Внезапное снятие А. Баталиным своей кандидатуры на выборах по второму крымскому мажоритарному округу в Верховный Совет Украины совсем не стало темой общеукраинского обсуждения, хотя в Крыму это событие привлекло внимание не только СМИ и политических экспертов, но и общественности, правда, главным образом, являющейся избирателями на этом самом округе. Так что выход А. Баталина из предвыборной борьбы даже для Крыма произвёл эффект даже не «разорвавшейся бомбы», а, в лучшем случае, стал «хлопком учебной гранаты». Тем не менее, подобного рода случай вовсе не является ординарным, когда правящая партия, после долгих обсуждений и согласований, выдвинувшая своего кандидата с явным прицелом на победу, неожиданно его лишается. Потому этот случай и заслуживает нашего внимания.
Итак, по порядку. 4 октября, вечером, кандидат в народные депутаты Украины от Партии регионов по симферопольскому мажоритарному округу №2 Александр Баталин отказался от участия в выборах. И уже поздним вечером этого же дня на сайте Центризбиркома Украины было вывешено решение об удовлетворении заявления А. Баталина о добровольном снятии своей кандидатуры. Причём, достоверно известно, что сам А. Баталин в Киев не летал, чтобы сдать своё заявление. Скорее всего, заявление об отказе баллотироваться было написано ранее, в период выдвижения, как и прочими кандидатами от Партии регионов, и лежало до нужного времени в центральном штабе регионалов у его руководителя А. Клюева. После этого стали выдвигаться различные версии такого поведения А. Баталина. Назову, с краткими комментариями, некоторые из них, наиболее распространённые:
- Баталин снял свою кандидатуру, испугавшись компромата, который готов был обнародовать его основной конкурент Л. Миримский (очень слабая версия, потому что война компроматов больнее всего могла бы ударить по самому Миримскому и, к тому же, на Украине люди с гораздо более тёмным прошлым «светятся» на политическом небосклоне; да и на кого этот компромат мог бы повлиять – на украинский суд, на избирателей?);
- А. Баталин по болезни и нервному расстройству снял свою кандидатуру (детская версия, когда её авторы считают себя чрезвычайно мудрыми, а людей вокруг – идиотами, потому самим авторам следует прописать лечение, как минимум, в психоневрологическом диспансере, чтобы избавить их от явно завышенной самооценки);
- Л. Миримский занёс что надо и кому надо в Киеве и А. Баталина заставили снять кандидатуру (наивная версия по той причине, что занести можно было бы и раньше, до выдвижения кандидатов);
- Л. Миримский занёс что-то самому А. Баталину и тот снял свою кандидатуру (глупая версия, т.к. А. Баталин явно не похож на самоубийцу);
- в связи с тем, что А. Баталин является выдвиженцем крымского премьера А. Могилёва, у которого в последнее время напряжённые отношения с руководителем центрального избирательного штаба Партии регионов А. Клюевым, то последний «слил» А. Баталина, опираясь на низкий рейтинг его поддержки на округе и неминуемый проигрыш Л. Миримскому (при всей правдоподобности, сомнительно, чтобы А. Клюев самостоятельно мог принять такое решение);
- Л. Миримский добился отставки А. Баталина с кандидатского поста, благодаря давнему знакомству и партнёрству с Д. Фирташем, который убедил руководителя Администрации Президента Украины С. Лёвочкина и А. Клюева в необходимости продвижения Миримского с условием, что тот в новом составе Верховного Совета Украины войдёт в пропрезидентскую фракцию (достаточно правдоподобная версия, если бы она не переоценивали роль и, главное, статус политика крымского масштаба – Л. Миримского).
В то же время, две последние версии видятся наиболее достоверными. Вот, исходя из них, я попробую выстроить ещё одну версию, которая, конечно же, также не может претендовать на истину в последней инстанции, но которая позволяет нам выйти за пределы проблемы предвыборного соперничества А. Баталина и Л. Миримского. Соперничества, которое, по большому счёту, мало кого волновало, кроме самих кандидатов.
Пока же факты всей этой истории, которые, по сути, никем не оспариваются, а многими экспертами даже подтверждаются.
Заявление о снятии им своей кандидатуры было полной неожиданностью для самого А. Баталина, который ещё в обед 4 октября встречался на заводе «Фиолент», где директорствует, с вице-премьером Украины С. Тигипко, открывал очередную детскую площадку на своём округе, как активно действующий кандидат давал интервью крымскому телеканалу «АТР». После обеда этого дня подписывается номер газеты «Крымская правда» со статьёй Баталина «Поднимем экономику – поднимем страну». Намёк на то, что именно С. Тигипко привёз из Киева Баталину решение о его снятии не совсем проходит, потому что тогда он привёз бы ему и мотивацию ухода, которую Баталин мог бы озвучить. Но, он молчит до сего дня.
Неожиданностью снятие кандидатуры А. Баталиным стало и для его основного конкурента Л. Миримского, который тоже долгое время не давал по этому поводу никаких комментариев. Хотя, если бы он был главным действующим лицом в этом политическом сценарии, то должен заявить о своём успехе. Если допустить, что Л. Миримский чрезвычайно скромный человек, то его предвыборный штаб и соратники могли бы отметить такое событие хотя бы в сети Интернета. Однако, тоже полное молчание, несколько недоуменное.
Отсюда возникает вывод, что и А. Баталин, и, даже, Л. Миримский в этом сценарии исполняют не солирующие партии. Мягко говоря.
Крымский избирательный штаб Партии регионов и председатель Крымской республиканской партийной организации регионалов А. Могилёв всё время со дня отставки А. Баталина демонстрируют полную неосведомлённость происходящим. Следовательно, решение о снятии А. Баталина с кандидатов в Верховный Совет Украины принималось без их участия.
10 октября ещё один кандидат, самовыдвиженец, но член Партии регионов, А. Черноморов объявил, что снимает свою кандидатуру в пользу Л. Миримского. При этом А. Черноморов не преминул похвастаться, что действует, фактически, по согласованию с центральной партийной властью и остаётся членом Партии регионов, несмотря на ходатайство Крымской республиканской организации о его исключении. По сути это публично озвученное решение А. Черноморова о снятии своей кандидатуры стало подтверждением моего заключения, сделанного 7 сентября в интервью Интернет-порталу «Новоросс», что он является чисто техническим кандидатом. С той коррективой, что А. Черноморов являлся техническим кандидатом не от Л. Миримского, а от киевских групп влияния в Партии регионов.
Следует учесть, что А. Черноморов не только член Политсовета Партии регионов, но и президиума Русской общины Крыма С. Цекова, правда отстранённого с этой должности внеочередным Собором РОК 11 августа 2012 г. вместе со всем президиумом, но ещё оспаривающим это решение. Кроме всего прочего, С. Цеков является заместителем председателя партии «Русское единство», которая усиленно ищёт свою нишу в провластных этажах политического пространства Украины. К тому же, А. Черноморов имеет непосредственное отношение к партии «Русский блок», участвующей в нынешних парламентских выборах на Украине и в многомандатном округе своим партийным списком, и выдвигая кандидатов по мажоритарным округам. Представители руководства партии «Русский блок» являются помощниками депутата А. Черноморова.
В результате всех этих перипетий и версий событий возникает следующая гипотеза, которая более относится к политическому маневрированию нынешней украинской власти в лице различных групп влияния внутри её, нежели к самим фигурантам казуса избирательной кампании на втором крымском округе.
1. Партия регионов, жертвуя А. Баталиным, берёт под свой контроль не только Л. Миримского, который, вероятно, и станет победителем на втором симферопольском округе, но и целую партию «Союз», финансируемую Миримским.
2. Влиятельная группа в Партии регионов и во всей нынешней украинской власти в лице Д. Фирташа, И. Коломойского, С. Лёвочкина и А. Клюева берёт под свой контроль процесс выборов в Крыму – меняет кандидатов и диктует правила игры, а точнее вовсе исключает из игры нынешнюю крымскую власть регионалов в лице А. Могилёва и П. Бурлакова, не говоря уже о В. Константинове.
3. Инструментами в руках этой группы Фирташа-Коломойского оказываются также партии «Русский блок» и «Русское единство», влияние на которых они могут оказывать через своего посланника А. Черноморова.
4. В итоге выстраивается конструкция из персонажей и организаций – Л. Миримский (партия «Союз») – А. Черноморов (Партия регионов, Русская община Крыма, пока юридически закреплённая за С. Цековым, партия «Русский блок») – С. Цеков (формально Русская община Крыма, партия «Русское единство») – Г. Басов (партия «Русский блок», помощники депутата А. Черноморова) – С. Аксёнов (партия «Русское единство»). А ключи от этой конструкции находятся у группы Фирташа-Коломойского. По поводу замечу, что самое ущербное положение в этой конструкции у последних её звеньев, которым отведены, по сути, марионеточные функции.
В заключение стоит добавить, что группа Фирташа-Коломойского рассматривается многими экспертами как спонсор партии УДАР В. Кличко (становится понятным возможность появления в избирательном списке этой партии С. Куницына, депутата Верховного Совета Крыма, выдвигавшегося от партии «Союз» Л. Миримского) и даже партии «Свобода» О. Тягнибока. Вот такой пасьянс получается
Анатолий Сергеевич Филатов,Заместитель директора по науке Украинского филиала Института стран СНГ