Главная > Нам пишут > "НОВЫЕ ИОСИФЛЯНЕ" - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 4. РЕПРЕССИИ {T_LINK}

"НОВЫЕ ИОСИФЛЯНЕ" - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 4. РЕПРЕССИИ


24-07-2012, 11:57. Разместил: Юрий Крымский
Немного демографии (данные усреднены и округлены): в 1897 году население России (без Финляндии) составляло около 126 миллионов человек, из которых на долю духовенства с семьями приходилось около 590 тысяч человек, что составляло примерно 0,5 процентов населения. Вот сравнение этих цифр с данными по другим сословиям:

Дворяне потомственные 1%
Дворяне личные и чиновники с семьями 0,5%
Духовенство с семьями 0,5%
Купцы с семьями 0,2%
Мещане 10%
Крестьяне 77%

В 1914 году численность населения составила 172-175 миллионов человек, из которых около 95 тысяч были монашествующие (из них 130 архиереев) и около 120 тысяч – белое духовенство и церковные служащие (из них 53 тысяч священников). С членами семей к категории священничества (христианского) можно было отнести, скорее всего, около 650-700 тысяч человек, что примерно составляло те же полпроцента населения.

Для чего нам потребовалась демография? Просто при описании репрессий часто приводят данные, непонятно откуда полученные и кем подсчитанные. Иногда при подсчетах появляется цифра репрессированных (под которыми обычно понимают только расстрелянных) в 100 тысяч и даже 200 тысяч священников, то в свете представленных выше демографических данных представляется странным.

Вообще, нам, к сожалению, часто приходилось сталкиваться со, скажем, подозрительными данными и документами из достаточно недавней истории, которые многократно упоминаются и повсеместно цитируются без элементарной проверки источников. Например, не так давно действующий патриарх в очередной раз по телевизору упомянул ленинский документ от 1 мая 1919 года, называемый «Указанием ВЦИК и Совнаркома №13666/2» (якобы адресованным Дзержинскому): «…необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать безпощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Тут даже самому неискушенному исследователю должны были бы бросится в глаза четкие свидетельства издевательского юмора составителей «документа» – никаких «указаний» ВЦИК никогда не было (исторически в то время он выпускал только постановления и декреты). Красивый комбинированный «дьявольский» номер должен еще более «усугубить» впечатление от документа. Теперь это первое и последнее «указание» (интересно, куда делись предыдущие 13665 указаний?) цитируют все - вплоть, как мы видим, до патриарха, – и ни у кого не возникает никаких вопросов. И таких документов и «свидетельств» более чем достаточно. Видимо, к ним же следует отнести и письмо Ленина Молотову и членам политбюро (надиктованное по телефону) от 19 марта 1922 г. по поводу изъятия церковных ценностей, которое более подходит по идеям и изложению стилю Троцкого.

Судя по всему, документы подобного типа предназначены для того, чтобы еще сильнее убедить людей в антиклерикальной сути нового режима. Чтоб уж совсем никаких сомнений в этом не было. Уж лучше бы направили силы на поиски достоверных статистических данных или помогли маленькой группке работников центрального архива разобрать еще не разу не открытые документы – там только по периоду революции более миллиона единиц хранения до сих пор не разобрано.

Придумывать особо ничего и не надо – большевики и так не слишком любили классово чуждые элементы, к которым они относили и служителей культа (не только православных, кстати). На самом деле просто следует вспомнить указания одного из видных чекистов Лациса (Ян Судрабас, расстрелян в 1938г.) по методам следствия: «Мы не ведём войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить, - к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом - смысл и сущность красного террора». Как выяснилось, все эти слова с тем же успехом относились и к духовенству.

Первые жертвы среди православного духовенства появились уже во второй половине 1917 года – считается, что одним из первых стало убийство сельского священника Рождественского в Орловской губернии еще в сентябре. Но по настоящему убийства священников начались после октябрьской революции. Первым священномучеником этой эпохи считается протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Екатерининском соборе Царского села. 31 октября он был арестован вместе с другими священниками за организацию крестного хода и расстрелян на местном аэродроме (о чем писал еще Джон Рид).

Знаковым событием вскоре стало убийство в Киеве красногвардейцами митрополита Киевского и Галицкого Владимира – новая власть ясно показала, что высокие церковные должности никого не спасут. Уже 31 марта за литургией недавно избранный патриарх Тихон молился об упокоении убиенных за веру и церковь – к тому времени уже в списке уже были имена 19 священников.

В последующей гражданской войне были совершены многочисленные преступления в отношении духовенства. К сожалению, масштабы убийств священнослужителей в нерелигиозной войне были беспрецедентны. Как и по жестокости исполнения. Священников и монахов расстреливали массово и поодиночке, топили, скальпировали, привязывали к лошадям, обливали водой на морозе, сжигали, закапывали в землю - фантазия убийц и садистов, еще недавно в своей массе причислявших себя к верующих людям, была безгранична. Несомненно, симпатии подавляющего числа священнослужителей была не стороне красных. Однако патриарх Тихон, придерживавшийся политики невмешательства, отказал представителям белого движения в благословении.

1918 года произошли расстрелы крестных ходов в нескольких городах (в Туле, Харькове, Шацке и др.). Священники поддержали восстание в Ярославле. По официальным данным ВЧК, в 1918 г. расстреляно 827 священнослужителей, в 1919 г. расстреляно - 19. Неофициальные данные намного выше. На это же время приходится закрытие большинства монастырей, которые часто переделывались в тюрьмы и концлагеря. Например, с 1919 по 1922 г. в Москве было оборудовано 12 концлагерей, в основном в закрытых монастырях.

Вторая волна репрессий против священнослужителей началась в 1922 году во время изъятия церковных ценностей под предлогом помощи голодающим. Фактически, в это время власть перешла к масштабному наступлению на церковь, одновременно спровоцировав ее раскол. По всей стране идут судебные процессы, на которых обвиняемыми являются наиболее заметные священники и миряне. Именно на середину двадцатых годов приходится новая широкая волна репрессий, сопровождаемая массовым закрытием храмов. К концу 1924 г. в тюрьмах и ссылках пребывало более 66 архиереев — почти половина российского епископата. Живыми вернулись не все, но массовых казней не было. В это время репрессированные в основном подвергались заключению в тюрьмы или лагеря, из которых одним из самых печально известных является Соловецкий лагерь особого назначения.

"НОВЫЕ ИОСИФЛЯНЕ" - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 4. РЕПРЕССИИ"НОВЫЕ ИОСИФЛЯНЕ" - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 4. РЕПРЕССИИ
Детская игра «найдите 10 отличий» – на новой купюре образца 2010 года на Соловецком монастыре наконец-то появились купола с крестами.


Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь - Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. Внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен на Соловецких островах в Белом море. Основан в начале XV века Зосимой, Савватием и Германом. Каменные постройки возвел настоятель Филипп (впоследствии митрополит московский, убитый Иваном Грозным). По преданию, в монастырь приходил на богомолье Степан Разин. В 1669-1676 гг. во время раскола монастырь был подвергнут осаде (Соловецкое сидение), в результате которой монахи были убиты во время штурма. В 1854 году в ходе крымской войны выдержал осаду английского флота. Благодаря труду монахов на острове была развита необходимая инфраструктура, построена сложная система каналов, посажен уникальный для приполярных широт ботанический сад. Основное время года остров отрезан от материка – судоходство по Белому морю возможно только в летние месяцы. В советское время на острове размещался лагерь, тюрьма, школа юнг Северного флота и Соловецкий музей-заповедник.

- Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! - Совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич…
Но предложение отправить канта в Соловки не только не поразило иностранца, но даже привело в восторг.
- Именно, именно, - закричал он, и левый зеленый глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал, - ему там самое место!


Неправильно было бы утверждать, что именно большевики первыми догадались превратить монастыри в колонии и тюрьмы. Просто они придали этому процессу совсем другие масштабы. Вообще-то, у нас существовала многовековая практика ссылать и заточать в монастырях самый разный люд. Здесь и высшее сословие, для которого первоначально применялось «династическое пострижение» в монахи по старой доброй византийской традиции – от впавших в немилость царских жен (см., например, биографии восьми жен Ивана Грозного) и претендентов на высшие государственные должности (как Федор Романов - будущий патриарх Филарет). И множество несогласных с «генеральной линией» церкви – старообрядцев, еретиков, нестяжателей и пр. И просто преступников, в том числе и уголовных (например, уже упоминавшаяся нами Салтычиха – маньяк-убийца «а ля чикатило» екатерининских времен). И порой просто душевнобольных людей (как сошедший с ума декабрист Федор Шаховской). Впрочем, монастырское заключение, считавшееся гораздо тяжелее обычного, в конечном итоге по многочисленным свидетельствам неизбежно приводило к сумасшествию. Такое многовековое и достаточно массовое «побочное» использование действующих монастырей характерно, пожалуй, только для нашей страны. Как правило, в других странах относились все же более уважительно к трудящимся на ниве «умного делания».

Соловецкий монастырь в этом отношении стал одной из самых «популярных» застенков - не в последнюю очередь благодаря суровости окружающей природы и малой вероятности побега. Политической и церковной тюрьмой монастырь стал уже с XVI века. Сперва это были кельи и каменные «мешки», затем знаменитые земляные ямы (совершенно бесчеловечное изобретение) и, наконец, отдельные постройки на монастырской территории. Из первых известных узников можно упомянуть известного заволжского нестяжателя, игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия, который один из немногих сумел сбежать с острова в Литву (как и Курбский). Сменил его в застенках, кстати, один из его противников – протопоп Сильвестр, также ставший нестяжателем в конце жизни. В это же время там находились и сторонники еретического прозападного движения Матвея Башкина. В послепетровские времена в основном «религиозные» узники были значительно разбавлены гражданскими лицами – политиками и порой просто уголовниками, в том числе и весьма высокопоставленными лицами, такими как, например, бывший начальник Тайной канцелярии граф Петр Толстой или князь Василий Долгорукий. Здесь же закончил жизнь и последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский. Считается, что всего со времен Ивана Грозного и до закрытия тюрьмы в конце XIX века общее количество заключенных Соловецкого монастыря превысило пятьсот человек.

Печальная традиция была возобновлена новой властью. В 1920 году монастырь был закрыт и на его месте возник лагерь принудительных работ. В 1923 году учреждается Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН, впоследствии Соловецкая тюрьма особого назначения, закрытая в 1939 году). Особенностью лагеря было то, что кроме уголовников в лагере содержалось значительное количество духовенства, офицеров, дворян, интеллигенции, деятелей культуры и искусства, членов оппозиционных партий. Общее количество заключенных установить трудно в связи с нехваткой документальных свидетельств, но изначально лагерь строился на 8.000 человек. Число заключенных по годам варьируется от 2 до 60 тысяч человек. Аналогично, тяжело определить количество погибших (и тут цифры варьируются от 7 до 43 тысяч человек, с учетом погибших от голода и эпидемий тифа во всех лагерях СЛОНа) – «бесхозные» массовые захоронения на Соловках продолжают находить и сегодня.

