Главная > Нам пишут > "НОВЫЕ ИОСИФЛЯНЕ" - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 6. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА {T_LINK}

"НОВЫЕ ИОСИФЛЯНЕ" - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 6. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА


26-07-2012, 17:10. Разместил: Юрий Крымский
В борьбе с церковью значительная роль отводилась антирелигиозной пропаганде. Первоначально она строилась, с учетом общего уровня образования населения, на принципе десакрализации религиозного сознания.

Первой хорошо продуманной и высокоэффективной антирелигиозной кампанией, призванной «взорвать» привычное христианское мышление населения, стало повсеместное (по всей стране) вскрытие мощей святых. Наркомат юстиции в феврале 1919 года издал постановление о вскрытии мощей специальными комиссиями с составлением протоколов – так называемая «мощейная эпопея», осуществленная 8-м отделом Наркомюста. В 1919-1920 гг. были осквернены десятки (не менее 62) захоронений мощей, в том числе Митрофана Воронежского, Питирима Тамбовского, Иоанна Новгородского, Нила Столобенского, Иоасафа Белгородского, Саввы Сторожевского, Серафима Саровского, Сергия Радонежского и др. Впоследствии многие из них были перевезены из разных монастырей и городов России в Ленинградский музей атеизма и религии (бывший Казанский собор). Поскольку, в силу естественных причин, реально нетленных мощей было немного, эта компания, освещаемая большевистской прессой, получила достаточно большой резонанс.

"НОВЫЕ ИОСИФЛЯНЕ" - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 6. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА"НОВЫЕ ИОСИФЛЯНЕ" - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 6. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА


Православные храмы часто не просто закрывались, а превращались, например, в клубы. Еще более печальная участь ожидала закрытые монастыри, превращаемые в колонии, тюрьмы и психиатрические лечебницы.

В целях подмены культовых мероприятий проводились комсомольские и коммунистические «пасхи», «рождества» и «крестные ходы».

Проводились и более «экзотические» мероприятия, типа «заседания политического трибунала для вынесения приговора над Богом».

В организациях появляются «красные уголки», в которых вместо ранее традиционных икон размещаются агитационно-пропагандистские материалы.

Антирелигиозные материалы публикуются в центральных коммунистических изданиях, таких как «Правда» и «Известия». Начинается выпуск специализированных газет и журналов. Одним из первых атеистических журналов стал периодический печатный орган Наркомата юстиции «Революция и церковь», на страницах которого печатались, в том числе, и высшие партийные деятели. Научное общество «Атеист» издавало журнал с аналогичным названием.

"НОВЫЕ ИОСИФЛЯНЕ" - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 6. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА[img]http://s019.radikal.ru/i644/1207/cb/709a58fe260f.jpg
[/img]"НОВЫЕ ИОСИФЛЯНЕ" - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 6. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА"НОВЫЕ ИОСИФЛЯНЕ" - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 6. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА


Пожалуй, самыми известными изданиями были еженедельная газета «Безбожник», журналы «Безбожник» (он же «Безбожник у станка»), «Безбожный крокодил» и др. Интересно, что предлагались более нейтральные названия, но Ярославский настоял на самом вызывающим из них. Тираж газеты в пиках достигал полумиллиона экземпляров, журнала – 200 тысяч. Эти издания выходили до начала войны как печатные органы Московского комитета ВКП(б), а затем Совета воинствующих безбожников. Надпись на обложке первого номера журнала «Безбожник», например, гласила: «С земными царями разделались, принимаемся за небесных. Господи благослови» - этот лозунг и определил все последующее содержание его номеров. В нем публиковались как серьезные научные и атеистические материалы, так и сатирические произведения и карикатуры. Целевой аудиторией этих изданий были рабочие, красноармейцы и молодежь. Отдельные номера посвящались женским и крестьянским проблемам. Аналогичные материалы, но уже антимусульманской тематики», печатались и в татарском журнале «Чаян».

