
    ТЕРРОРИЗМ, МЕДИА, МАССЫ
    Ненависть и сопротивление совершенствованию системы – последняя жизненная реакция.

    Те, кто живет ради зрелища, - умрет от зрелища.


    Концептуализируя терроризм, Бодрийяр исследовал феномен конформистского приятия системы посредством структур насилия, направленных, как ни странно, против самой системы. Для Бодрийяра терроризм – одна из фундаментальных стратегией системы и её институций (государства, закона, рынка). Если в традиционных дискурсах «терроризм» означает структурированное насилие и организованное запугивание, направленные против доминирующей системы, то для Бодрийяра данный феномен описывается как зеркальное отражение террористического контроля системы над своим населением. Откуда возникло такое концептуальное различие?

    Бодрийяровские работы о политике, сопротивлении и терроризме вдохновлены ситуационистским дискурсом (движение Ги Дебора). Идейно ситуационисты вышли из западного марксизма, критику последний за неполноценное противостояние капиталистической системе. Ситуационизм оказывал сопротивление «власти Капитала» методом диверсии, жесткой сатиры и организованного саботажа, а не посредством диалектической критики или протеста. По мнению ситуационистов, в силу того, что капитализм осуществляет свое господство через культуру и экономику, необходимо воздействовать на масс-медиа и средства коммуникации. И действительно, ситуационисты захватывали официальные радиостанции и ТВ-студии, организовывали собственные пиратские радиоточки, создавали телевизионные помехи и препятствовали телевещания. Они совершали настоящие медиа-диверсии, чтобы препятствовать упорядоченному потоку информации и рекламы. Именно этот непрерывный медиа-поток репродуцировал пресловутое «общество спектакля» (концепт лидера ситуационистов Ги Дебора).

    В течение 60-70-х гг. в Западной Европе возникло множество «террористических» групп (знаменитые итальянские «красные бригады»), инициированных ситуационистским дискурсом. В своих «Фатальных стратегиях» Бодрийяр анализирует их появление. Француз подчеркивал структурное «соучастие» террористических групп и медиа-индустрии, что являлось характерной чертой ситуационизма. Но Бодрийяр в эту бинарную схему добавляет третий компонент – Массы. Эта триада существует за счет семиотического взаимообмена. Террористическим группам требуются масс-медиа в качестве проводника «терроризма» внутри системы, СМИ же в свою очередь наслаждаясь ужасающим и негативным опытом, создают рейтинговые истории, и, в конечном счете, Массы наслаждаются Террором. Это – подлинный симбиоз, глубинные символические взаимоотношения. Итальянская «Красная бригада» была фактически уничтожена медиа, после того как ее диверсия (взрыв на площади Piazza Fontana в 1969 году) была названа «террористической». В действительности данный акт оказался успешной провокацией итальянских сил безопасности, дискредитировавшей революционные силы. Бодрийяр неоднократно отмечал важнейшую особенность современности; в мире, перенасыщенном информацией, предельно трудно задавать простые вопросы (кто? что? почему?) и уже почти невозможно установить элементарные факты. Этот семиотический гиперизбыток можно считать энтропийным. В рамках неоднородного медиа-пространства происходит множество реинтерпретаций самих террористических актов: правительства, апеллируя к террористической опасности, совершенствуют силовые структуры, расширяя государственные и полицейские полномочия, медиа-корпорации получают гигантские прибыли, используя трансляции образов ужаса и смерти, предоставляя молчаливым Массам подлинный объект наслаждения.

    Такая традиционная стратегия «терроризма», как захват заложников, зиждется на эффекте символического вызова системе. Правда, террористические акты как событийные единицы по-настоящему не способны подрывать саму систему. Капиталистическая система процветает в силу перманентной глобализации, беспрерывной циркуляции капитала, людей и знаков-образов. Террористический захват заложников – это радикальный акт, так как он извлекает ценность (человек) из системы, тем самым одномоментно образуя «пустоту», которую оперативно пытаются заполнить СМИ. Именно поэтому терроризм является парадоксальным, амбивалентным, ведь в террористических актах наличествует власть и ее симуляция, в них присутствует медийное зрелище и сопротивление системе. Причем это совмещение обладает кардинальным характером. Семиотическое объединение вызова и зрелища в их высших точках. Насильственные действия террористов, ставящие под угрозу их жизни и жизни заложников, позволяют сопротивляться системе контролируемых и прогнозируемых смертей с помощью внезапного и спонтанного эксцесса Насилия. Погибающие террористы как медийный феномен знаменует собой системное проглатывание «чистейших форм символического вызова», - система атакована символическими основами. Смерти террористов и заложников – это «парадоксальные конфигурации», это по-настоящему самобытная форма нашего времени, подрывная в отношении системы по причине своей неразрешимости. Смерть изымается из сферы общественного контроля, являя собой полноценный символический вызов относительно системы, ведь постоянный страх смерти растворяется в самой жизни. Взрыв на оживленном квартале снимает традиционную соссюровскую структуру, разделяющую жизнь и смерть. Бессмысленный террор прекрасно демонстрирует то, что смерть включена в жизнь. В кровавой бане террористических актов контролируемое насилие и капитал выведены из системы. Также безопасность, как чувство упорядоченности и значимости системы, выброшена за пределы системы.

