На днях Национальный институт развития современной идеологии (НИРСИ), мозговой центр партии «Единая Россия» в Госдуме РФ, распространил любопытный документ. Назван он «Россия – 2011: что же ожидать в наступившем году?» Особый интерес вызывает в нем раздел, посвященный внутренней политике.
Во вступлении к этому тексту авторы ссылаются на мнение первого заместителя главы кремлевской администрации Владислава Суркова. Выборы должны выиграть Медведев, Путин и «Единая Россия» - отметил он на встрече с представителями молодежных организаций в конце прошлого года. Но будет ли эта цель легко достижимой? Думается, вряд ли. Во всяком случае, чтение документа приводит к такому выводу.
О том, с какими трудностями предстоит столкнуться, в нем говорится более-менее откровенно и конкретно. Так, в ходе реформирования органов внутренних дел российская милиция, как известно, сменит название на полицию, избавившись от избыточных функций и сократив до 1 января 2012 года 20% сотрудников. Однако до сих пор не ясна судьба сокращенных милиционеров. Смутно представляется и намеченное повышение уровня отбора кандидатов в ряды преобразованной структуры. Да и возможно ли вообще проведение подобной реформы при нынешнем низком уровне заработной платы, коррупции в МВД и потери в обществе уважения к органам внутренних дел. Авторы очень толерантны к властям. Потому даже не посмели предположить: а вдруг уволенные пополнят ряды ОПГ или просто станут асоциальными элементами. Кто обязан озаботиться их будущим? Видимо, никто.
Еще один важный аспект – продолжение реформы вооруженных сил. Мало кому известно о том, кем готовилась и как она получила одобрение. Однако ее авторы полны необычайного оптимизма. Например, руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов сообщил, что российская армия после реформирования должна быть готова победить в любом военном конфликте максимум за две недели. Это типичное шапкозакидательство сродни тому, что бытовало у нас в отношении контрактной службы. Ведь предполагалось, что в основной своей массе в рядах вооруженных сил будут нести службу именно контрактники, но сегодня очевидно, что эта идея попросту захлебнулась. Не хватает ни денег на жилье, ни на достойную зарплату самим контрактникам. И еще один штрих: армия переходит на трехзвенную систему управления, а в военных Вузах продолжается обучение по старым учебникам и уставам. Единственное, что идет «успешно» - кадровые сокращения и продажа имущества Минобороны. Честный аналитик просто обязан сделать вывод о том, что продолжение такой «реформы» преступно для безопасности страны.
Не меньшие проблемы прогнозируются в связи со вступление в силу законов о бюджетных учреждениях и обязательном медицинском страховании. Многие специалисты опасаются, что последствием нововведений может стать фактическая отмена бесплатного среднего образования и здравоохранения. И опять же, заказчик аналитического текста должен бы получить вывод – нововведение может привести к социальному кризису.
Даже, казалось бы, «бесспорный» антитеррористический закон об уровнях опасности – «синем» повышенном, «желтом» высоком и «красном» критическом, что скопировано из опыта западных стран, в наших условиях может вызвать серьезные осложнения. Ведь обычные люди, не обученные в распознавании опасных поведенческих признаков, склонны видеть их у каждого, кто выглядит или ведет себя « не так». Во всяком случае, последствия введения этого закона до конца не просчитаны и не опробованы в условиях отечественной практики. И опять, совершенно не ясно – как быть с нововведением: отложить, принять дополнительные меры, или вообще отменить? Тем более, что
период относительной стабильности, особенно в межнациональной сфере, у нас подошел к концу, и после 11 декабря Москва и вся остальная страна живут уже в иной реальности.
Сопоставив все перечисленные выше законопроекты и острые проблемы, авторы не делают ни выводов, ни прогнозов по возможному развитию ситуации. Они, правда, специально оговаривают, что цель у них иная – лишь сконцентрировать внимание на возникших задачах, решать которые законодательной и исполнительной властям придется самостоятельно. Но даже не слишком продвинутый читатель в силах определить, что одновременное обострение двух-трех означенных проблем и наложение их, вызовет социальный или криминальный взрыв и трагические последствия. Властям будет весьма непросто быстро и безболезненно развязать возможный узел противоречий, успокоить недовольных и тем более побудить их к главной цели, намеченной первым замом кремлевской администрации – массово поддержать на выборах «Единую Россию» и двух ее беспартийных лидеров. Правда, не ясно, обоих вместе, или по одиночке.
Гораздо сложнее будет рядовым избирателям и особенно молодежи, на чьи плечи и ляжет вся тяжесть новых реформ и изменений. Ведь кроме перечисленных НИРСИ сюрпризов, ожидающих обычного человека, надо назвать еще продолжение повышения тарифов на ЖКХ, электроснабжение, попытку (пока, правда, только устную, со стороны помощника президента Аркадия Дворковича) лишить студентов стипендий.
Вообще пора твердо осознать, что вместе с технологическими ресурсами у нас уже отняли последние остатки социальных гарантий. Поэтому живем мы уже не в постсоветское время, а в стране, усиленно реализующей проект «Новая Россия». Его основные черты и признаки коренным образом и содержательно отличаются от понятий, отражающих жизненную суть как советского народа, так и жителей дореволюционной России. Общие черты их таковы: не долг, служение, созидательный труд, порой героизм, а успешность, обслуживание, предельная прагматичность при минимуме или даже полном отсутствии духовного начала или замена его суррогатами.
Проиллюстрируем это на примере основных институтов государства.
Образование. Теперь школа, колледж, Вуз не учат, не воспитывают, не формируют личность, а оказывают образовательные услуги с перспективой перехода на полную коммерческую основу.
Медицина. Врач видит перед собой не больного и пациента, а оказывает оговоренный объем медицинских услуг клиенту со страховым полисом или кошельком.
Госуправление. У нас уже не госслужащий, работающий на благо народа, а чиновник, оказывающий услуги населению. И не надо удивляться, что за услуги дают и берут «на чай».
Оборона страны. Военный исполняет не священный долг по защите отечества, изначально предполагающий самоотверженность и героизм, а реализует действия в соответствии с контрактом и в рамках оборонной доктрины, оговоренные кругом обязанностей, прав и предполагаемых компенсаций. Поэтому теперь нелепо и даже дико будет звучать наказ, данный батюшкой Петруше Гриневу из «Капитанской дочки» Пушкина – «Служи честно, кому присягнешь!»
Научно-техническое развитие. Важен не технологический прорыв, использование идей отечественных и мировых научных, конструкторских и технологических школ, а превратно понимаемая инновационность. То есть, инвестиции в создание нового продукта со страхованием затрат, рисков и гарантий получения прибыли в оговоренный контрактом срок. Ни Ломоносов, ни Менделеев, ни Циолковский, ни Королев в такую схему не вписываются.
В целом цель проекта «Новая Россия» - вовсе не интеграция страны в мир западных достижений, как это декларируется, а адаптация к неолиберальным ценностям и стандартам, которым уже, как минимум, 30-40 лет, и на самом Западе уже начался отказ от них. Но для России они облегчают управление с участием мировых центров влияния нашей страной в целом или, возможно, в будущем ее частями. То есть, де-факто происходит последовательная реализация широко и печально известных разработок ИНСОРа под руководством Игоря Юргенса, попечительский совет которого возглавляет Дмитрий Медведев. Реализация этого проекта встречает пока очень слабое сопротивление в обществе.
Но самым слабым звеном в этом самом обществе остается молодежь. Интеллектуально недокормленная, без четких перспектив на будущее, с несправедливым настоящим, где успех определяется исключительно богатством, где бедность (чего в России практически никогда не было) приравнивается к пороку. Поэтому те самые толпы молодежи – футбольных фанатов, различных группировок сразу после Манежной площади стали называть не только в либеральной прессе «быдлом, гопотой и волчатами». Волчат, конечно, можно отловить и посадить в клетку или даже начать отстрел. Но от проблемы никуда не уйдешь. У них только злости прибавится.
Нужен поворот. И не просто в молодежной политике, которой, по существу, и нет. Если не создать систему, которая обеспечит воспитание и духовное развитие молодежи, а также равный и реальный доступ к учебе, работе, творчеству, «улица» так и останется агрессивной и станет еще более многочисленной. Вот о чем надо бы написать для высоких заказчиков в труде под названием «Россия -2011: что же ожидать в наступившем году?»
Александр Горбатов, шеф-редактор информбюро «Восток-Центр»