"НОВЫЕ ИОСИФЛЯНЕ" - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 6. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА"НОВЫЕ ИОСИФЛЯНЕ" - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 6. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА


На основе авторов и читателей газеты «Безбожник» было образовано Общество друзей газеты, которое, в свою очередь, в 1925 году стало основой получившего печальную известность «Союза безбожников» (впоследствии «Союз воинствующих безбожников»). Союз выпускал периодические печатные издания, выпускал научно-популярную литературу, пропагандировал идеи атеизма. С ним активно сотрудничали такие известные коммунистические лидеры, как Луначарский, Бухарин, Крупская и др. В 1926 г. в Союзе числилось менее 100 тысяч человек, а уже в 1930 году их было более 3,5 миллионов, и в последующем 1931 году – более 5 миллионов членов. К этому времени тиражи книг и брошюр превысили 50 миллионов печатных листов.

С началом войны Союз воинствующих безбожников практически прекратил свое существование. В дальнейшем его функции исполняло Всесоюзное общество «Знание».

При всей этой последовательной и масштабной антирелигиозной пропаганде показательны данные переписи населения 1937 года. По указанию Сталина в анкету включили вопрос о религиозных убеждениях. Ответы были показательны: по данным переписи в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн. верующих и 42,2 млн. неверующих (56,7% против 43,3 % - от числа ответивших на пятый пункт анкеты). Из 30 миллионов неграмотных старше 16 лет 84% (около 25 миллионов) признали себя верующими, и из 68,5 миллиона грамотных - 45% (более 30 миллионов). При этом необходимо учитывать, что ответили не все, опасаясь последствий – в реальности цифры были еще больше. («Памятка для счетчика»: «В частности, разъясните, что на вопрос о религии надо указывать теперешние собственные убеждения опрашиваемого (неверующий, верующий - православный, верующий - магометанин и т д.), а не вероисповедание, к которому опрашиваемый или его родители причислялись официально в прошлое время»). Данные цифры показали, что борьба с религией была не так уж и эффективна, как это представлялось государству.
Именно эти по большей части верующие люди, кстати, через несколько лет победили в Великой Отечественной войне.

Впоследствии активизация антирелигиозной пропаганды наблюдается в хрущевские времена после XX съезда партии. В связи с повышением общего уровня образования упор делался на пропаганде научного атеизма и марксистко-ленинского учения в школах и вузах, а также через сеть штатных пропагандистов. В соответствии с постановлением ЦК КПСС в Академии общественных наук был создан Институт научного атеизма, просуществовавший до 90-х годов.

Центр координации антицерковной деятельности


Несомненно, что в при новой власти, несмотря на продекларированное отделение церкви от государства, со временем должен был сформироваться единый центр, отвечающий за практическое осуществление политики в отношении к церкви. Стратегию, несомненно, определяли высшие руководители советской власти – первоначально Ленин, Троцкий, Бухарин и др., впоследствии члены ЦК и Политбюро. Решением Политбюро в октябре 1922 года была создана Антирелигиозная комиссия (АРК) при ЦК РКП(б), объединявшая представителей всех органов государственной и определявшая политику в области отношений с церковью. Комиссия собиралась с частотой до двух раз в месяц. Много лет важную роль в практической работе комиссии играл видный большевик Ярославский.

Ярославский Емельян Михайлович (он же Емельян, Емельянов, Сибиряк, Лапин, Красильников, Солдат, Социалист и др. Он же Губельман Мейт-Иуда Израилевич) – член партии с 1898 года. Родился в Чите в семье ссыльнопоселенцев. Образование 4 класса гимназии, что не помешало ему впоследствии стать академиком АН СССР. Делегат различных партийных съездов, член высших партийных органов, депутат разных советов и т.д. Помимо своих многочисленных обязанностей много времени уделял антирелигиозной пропаганде. Участвовал в кампании по вскрытию мощей (в том числе св. Симеона Верхотурского), изъятии церковных ценностей. В 1922-1940 гг. являлся организатором антирелигиозной работы в СССР. Член и руководитель Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) (его заместителем был Тучков из ГПУ – см. далее). Участвовал в составлении списков священнослужителей для дальнейших репрессий. Участвовал в преследовании патриарха Тихона, руководил обновленческим собором (1923г.), осудившим патриарха и отстранившим его от должности. Руководил журналами «Безбожник», «Антирелигиозник» и «Атеист». Организатор Центрального антирелигиозного музея в Ленинграде. Организатор и председатель Центрального совета Союза безбожников СССР (в дальнейшем Союз воинствующих безбожников). Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.