    По мысли Бодрийяра, террористические акты невозможно правильно интерпретировать с точки зрения «целевых» мотиваций террористов, то есть на «содержательном» уровне их требований. Подобные трактовки служат лишь укреплению системного порядка; они являются структурно поддерживающими. Террористические акты создают бессодержательную «пустоту», семиотический вакуум с отсутствием четкого смысла. Категория «пустоты» подразумевает знаковый коллапс и внутренний взрыв (имплозия) бинарных взаимоотношений. Терроризм не может быть правильно интерпретирован с помощью бинарной логики мышления. Террористические акты конституируется как уникальное знаковое событие силами медиа-индустрии и потребляющей ее Массой. Сами взаимоотношения между террористами и государственной власти не предполагают однозначных решений и этических суждений; здесь нет победителя и побежденного, здесь теряются четкие критерии различия, социальной дифференциации. И действительно, когда государственная власть уничтожает террористические группировки, будучи формальным победителем в этой социальной коллизии, не поднимает ли она террористов до высокого общественного статуса мучеников, ведущего к моральному превосходству? Как быть, если заложники погибают в процессе их освобождения (пресловутый «Норд-Ост»)? Что делать, если невозможно отличить заложников от террористов, как в случае Стокгольмского синдрома; заложники разделяют мотивацию захвативших и, вероятно, не желают своего спасения. Так что, в конечном счете, происходит: СМИ используют террористов, или наоборот – террористы используют СМИ? Массы пугливо всматриваются в ужас медийных нарраций, или они получают истинное наслаждение от фееричного спектакля образов-и-знаков?

    Взаимообмен между элементами бодрийяровской триады (медиа-индустрия, Массы и терроризм) считается также амбивалентным. Заложник - «ни жив, ни мертв», поэтому террористический акт – это «ни судьба, которая его ждет, ни его собственная смерть, но безымянная аморфная возможность, нечто совершенно спонтанное». По Бодрийяру, отрицается потенциальное различие между зрелищным и символическим феноменами, а также элиминируется разница между преступлением и репрессией. Именно такое неконтролируемое усиление обратимости «демонстрирует истинную победу террора». В конечном итоге, терроризм не относится к сфере «реального насилия». Реальное насилие не приводит к сопротивлению господствующей системе, оно «всегда на стороне власти». Терроризм же обладает взрывной и символической энергетикой, успешно «поглощая все реальное». Энергии терроризма ярко освещают медиа вплоть до момента обратного низвержения в «реальное». В бодрийяровском дискурсе терроризм иллюстрирует закат эры политики и репрезентации (симулякры второго порядка), он знаменует собой доминат постидеологического, экстатического, трансполитического. Терроризм «более насильственен, чем само насилие». Терроризм создал прецедент «случайной смерти» в границах той системы, которая как раз «запрограммирована на предотвращение случайных смертей». В пределах господствующей системы терроризм осуществляет планомерное искажение интерпретации и манифестации смерти, наделяя ее специфическими несистемными значениями. В итоге терроризм остается одним-единственным вызовом системе, ведь последняя в своем основании является террористичной: «мы все – заложники, и мы все – террористы… терроризм в своих радикальных заключениях содержит фундаментальные положения как либерализма, так и христианского гуманизма: «все мы из чувства солидарности солидарности ответственны за несчастного»… положение универсальной ответственности – монструозное и террористичное в своей сущности».

    Кроме того, столь универсальный семиотический феномен как терроризм проник в социально-психологическую проблематику. По Бодрийяру, современные люди считаются заложниками стандартизированных (закодированных) идентичностей. Нас шантажируют «наши идентичности». Они совершают над нами подобие некоего «символического убийства», потому что мы никогда не совпадаем с нашими идентичностями, мы остаемся другими в себе. Чтобы попытаться правильно идентифицировать себя с самим собой, мы должны, согласно неписанным правилам системы, умереть символически и жить исключительно как массовый, сконструированный, закодированный индивид. Надо быть активным агентом системы, быть свободным потребителем.

    Жан Бодрийяр не прославляет терроризм как «будущее» подрывной деятельности и протестного движения в трансполитическом мире. Терроризм все-таки терпит неудачу. Терроризм проигрывает, потому что заложник является «незаменяемым», «чистым» или «роковым» объектом, который невозможно повторно включить в систему: «Как насильственно выходит заложник из ценностной структуры, так и террорист выходит за границу переговоров. Эти двое вышли из обращения… и то, что между ними устанавливается… является двойственной фигурой… современной фигурой универсального умирания». Таким образом, терроризму не удалось стать оплотом настоящего сопротивления, стать грозным вызовом системе. Терроризм лишь способен кратковременно и локально приостановить обмен в системе, живущей перманентным и упорядоченным обменом. В действительности, речь даже не идет о приостановке системного обмена, но скорее о прескверной попытке представить свой обмен (обмен в террористическом ракурсе). В заключении стоит сказать, что ценностная система Капитала лишь подкрепляется террористическим одномоментным насилием, а сам терроризм буквально растворяется в густой протоплазме медиа-образов.

    Источник









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Loading...
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, киевская хунта, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, революция, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Сентябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 
    Наши друзья
     





    Google+
    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru