«Я рад что ты спасаешь мир, но это не дает тебе право быть гандоном» Дэвид Духовны
Что б сделать вывод о фильме, надо хотя бы его краем глаза посмотреть. Даже если это «Утомленные солнцем 2. Предстояние»…
Еще пару недель назад за подобные высказывания можно было схлопотать на любом форуме или сайте о кино если не бан, то, по крайней мере, целую уйму, мягко говоря, негативных отзывов о себе, своем умственном развитии и т.д.
Но, как говорил Уэс Крейвен – «это всего лишь кино»…
Вообще, последняя мода переснимать все старое на новый лад начинает понемногу раздражать. Этот феномен называется не иначе как «кризис жанра». Но где мода – там и наше кино. Как из рога изобилия посыпались «шедевры» советского кино с приставкой «2». «Королева Бензоколонки – 2», «Карнавальная Ночь – 2», «Ирония Судьбы – 2», грядет даже новый «Служебный роман». Не обошла эта участь и почти советских «Утомленных Солнцем».
Зачем было снимать это кино – в принципе загадка, т.к. привязки к первой части нет вообще, разве что герои – Котовы да Арсентьев.
Сюжет фильма тоже прост и не замысловат. Бывший комдив Котов, осужденный как враг народа, благополучно отсиживает свой строк. Но тут, откуда не возьмись его 58 статью меняют на 129. А значит он уже не враг народа, а всего лишь грабитель… Но отсидеть спокойно Котову не удается, начинается война, в которой единственная цель героя – выжить. Через два года, в 1943-м, товарищ Сталин, узнав, что Арсентьев «пригрел» семью врага народа Котова, дает ему прямое указание – немедленно найти Котова, и, несмотря на пересмотр статьи, привести смертный приговор в действие.
Фильм подан в модном ныне стиле – смешивание времен. То нам показывают Котова в 1941, то Арсентьева в 1943… Но, т.к. в фильме было несколько моментов и с Арсентьевым в 41-м, на экране то и дело появлялась надпись: место, год. Ну, как бы ничего такого, но к началу третьего часа начинает создаваться впечатление, что зрителя держат за идиота, и что он банально не может запомнить происходящее в двух сюжетных линиях.
Кстати о времени. Три часа, а почти столько идет фильм, высидеть за один присест очень тяжело. В принципе, это тоже один из факторов, из-за которых народ не ломился в кинотеатры. Одно дело смотреть фильм дома, на DVD, где можно поставить на паузу, сходить чаю сделать, в кинотеатре же трехчасовой фильм – это просто издевательство над зрителем. И тут, рождается первый, но отнюдь не последний вопрос к Михалкову – почему в Канны поехала сокращенная версия фильма? Сокращенная, причем не мало, а на целых полчаса.
Вопрос номер два возникает уже по ходу фильма. При виде живого и здорового экс-комдива Котова, более того, изрядно поправившегося (хорошо наверно кормили врага народа), так и хочется спросить: как быть с тем, что ВСЕ главные герои первого фильма погибли? А через десяток лет – все живы и здоровы…
Далее сюжет приобретает все новые и новые ляпы, т.к. состоит из кучи фактически не связанных эпизодов, которые, по задумке, скорее не режиссера, а мастера по спец-эффектам, должны были смотреться красиво. Но и красоты, даже с астрономическим бюджетом в 55 миллионов евро (около 80 миллионов долларов), зритель так и не увидел. Вообще благодаря непрекращающимся бомбежкам и расстрелам, которые были густо приправлены крикам и воплям, создалось впечатление, что не фильм о войне смотришь, а читаешь комикс про супер-героя. Только вот сам супер-герой Котов все время терялся. Самое странное, что именно он не запомнился вообще.
Тут то, как раз и хочется сделать акцент на мелочах. Большинство эпизодов не просто затянуты, они перетянуты настолько, что порою становится откровенно нудно. Фильм снят в довольно жестком стиле, и это понятно. Но, порою эпизоды, в которых нужно было проявить жесткость, краткость, резкость – были растянуты до безумия. Самый яркий пример – сцена, когда Арсентьев спалил в машине донос на Надю и сдул пепел за окно. Или, момент с разговором Сталина, Берии и того же Арсентьева. И наоборот. Эпизоды, в которые надо было добавить драматизма, как расстрел толпы, которая разбегалась во все стороны, на фоне парящих денег. Зритель готов бы был рыдать навзрыд при сцене с расстрелом цвета Красной Армии… Если б в этой сцене не уделили столько времени самому Котову, которого, к слову, именно после этой сцены стало абсолютно не жалко, по сути наплевать – будет ли он жить или сгинет где-то в луже грязи.
Впрочем, сцена с кремлевскими курсантами это отдельный разговор. Именно она характеризует главную идею фильма (по крайней мере, мне она таковой показалась), что люди лишь пушечное мясо. Когда 240 мальчишек присылают на линию фронта с установкой атаковать, при том, что единственное, о чем думает штаб – как бы сдержать оборону. И слова умирающего лейтенанта: «240 детей, мальчишек под танки, под пули… За 15 минут… Там вообще в Кремле понимают как воевать, как их бить?..». Сцена действительно впечатлила бы, если б супер-герой Котов, которого в этой сцене танком переехало (!!!) не остался жив. Вообще, фильм не претендует на историческую достоверность. Это признавал и сам Михалков. И именно до этого эпизода можно было ему простить и концлагеря на границе, и штрафников в 41-м… Но неужели нельзя было тогда оставить хоть пару парней, этих несчастных мальчишек, живыми? И когда Котов вылез из под слоя земли целый и невредимый, и, что самое, как не странно, смешное, в живых остаются именно его друзья, на язык начинают лезть самые грубые матерные выражения.
Эта сцена, между прочем, показывает еще один ляп, при чем, как по мне, самый глупый. Капитан курсантов рапортует: все как один ростом в 183 сантиметра. Неужели не один из съемочной группы не додумался что если все курсанты одного роста, то и актеры должны быть хотя бы, если не одного, то почти одинакового роста? Выстроившись же в ряд по стойке смирно курсанты показали, что они не то что не одного роста, в одном эпизоде было видно, как один из курсантов ниже другого почти на голову.
Вообще в фильме много именно глупого, как то снаряд, который протаранил купол церкви и не взорвал Нео русского кинематографа, потому что зацепился за люстру… как Надя плавала на морской бомбе… как прячутся от бомбежки на крыше (!!!) беглецы… как каким-то странным образом обгорел танкист, при том что форма на нем была цела и невредима… Все это, а не тяжелое восприятие военных реалий, которые были показаны на должном уровне, вызвали отторжение у зрителя.
Впрочем фильм критиковали еще за то, что многим не хотелось видеть КАК их деды и прадеды погибают на этой войне. Они просто не хотели верить что свои же могли взорвать мост с мирными жителями, что свои же могли стрелять в своих, что была паника… Но задайте сами себе вопрос, если б все было именно так как Вы думаете, немцы дошли бы до Москвы? Конечно нет. Именно хаос породил тот, почти удавшийся у немцев, блицкриг. Ведь люди были в шоке, все знали, что война будет, но никто не знал как к ней подготовится и как это вообще – воевать. Уверен, что были и паники, сродни той, что была у моста, и были командиры, которые принимали тяжелые решения, как взорвать мост, зная, что при этом будут линчеваны на месте, и дети, умершие по чьему-то глупому приказу.
Что у Михалкова получилось – так это показать весь тот ужас войны. И, главное за что был осужден режиссер – он показал, что немцы тоже люди. У них есть тоже чувства и эмоции (хотя прямое не подчинение приказу – кажется глупым и сомнительным). Они тоже могут не хотеть убивать наших солдат… Советские же граждане, в свою очередь, могут наплевать на девочку, которая стучится в дом и просит о помощи…
В любом случае, фильм не так ущербен, как его хотят нам преподнести друзья блоггеры. И садиться смотреть его надо с абсолютно четким пониманием того, что сейчас покажут отнюдь не то, что хочется увидеть. Тут нет бравых советских солдат, которые с 41-го года победоносной поступью шли на Берлин, тут нет энтузиастов которые с криком «За родину! За Сталина!» бросятся в бой, тут нет даже жестоких и злобных НКВДистов, которые всегда не в настроении и готовы просто так расстреливать людей… Тут есть только перепуганные люди, которые думают если не только о себе, то максимум о своих семьях, тут есть растерявшееся командование, которое хаотично раздает приказы, тут есть юные идеалисты, которые с ружьем в руках идут на верную смерть… И фашисты, которым самим осточертела война, и которые, порою сами не могут понять что творят их однополчане… Одним словом – тут есть все, о чем все давным-давно знали, но боялись сказать…
Это фильм не о Великой войне, а о войне глупой и бездарной. И это, к несчастью, отнюдь не великий фильм…
P.S. Я специально обошел тему актерского состава. Пусть каждый судит так, как знает. Но, как по мне, постоянно всплывающие знакомые лица русских звезд, которые, впрочем так же быстро и пропадают, в виду гибели персонажа, под конец фильма начали только раздражать. Так же хочется отметить игру Евгения Миронова, она была действительно великолепна. Неплохо смотрелись и Дюжев с Мерзликиным… Остальные? Остальных я просто не запомнил
Вердикт: Смотреть можно, правда если попадется, то в сокращенном варианте. Много всего лишнего. Много глупостей. И без Котова с Арсентьевым фильм смотрелся бы намного интереснее.