Первоначально этим какое-то время занималась межведомственная комиссия при Наркомюсте, затем один из его отделов (так называемый «ликвидационный» отдел). Именно Наркомат юстиции следил, например, за исполнением декрета об отделении церкви от государства, или за кампанией по вскрытию мощей.

Однако по мере обострения борьбы с церковью эти функции все больше и больше переходили к карательным органам. Практически на всем протяжении существования советской власти непосредственная работа с представителями церкви была сосредоточена в ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ, выполнявшей директивы партийного руководства. Менялись только особенности работы.

Еще в апреле 1921 года Дзержинский писал одному из своих заместителей Яну Судрабсу (он же Мартин Лацис, расстрелян в 38-м):

«Мое мнение, церковь разваливается, этому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать в обновленной форме. Поэтому церковную политику развала должен вести ВЧК, не кто-либо другой. Официальные или полуофициальные отношения партии с попом недопустимы. Наша ставка на коммунизм, а не на религию. Лавировать может только ВЧК для единственной цели – разложения попов. Связь, какая бы то ни была, с попами других органов бросит на партию тень – это опаснейшая вещь. Хватит нам одних спецов.»

"НОВЫЕ ИОСИФЛЯНЕ" - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 6. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА
Рисунок Бухарина (подпись: "Симбион он же Иоанн Креститель из Г.П.У.")


Хотелось бы сказать несколько слов о роли Дзержинского в этом процессе. Вот как описывал свою встречу с ним в те времена Бердяев:

«Дзержинский произвел на меня впечатление человека вполне убежденного и искреннего. Думаю, что он не был плохим человеком и даже по природе не был человеком жестоким. Это был фанатик. По его глазам, он производил впечатление человека одержимого. В нем было что-то жуткое. Он был поляк и в нем было что-то тонкое. В прошлом он хотел стать католическим монахом, и свою фанатическую веру он перенес на коммунизм.»

Сам Железный Феликс еще в 1901 году писал в дневнике «…как раньше я ненавидел зло, так и теперь ненавижу; как и раньше, я всей душой стремлюсь к тому, чтобы не было на свете несправедливости, преступления, пьянства, разврата, излишеств, чрезмерной роскоши, публичных домов, в которых люди продают свое тело или душу или и то и другое вместе; чтобы не было угнетения, братоубийственных войн, национальной вражды… Я хотел бы обнять своей любовью все человечество, согреть его и очистить от грязи современной жизни…»

По аналогии, очень похоже, что под руководством такого человека создавалась организация, сильно походившая одновременно на доминиканский и иезуитский католические ордена. И очень характерно, что именно поляк с его католическими корнями встал в ее главе. Впрочем, в нашей истории уже была схожая полумонашеская организация – опричники. Любопытно, что сам Дзержинский сохраняется в народной памяти как своеобразный «нестяжатель» новой «красной» религии – настоящий «святой-бессребреник», боровшийся за «чистую» идею и не стяжавший себе никаких земных богатств. Не поэтому ли он так часто изображается в своей простой длиннополой шинели, похожей на монашескую рясу – никаких кожаных курток и маузеров… Кстати, Дзержинский был одним из очень немногих лидеров революции, вошедших в нашу историю под своей собственной фамилией.

Уже упоминавшийся ранее Мартин Лацис, достаточно ясно описал смысл красного террора: "Для нас не и не может быть старых устоев морали и гуманности. Мы не ведем войны против отдельных лиц. Мы уничтожаем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал словом или делом против Советов. Первый вопрос, который вы должны ему предложить - к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, образования или профессии. Эти вопросы и должны решить судьбу обвиняемого. В этом - смысл и сущность красного террора".

Именно этим принципом и руководствовались чекисты, ведшие дела священнослужителей в 20-е и 30-е годы. По материалам дел отчетливо видна неприменимость принципа презумпции невиновности в отношении священников, отказывающихся идти на соглашение с новой властью. Несомненно, что карательные органы прежде всего должны были в максимально полном объеме «выбить» пассионарную и гармоничную часть служителей самых разных культов (не только православных, кстати) – путем физического уничтожения и длительных сроков заключения, часто также заканчивающихся их гибелью.

Представители этих же органов и становились своеобразными новыми обер-прокурорами, назначаемыми государством для надзора за церковью. Одним из первых таких лиц стал чекист Тучков, успешно проведший операцию по расколу церкви через поддержку обновленческого движения (который, кстати, сам называл себя «советским обер-прокурором»).

Тучков Евгений Александрович. Сотрудник ЧК-ОГПУ-НКВД, начальник 6-го отделения ОГПУ. Получил четыре класса образования, работал в кондитерской и в кожевенно-обувной мастерской, позднее писарем в тыловых штабах. Вступил в партию после революции. По 1929 г. являлся начальником 6-го отделения СО ГПУ - ОГПУ, к компетенции которого относилась борьба с религиозными организациями в СССР. Непосредственно отвечал за выработку и реализацию религиозной политики. Вел разработку «шпионской организации церковников», которую, по замыслу, возглавлял Патриарх Тихон. Соавтор «Декларации» митрополита Сергия. Активно участвовал в организации раскола в русской православной церкви (на обновленцев, тихоновцев и т.д.). Непосредственно участвовал в изъятии церковных ценностей. В 1931 году назначен помощником начальника Секретно-политического отдела (СПО) ОГПУ, сохранив за собой пост начальника 3-го отделения СПО, (агентурно-оперативная работа по религиозным деятелям). В 1939-1947гг. являлся ответственным секретарем Центрального Союза воинствующих безбожников. Перед смертью просил приехать к себе в больницу Патриарха Алексия I.

Интересно и то, что сама идея восстановления утерянного единства вертикалей под руководством ОГПУ выдвигалась встречно и самими обновленцами на разных уровнях. Например, лидер небольшой вологодской обновленческой группы "Российская Народная церковь" Бурачек предлагал «во главе Русской Православной Церкви… поставить трех лиц: председателя ГПУ, Архиерея (по религиозным делам) и его - Бурачка. Шестьсот священников епархии он хочет сделать агентами ГПУ, чтобы через них, при дружной сплоченности, в значительной степени расширить информацию с мест и открыть могучую борьбу с антигосударственными элементами». Он не был одинок в таких предложениях. Собственно говоря, так в целом и получилось.

В дальнейшем религиозные вопросы перешли в компетенцию НКВД (с временным делегированием части полномочий Центральной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК в 30-х годах).

В ходе войны при СНК СССР были созданы Совет по делам русской православной церкви и Совет по делам религиозных культов, впоследствии объединенные в единый совет. Руководство Советом по делам религий на практике осуществлял идеологический отдел ЦК КПСС в тесном контакте с НКВД и КГБ. Характерно, что первым руководителем Совета стал генерал-майор НКВД.


Карпов Георгий Григорьевич - генерал-майор безопасности. Председатель Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР (по 1960г.). Из семьи рабочих. Окончил духовную семинарию, учился в Петроградском университете, работал на заводе. В органах ВЧК с 1922 года. Служил на разных должностях в ОГПУ – НКВД. Начальник 4 отдела 3 управления НКВД (борьба с церковно-сектантской белогвардейской контрреволюцией и повстанчеством в районах РСФСР). Председатель Совета по делам Русской православной церкви. В 1960 года решением КПК при ЦК КПСС исключен из рядов КПСС за нарушения социалистической законности в 1937-38гг., но затем восстановлен в партии с объявлением строгого выговора. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Именно генерал Карпов, кстати, во время войны положил конец обновленческому движению, выращенному его предшественником, сделав ставку на сергианскую РПЦ, к тому времени уже полностью лояльной к государству. Интересно и то, что Карпов к концу своей работы стал даже не без успеха защищать РПЦ от атак Михаила Суслова, не в последнюю очередь за что и был снят со своего поста. Сменивший его в годы хрущевских гонений на церковь Куроедов по традиции критиковал своего предшественника: «Главная ошибка Совета по делам православной церкви заключалась в том, что он непоследовательно проводил линию партии и государства в отношении церкви и скатывался зачастую на позиции обслуживания церковных организаций. Занимая защитнические позиции по отношению к церкви, совет вёл линию не на борьбу с нарушениями духовенством законодательства о культах, а на ограждение церковных интересов».

