Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » Наука » РУССКИЙ МИР: АРХЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИМЕНИ  
     
    РУССКИЙ МИР: АРХЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИМЕНИ
    Раздел: Наука, История
     
    РУССКИЙ МИР: АРХЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИМЕНИ
    «Что в имени тебе моем?»
    А.С.Пушкин.


    Крушение СССР в конце ХХ века привело к образованию на бывшей его территории новых самостоятельных государств - в том числе украинской державы. В отличие от «пролетарской», интернационально-классовой идеологии Советского Союза, концептуальной опорой новых государственных образований стала национальная идея, т.е. наиболее существенная историческая традиция коллективной жизнедеятельности того или иного этнического сообщества. Для одних народов такой идеологический выбор оказался продуктивным началом их вхождения в современное мировое содружество суверенных наций, а для других - малоэффективным руководством по консолидации гражданского населения в политическую нацию как добровольный союз свободных индивидов на основе признания высших приоритетов совместной жизни. На общеевропейском фоне геополитической динамики постсоветского времени украинская национальная идея демонстрирует ослабленные возможности в политической стабилизации украинского социума, в духовной интеграции граждан Украины. «Когда-то считалось само собой разумеющимся, - отмечает современный исследователь украинской национальной идеи, - что национальная сущность народа лучше всего выражается той партией, что стоит во главе националистического движения. Ныне украинское самостийничество дает образец величайшей ненависти ко всем наиболее чтимым и наиболее древним традициям и культурным ценностям малороссийского народа: оно подвергло гонению церковнославянский язык, утвердившийся на Руси со времен принятия христианства, и еще более жестокое гонение воздвигнуто на общерусский литературный язык, лежавший в течение тысячи лет в основе письменности всех частей Киевского Государства, во время и после его существования». В реальности такого деструктивного начала государственной жизни украинского этноса кроется некая тайна его появления на свет.

    1. Самосознание восточнославянского этноса в социальных приоритетах национального имени


    Политические процессы в суверенной Украине приобрели тотально-деструктивный, хронически-кризисный, раскольнический характер: основным атрибутом общественной жизни стало противоборство партийных группировок, столкновение корпоративных интересов в процессе непрерывных выборов и перевыборов в борьбе за власть в стране, т.е. состояние «безвластия» или политического хаоса. Процесс всяческих «перевыборов», переоценки идейных приоритетов и «направляющих сил» общественной практики приобрел столь перманентный характер, что становится безусловным маркером особой природы «украинской ментальности»: ее качественная специфика обнаруживается в «расщепленности» сознания, отсутствии в нем истинного самосознания, незнании украинским миром собственного идейного корня – жизненного начала своей духовной идентичности. О самосознании политических лидеров современной Украины сегодня можно с полным правом сказать словами античного мудреца Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю» - ни об окружающем мире, ни о своем народе, ни о самом себе как носителе народного духа. Поэтому призыв античной мудрости к идеальному существу человека – «Познай самого себя» - становится судьбоносным для будущего украинской державы.
    В истории отечественной культуры категорический призыв к духовному существу человека впервые отчетливо прозвучал в народной среде Малороссии во второй половине ХVIII века в творчестве Г.С.Сковороды, который увидел свое предназначение в жизни украинского социума в пробуждении сократического мышления, в распространении сокровенных истин философского разума. Пробуждение идеального существа человека стало достоянием мысли широких кругов российского образованного общества в первой воловине ХIХ века благодаря философическим посланиям П.Я.Чаадаева, представившим действительный дух философского разума России как программы ее духовного самоопределения. Истинной сутью этого самоопределения, согласно воззрениям славянофилов, является православно-соборная, всемирно-братская идеология жизни восточнославянского этноса.
    Приземленной версией претворения всемирной идеологии братской любви в отношениях между людьми и народами стал советский социально-политический эксперимент построения общества социальной справедливости. Его крушение воочию показало всем, что без божьей помощи человеческий разум бессилен претворить истинное совершенство в мире, добиться социальной гармонии. Усиление «социального хаоса» в жизни постсоветской Украины убедительно свидетельствует всем нам, что ложный, «деструктивный разум» управляет нашим сознанием и влечет к национальной катастрофе. Состояние «перманентного кризиса» не может длиться вечно: государство или преодолеет эту ментальную лихорадку политических баталий, или же сгорит от «внутреннего перегрева» - от столкновений социальных сил. Необходимо, наконец, понять: кто Мы в этом мире и в чем кроется наше внутреннее, то есть духовное единство?
    Парадоксальное незнание самих себя, граничащее с историческим безумием, характерно не только для Украины, но и для постсоветской России, увидевшей свое высшее предназначение в современном мире в том, чтобы быть гигантской нефтегазовой трубой между Европой и Азией, взявшей на себя роль сырьевого резервуара для мировой экономики - и не помышляющей о духовном возрождении общества на православных традициях соборного уклада совместной жизни людей. Эту роль «газовой трубы», или, говоря «высоким штилем» наших политических лидеров, «страны-транзитёра» газовых ресурсов России для Европы, упорно навязывают и Украине. Одна лишь Белоруссия все еще сохраняет соборно-советские традиции в организации общественной жизни, не претендуя, правда, на понимание их сокровенного, высшего смысла. Для того чтобы сохранить собственную культуру и не раствориться в глобальных пространствах современного информационного общества, восточнославянские народы должны, наконец, осознать свое истинное существо в содружестве суверенных наций, уяснить свое высшее предназначение в мире.
    Действительное самосознание народа живет в его языке. И потому любая «национальная идея» - это, в конечном счете, родной язык, в котором народ раскрывает для всеобщего обозрения свою душу, выражает идейный смысл своей исторической жизни. Высшую концентрацию самосознание людей и народов обретает в собственных именах, которые символизируют суть понимания самих себя. Поэтому для преодоления постсоветского безумия в словах и делах людей, устранения социально-политического хаоса из жизни восточнославянских народов требуется прежде всего уяснение истинного смысла их этнических именований – «украинец», «русский», «белорус». Какие идеи кроются в этих именах?
    Всякое понимание людьми самих себя и окружающего мира рождается в процессе совместной деятельности и потому имеет в основе определенную историческую предпосылку, устоявшуюся традицию в истолковании предельно общих конфигураций общественной практики. Такой исторической традицией в осмыслении истинных значений коллективной практики восточнославянских народов является признание их изначального родства, внутреннего духовного единства: обладая единой качественной природой, они различаются между собой лишь количественными параметрами ее проявлений. Выражением данной традиции, еще бытующей в самосознании народных масс, служит однокоренное обозначение национальных особенностей восточнославянских народов – «малороссы-украинцы», «великороссы-русские» (многороссы), «белорусы» («чисто русские»). Однако сегодня имя «малоросс» вызывает у некоторых представителей украинского этноса психическое расстройство и даже ментальное отторжение - как будто кто-то закодировал их память от припоминания этого символа «родового единства»: украинцы стали, по существу, стыдиться своих родовых уз с белорусами и русскими, предельно четко выразив это настроение в культивировании имени «украинец» и вытеснении из языковой памяти народных масс своего родного имени «малоросс». Юридическим свидетельством стремления «украинской нации» к отделению от исторических корней «общерусского дела» стало конституирование «украинской мовы» в качестве единственного державного языка Украины - с одновременным понижением ранга «русского языка» до уровня «языка национальных меньшинств». «Державною мовою в Україні є українська мова. Держава забеспечує всебічний розвиток і функціонування української мови в усіх сферах суспільного життя на усій території України. В Україні гарантується вільний розвиток, використання і захист російської, інших мов національних меншин України. Держава сприяє вивченню мов міжнародного спілкування.».
    Понижение статуса «русского языка» до ранга «языков национальных меньшинств» может быть истолковано в контексте отмеченной статьи 10 Конституции Украины в двух существенно различных смыслах - количественном и качественном. Если руководствоваться положением о свободном функционировании в украинском социуме русского языка, то можно прийти к выводу о качественном единстве «русского» и «украинского» говоров (vs. мов), различия которых носят лишь количественный характер. При такой интерпретации, аналогичной «языковой формуле» российской культуры, можно было бы говорить - в пределах самосознания украинского социума - о «великоукраинском языке» этнических украинцев и «малоукраинской мове» носителей русской языковой традиции. Такая трактовка признает историческое «двуязычие» украинского социума и потому утверждает двойную форму языковой кодификации нормативных актов украинской державы. Это фактическое двуязычие украинского общества и нашло государственно-административное закрепление в двух лингвистических формах написания паспортных данных граждан Украины.