Первые священники (осужденные по процессам об изъятии церковных ценностей) появились в лагере уже в 1923 году. Затем поступали священники, нарушавшие декрет об отделении церкви от государства и не поминавшие митрополита Сергия и государственную власть во время богослужений. Всего численность духовенства на Соловках составляла до 500 человек (максимальная оценка). Интересно, что после 1925 года, когда все политические заключенные были переведены на материк, на все должности, связанные с материальными ценностями (учет, распределение продуктов и т.д.), работали священники – там, где требовалась особая честность. Особенно сильно преследовались сектанты («христосики» по лагерной терминологии), которые принципиально не признавали большевиков как власть Антихриста – эта категория заключенных практически полностью была уничтожена за отказ выходить на работы.

Через Соловки прошло около 40-50 человек епископов. В истории известен "Собор соловецких епископов" (неофициальное собрание заключенных епископов в 1926-1929гг.), выпустивший четыре послания на актуальные темы отношений церкви и государства, в том числе и известное «соловецкое послание» по теме заявления митрополита Сергия.

В 2000 году РПЦ прославила более тридцати новомучеников и исповедников Соловецких.

По данным самих репрессивных органов, в 1923-1924 гг. было арестовано 2469 священнослужителей, а в 1931-1932 гг. их число достигло уже 19 812 (священнослужители разных конфессий).

Третий, один из самых тяжелых периодов репрессий против духовенства приходится на 1937-38 годы. По оперативному приказу № 00447 от 30 июля 1937 г. за подписью Ежова предусматривалось репрессирование бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов. В разъяснениях в число «других антисоветских элементов» вошли «сектантские активисты, церковники и прочие, содержащиеся в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях». Кроме того, некоторые регионы дополнительно просили увеличивать свои квоты по духовенству.

По официальным, несомненно неполным данным, среди осужденных числилось (всех конфессий):
1937г.:
- «Церковники», «Служители религ. культа» (по социальному составу) - 33 382 человек
- «Церковно-сектантская контрреволюция» (по характеру преступления) - 37 331 человек
1938г.:
- «Церковно-сектантская контрреволюция» - 13 438 человек

Следует напомнить, что в те годы из общего числа арестованных около половины приговаривались к ВМН (или ВМСЗ – высшей мере социальной защиты, как говорили в 37-м). Репрессии против священнослужителей продолжались вплоть до 1943 года – проведения Архиерейского собора и начала новой политики в отношении церкви.

12.07.2012 «Премьер-министр Дмитрий Медведев представил президенту РФ Владимиру Путину план переезда федеральных органов власти в поселок Коммунарка. От согласия президента зависит, будет ли реализован этот план и переедут ли на новое место все госорганы, пишет газета «Коммерсантъ».

Речь идет о поселке в 5 км от МКАД, который вошел в состав Новой Москвы. Туда, по данным издания, должны переехать администрация президента, министерства, аппарат правительства, Счетная палата, Генпрокуратура и Следственный комитет. Для чиновников будет построен офисный комплекс площадью порядка 3,5 млн кв.м. Его строительство обойдется в 350 млрд рублей, однако денег из бюджета переезд не потребует. По словам источника газеты, правительство предлагает вести строительство на заемные деньги, а затем вернуть их за счет продажи освобожденных зданий в Москве. Построить офисный комплекс предполагается в 2013-2016 годах.»

Впервые построить в Коммунарке Парламентский центр предложил нынешний Главный православный строитель всея Руси Ресин (см. наши материалы по проекту строительства 200 лего-церквей в Москве). Сегодня там планируется разместить все правительство сразу. Наверное, те, кто предлагал это место, обладают изрядной долей черного юмора – в свое время в Коммунарке в начале войны было расстреляно правительство Монголии в полном составе. И еще куча людей, которых Сталин боялся оставлять в живых в условиях угрозы сдачи Москвы немцам. Там же нашли свой последний приют (расстреляны на месте или привезены для захоронения) такие «узнаваемые» деятели, как Ягода, Бухарин, Рыков (вместе с женой), Эфрон, Антонов-Овсеенко, Берзин, Петерс и еще многие представители правящей элиты – легендарные комдивы, комиссары, министры, дипломаты, генштабисты, чекисты, профессора и академики.