Смещение Хрущева изменило и отношения между государством и церковью. Собственно говоря, к этому времени церковь организационно уже была ослаблена достаточно, чтобы перейти от тотального подавления к более тонким видам контроля. Совет по делам религий совместно с образованным в 1967 году 5-м управлением КГБ стал уделять больше внимания вопросам работы с церковнослужителями, их сотрудничества с органами и внедрения в их состав своих «доверенных» людей.

Впрочем, вполне понятно, что к концу советской власти в число церковных иерархов уже никак не могли попасть лица, проявлявшие хоть тень недовольства этой властью. Материалы комиссии Якунина-Пономарева (1990 г.) о связях КГБ и РПЦ в советское время с перечислением имен агентов КГБ в церковной среде не оставляет в этом сомнений.

Завершением периода гонений на Русскую Православную церковь можно считать время подготовки к празднованию Тысячелетия крещения Руси в 1988 году.


XX век дал Русской Православной Церкви большое количество новомученников. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1992 года определил совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье. Решением Собора РПЦ 2000 года прославлены как известные, так и неизвестные мученики и исповедники веры. По состоянию на 1 января 2011 года в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века поименно канонизировано 1774 человека.
Следует отметить, что в отличии канонизированных Русской православной церковью новомучеников и исповедников российских про жертв обновленческой и катакомбной церкви речи почти не идет.

По понятным причинам, для этого века не характерно большого количества «народных» святых, за исключением, пожалуй, Матроны Московской.

Блаженная старица Матрона (Матрёна Дмитриевна Никонова). По преданию, родилась в 1881 году в деревне Себино Епифанского уезда Тульской губернии. По Житию, уже с 8 лет Матрёна лечила больных и предсказывала будущее. В 18 лет у неё отнялись ноги. Около 1925 года Матрёна перебралась в Москву. По народной легенде, в 1941 году к Матрёне приезжал Иосиф Сталин, которому она предсказала: «Русский народ победит, победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы» (существует и икона «Матрона и Сталин»). До самой смерти продолжая принимать людей. Скончалась 2 мая 1952 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве. В 1998 году эксгумирована, перенесена и помещена в специальную гробницу в храме на территории Покровского монастыря. В 1999 году канонизирована как местночтимая московская святая. В октябре 2004 года состоялась общецерковная канонизация.

Краткое заключение:

- После Октябрьской революции 1917 года политика новой Советской власти была направлена на ослабление влияния Русской православной церкви с ее последующей ликвидацией в рамках смены системы управления.

- После ликвидации Синода был восстановлен институт Патриаршества, отвечающий идее выстраивания вертикали церковной власти.

- По декрету большевиков Церковь была отделена от государства, а по новой Конституции священнослужители были поражены в своих правах.

- Новая власть в качестве первоочередной задачи ликвидировала монашество и монастыри как основу «нестяжательского» движения.

- В соответствии с разработанным Троцким планом борьбы с церковью власть стимулировала развитие реформаторского церковного движения (которое в нашей истории ранее в XIV веке получило ярлык «жидовствующих»). По замыслу большевиков, искусственное развитие «реформаторов» должно было ослабить традиционалистов-«иосифлян». При этом «реформаторы» считались более сильной угрозой, которую необходимо было устранить в дальнейшем после выполнения задач по расколу.

- В сложившихся условиях «иосифляне» пошли на полное подчинение новой власти (заявление патриарха Тихона и особенно Декларация митрополита Сергия), что вызвало дополнительный раскол в Церкви.

- В конечном итоге после периода жестоких гонений и репрессий в отношении священнослужителей именно иосифляне сумели почти официально «вписаться» в новую систему властной вертикали.

Продолжение следует…

Москва, май 2012г.
Андрей Светин и др.

Вернуться назад