    Подтверждением правомерности такого понимания языка «украинской нации» как «бинарного», двойственного по своим этнокультурным основаниям, образования служит «Решение Конституционного Суда Украины от 14 декабря 1999 года об официальном толковании статьи 10 Конституции Украины касательно применения государственного языка органами государственной власти, органами местного самоуправления и использования его в учебном процессе в учебных заведениях Украины». В этом решении выделяются два ведущих основания правоприменения «государственного языка» в социокультурной практике украинского общества – качественный и количественный: «Под государственным (официальным) языком понимается язык, которому государство придает правовой статус обязательного средства общения в публичных сферах общественной жизни. Конституцией Украины статус государственного языка придан украинскому языку (часть первая статьи 10). Это полностью отвечает государствообразующей роли украинской нации, что указано в преамбуле Конституции Украины, нации, которая исторически проживает на территории Украины, составляет абсолютное большинство ее населения и дала официальное название государству ». Если исходить из качественного критерия - «государствообразующей роли» этнического сообщества носителей «государственного языка», исконно проживающего на территории Украины, - то вряд ли кто сможет отрицать существенную роль русского этноса в становлении украинской державности. Вспомним хотя бы, что свод законов Ярослава Мудрого вошел в историю под названием «Русская правда», а основной документ отечественной исторической традиции носит название «Повість врем’яних літ чорноризця Феодосієвого монастиря Печерського, звідки пішла Руська земля, і хто в ній найперший почав княжити, [і з чого Руська земля] такою стала».
    Если же руководствоваться количественным критерием в установлении действительных границ государственного языка как понятого и доступного абсолютному большинству граждан украинского национально-государственного объединения, то такова русская речь. Таким образом, украинский социум обладает, по крайней мере, двумя этническими основами своего державного суверенитета. Если же ультранациональные защитники единодержавной роли украинской мовы хотят выбить одну из этих опор как излишнюю в цивилизационном проекте украинского Дома, то они тем самым рискуют развалить все здание украинской державы - Украина погибнет без гражданской поддержки ее государственных интересов русским населением. А для такой поддержки требуется прежде всего взаимопонимание украинского государства и его русских граждан, признание государством их свободной общей воли в праве говорить на родном языке. Тем более, что великорусский язык Москвы оказался, как показало его сравнение с текстами берестяных грамот Великого Новгорода, прямым потомком «старокиевской литературной формы» древнерусского языка. «Открытие берестоведов стало известно в научных кругах уже к концу 1970-х годов, однако это обстоятельство почему-то не стало предметом обсуждения во время бурных филологических полемик украинских парламентариев, а также в период подготовки реформы украинского языка. В интересах самой Украины и для укрепления её культурных и геополитических позиций в мире необходимо восстановление всеобщего преподавания, согласно действующему «Закону о язиках», великорусской (она же палео-украинская!) лингвистической нормы в системе среднего образования государства. Естественным представляется также возвращение наших дипломатов к своему, по происхождению, рабочему языку ООН - русскому».
    Таким образом, согласно решению Конституционного Суда Украины, русский язык является одним из государственных (официальных) языков Украины. При этом Конституция Украины подчеркивает, что абсолютным источником властных полномочий органов госурственнго управления является народ как собрание равноправных граждан Украины, не зависимо от их социальных, этнических и культурно-исторических различий. «Стаття 1: Україна є суверенна і незалежна, демократична, соціальна, правова держава. Стаття 2: Суверенітет України поширюється на всю ії територію. Україна є унітарною державою… Статья 3: Людина, ії життя і здоров’я, честь і гідність, недоторканність і безпека визнаються в Україні найвищою соціальною цінністю… Утвердження і забезпечення прав і свобод людини є головним обов’язком держави. Стаття 4: В Україні існує єдине громадянство… Стаття 5: Україна є республікою. Носіем суверенітету і єдиним джерелом влади в Україні є народ». Без признания за русским миром права духовной и гражданской свободы украинской державе трудно претендовать на звание соборного, демократического, правового и социального государства. Тем более – в окружении цивилизованных европейских государств с успешным опытом юридико-правовой организации лингвистической жизни полиэтнических социумов.
    Однако юридическая правомочность применения в украинском социуме русского языка в качестве одного из официальных способов общения между гражданами и государством не устраняет психологического его отторжения частью граждан украинского социума как, якобы, унижающего их национальное, сугубо «этно-украинское», достоинство. Именно этот психологический настрой части украинского этноса и служит источником ложного мнения о качественно различном статусе чисто «украинской мовы» как единственного государственного языка Украины и русского как языка одного из национальных меньшинств на территории Украины, не способного обеспечить информационное единство украинского общества. И хотя украинское государство, как и российское, не признает, фактически, этнических особенностей своих граждан в качестве официальных их различий (в наших гражданских паспортах не содержится указаний на нашу этно-национальную принадлежность), необходимо при проведении конструктивной социальной политики учитывать эту негативную реакцию «правоверных украинцев» на широкое участие в жизни украинского общества русского языка. Необходимо, наконец, понять подлинные значения наших собственных имен – «руський» или «украинец», чтобы с гордостью представлять этими словами сокровенный дух своей национальной культуры - или же отказаться от них как не совместимых национальным самомнением и даже унизительных для национального достоинства.
    В конечном счете действительное самосознание народов концентрируется в собственных именах, выделяющих их среди других субъектов общественной практики и раскрывающих понимание самих себя в этом мире. Поэтому преодоление социально-политического хаоса в жизни украинского общества требует прояснения идейного смысла собственных имен государствообразующих этнических групп населения – русских и украинцев. В этих именах хранится «жизненная сила» данных народов, утверждается основа их исторической традиции, определяются конечные цели общественной практики украинского социума.

    Гореликов Лев Александрович, доктор философских наук, специально для "Русского Мира. Украина"

    Литература:

    Конституція України. Закон України «Про внесення змін до Конституції України». К.: Школа, 2009. 48 с.
    Повiсть врем’яних літ. Літопис (за Іпатським списком) / Переклад В.В.Яременка. К.: Радянський писменник, 1990. 558 с.
    Русский, он же - старокиевский! [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rusmir.in.ua/rus/6-russkij-on-zhe-starokievskij.html
    Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Запорожское казачество [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rusmir.in.ua/ist/351-nikolaj-ivanovich-ulyanov-proisxozhdenie.html









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    #1     написал: rezontov (13 апреля 2010 22:08) 13 апреля 2010 22:08
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    Отличная статья! Жаль только, что нынешние власть имущие, не смогут её прочитать...




    #2     написал: Иван (14 апреля 2010 07:56) 14 апреля 2010 07:56
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    "Украинского этноса" не существует

    Прежде чем писать эту статью автору следовало учесть один факт, что никакого "украинского этноса" никогда не существовало в природе. "Украинец" - это идеологический проект, состряпанный спецслужбами Автсро-Венгрии при поддержке польской шляхты, который бы не имел никакого успеха, если б его насильно не насадили в России еврейские большевики.

    Все разговоры про интересы "украинского этноса" - разговоры беспредметные. Нужно ставить проблему по другому, что нет никакого "украинского этноса", а значит и нет никаких специфических "украинских" интересов.




    #3     написал: vpaster (14 апреля 2010 22:11) 14 апреля 2010 22:11
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    \"1. Самосознание восточнославянского этноса в социальных приоритетах национального имени"\
    Нет самосознания, а есть сознание одно у народов. Читайте СЛОВО "коррупция", там есть разъяснение. Слово "этноса". Бог не создавал ЭТо НОСА. Начало идет от Авраама, затем семья, племя, род и народы. Слова "национального имени". Бог не создавал наций, смотри выше, что Он создал. Уже с этого понятно, что это суесловие, то есть хитрая игра слов. Нет, написавший статью, этого не знает. Здесь нужен разум.




