Главная > Культура, История > РУССКИЙ СОКРАТ {T_LINK}

РУССКИЙ СОКРАТ


21-12-2017, 12:05. Разместил: Редакция
РУССКИЙ СОКРАТЗ декабря уходящего года исполнилось 295 лет со дня рождения Григория Саввича СКОВОРОДЫ (1722-1794), уникального философа, поэта, музыканта. баснописца и педагога.

В 1907 году, 110 лет тому назад, Л.Н. Толстой написал краткую биографию Г.С. Сковороды. Толстой высоко ценил его наследие, ещё в 1870-м году он просил П.И. Бартенева (1829-1912), историка, литературоведа, одного из основателей пушкиноведения, о «милости вашей»: «если не прислать, то выписать мне заглавия статей о Сковороде» [1]. Некоторые мысли философа Лев Николаевич включил в свои «Круг чтения», «На каждый день», «Путь жизни».

Игорь Сюндюков писал в 2006 году: «По воспоминаниям друзей и близких, Лев Толстой в последние годы жизни не раз говорил о том, что искренне завидует странствующему философу из Чернух и мечтает уйти из жизни так же тихо, гордо и достойно. Для нас же жизнь и смерть Г. Сковороды (все это, поистине, лучшее его творение) несут вечный урок: не лгите и не лицемерьте хотя бы самому себе. И помните призыв философа: "Глянь в сердечныя пещеры!"» (здесь и ниже курсив мой – Л.В.) [2].

Прекрасный, но, увы, для очень многих сегодня – недоступный к усвоению Урок…

Осмеливаюсь подчеркнуть, соглашаясь с Ю.Н. Бартеневым (1792-1866), русским литератором, мемуаристом, знакомцем А.С. Пушкина, назвавшим Г.С. Сковороду в письме 1829 года императору Николаю I «единственно-национальным философом Русским» [3].

«Русским Сократом» называли многие исследователи Г.С. Сковороду. Да и он сам... А.Ф. Лосев (1893-1998), видный русский, советский философ, свидетельствует: «"Философ из народа" любил сравнивать себя с Сократом, и мы находим, что Сковорода во многом напоминает собою древнегреческого мудреца как по учению, так и по жизни. Жалко только, что русский Сократ не нашел себе своего Платона, какой был у Сократа древнего мира. Философия Сковороды была бы гораздо известней и гораздо сильней было бы влияние его замечательной личности» [4]. Но Лосев подчеркивал самобытность философа, типичность его воззрений «для русской философской мысли» (курсив автора – Л.В.)

«Что же есть оригинального в Сковороде? Почему мы называем его первым русским философом? – писал Лосев, – Прежде всего, оригинально то, что Сковорода вполне самостоятелен в своих философских исследованиях. Правда, он ортодокс, он чтит церковь и ее учение. Но то и замечательно, что такое его мировоззрение вовсе не было продуктом догматизма в мышлении; к нему он пришел самостоятельным путем, изучивши классическую и святоотеческую философию. У Сократа он заимствовал определение души и идею необходимости самопознания для философии. Сковорода учил, что в нас изначала заложены "зерна истины", что познавая себя мы в то же время познаем и Бога и вообще истину» [4].

Заставляю себя остановиться: ведь о Григории Саввиче Сковороде написано много, в том числе – диссертаций, монографий; его творчество изучено специалистами как в России, Украине, так и за рубежом; внимание общества и властей, в частности, – советского периода – заслуженно велико. Википедия напоминает, что В.И. Ленин по подсказке В.Д. Бонч-Бруевича включил Сковороду в подписанный Лениным «План монументальной пропаганды» от 30 июля 1918 года. Что А.М. Ниженец, знавшая Бонч-Бруевича лично, пишет: «Значення ідей Сковороди у розвиткові культури народів Радянського Союзу високо цінував великий Ленін» [5:206]. Что – « В 1944 году И.В. Сталин организовал в освобождённом Киеве празднества по случаю 150-летия со дня смерти Григория Сковороды. При Хрущёве в Киеве вышло в свет двухтомное собрание сочинений Сковороды в переводе на украинский язык. При Брежневе (к 250-летию со дня рождения Сковороды) был опубликован двухтомник на русском языке в новой орфографии» [6].

Рада, что могу посоветовать желающим познакомиться и с книгой Ю.М. Лощица СКОВОРОДА, выпущенной в серии ЖЗЛ издательством Молодая Гвардия в 1972-м году. Напомню, что Юрий Михайлович, видный русский писатель, публицист и литературовед, – уроженец с. Валегоцулово, Одесской области.

«Всякому городу нрав и права...»

А мне сегодня позвольте лишь напомнить некоторые бессмертные строчки Григория Саввича. Так, в школьные годы мы все, живущие в Украине, учили наизусть 10 песнь из его «Сада божественных песней». Даю в оригинале первую строфу, хотя есть переводы «Сада...» и на русский, и, конечно же, на украинский языки. Но стоит, наверное, напомнить,что язык Сковороды: «разновидность русского языка с элементами церковнославянской и народной лексики» (Ю.В. Шевелёв) [6].

Всякому городу нрав і права,
Всяка імієт свой ум голова,
Всякому серцю своя єсть любов,
Всякому горлу свой єсть вкус каков.
А мні одна только в світі дума,
А мні одно только не йдет с ума.

Вспоминает Сковорода и Петра, что «для чинов угли панскії трет» (углы!), и Федьку купца, что «при аршині все лжет», и строящего «дом свой на новий манір», и того, сплетающего «панегірик со лжей» и мн. др. В частности – интересно! – «Строіт на свой тон юриста права / С диспут студента тріщить голова…» А вот его дума (мысль) – о жизни и об олицетворении справедливости, всех уравнивающих, – неминуемой смерти:

...Ти не глядиш, гді мужик, а гді цар –
Все жереш так, как солому пожар.
Кто ж на єя плюєт острую сталь?
Тот, чия совість, как чистий хрусталь.

Сегодня мне особенно интересно «замечание» о юристах, а почему – чуть ниже.

В преддверии Рождества Христова, Его Крещения нелишне познакомиться с песнями 4-й, 5-й, 6-й, может быть, и напеть их – ведь Григорий Саввич, казацкий сын из села Чернухи, Лохвицкого уезда, Полтавской губернии (по другим данным – Киевской), ещё в детстве «отправлялся с глубокого утра куда-нибудь в рощу или в поле и наигрывал на своей "сопилке" (свирели), мало помалу усовершенствованной им в флейту, священные гимны. Кроме того, мальчик, имея прекрасный голос, любил ходить в церковь на клирос и петь». Отданный в Киевскую духовную академию «сразу же обратил на себя внимание регента певческого хора, и немедленно поступил в певчие», а затем, по соизволению императрицы Елизаветы Петровны, увезен в Петербург в Придворную капеллу. Там он создал «напев "Иже херувимы", известный под именем "придворного"»; «Напев этой церковной песни, по Высочайшему повелению, издан, под руководством Бортнянского в 1804 году, и разослан по всем церквам, для единообразия в церковном пении. Сковороде же приписывают введение во всеобщее употребление веселого и торжественного напева "Христос воскресе" и канона на Пасху "Воскресения день... ", везде именуемого "Сковородинским", вместо прежнего унылого, ирмолойного напева» [7].

Певец радости жизни – Г.С. Сковорода:

...Ах, отвержем печали! Ах, век наш краткій, малый!
Будь сладкая жизнь!

Кто грусть во утробе носит завсегда,
Тот лежит во гробе, не жил никогда.
Ах, утеха и радость! О сердечная сладость!
Прямая ты жизнь.

Не красна долготою, но красна добротою,
Как песнь, так и жизнь. (песнь 30-я)

А 10 песнь, положенная на музыку, распевалась «бродячими певцами, называемыми "слепцами-бандуристами" на ярмарках; перекрестках больших дорог и под окнами домохозяев. Эта песня Сковороды, – писал Стеллецкий, – как в некоторые другие его сатирические песни, известные в Малороссии более под именем "псалмов" или "дум", в которых обличается им жизнь высших классов общества, с ее праздной и вредной суетой, с ее отсутствием истинного содержания и смысла, – так усвоилась везде в малороссийском народе, что вошла в цикл произведений народного песенного творчества и имеет теперь уже несколько вариантов» [7].

Поэт-философ не расставался «з сопілкою» до конца жизни. Он играл и на скрипке, флейте, бандуре и гуслях.

Ученик и учитель в академиях, семинарии и коллегиуме (Киев, Переяслав, Харьков) побывал в нескольких странах (Польша, Венгрия, Австрия, Пруссия, Италиия), посетил, жил во многих городах, их окрестностях (Санкт-Петербург, Москва – Троице-Сергиева лавра, Харьков, Воронеж, Таганрог, Курск, Орел и др.) Странствующий философ-богослов обошел, скитаясь, Малороссию, Приазовье, Слободскую, Воронежскую, Орловскую и Курскую губернии, побывал в Области Войска Донского в Ростове.

Конечно, не мог не убедиться: «Всякому городу нрав и права...» Называл Малороссию, то есть Киевскую губернию, «матерью», а Украйну (Слободскую губернию – «Слобожанщину» – с центром в Харькове) – «тёткой»: «Украину предпочитал он Малороссіи за воздух и воды. Реки почти все цветут в Малороссіи, отчего и воздух имеет гнилость. Он обыкновенно называл Малороссію матерью потому, что родился там, а Украину теткою по жительству его в оной и по любви к ней», – писал М.И. Коваленский, ближайший друг, ученик и первый биограф Сковороды в 1794-м, чествуя ушедшего учителя [8].

Г.С. Сковорода, владевший десятком языков, читавший в оригиналах труды древних и новоевропейских философов, обучавший и живший, по настоятельным приглашениям, в домах и богачей, и бедняков, был исключительно скромен: «Сковорода мог бы составить себе подарками порядочное состояние. Но, что ему ни предлагали, сколько ни просили, он всегда отказывался, говоря "давайте тем, кто нуждается больше меня", и сам довольствовался только простонародной свиткой с "видлогою". Эта простонародная свита, "чоботы" про запас, посох – "журавль" в руках, сопилка за поясом и "торба" с несколькими книгами и рукописями за плечами – вот все, что он имел» [7].

«Жить Сковороде везде было легко, – писал Л.Н. Толстой, – потому что он довольствовался очень малым. Спал он на жесткой постели где попало, вставал до зари и любил ходить один по полям, лугам и лесам, обдумывал свои мысли. Одежду носил самую дешевую, старую и простую, ел один раз в день и питался только кореньями, молоком и хлебом. Не ел ни мяса, ни рыбы» [9].

«Не по кошельку суди сокровище»; «…где собственность, там нет главной цели, или главной мудрости»; «Тот ближе всех к небу, кому ничего не надо»; «Живут на земли ничего не помышляющие, кроме обогатиться, наестись, напитись, одетись. Бегайте разговоров сих, хотящих обогатитись. В сердце их худое семя, плодоприносящее желчь и змиин яд, убивающий душу»; «Лучше голый и правдивый, чем богатый и беззаконный», – многие ли поймут и примут сегодня эти мысли Сковороды?..

Да, недаром называли Г.С. Сковороду не только Русским Сократом, но и Русским Диогеном...

И как не согласиться с тем, что «…сердце человеческое не может быть без упражнения и что когда удаляется священная мысль, понятие истины, дух разума, то оно мгновенно повергается в занятия подлые, неприличные высокому роду, и чтит, величает, боготворит презренное, ничтожное, суетное»?.. [10]

«Русь не русская представляется мне диковинкою...»

Однако должна, коль взялась, затронуть и еще один актуальный вопрос.

Г.С. Сковорода по-своему молился: «Отче наш, иже еси на небесех! Скоро ли ниспошлешь нам Сократа, который бы научил нас прежде всего познанию себя, а когда мы познаем себя, тогда сами из себя вывьем науку, которая будет наша, своя, природная... Да святится имя Твое в мыслях и помышлениях раба Твоего, который задумал и пожелал быть Сократом в Руси; но русская земля обширнее греческой, и не так-то легко будет ему скоро обхватить Русь своей проповедью. Да приидет царствие Твое, и тогда посеянное зерно по слову Твоему взойдет яко крин, и тогда я выпил бы стакан "цикуты", как медовыя соты».

Он, выступая против «идолопоклонств» «выписанным мудрецам и наемным учителям из немцев и французов», утверждал: «Самое воспитание скрывается в природе каждого народа, как огонь и свет невидимо скрываются в кремешке. Приставь же губку либо трут, не пожалей руки и ударь кресалом и выкресишь огонь у себя дома, и не будешь ходить по соседним хатам с "трепетицею", кланяться и просить займи мне огня!.. Учителю подобает быть из среды народа русского, а не немцу и не французу. Не чуждому воспитанию должно быть привиту к русскому человеку, а своему родному. Нужно его уметь силой найти, выработать его из нашей же жизни, чтобы снова осмысленным образом его обратить в нашу же жизнь».

Не поучал – учил: «Всякий должен узнать свой народ, и в народе себя. Русь ли ты? Будь ею: верь православно, служи царице (Екатерине II) справно, люби братию "нравно". Лях ли ты? Лях будь. Немец ли ты? Немечествуй. Француз ли? Французуй. Татарин ли? Татарствуй. Все хорошо на своем месте и в своей мере, и все прекрасно, что чисто природно, т. е. не подделано, не подмешано, но по своему роду. Не будь ни тепел, ни холоден, да не изблюют тебя. Русь не русская представляется мне диковинкою, как если бы родился человек с рыбьим хвостом или с собачьей головою...»

«Что есть человек, одинокий, – спрашивал Сковорода, – уединяющийся от других людей, погружающийся в думу об одном себе? Круглый сирота, безродное дитя, бездетный родитель. Что есть гражданин в народе, чуждающемся других народов, замкнутом в своей наличности? То, что и его народ, т. е. бытие рождающееся, существующее и рождающее и притом только в пространстве, а не во времени, объединяющее собой места, а не века, – определеннее: подлежащее географии, а не истории. Что же есть тот, кто отожествляет себя в познании с целым человечеством, космополит? Собака в Езоповой басне, которая нарочно упустила наличный кусок мяса, и бросила в реку, чтобы уловить его тень» [7].

Как-то пришлось проверить понимание последнего тезиса, но без Эзоповой басни оказалось для собеседников сложным. Есть перевод Л.Н. Толстого:

«Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

И осталась собака ни при чём» [11].

В переводе советского академика-филолога, историка античной литературы и русской поэзии, переводчика античной, средневековой и новой поэзии и прозы, М.Л. Гаспарова звучит яснее, на мой взгляд: «Собака с куском мяса в зубах перебиралась через речку и увидела в воде свое отражение. Она решила, что это другая собака с куском побольше, бросила свое мясо и кинулась отбивать чужое. Так и осталась она без того и без другого: одного не нашла, потому что его и не было, другое потеряла, потому что его унесла вода» (курсив мой – Л.В.) [12].

Неужели – думаю – неудержимо плодится колено, обрекающее народ стать «подлежащим географии, а не истории»? В жадности и неразумности потерять свое, приобретая тень?..

Свидетель защиты

Обещала сказать, отчего сегодня беспокоит слово Г.С. Сковороды о юристах, повинуюсь. Речь – о готовящемся очередном позоре Одессе: сносе Памятника основателям Одессы – Екатерине II и ее соратникам: «27 декабря 2017 года в Одесском апелляционном административном суде состоится заседание по иску Ассоциации казацких обществ "Сич" о сносе памятника Екатерине II на одноимённой площади в Одессе» [13]. Вот и осмеливаюсь к голосам противников сноса, уродования Екатерининской площади, попыток извратить историю основания города, присоединить голос Г.С. Сковороды.

РУССКИЙ СОКРАТПусть прозвучит он – голос Свидетеля защиты – сына казака Саввы Сковороды и казачки – его жены Пелагеи (в девичестве – Шангиреевой, из рода Шан-Гиреев, занимавших высокое положение в Крымском ханстве); двоюродного прадеда русского религиозного мыслителя, поэта, публициста, литературного критика, почётного академика Императорской Академии наук Владимира Сергеевича Соловьёва (1863-1900).

Было, нет ли, но не случайно в народе сохранились легенды, что Григорий Саввич неоднократно общался с членами императорской фамилии. Так, в годы его службы в придворной Певческой капелле Санкт-Петербурга (декабрь 1742-1744), он жил в помещениях капеллы, близ Зимнего дворца, был дружен с фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, графом Алексеем Разумовским, как и Сковорода – родом «из малоземельных днепровских казаков», гостил в имениях Разумовских. Возможно, виделся с «дщерью Петровой». Граф А.Г. Разумовский способствовал и трехлетнему пребыванию Г.С. Сковороды заграницей в составе русской миссии.

Екатерина ІІ, чья политика и реформы, несомненно, – в русле просвещённого абсолютизма XVIII века, увлекалась литературной деятельностью, собирала шедевры живописи, состояла в переписке с французскими просветителями. Как-то она пожелала увидеть известного философа лично. Но на приеме он не поклонился ей, как другие приглашенные, а на вопрос, отчего так, ответил: « – Не я желал тебя видеть, а ты сама захотела на меня посмотреть. А как же ты меня разглядишь, когда я перед тобой вдвое согнусь?!» [14] Нет, не грубость то была, но остроумие, любовь к шутке, оцененная императрицей. Конечно, наряду с проявлением самоуважения, внутренней свободой, которые отмечают все, знавшие его, все исследователи.

Н.С. Стеллецкий (1862-1919), протоиерей, профессор, православный богослов, автор книги Странствующий украинский философ Григорий Савич Сковорода (Киев, 1894), писал: «Императрица Екатерина II слышала о Сковороде, дивилась его жизни, уважала его славу, и однажды, чрез князя Потемкина, послала ему приглашение из Украины переселиться в столицу. Посланный от Потемкина нашел Сковороду с флейтою у дороги, возле которой паслись овцы хозяина, приютившего его на время. Сковорода, выслушав приглашение, ответил: скажите матушке-царице, что я не покину родины: "мне моя свирель и овца дороже царского венца"» [7].

Стоит заметить, что так же неоднократно отвергал Сковорода и другие предложения, как света, так и церкви, «сделать карьеру», обогатиться материально. И заказал надпись над своей могилой: «Мир ловил меня, но не поймал»...

Николай Стеллецкий вспоминал также: «В 1787 году императрица Екатерина II, проездом чрез Украину, много наслышавшись о Сковороде, увидела его и спросила: "отчего ты такой черный?" – "Э! Вельможная мати, – отвечал философ: где же ты видела, чтобы сковорода была белая, коли на ней пекут да жарят, и она все в огне?"» [7]. Бытует и вариант ответа «загорелого до черноты» поэта: «Сковорода оттого и черная, что блины на ней выпекают белые». И себя будто бы он называл «глиняной черной сковородой, пекущей белые блины».

Но, обладая глубоким знанием людей, верно оценивая их, Сковорода не мог не оценить императрицу Екатерину II. И нет автора, который бы не отметил его мысль о ней: «...Все случайное, внешнее и кажущееся – плоть, тление, тень; существенное же, внутреннее есть вечное, Бог. В человеке отражение этого постоянно пребывающего, божественного есть его внутренний нетленный дух, который Сковорода называл иногда "Минервой". "Ибо, как Минерва, по баснословию, рождена из головы Юпитера, так наш дух происходит от Бога". "Так как, – замечает Коваленский, – Бог дает дарования духа не в одну меру, но различно, по различию отраслей всецелого, то людей, вступающих в состояние жизни не по врожденной способности, называл Сковорода людьми без Минервы. Таким образом, видя робкого военачальника, грабителя судью, хвастуна ритора и проч., он с досадой замечал: вот люди без Минервы! Взглянув однажды на изображение Екатерины II, сказал он с движением: вот голова с Минервой"!» (курсив мой – Л.В.) [7].

Другими словами – он признал способности и права Екатерины II.

Известно, что Минерва в римской мифологии – богиня мудрости. И – покровительница и изобретательница ремёсел и искусств, врачей, учителей, ваятелей, поэтов, музыкантов.

Вспомним и «знаменитый антимонастырский указ Екатерины II от 1764 года, в результате которого подверглось упразднению множество монашеских обителей страны», указ, объяснимый «не личной к ним антипатией, а сугубо экономическими соображениями. От монастырей нет никакой практической пользы, они лишь плодят тунеядцев, изымая из государственного употребления тысячи десятин земли, а из государственной казны – миллионные доходы. В своей секуляризационной политике Екатерина невольно принуждена была считаться с ростом стихийных волнений монастырских крестьян, с протестом крестьянской России против усиления эксплуатации и крепостной кабалы. Можно сказать, что массовые волнения монастырских крестьян в середине столетия стали едва ли не главной причиной, побудившей императрицу принять активный антимонастырский курс».

И как мог оценить эти преобразования Г.С. Сковорода, автор диалога «Брань архистратига Михаила со сатаною»? Там, в частности, один из архангелов обличает:

«Сии суть лицемеры, – мартышки истинный святости: они долго молятся в костелах, непрестанно во псалтырь барабанят, строят кирки и снабдевают, бродят поклонниками по Иерусалимам, – по лицу святы, по сердцу всех беззаконнее. Сребролюбивы, честолюбивы, сластолюбцы, ласкатели, сводники, немилосерды, непримирительны, радующийся злом соседским, полагающим во прибылях благочестие, целующий всяк день заповеди господни и за алтын оныя продающий. Домашний звери и внутрении змии лютейший тигров, крокодилов и василисков…»

«Сковорода прекрасно знает предмет, о котором пишет», – утверждает Ю. Лощиц, – «Церковь тогда не столько претерпевала извне, сколько испытывала тяжелый – как никогда прежде – внутренний недуг, выразившийся в катастрофическом обмирщении ее правящей верхушки, в формализации богослужения, в позиции лакейства и угодничества перед государственными инстанциями». Вспоминает Лощиц и «знаменитого деятеля этой эпохи, который совмещал в своей персоне первенствующего архиерея и сочинителя одиозной литургии Бахусу»; и «иерарха», который «прославился тем, что в своем владении велел перелить колокола на мортиры и устраивал из этих мортир регулярную пальбу на монастырском подворье, долженствующую быть заменой обычного благовеста»; и охотников «носить на монашеской обуви бриллиантовые пряжки» [15:157-160[.

Ох, не случайно отказался «апостол нестяжательства» – Г.С. Сковорода – от предложения монахов Киево-Печерской лавры (август 1764), убеждавших: « – Полно бродить по свету! Пора пристать к гавани, нам известны твои таланты, святая лавра пріймет тя, аки мати свое чадо, ты будеш столб церькви и украшеніе обители», ответил «с горячностію»: « – Ах, преподобные! Я столботворєнія умножать собою не хочу, довольно и вас, столбов во храме божіем.

За сим приветствіем старцы замолчали, а Сковорода, смотря на них, продолжал: "Риза, риза! Коль немногих ты опреподобила! Коль многих очаровала. Мір ловит людей разными сетями, накрывая оныя богатствами, честьми, славою, друзьями, знакомствами, покровительством, выгодами, утехами и святынею, но всех нещастнее сеть последняя. Блажен, кто святость сердца, то есть щастіе свое, не сокрыл в ризу, но в волю господню!"» [8].

У меня нет оснований не доверять и Юрию Никитичу Бартеневу, он в письме 1829 года императору Николаю I писал об «известном Сковороде», «который был украшением века августейшей твоей бабки и венценосного родителя твоего, который в мудрой Екатерине видел Северную Минерву, и которую сей единственно-национальный философ Русский научал любить и благоговеть пред гениальностию мудрой монархини» (курсив мой – Л.В.) [3].

Вместо заключения

Заключая, хочу вспомнить, что 16 декабря 2012 года Литературная гостиная Одесского Дома ученых с успехом провела программу «Сорви венцы с предательских голов...», которую мы посвятили гражданской лирике, в том числе тепло отметили 290-летие Г.С. Сковороды [16].

И сегодня надеюсь, что, лишь затронув и только несколько моментов, характеризующих Русского Сократа, привлекла необходимое нам внимание к нему. Да, неоспоримо: «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» [17]. Но неоспорима и мысль Сковороды: «...знание не должно узить своего излияния на одних жрецов науки, которые жрут и обжираются, но должно переходить на весь народ и водвориться в сердцах и в душе всех тех, кто имеет правду сказать: и я человек, и мне, что человеческое, не чуждо» [18]. И – «...счастье состоит в том, чтобы, узнав настоящую в себе способность, по ней построить свою жизнь. Так многие ученые были бы, может быть, разносчиками, многие судьи – пахарями, военачальники – пастухами и т. д. Отсюда, – продолжает он, – происходит то, что одно и тоже состояние жизни одного ублажает, а другого окаянствует; одного царский венец преукрашает благословением, славой, бессмертием, а другого низвергает во тьму кромешную с проклятием его имени; одного учение возвысило до небес, а другого низвело до ада; одному судейство доставило имя благодетеля, а другому грабителя; одному начальство в похвалу и честь, а другому в хулу и повешение». А потому – «счастье есть человеку самое нужное, но оно же есть и самое нетрудное, если только человек узнает, в чем оно заключается»; и – «трудно быть злым, не трудно быть благим» [7].

РУССКИЙ СОКРАТНе избравшим «трудности» – «быть злым», не тем, кто «жрут и обжираются», «окаянствующим», не знающим ничего и не желающим знать, разрушителям – не созидателям, жаждущим «проклятия имени» их, но – имеющим и умеющим «правду сказать» предлагаю вспомнить, что «Екатерина II своим рескриптом от 1794 года положила начала строительству города Одессы и порта». И – «В качестве благодарности в 1900 году одесситы установили памятник Екатерине и её сподвижникам, усилиями которых были основаны порт и город. Открытие памятника состоялось 6 мая 1900 года и было приурочено к 100-летию со дня смерти А.В. Суворова. Памятник был установлен на одноименной площади». А – «...в 1901 году на Всемирной выставке в Париже эта площадь была признана лучшей в Европе!» [19].

Позвольте поинтересоваться, «начальство»: если Памятник потемкинцам вернуть на площадь нельзя по «закону декоммунизации», Памятник основателям города снести, что взамен предлагаете? Не оставляет надежда: предстоящее «судейство» если и не доставит его участникам «имя благодетеля», то, хотя бы, не опозорит предательством.

Не грех повторить:

Всякому городу нрав и права,
Всяка имеет свой ум голова,
Всякому сердцу своя есть любовь...

Напомню: на самой крупной 500-гривневой украинской денежной купюре – изображение Г.С. Сковороды. И – в порядке шутки (хотя – весьма логично...) – предлагаю обмен своих «мазепинок» на ваши, инициаторы сноса памятника, «сковородинки», «один к одному». Идет?..

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА: «Глупую важность встречают по виду, выпроваживают по смеху, а разумную шутку важный печатлеет конец...» [7].

Людмила ВЛАДИМИРОВА, канд. мед. наук, член Союза писателей России

17 – 19 декабря 2017, Одесса.

Примечания

1. Толстой Л.Н. – П.И. Бартеневу, 6 марта 1870 // http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pisma/1863-1872/letter-225.htm
2. Сюндюков Игорь. Григорий Сковорода: «Пора кончить странствие» // https://day.kyiv.ua/ru/article/ukraina-incognita/grigoriy-skovoroda-pora-konchit-stranstvie
3. Марченко О.В. «Первый русский философ» и пути пути русского богословия // https://digilib.phil.muni.cz/bitstream/handle/11222.digilib/132778/LitterariaHumanitas_016-2012-1_18.pdf?sequence=1
4. Лосев А. Г.С. Сковорода в истории русской культуры // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev/skovor.php
5. Ніженець А.М. На зламі двох світів: розвідка про Г.I. Сковороду і харківський колегіум //А. М. Ніженець. – Х.: Пропор, 1970. – 208 c.
6. Cковорода Григорий Саввич https://ru.wikipedia.org/wiki/Сковорода,_Григорий_Саввич
7. Стеллецкий Н. Странствующий украинский философ Г.С. Сковорода // http://md-eksperiment.org/etv_page.php?page_id=2681&album_id=120&category=STATJI
8. Коваленский М.И. Жизнь Григорія Cковороды // http://litopys.org.ua/skovoroda/skov217.htm
9. Толстой Л.Н. Г.С. Сковорода // http://www.marsexx.ru/tolstoy/tolstoy-skovoroda.html
10. Долгалев В.Ф. М. Ковалинский Жизнь Григория Сковороды // http://samlib.ru/d/dolgalew_w_f/mkowalinskijzhiznxskoworodyodt.shtml
11. Толстой Л.Н. Собака и ее тень. // http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_10/01text/0109.htm
12. Басни Эзопа. Собака с куском мяса, перевод М. Гаспарова // http://krotov.info/lib_sec/26_ae/aezo/p_01.htm#b133
13. Судьба одесского памятника Екатерине II будет решаться 27 декабря // http://timer-odessa.net/news/sudba_odesskogo_pamyatnika_ekaterine_ii_mojet_reshitsya_27_dekabrya_965.html.
14. Каташинская Алена. Григорий Сковорода убежал от невесты и нагрубил Екатерине II // https://kp.ua/life/480828-hryhoryi-skovoroda-ubezhal-ot-nevesty-y-nahrubyl-ekateryne-II
15. Лощиц Юрий. У древних стен // Юрий Лощиц. Сковорода – М.: Молодая гвардия. !972. – С. 152-166.
16. Потапов Игорь. «Сорви венцы с предательских голов...» // http://www.odessapost.com/sorvi-ventsyi-s-predatelskih-golov/
17. Библия. Книга Екклесиаста или проповедника. Глава 1, стих 18.
18. Яременко Василь. Життя і творчість Григорія Савича Сковороди // http://scovoroda.info/zhittya_i_tvorchist_Grygoriya_Skovorody.php
19. Памятник основателям Одессы // https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_основателям_Одессы

Вернуться назад