Главная > Культура, История > СТАЛИНГРАД-2013. ВТОРЖЕНИЕ ЧУЖОГО (XI) {T_LINK}

СТАЛИНГРАД-2013. ВТОРЖЕНИЕ ЧУЖОГО (XI)


23-11-2013, 23:17. Разместил: Редакция
СТАЛИНГРАД-2013. ВТОРЖЕНИЕ ЧУЖОГО (XI)Заключение

В фильме «Сталинград» Ф. Бондарчука нет образа Сталинградской битвы. Это как если бы снять фильм «Свадьба Питера и Маши», в котором ни разу не показать ни жениха Питера, ни невесту Машу. А что же есть? Грязные мифы, пропаганда иных ценностей и иной русскости, глумление над армией и народом, чернуха на фоне «политкорректности», ляпы на фоне эпической музыки, ну и самое главное для некоторой части публики - эффекты 3D IMAX и slo-mo. Перефразируя известную поговорку, авторы фильма выплеснули ребёнка, а грязную воду в гламурной ванне оставили. Все их оправдания нам скучны, т.к. мы им не верим - понятно, что здесь цинично использовалось сакральное имя «Сталинград» как рекламный бренд и люди идут на это имя, ожидая увидеть правду о Сталинграде. Авторы фильма эту правду частью извратили, частью скрыли, т.к. их мера достоинства фильма – это успех в виде кассовых сборов. У нас же своя мера – этот фильм но нашим оценкам достоин быть назван подрывным, предательским, поджигающим фитиль с бомбой под крепостью нашей русскости и впускающий туда Чужого.

Вы слышали про понятие превращённой формы? Выражаясь простым языком, это когда форма начинает пожирать своё содержание – например, министерство образования занимается не развитием образования, а его уничтожением. Так и здесь - фильм «Сталинград» Ф. Бондарчука не раскрывает смыслы Сталинградской битвы, а пожирает эти смыслы. Интересно как-то измерить степень инверсности фильма. Рассмотренные нами сомнительные сцены имеют общую продолжительность 655 сек или около 11 мин. Сам фильм (без титров) имеет длительность 1 час 58 мин, таким образом эти сцены занимают при просмотре картины только 9,2% экранного времени, а остальные 90,8% - вполне обыденное зрелище, но в соизмерении с грандиозным масштабом и настоящим смыслом Сталинградской битвы это просто слизь. Вырезать нечистые сцены из фильма – это как вырвать ядовитый зуб из пасти змеи, но что тогда останется? Вы помните замечательный образ исторгающейся нечисти в фильме «Зелёная миля»? Там моральный урод Перси Уэтмор, после того как чёрнокожий праведник Джон Коффи извлёк из него нечисть, стал просто слизью, недочеловеком. Так и фильм «Сталинград» Ф. Бондарчука в своей сущности – просто слизь в гламурной оболочке 3D IMAX, заправленная нечистью Чужого.


Макачев Андрей Николаевич


Приложения

Мужество
А. Ахматова. 23 февраля 1942 года


Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.



В Сталинграде
О. Берггольц, 1952 год


Здесь даже давний пепел так горяч,
что опалит — вдохни,
припомни,
тронь ли...
Но ты, ступая по нему, не плачь
и перед пеплом будущим не дрогни...



Никто не забыт и ничто не забыто
О. Берггольц, 1960 год


Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.


(Из надписи на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища)


Жди меня
К. Симонов, 1941 год


Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.


Если дорог тебе твой дом...
К. Симонов, июль 1942 года

Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нём исхоженные полы;
Если мил тебе бедный сад
С майским цветом, с жужжаньем пчёл
И под липой сто лет назад
В землю вкопанный дедом стол;
Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоём доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал…

Если мать тебе дорога —
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;
Чтобы те же руки её,
Что несли тебя в колыбель,
Мыли гаду его бельё
И стелили ему постель…

Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,
Что погиб за Волгу, за Дон,
За отчизны твоей судьбу;
Если ты не хочешь, чтоб он
Перевёртывался в гробу,
Чтоб солдатский портрет в крестах
Снял фашист и на пол сорвал
И у матери на глазах
На лицо ему наступал…

Если жаль тебе, чтоб старик,
Старый школьный учитель твой,
Перед школой в петле поник
Гордой старческой головой,
Чтоб за всё, что он воспитал
И в друзьях твоих и в тебе,
Фашист ему руки сломал
И повесил бы на столбе.

Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоём ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел,— так ее любил,—
Чтоб фашисты ее живьём
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроём,
Обнажённую, на полу;
Чтоб досталось трём этим псам
В стонах, в ненависти, в крови
Всё, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви…

Если ты фашисту с ружьём
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовём,—
Знай: никто её не спасет,
Если ты её не спасешь;
Знай: никто его не убьёт,
Если ты его не убьёшь.

И пока его не убил,
Помолчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.

Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед,—
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат,—
Это он, а не ты солдат.

Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоём дому чтобы стон,
А в его по мёртвым стоял.
Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.

Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!



Константин Симонов: «Летом 42-го года, когда немцы подходили к Волге, там, на фронте, за один день, я написал стихи, которые назвал «Убей его!»». В послевоенное время Симонов дал другое название – стих стал называться «Если дорог тебе твой дом...».


Ссылки:

Видеоканал на youtube Stalingrad True (Правда о Сталинграде).

Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове. Читать. Смотреть.

Красная Армия в Европе в 1945 году в контексте информационной войны. Сенявская Елена Спартаковна, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.

Библия. Новый и Ветхий Заветы в синодальном переводе.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ «МАРОДЕРСТВО» И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЕГО СОВЕРШЕНИЕ. ШКАЕВ СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ, СПОРШЕВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА. Журнал «Юридическая наука», 3, 2012 г.

Превращённые формы. Мамардашвили Мераб Константинович. Советский философ, доктор философских наук (1970), профессор (1972).

Настоящий фильм «Сталинград» (документальный), 1943 год Текст писателя В. Гроссмана читает Ю. Левитан.

Документальный фильм «Возрождение Сталинграда».


Выражаю свою благодарность друзьям из Москвы, С. Петербурга и Великого Новгорода за помощь в подготовке материалов для данного исследования.

Особая благодарность Николаю и Антонине Бессоновым и Владимиру Боголаеву за предоставление ценных материалов, Дмитрию Грацкову за подготовку дизайна и вёрстку сайта, Ивану Макачеву за создание слайдфильмов, Александру Щербину за его кинорецензию.

Также благодарю всех неравнодушных блогеров, возмутившихся фильмом «Сталинград» Ф. Бондарчука, чьи материалы и мысли обогатили данное исследование.

Вернуться назад