Впрочем, может выбор объясняется еще и тем, что нынешнему руководству было бы приятно разместиться на месте, где раньше, как и на Бутовском полигоне, селили чекистов на дачах и садовых товариществах – там, например, ранее находилась большая дача Ягоды (он же Енох Иегода). На ней собирались чекисты для проведения производственных совещаний и последующего отдыха с рыбалкой на пруду и другими увеселениями (в описи изъятого при обыске у бывшего наркома помимо неимоверного количества разного барахла фигурировали и такие экзотические пункты, как «Коллекция порнографических снимков 3904 шт.», «Порнографических фильмов 11 шт.» и «Резиновый искусственный половой член 1»). Несомненно, после переезда преемственность будет поддерживаться на должном уровне…

Бутовский полигон был закреплен за московским управлением НКВД, а Коммунарка – за его центральным аппаратом, что рангом повыше. В любом случае, выбирая между Бутово и Коммунаркой предпочтение для переезда нынешних правителей надо отдавать последней, как месту более «элитному». Интересно, остался ли там на ходу гусеничный экскаватор «Комсомолец», при помощи которого рыли братские могилы?

В "Коммунарке" было захоронено, по последним данным, 6,5 тысяч человек. В Бутове расстреляли около 21 тысяч человек, в том числе 15 тысяч «политических». В эти 15 тысяч вошли около 940 человек так называемых «расстрелянных за веру». Впрочем, эта классификация представляется немного странной (видимо, это те, у которых в делах было указание на вероисповедание) – гораздо точнее цифра в 268 человек, которые были канонизированы РПЦ в начале 2000-х годов. Из расстрелянных в те годы 60 архиереев семь нашли свое упокоение на Бутовском полигоне.

Масштабные репрессии против духовенства окончились с сентябре 1943 года – после встречи Сталина с тремя иерархами и последующего проведения Архиерейского собора с избранием митрополита Сергия (Страгородского) патриархом.

Сегодня трудно точно определить, сколько именно священнослужителей подверглось репрессиям, находилось в лагерях и тюрьмах, умерло в заключении, было расстреляно по приговорам или убито без суда. Разные источники приводят разные цифры, часто обусловленные исключительно своими идеологическими предпочтениями. Последней недавно услышанной по телевизору от одного из известных ныне священников цифрой стало 300 тысяч расстрелянных священнослужителей в годы советской власти. С учетом приведенных выше демографических данных это представляется немного странным.

Масштабы репрессий можно более-менее достоверно представить по архиереям РПЦ и ИПЦ - в силу их должностей судьбу каждого можно проследить с более-менее высокой степенью достоверности. Ниже приводятся минимальные данные

Как мы помним, перед революцией в РПЦ было 130 архиереев. Всего же в официальной церкви (без старообрядцев, истинно-православной церкви и обновленцев, и с частью РПЦЗ) за 1917-1997гг. (80 лет) служило не менее 856 епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов. Из этих 80 лет на долю периода массовых репрессий приходится около трети времени. За это время:

Было в заключении: 160 человек
Погибло в заключении: 18 человек
Убито: 14 человек
Расстреляно: 86 человек

То есть за 1917-1943гг. репрессиям подверглось около 60% архиереев, из них погибло около 40%.

В русской Истинно-православной (катакомбной) церкви было расстреляно или умерло в тюрьмах не менее 87 иерархов.

В 1937-м году власть добралась и до обновленцев. В полном соответствии с планом Троцкого пришло время уничтожения тех, кого он называл «сменовеховцами». Власть, переставшая разделять «новую» и «старую» церковь, приступила к арестам и физическому истреблению видных лидеров обновленчества – бесследно исчезли десятки обновленческих архиереев

В 1943 году, в конце периода массового сокращения духовенства, на уже упоминавшийся Архиерейский собор РПЦ по приказу Сталина удалось собрать только 19 человек.

Вернуться назад