    #4     написал: Ермак (14 апреля 2010 22:38) 14 апреля 2010 22:38
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    мне статья понравилась, предметом автор владеет

    однако, уважаемый vpaster, как по-Вашему следовало назвать статью, исследующую вышеуказанные автором вопросы?

    как же быть с Вавилонской башней и проч.? русский язык богат терминами: "этнос" один из вариантов "народ", "нация", "национальность". это вопрос не религиозный, а филологический




    #5     написал: vpaster (16 апреля 2010 12:07) 16 апреля 2010 12:07
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    ЕРМАК.
    Здесь не идет разговора о названии статьи. Речь о том, что язык засорен словами невразумительными, а в русском языке каждое слово имеет значение (знать учение -это как пример), и богат русский язык не терминами, а словами. Если взять название статьи.
    \"РУССКИЙ МИР: АРХЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИМЕНИ"\. То уже здесь содержится ответ. Русского мира не было и нет, а Бог создал мир в котором мы живем. Если брать слово "археология", как его принято понимать. Вдумайтесь, сами, разве можно раскопать национальное имя, и это еще не все. Наций Бог не создавал, копай, не копай, не найдешь. Если брать перевод с латыни, то получается, что это народ, племя. Уже, не правильно. Слова племя и народ. имеют разное значение (подробнее в СЛОВО "коррупция"). Если брать слово нация, и открывать его значение в русском языке. В двух словах. Это осквернившиеся "горьким корнем" царя Ирода. Это Вам ответ, почему все националисты мира, себя так ведут.




    #6     написал: Ольга (18 апреля 2010 01:45) 18 апреля 2010 01:45
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    При наличии такого интеллектуального потенциала, легко сметающего в космическом полете быстротекущей мысли такие "простые наземные объекты", как докторов философии, концептуальному критику (vpaster'у) - прямая дорога в академики. Но хочет он, судя по всему, в адвокаты самого Бога. А это уже не нам решать. Что касается земных проблем, обращайтесь - поможем.




    #7     написал: vpaster (18 апреля 2010 23:22) 18 апреля 2010 23:22
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    Цитата: Ольга
    При наличии такого интеллектуального потенциала, легко сметающего в космическом полете быстротекущей мысли такие "простые наземные объекты", как докторов философии,

    Я написал изречение на содержание статьи. а не на должность. Ответ Вам здесь. (Сирах 4:28 "ибо в слове познается мудрость, и в речи языка - знание". Если я буду писать ориентируясь на звания и должности, это будет лицемерием. В Писании сказано, что лицемер за кусок хлеба сделает неправду. Интеллекта у человека не было и нет, оставте это американцам. Бог дал человеку ум и наполнение души разумом. Слово потенциал, в переводе с латыни, обозначает сила. Получается, что вы помыслили в своем уме о силе мышления. Но ведь сила бывает мышц, механизмом и др., но не мышления. И в космическом полете мысли не летают, а при наличии доброй и хорошей совести приходят от Господа. Ну, а за адвоката Бога. Это Вы на меня наговариваете, а по истине это называется, злословие. И вообще, адвокаты, порождение блудницы сидящей на звере багряном (Откровение гл. 17). Я не сделал выводы в том комментарии. В "СЛОВО "коррупция" объясняется , что когда люди пользуются невразумительными словами, это все равно, что компьютер засоренный вирусами, а мышление человека нарушается нечистыми духами. А вот за предложение о помощи, большое спасибо. Очень признателен. Только как?




    #8     написал: Добрыня (2 мая 2010 10:29) 2 мая 2010 10:29
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    "Печально я гляжу на наше поколенье..." - и далее по тексту.
    Таково впечатление от уровня комментариев. Если это "приколы" (как теперь выражаются новые русские), то явно неудачные. А если это рассуждения всерьез, то тогда - диагноз .
    Такой русский мир не имеет будущего. Уровень витальности недостаточный для вхождения в жизненный мир Европы и сохранения в нем. А надо еще и развиваться адекватными темпами. Задача непростая.
    Мне ответят: "Нам и не такое по плечу!". Не такое - может быть. А такое с такими - не реализовать.
    Как говорят политтехнологи, оптимизируйте ресурсный потенциал. И - удачи!




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, идеология, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Наши друзья
     

    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru