Главная > Культура > «ПРИКРОВЕННО СКВОЗИТ И ТАЙНО СВЕТИТ...» (О ПАЛОМНИЧЕСТВЕ НА ДРЕВНЮЮ БЛАГОСЛОВЕННУЮ УГЛИЧСКУЮ ЗЕМЛЮ) {T_LINK}

«ПРИКРОВЕННО СКВОЗИТ И ТАЙНО СВЕТИТ...» (О ПАЛОМНИЧЕСТВЕ НА ДРЕВНЮЮ БЛАГОСЛОВЕННУЮ УГЛИЧСКУЮ ЗЕМЛЮ)


2-03-2016, 20:35. Разместил: Редакция
«ПРИКРОВЕННО СКВОЗИТ И ТАЙНО СВЕТИТ...» (О ПАЛОМНИЧЕСТВЕ НА ДРЕВНЮЮ БЛАГОСЛОВЕННУЮ УГЛИЧСКУЮ ЗЕМЛЮ)Зимой, глядя на пушистые снежинки, тихо опускающиеся на землю, хорошо вспоминать лето. Особенно, если эти воспоминания связаны не только с грядками, что, в общем-то, тоже неплохо: приготовив землю, отдохнувшую после зимней спячки, трепетно опускаешь в нее семечко, поливаешь, ухаживаешь и вот чудо – появляются ростки, цветки, завязываются ягодки, созревают плоды - это радует, ты ощущаешь себя сопричастным этому чуду и возносишь благодарение Небу. Всяко дыхание да хвалит Господа! И совсем замечательно, если удалось еще и познать что-то новое, попутешествовать, побывать там, где еще не был, вживую увидеть и соприкоснуться с тем, о чем ранее только читал, видел на фотографиях, знаешь из рассказов друзей или из школьной программы (благо, что в советской школе она была очень приличная).

Давно было желание посетить Углич - древний русский город. В прошлом году Углич для меня был особенно часто на слуху: то один знакомый с воодушевлением повествовал о его достопримечательностях, то другой. Мой сын много рассказывал мне об этих местах. Он в составе историко-краеведческой экспедиции провел глубокую исследовательскую работу, которую рецензенты МГУ рекомендовали в качестве законченного историко-церковного исследования музеям, СМИ, духовным и образовательным учреждениям. Работа посвящена изучению жизненного пути прп. Кассиана Угличского, прибывшего на Русские земли в составе свиты Софии Палеолог. Преподобный происходил из князей греческого княжества Феодоро (кстати, исследовательская экспедиция не ограничилась только Угличской землей, - работы велись в т.ч. и на горе Мангуп в Крыму). В 1492 году Преподобный основал недалеко от Углича обитель в честь Успения Божией Матери – Успенский Учемский монастырь. Приведу некоторые выдержки из работы сына: «В 1935 г. все Учемские церкви были закрыты. Их разбирали на кирпичи, растаскивали по домам, кладбищенские плиты и остатки ограды использовали для своих хозяйств. Из икон делали кормушки для скота... К концу ХХ века не осталось и людей, в сердцах которых еще теплилась память об Учемских храмах и их святом основателе… Но, как часто бывает в истории Святой Руси, прикровенно за внешним разорением и забвением «сквозит и тайно светит» нечто незаметное и непонятное постороннему взгляду».

Долгожданная поездка назрела и вот, наконец, мы на древней русской многострадальной, благословенной Угличской земле!

Город Углич основан в 937 году. Внутри стен Кремля появилось небольшое поселеньице, и к 1601 году население Углича составляло уже 40 тысяч человек – эту отметку до сих пор преодолеть не удалось. Численность населения колебалась от 595 человек в 1620 году (первая перепись после полного уничтожения города поляками в 1610 г.) до 33 тысяч в настоящее время. Соотношение молодежи и пожилого населения сейчас – пятьдесят на пятьдесят.

Почему Углич назвали Угличем? Есть несколько версий. Например, по названию некоего племени угличей; или версия, по которой в этих местах выжигали древесный уголь. Самая же распространенная и любимая угличанами версия, это то, что Волга в этом месте делает поворот под прямым углом – отсюда и название. Историки до сих пор спорят по этому поводу. Одни говорят, что угол, мол, не тот: в старину строили города на месте тупого угла, а здесь - прямой. Другие им отвечают, что в исторических справках не сказано, что строить нельзя, где прямой угол… Но угличане, умилительно слушая споры историков, точно знают, что Волга делает здесь угол, потому и Углич. А всё остальное для них очень даже неубедительно звучит.

В советское время славился Углич собственным часовым заводом «Чайка». На нем работало 12 тысяч человек – четвертая часть населения города. Помню, где-то услышала такую фразу: «Когда в доме покойник, останавливают часы; когда в стране умирает экономика – останавливаются часовые заводы». Так случилось в бурные 90-е прошлого века. Один за другим тогда приказали долго жить знаменитые советские часовые бренды: московская «Слава», пензенская «Заря», челябинская «Молния», «Ракета» (Петродворцовый часовой завод). И вот в одно «прекрасное» утро 12 тысяч угличан проснулись безработными – завод остановился. Он был обанкрочен и продан за символическую сумму: 1 копейку. Сейчас ушлые предприниматели могут предложить купить знаменитые часы «Чайка», но нас предупредили - не верьте: уникального механизма в городе уже не собирают, это будет скорей всего китайский механизм с брендовой наклейкой.

Сначала был шок. Угличане стали уезжать на заработки в Москву, Питер, Ярославль. Помогал выжить огород. Интересная отличительная особенность: угличане свое приусадебное хозяйство называют садом. Даже если в нем растут чисто огородные культуры и совсем нет деревьев, все равно - сад. Неунывающие угличане и в это непростое время нашли положительный момент – безработица помогла открыть огромное число талантов. Сейчас в городе 37 народных мастеров, в прошлом работников часового завода. Они занимаются с больными детьми (лечение искусством), обучают их народным промыслам (текстиль, коллаж, роспись по дереву и т.п.). С 90-х годов начал раскручиваться туристический бренд города. Поделки разных народных промыслов и ремесел продаются многочисленным экскурсиям. И вот что интересно - раньше прерогатива отдавалась иностранцам, сейчас же угличане очень любят своих родных русских туристов. «Иностранцы, - говорят они, - очень жадные, русские же - самые щедрые и веселые».

В Угличе 8 школ, один детский дом, в котором всего (!) 12 воспитанников — угличане не бросают своих детей. Есть детская баскетбольная команда, которая постоянно что-то выигрывает. Но наставники относятся к этому осторожно, говорят: «Всегда побеждать нельзя, надо уметь проигрывать. Всегда побеждать – это искушение, надо оберегать детей от этого».

Город очень духовный, и по провинциальному консервативный. В начале 20 века в Угличе было 37 храмов и 17 монастырей. После революции православный Углич был разрушен, большинство угличских монастырей было закрыто в 1918-20 годах. И только в последние десятилетия были восстановлены несколько обителей. Приходов в городе много, 3 воскресные школы, духовно-просветительский центр, 9 действующих храмов внутри города, 3 действующих монастыря.

История Углича неразрывно связана со Смутным временем. Здесь, со смертью царевича Дмитрия, пресеклась династия Рюриковичей, и здесь же началась династия Романовых: угличанка боярыня Ксения Шестова – мать первого царя династии - Михаила.

Самый важный и обязательно посещаемый туристический объект - Угличский кремль, место, где был убит последний Рюрикович. Мы проходим на историческую территорию Кремля. Место для его строительства выбрано неслучайно: вокруг вода. С одной стороны река Шелковка (высохла, правда, несколько десятилетий назад), с другой стороны – Каменный ручей. В половодье вода в нем доходит до верха, даже катаются на катамаранах. А дальше – Волга. Оставалось насыпать только земляные рвы и на них поставить крепостные стены. Стены Угличского кремля всегда были деревянными, во время правления Екатерины II они были разобраны и больше не собирались – отпала необходимость: деревянные стены от оружия того времени уже не защищали. Каменные же так и не построили. Ворота и Никольский мост, у которых стояла надвратная Никольская церковь, раньше были откидными. Во время польско-литовской интервенции 1610 года все было уничтожено, и от Кремля 14-го века сохранилось только пол здания – часть палат удельных угличских князей. Все остальное было разрушено. Стены этого здания толщиной в полтора метра, внутри существовало что-то наподобие ручного лифта. После смерти Ивана Грозного в 1584 году его младший сын Димитрий был отправлен с матерью в Углич. Именно в этой части дворца и жил когда-то царевич.

Принцип строения Кремля был подобен своими переходами, связывающими многочисленные постройки, Ростовскому Кремлю, немного отличался архитектурой. После того как на престол взошел князь Михаил Романов, Кремль стал восстанавливаться, стали приезжать люди и отстраивать все заново. Сохранившиеся пол здания княжеских палат были достроены в 18-м веке, тогда же к ним было пристроено красивое крыльцо, которое выходит на Волгу.

Страшное событие в истории города произошло 15 мая 1591 года, когда восьмилетний мальчик был найден мёртвым с перерезанным горлом во дворе дворца. На этом месте сейчас маленькая алтарная апсида. Храм на месте убиения царевича Димитрия был построен только в 1692 году. Церковь до сих пор является музеем, в алтаре находятся складские помещения, запасники музея. Более ста лет службы в нем не совершались, там нет престола, нет Дарохранительницы. Внутри храма, напротив алтаря, фреска, рассказывающая о том, как все произошло. На фреске Кремль, разные здания, переходы, соединяющие их. Отстояв обедню в храме, царевич приходит домой, просится погулять во дворе с мальчишками. Они росли вместе, давно жили при дворе. Кормилица, предчувствуя недоброе, отпускать его не хочет. Царевич все же убегает. Один из мальчишек спрашивает Димитрия: «Государь, у тебя новое ожерелье?» Царевич отвечает, что нет, старое и отодвигает ворот своего царского одеяния. Получает удар ножом в горло. Все это видит кормилица, она выбегает, пытается закрыть его своим телом, ее убивают и добивают царевича, перерезав ему шею от уха до уха. Пономарь, находящийся на колокольне, начинает звонить в колокол. Сразу собирается народ - царевича любили, как собственного сына. Уже на 4-й день (согласитесь, это слишком быстро для средств передвижения того времени) из Москвы приезжает комиссия, которая говорит, что царевич был больной, падучая у него и в приступе падучей он и порезал себе горло. Такое вот заключение: Димитрий убил себя сам, угличане – государственные преступники (убили 12 человек народу, устроили бунт). 500 семей тогда сослали в Сибирь, 200 человек выпороли на площади, двадцати урезали языки. Даже колокол, который возвестил о смерти царевича на весь Углич, был наказан: его сбросили с колокольни, оторвали ухо, вырвали язык, всыпали 12 ударов плетьми и отправили в ссылку в Тобольск. Почти 300 лет колокол находился в ссылке в Тобольске (там до сих пор сохранилась надпись: «Первоссыльный, неодушевленный, из Углича»). Когда в Угличе появился музей древности, колокол вернули. Получается, что колокол - это единственный свидетель тех событий. Но ничего рассказать он не может. Нам разрешили сделать три удара в колокол: глубокий, печальный, полный страдания голос.

Сейчас уже точно можно сказать, что это было заказное убийство. Комиссия приехала слишком рано. Минимум неделя, при благоприятном стечении обстоятельств, должна была пройти, прежде чем, естественным образом узнав о смерти царевича, из Москвы в Углич могла бы приехать комиссия. Т.е. в назначенный день убийства комиссия выехала из Москвы с уже готовым следственным решением. Версия о падучей также несостоятельна, в этом приступе больной падает на спину. Кто и зачем дал приказ убить царевича – наверное, это останется загадкой истории навсегда.

Царевича похоронили в Спасо-Преображенском соборе. В родовую усыпальницу в Москву не повезли, сославшись на то, что, мол, самоубийца. Спустя 16 лет, в 1606 году Василий Шуйский решает перезахоронить Димитрия в Москве. Цель этого – показать тело, т.к. стало появляться множество якобы спасшихся Лжедмитриев. Василий решил прекратить это, показав: вот тело, он умер и захоронить его в родовой усыпальнице Рюриковичей в Москве в Архангельском соборе Кремля. Открыли раку – тело не оказалось подвержено никакому гниению. Это восприняли как особое знамение. Тем не менее, положили тело на носилы (они до сих пор стоят в храме) и пошли, но почему-то не через главные ворота, а через хозяйственные. Вдруг носилы стали, и никто не мог сдвинуть их с места. Вся процессия встает на колени и молится о вразумлении. После соборной молитвы рака поворачивает всю процессию на главную центральную улицу. Процессия выходит из Кремля. Носилы останавливают, чтобы каждый угличанин мог попрощаться со своим, пусть никогда и не правящим, царем. Когда процедура прощания окончилась, носилы не могли поднять с земли. Люди снова стали на молитву. Когда раку подняли, из сухих мощей на земле выступило три капли крови. На этом месте построили часовню. В этом же, 1606 году, царевича Димитрия причислили к лику святых. На иконах царевич изображается 23-летним отроком, таким, каким бы он был в момент канонизации (через 15 лет после убийства). На момент же убийства ему было 8 лет. Тело царевича в Москве, а частицы есть в Воскресенском и Алексеевском монастырях, церкви Михаила Архангела что в бору, церкви царевича Димитрия «на поле».

Храм на месте убиения царевича не был приходским, он изначально строился и по сей день используется как церковь-музей. Самый посещаемый, печально известный музей в Угличе. Два года назад, спустя долгое время, в день памяти царевича Димитрия здесь был отслужен молебен. Что еще здесь привлекло внимание, так это очень вольная, нехарактерная для православного храма того времени, роспись о сотворении мира - живописные обнаженные тела. В храме даже в просвещенный век Екатерины это было бы невозможно, особенно в провинциальных городах, где люди отличаются особым консерватизмом. Поэтому в 18 веке купцы настояли, чтобы Адама и Еву «одели».

Только через 200 лет вместо часовенки, построенной на месте, где остановились носилы и выступила кровь, стали строить церковь. На этом месте было прощание царевича Димитрия с угличанами. Это один из любимых горожанами храм. Намоленный, с размеренным укладом. Храм в честь царевича Димитрия «на поле» - единственный, который никогда не закрывался, богослужения в нем не прекращались. Все святыни из храмов, разрушавшихся и закрывавшихся в советское время, собирались туда. В этом видится исполнение Божией воли. В 2015 году храм отмечал свое двухсотлетие.

Если вы посетите Углич в конце мая, то будете очевидцем ежегодного детского десятидневного праздника — Благостины. Начинается он с празднования Дня Святого царевича Димитрия, покровителя детей. Несколько поколений угличан не помнили и не знали о существовании этого праздника и только в 1997 году начала возрождаться утраченная традиция. Патриарх Алексий II вручил городу Угличу Орден Святого Благоверного царевича Димитрия, как награду за особые заслуги в попечении о детях, нуждающихся, сирых и больных. В 2000 году праздник приобрел статус Всероссийского. 28 мая проходит торжественное богослужение в Спасо-Преображенском соборе и крестный ход с колокольным звоном по территории Кремля. Затем в течение еще 10 дней в Угличе проводится детская благотворительная декада, по сути, единственная в России: детское творчество, благотворительные мероприятия. Все они проходят под лозунгом: «Миру детства – любовь и милосердие». В город в эти дни стекается множество паломников со всей России.

Надо отдать должное музейным работникам Кремля — они очень деликатно использовали церковные площади, к примеру, в Спасо-Преображенском соборе до последнего времени была выставка древних икон. Сохранился пятиярусный деревянный золоченый иконостас, сохранились фрески техники объемной росписи гризайль. При храме - колокольня, на которой часы с боем. Часы «бьют» каждый час и перечасье каждые полчаса. Часы были изготовлены на Угличском часовом заводе. Когда в 1991 году завод закрыли, часы остановились. Очень символично. Часы восстановили только два года назад. Главный собор Кремля отдали Церкви также два года назад, в других же размещена картинная галерея, как, например в Богоявленском соборе, который возвышается рядом со Спасо-Преображенским храмом. Желтое протяженное здание – своими масштабами собор удивляет. Богоявленский собор предназначался для зимних богослужений, тогда как в Спасо-Преображенском служили только летом.

Недалеко от Кремля установлен крест на месте уничтоженного поляками Богоявленского женского монастыря. Поляки распяли игумению Анастасию на кресте перед входом в монастырь, а всех сестер сожгли. В Угличе их чтут как местночтимых святых. Монастырь восстановили, но уже на другом месте.

В самом центре Успенской площади стояла часовня, ее разрушили в 1918 году, восстановили в 2000-х годах, чуть на отдалении от площади. Освятили в честь св. Георгия Победоносца, а посвящение сделали таким: часовня-памятник угличанам – защитникам Отечества во всех войнах. Рядом Аллея славы с памятными мемориальными досками, на которых выбиты имена угличан - Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза. Часовню внутри расписывал о. Рафаил (Симаков) — уникальная личность с уникальной судьбой. О нем я обязательно расскажу отдельно.

Побывали в Алексеевском женском монастыре. Он стоит на небольшой возвышенности - Огнева гора, поэтому эту величественную обитель из белого камня видно отовсюду. Изначально он назывался Успенским и был мужским. Митрополит Алексий благословил строительство монастыря в 1371 году и в честь него монастырь переименовали после того, как в 1994 году восстановили. Во время польско-литовской интервенции монастырь, как и многие другие, был уничтожен, сожжен. Монахов за непокорность поляки заживо закапывали в землю. В память о погибших в 1610 году была выстроена Успенская церковь. Ее прозвали Дивной за необычайную архитектуру – три шатра, ближе к архитектуре часовни. Храм находится на втором этаже (на первом — хозяйство). Поднимаемся туда по деревянной лестнице. Чтимая икона Успенского храма – «Вратарница» или «Свеща неугасимая Огня Невещественного». Есть предание, что одному из монахов этого монастыря явилась Богородица со свещой в правой руке и посохом в левой. Были исцеления от рака, болезней ног и безчадия. Частица мощей царевича Димитрия. Игумения очень почитает царя Николая II, в храме много имперского: флаг империи, много икон, чтимых царем. Монастырь очень строгий, сестер немного. При монастыре действует детский приют для девочек-сирот (около 40 воспитанниц). У них даже есть свой театр, который выиграл несколько грандов и радует своими выступлениями на Рождество, Пасху и другие праздники. Храмовые главы выглядят как трезубец. С парадного входа к зданию примыкает резное крыльцо. К церкви пристроена трапезная. Рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы в 1681 году построили церковь Иоанна Предотечи.

Богоявленский женский монастырь расположен в центре Углича и также хорошо виден отовсюду, прежде всего, огромными голубыми куполами главного, самого большого в Угличе, собора. Купола — главное украшение собора, раньше они были не просто голубыми, но покрыты золотыми звездами. Монастырь был основан во второй половине XIV века княгиней Евдокией, супругой Дмитрия Донского, в Угличском кремле. Здесь была пострижена в монахини после гибели сына мать царевича Димитрия, Мария Федоровна Нагая. Поляки обитель сожгли. Была восстановлена в 1620-х годах. Из Кремля, по причине того, что там стало слишком тесно, обитель была перенесена на нынешнее место в 1664 году. Богоявленский собор построен по проекту того же архитектора К.Тона, что и храм Христа Спасителя в Москве, они очень похожи. Очень строгие, простые, но в то же время грандиозные и величественные очертания. Построен он на месте фруктового сада горожан Буториных. С его строительством связана следующая легенда. Хозяева сначала не хотели отдавать свою землю под строительство монастыря, но однажды весной хозяйка пышно цветущего яблоневого сада увидела, как в него прилетели три лебедя. Это было необычно, нехарактерно, т.к. лебеди летают парами. Если бы их было двое или четверо, то это не привлекло бы такого внимания. Несколько лет подряд три лебедя прилетали в сад и садились на одно и тоже место. Это было воспринято как знамение, как явление Святой Троицы. Землю продали монастырю и вскоре единственный изначально женский монастырь был построен, причем алтарную часть его главного собора расположили именно там, где садились лебеди. Три алтарные апсиды – три лебедя. Строила монастырь мать первого Романова Ксения Шестова (в иночестве Марфа) и называла его малым государевым богомольем. Род Шестовых из Угличской земли, их родовое кладбище рядом с Воскресенским монастырем. В монастыре хранились две особо почитаемые иконы − местночтимая икона Федоровской Божией Матери и древняя чудотворная икона Божией Матери «Недремлющее Око». В советское время монастырь был закрыт и разорен; отдан под хозяйственные нужды города и под жилье. С 2003 года передан верующим, но на его территории до сих пор находится обычная светская школа. Не все родители этим довольны. Это странно. По мне, так их дети, «как у Христа за пазухой» находятся. Тихо, спокойно, за монастырской стеной (все угличские монастыри ограждены стенами), вокруг - церкви. Вдоль дороги бывшие купеческие дома. В одном из них Дом творчества, самый популярный кружок в нем – судомоделирование.

Проезжаем разрушенный храм без верха – храм Николы на Петухах, там сейчас лесхоз.

Далее по пути - Педагогичекий колледж, когда-то это была кузница педагогических кадров на всю Ярославскую область. Славился особой строгостью нравов, строгостью воспитания. В 2000 годах нельзя было приходить в брюках, юбках выше колен. Окончив этот колледж, студенты могли поступить в любое высшее заведение без проблем. Троечники здесь, в вузах были отличниками.

Останавливаемся у Воскресенского монастыря. Изначально мужской и единственный мужской в городе и окрестностях, действующий. Неподалеку видна церковь Иоанна Предотечи, построенная на месте могилы мч. Иоанна Чеполосова его отцом купцом Никифором в память о сыне в честь его небесного покровителя. Многоярусное крыльцо, напоминающее купеческое, разносторонние изразцы, росписи. Смешано много стилей, много совмещено несовместимого. Шатровая колокольня. Воскресенский монастырь был деревянным, изначально существовал с 12 века, но немного на другом месте - сейчас там постройки Угличской гидроэлектростанции — одной из старейших ГЭС России, построенной в 30-55-е годы под контролем НКВД заключёнными, которые, не выдерживая нагрузок, замертво падали в котлованы. Фактически ГЭС выстроена на месте кладбища, горожане здесь не купаются, на генетическом уровне понимают, что нельзя осквернять себя. Электроэнергию ГЭС раньше давала только Москве. В годы войны была выстроена копия ГЭС, которую с успехом и бомбили немцы. ГЭС перегородила Волгу поперек, перепад воды – 12 метров, выше к Москве – Угличское, ниже – Рыбинское водохранилища. В 2014 году судоходство понесло потери, т.к. Волга обмелела, местами стала непроходима, глубины фарватера не хватало. Многие суда останавливались в Угличе, а дальше люди ехали автобусами. Обычно стоянка всех пароходов была в Нижнем Новгороде. Все корабли в 2014 году стояли в Москве и в Питере, т.к. до Нижнего Новгорода, до Казани тоже корабли доплыть не могли. Но бывало и еще хуже – в 2002 году, например, уровень воды был еще ниже. В самом здании ГЭС находится Центральный музей истории гидроэнергетики России, уникальный музей, аналогов которого нет ни в одной стране мира. Мы приехали к монастырю уже вечером, отсюда было видно, как красиво подсвечивается ГЭС.

Воскресенский монастырь – это как бы генеральная репетиция Ростовского кремля, архитектура очень похожа. Все здания соединены между собой переходами и подняты на высокий подклет. Внизу, также, как и в Алексеевском монастыре, кухни, столовые, хоз. постройки, а на втором этаже располагаются несколько храмов. Трехпролетная звонница, под ней церковь св. Марии Египетской (в процессе восстановления). Звонница очень большая, широкая. На Пасхальной неделе сюда приходят звонить школьники, на ней может уместиться целый класс. Звонят от души, и вся Спасская улица, на которой стоит монастырь, с любовью терпит, когда 52 класса города Углича из разных школ от души назвонятся, возвещая благую весть о Воскресшем Христе. Монастырь был возвращен Церкви в 1999 году. В раке под зеленым сукном — мощи иеросхимонаха Иоакима, подвижника благочестия 18 века, пострадавшего за веру. Мощи были обретены нетленными в 20-м веке и были отправлены в Ярославскую медицинскую академию, там они находились до 90-х годов, их изучали студенты, т.е. мощи были попраны. В монастыре один старичок рассказал нам случай, как со слезами на коленях у мощей долго стоял мужчина. Он оказался врачом, бывшим студентом этой академии. Мужчина с горечью говорил, как он проверял, тыкал пальцем, действительно ли там нетленно. Всю жизнь он мучился и не знал, где и как ему испросить прощения.

Люди, как нам еще поведал старчик, на Угличской земле живут разные, но в основном хорошие. Мы полностью с ним согласилась, т.к., проведя хоть и недолгое, но плодотворное и полезное для души время в этом благословенном месте, мы не встретили ни одного хмурого лица, не услышали ни одного недоброго слова не только в свой адрес, но и вообще. Простые, доброжелательные, теплые, гостеприимные люди. Огромное желание возвращаться сюда еще и еще, тем более что охватить все достопримечательности Углича и его окрестностей в этот раз мы не смогли. Возвращались мы домой с благостным ощущением умиротворения и намерением обязательно вернуться.

Анна АНДРЕЕВА,
руководитель Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке, иконописец

Вернуться назад