Главная > Культура, Общество > "ПЕРЕВАЛЫ ХРОНОСА". АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ДЕНИСА БАШКИРОВА {T_LINK}

"ПЕРЕВАЛЫ ХРОНОСА". АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ДЕНИСА БАШКИРОВА


26-06-2013, 12:23. Разместил: Редакция
Тяжелое время, периоды общественного и культурного застоя называют безвременьем. Время отдыхает. Жизнь проходит в неменяющемся и равнодушном мире. Всё замерло. Это страшит, приводит в уныние. Кажется, что мы застыли в куске янтаря.
Мы - на перевале Хроноса.

О странном месте – Камчатке

Это беседа с легендарным человеком. Сергей Фирсов – музыкальный продюсер, директор клуба «Камчатка», заведующий фонотекой Ленинградского рок-клуба.

"ПЕРЕВАЛЫ ХРОНОСА". АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ДЕНИСА БАШКИРОВА


Сергей был первым продюсером Александра Башлачёва, работал с «Гражданской Обороной», Янкой Дягилевой, Андреем Машниным и многими другими.

Это не интервью из разряда тех материалов, что возникают по определенному, и, зачастую, лукавому принципу. Это честная беседа, размышления. В первую очередь, о постсоветском пространстве, о людях прошлого и настоящего.



Глава первая

Два поколения

Два поколения. Молодые музыканты, выступавшие на полуподпольных сценах и музыканты современные, живущие в либеральном постсоветском обществе. Музыканты отверженные, бунтовавшие, преследовавшие некие, возможно наивные, идеалы и цели и юные музыканты нашего времени – времени, позволяющего свободно выражать свои мысли и чувства. Расскажите об основных отличиях между двумя поколениями.


Отличия не только в самих людях. Есть разница во времени. Тогда одна страна была, у страны существовали определенные мировоззрения. Сейчас другая страна. Тогда мы жили без денег, денег не было. Каждый получал свою пайку и был доволен. И поэтому, деньги, как фактор жизни, практически не существовали, в принципе. Были, но очень маленькие.

Сейчас всё наоборот, деньги являются главным жизненным критерием. Для людей всё упирается в деньги. Молодежь думает о материальных благах. И, разумеется, музыканты тоже об этом думают.

Это отражается на творчестве?

Отражается именно на творчестве, а не на чем-то другом. Денег-то они всё равно не зарабатывают, но дают понять окружающим, что хотят зарабатывать деньги. Приходит группа, в первый раз играет, а потом спрашивают про гонорар. Ни одного человека с собой не привели, не сделали никакой работы в интернете по рекламе своего концерта, но сразу пытаются что-то заработать. Это, конечно, очень удивляет. А это стиль жизни. Они начинают заниматься творчеством для того, чтобы заработать деньги. Раньше люди просто занимались творчеством. Ради творчества.

Для прошлого поколения музыкантов и поэтов в основе творчества стояла духовность? А нынешнее поколение лишено духовности?

Я не говорил о том, что полностью лишено. Творчеством занимаются в основном приличные люди, интеллигентные и что-то из себя представляющие. Только подоплека одна: все хотят зарабатывать творчеством деньги. Может быть, это хорошо. Человек должен зарабатывать деньги своей работой, творчеством. Это нормально. Но, ты сначала что-то сделай, а потом уже зарабатывай. А они хотят сразу зарабатывать, ничего не сделав еще творчески. Это настораживает.


Глава вторая

Две страны

Вы говорите о двух разных странах. Была Россия - РСФСР в составе СССР, сейчас мы находимся в Российской Федерации.


Был СССР. Была и есть Россия. РСФСР – практически никогда не употреблялось. СССР был общей большой страной. Разноплеменной.

Люди, города остались теми же, но есть разница, причем, довольно ощутимая. Вы можете назвать положительные и отрицательные особенности двух стран?

Физически люди остались теми же, психологически они стали абсолютно другими. Тогда было тоталитарное государство: не было свободы. Поэтому, собственно, творили. Всегда творчество возникает в каких-то тяжелых ситуациях. Т.е. когда есть с чем бороться, тогда искра и возникает. Сейчас бороться надо только с собой. А это гораздо тяжелее. Это труднее понять. Кого-то прибить легче, чем себя.

Советский Союз был тоталитарным государством, но это государство имело свой облик.

Да, тогда враг был понятен, понятно было с кем бороться.
Сейчас враг размыт крайне, хотя тоже понятно с кем бороться, а как бороться – уже не понятно.

Если говорить о современном обществе, Вы можете, помимо материального стимула, назвать идеалы современных людей?

Идеалы, наверное, те же самые. Все хотят хорошо жить, спокойно. Как говорится: гомосексуалисты тоже люди - ищут счастья в личной жизни. Вопрос в том, как люди достигают своего счастья – какими путями к нему идут.


Глава третья

Герои нашего времени

Герой нашего времени. Вспомнил замечательную песню «Последний герой» Виктора Цоя. Если бы сейчас Виктор Цой написал эту песню о молодежи, как бы выглядел этот герой?

Сейчас нет героев. Сейчас антигерои. Я так понимаю.

Что означает слово «антигерой»?

Это герой, который делает все наоборот. Фашисты, хулиганы всякие. Кого показывают по телевизору? Футбольных фанатов, маньяков, убийц. А героев нет в телевизоре. Покажи мне статеечку в любом журнале про современных героев. Или мода, или реклама, или маньяки всякие.

А с чем это связано?

С чем это связано? А с тем, что такое время не героическое у нас сейчас. Сейчас безвременье, сейчас не время.

Но это безвременье длится практически больше двадцати лет...


Да, к сожалению. До этого был большой период безвременья при Брежневе.
Но, возможно, это и хорошо, потому как Гражданской и Отечественной войны нам хватит надолго. Разгребать мы это еще десятилетиями будем.

Мы находимся в вынужденном безвременье?

Да, мы в «постфактуме» таком. Мы столько натворили, что сейчас просто расхлебываем всё это, переживаем, пытаемся осмыслить. Пытаемся понять, как из этого выйти. А выйти из этого очень тяжело.

Когда тебе восемьдесят лет прививали что ты быдло и если не украдешь, то умрешь с голоду - это впиталось уже в подкорку головного мозга. Почему люди воруют? Не потому что им нечего есть, а потому что они не могут не воровать. У них уже это в подсознании,- надо воровать! Я это по себе знаю прекрасно. Так и есть! Не украдешь – не проживешь. Все вокруг народное – все вокруг твое!


Глава четвертая

Соотечественники и национализм


Как Вы понимаете понятие «соотечественники»? Это понятие актуально для Вас?

Да, конечно! Несомненное достоинство СССР – не было видимого деления на национальности. У меня много друзей, я никого не считал просто евреем или армянином.
Я знал - это мой друг. Этого мне было достаточно. Сейчас вновь начинает возникать национальный фактор.

Что это для Вас «соотечественник», в первую очередь?

Это все, кто говорят на моем языке.

На русском языке?

Да. Ко мне приезжают сюда иностранцы, прекрасно говорят на русском языке. Для меня они уже соотечественники. Неважно где они родились, где живут, какой у них паспорт. Если я могу поговорить с ними по-русски, для меня они – соотечественники. Однозначно.

Т.е. русский язык определяет некое общее ментальное пространство, общие идеалы, общую культуру?

Нет, не на сто процентов. На русском языке говорят и люди, которые его не любят. И даже с ним борются, к сожалению.

А с чем Вы связываете появление и активное засилье такого явления как «русофобия» на постсоветском пространстве?

Перегибы, как всегда. Этому явлению много лет.

Просто перегибы или русофобы имеют определенную цель?

Нет, они имеют определенную цель и мне эта цель не нравится. Цель – дестабилизация, разделение по группировкам. По землячествам. Я всегда был против этого. Это национализм чистой воды. Чем бы его ни прикрывали, как бы он не назывался.

Чем выгоден национализм этим людям?

Дестабилизация и снятие пенок на этом. Игра на бирже.


Глава 5

Андеграунд, демократия и стабильность

У Вас богатейшая коллекция музыкальных материалов. Вы следите за событиями в музыкальном мире. К каким идеалам современные авторы сейчас обращаются в поэзии и музыке?


Идеалы всегда одни и те же. Главное, как это делается - талантливо, с искрой божьей или нет? Летов правильно сказал: «Лидер стоит поколения». Абсолютно точно. Сейчас талантливых людей среди лидеров очень мало. Они не появляются.

А почему?

Не знаю. Время такое. Просто время такое – им нечего сказать. В наше время было о чем говорить. Наболело. Поэтому и таланты прорывались. А сейчас – нет. Очень мало талантливых людей. И их не сопоставить с прежними.

Т.е. стабильность родит равнодушие?


Да.

А существует ли эта стабильность? Или мы имеем дело с очередной иллюзией?

Ну, конечно, это не стабильная стабильность. Это абсолютная иллюзия, потому что никаких гарантий нормальной жизни у нас нет в этой стране. Никто не может гарантировать нам счастливую сытую старость, мирное существование. Или то, что цены не будут подниматься. Те, кто у власти – думают не о стабилизации страны.

На постсоветском пространстве говорят о какой-то независимости, стабильности, о том, что мы живем в современном демократическом обществе. А свойственна ли демократия нашему обществу?

Вовсе не свойственна. Исторически не свойственна. Очень долгое время эта страна жила при царизме, при крепостном праве. И при царизме, может быть, было не меньше демократии… Абсолютная демократия – это миф. Где-то ее больше, где-то меньше.

При царизме были сделаны все предпосылки, чтобы страна развивалась. Во времена Николая Кровавого Санкт-Петербург был застроен на 90 %. За краткие годы его правления были обустроены Москва, Санкт-Петербург и многие другие крупные города. На Петроградской стороне в год строилось невероятное количество домов. И все строили частники. Значит, это было им выгодно? Значит, они верили в будущее, вкладывали деньги, а не вывозили их в Швейцарию и в Америку. А оставляли здесь. Для этого было сделано все. Сейчас этого нет. До революции люди без подписи делали миллионные дела. Просто на честном слове.

Складывается мнение о том, что мы были крепостными, крепостными и остались.

Не то, чтобы крепостными. Демократия не может быть абсолютной, свобода не может быть абсолютной, если ты живешь в обществе – ты должен придерживаться каких-то законов, иначе нельзя. Иначе надо уходить в тайгу и жить там одному, никому не подчиняясь. И там будут какие-то законы – сезонные, природные.

Если на Западе демократия прививалась столетиями, то у нас, как всегда, очень быстро. У нас страна крайностей. У нас или тотальный террор или тотальная демократия. Что одно и то же, как показало время.


Глава шестая

Кочегарка и коньяк

А если говорить о затишье в общей культуре: литература, театр, живопись…


Я не очень подкован в современных реалиях театра, живописи и литературы, так как мне хватает музыки в моей жизни, но насколько я могу судить, там ситуация лучше чем в музыке. Театры на подъеме сейчас, не все, конечно, но основные. В рок-музыке, не говоря уже о шоу-бизнесе, о попсе, сейчас весьма мало подвижек.

Вы как-то угощали коньяком из Молдавии «Aur di Balanesti». В «Камчатке» есть «молдавский след»?

Нет, «молдавского следа» у нас в «Камчатке» нет. У нас не было выходцев из Молдавии, хотя у нас тут одни эмигранты, не считая меня. Из Кореи, из Прибалтики. Этот коньяк - лучший на данном этапе истории. Насколько я понимаю, он действительно везется из Молдавии, а не «готовится» здесь. Поэтому он хороший.

Камчатка - это клуб или дом-музей? Какая общественная направленность заведения?

А всё вместе. У нас нет какой-либо идеи о том, как должно выглядеть это заведение.
Жизнь сама расставляет всё по местам. «Камчатка» - странное место, поэтому оно таким и остается. Каждый находит для себя то, что ему нужно. Кто-то музыку, кто-то общение, кто-то просто атмосферу. Атмосферу, которая сохраняется такой, какой была еще в 80-е годы - атмосферу непосредственности. У нас нет никаких «понтов», у нас очень демократично. Каждый может зайти, попить пиво, послушать музыку, посидеть и поболтать. Главное, чтобы место жило. Мне кажется, что «Камчатка» живет пока.


Глава седьмая

Цой и Башлачёв

Если говорить об атмосфере 80-х. Что за коллектив был в «Камчатке»?


Тогда было тихо. Приходили только наши знакомые. Никаких чужих людей не было, мы бы даже не пустили. Паломничество началось после смерти Цоя, а тогда было тихо и спокойно.

Заведение существовало как обычная кочегарка?

Да, это была обычная кочегарка, и мы здесь работали. В гости приходили друзья кочегаров. А кочегары все имели какое-то отношение к музыке. Профессия кочегара предполагает много свободного времени, мы это время посвящали творчеству, общению, музыке.

А что включает в себя понятие «кочегар»?

Кочегар - это кочегар. Это профессия. Это профессия кидать уголь в котлы. И делать так, чтобы вокруг было тепло.

Эти занимались Виктор Цой и Александр Башлачёв?

Башлачёв не особенно занимался, так как все время находился в творческом отпуске. Одну смену отстоял. За всё время, что он тут отработал - отстоял одну смену.

А что за творческий отпуск и в чём он заключался?

А в том, что он ездил по стране и пел песни. И сочинял их заодно. А мы за него работали.
А человек он был великолепный!

Он был робким, застенчивым? Или, наоборот, «душой компании»?

Башлачёв был весельчак, балагур, шутник, хохотун. Если он был в компании, то больше в этой компании никто не был лидером. Даже Цой. Сашка был звездой - всегда и везде.

Как же это соотносится с его грустным, быть может, депрессивным творчеством?

Так и соотносится. Чаще всего, если не считать единичных случаев, творчество не соотносится с внешней атрибутикой, с внешним портретом человека. То же можно сказать о Егоре Летове, о Юрии Шевчуке. За исключением Федорова и некоторых людей, которые одинаковы и на сцене и в жизни.

Хорошо, а какой характер был у Виктора Цоя?

Цой был одинаковым и в жизни и на сцене. Он никогда ничего из себя не корчил. Задавался немного, но только для виду.

С друзьями он был всегда прост, адекватен; никогда не буянил, был тихим. И при этом – был веселым, мог пошутить. Он был душой компании, он даже своей тихостью приковывал к себе внимание, было видно, что он человек мудрый. А Сашка не производил впечатления какого-то философа или мудреца - то, что есть у него в песнях. Он был просто рубаха-парень. Он постоянно шутил. Все время. А когда мы слышали его песни - у всех волосы вставали дыбом.

Он выступал здесь?

Здесь никто не выступал. Здесь пели друг для друга. Непрерывно.

Проводились какие-то капустники? После работы что-то организовывали?

Нет, просто приходили в гости и пели. Сашка, так как у нас работал, то всегда, приезжая в Ленинград, прямо с поезда приходил сюда отмываться, у нас был великолепный душ. Он приходил, стирался, все развешивал, ходил с полотенцем на торсе, отдыхал несколько суток, а потом уже шел по друзьям.

А Виктор Цой тоже постоянно гостил в котельной??

У Цоя было пристанище, была семья, где его обстирывали, но, тем не менее, он проводил тут много времени. Тут был клуб, клуб по интересам. Это - странное место. Сюда можно было зайти на полчаса и выйти через неделю. Постоянно кто-то приходил, было очень интересно. Кто-то алкоголь принесет, кто-то друзей интересных приведет. Идешь на работу и думаешь: - Чем эта смена сегодня закончится? Но, - идешь с радостью. Это была единственная работа, на которую я всегда шел с радостью.


Глава 8

Начало

А как Вы попали в «Камчатку»?


Я попал через начальника, которого звали Толик Соколков. Я знал его с конца 70-х по обмену пластинками в Автово, в рок-клуб я его привел. Мы встречались на каких-то концертах, в «Сайгоне»* - в этом городе все шло через «Сайгон». В «Сайгон» ходили все наши друзья - общались, узнавали новости, знакомились друг с другом, выпивали. Соколков работал здесь еще за четыре года до нас, работал обычным кочегаром среди обычных алкашей. Он как-то начальству сказал: - Я приглашу нормальных ребят, будем здесь хорошо работать. Начальство: - Отлично, давай, Толик, давай!
И он позвал меня первого, зная о том, что я уже работал кочегаром, Я пришел, посмотрел, место мне понравилось и первого, кого я позвал - был Цой. Он через неделю после меня сюда устроился.

Вы в Сайгоне познакомились?

Нет, с Цоем мы в рок-клубе познакомились, где-то в восемьдесят втором году.

Потом Башлачев пришел, Цой привел Котельникова*, я – Задерия*. Так и понеслось - каждый приводил своего друга. Вначале нас восемь человек работало, кто-то приходил, кто-то уходил; за все время тут человек двадцать кочегарами работали.

Можно ли с уверенностью говорить о том, что «Камчатка» оказала влияние на развитие рок-культуры?

Несомненно, - как клуб по интересам. Тут люди знакомились, общались. Это было фантастическое место, все были молодые. У кого-то дома тесно, у кого-то вообще жить невозможно, а здесь люди отдыхали душой. Никто над душой не стоял, никто тебя не выгонял, никто рот не затыкал, и в этом была своя прелесть.

Вы можете рассказать какую-нибудь смешную историю про обитателей «Камчатки»?

Тут происходило много историй. Но о них вряд ли стоит рассказывать широкой общественности. Например, мы с Цоем тут как-то в снежки голые играли на рассвете...

А как общественность к этому отнеслась? Жильцы?

Они индифферентны были всегда. Только выкидывали всё в окна непрерывно.

В вас кидали?

Нет, просто выкидывали всё в окна. Это безумие. На рассвете выйдешь, - снежок беленький, и всё на снегу. Только детей не кидали, а так - всё что угодно... Чайники, кастрюли, окурки, еду. Они и до сих пор кидают.

Глава 9

Формат и неформат

У меня следующий вопрос: что собой представляет андеграунд в современной культуре?

Сейчас вся культура - андеграунд. И попса сейчас тоже андеграунд. Их тоже никто не поддерживает. Они сами вылезают. Андеграунд - это то, что официально не пускают к народу, не пускают к публике, не пускают на телевидение, на радио. Это андеграунд.

Это оппозиционное течение?

Это не оппозиционное течение. Я не знаю законов сегодняшнего шоу-бизнеса, мне происходящее в культуре непонятно. Т.е. не все платят деньги, чтобы его показали по телевизору, но кого-то показывают. А кого-то не показывают. Этим занимаются «Наше радио» и пр. Они устанавливают: что доходит до народа, а что не доходит. Придумали понятия "формат", "неформат", а сами эти понятия расшифровать не могут. Формата вообще не существует. Но, скорее всего, сейчас руководствуются лишь личным вкусом.

И дело тут не в политике. То, что доходит до публики - не талантливей того, что можно было бы показать с гордостью.
Если поставить «Полковника»* на радио, то никто не будет слушать многих известных певцов. Понятно, что «Полковник» намного талантливей, чем остальные.

Напоминает схему работы деревенского туалета. Закрыл кабинку и орешь: «занято».

Верно. Сейчас гораздо труднее, чем в 80-х годах. Тогда действительно был отбор талантов. И до тебя доходило разное творчество, ты мог выбирать. Сейчас не из чего выбирать. Всё одно и то же.

Полная свобода выбора - а выбора и нет.

Выбора нет никакого. Это бесит.

Культура смешалась с субкультурой и получилась мешанина, в которой тяжело ориентироваться.

Интернет огромен, там трудно найти что-то, понимаешь? Не зная заранее что тебе надо, ты не можешь ничего найти в интернете.

Какой же выход из данного положения?

Альтернативное телевидение, альтернативное радио – не коммерческие организации.

Глава 10

О чиновниках, совести, цензуре и культуре

Сложилось впечатление о том, что цензура во многом зависит от системы откатов.

Я не думаю, что «Мумий тролль» платит деньги за то, чтобы его постоянно крутили. Но эта группа давно уже надоела всем, еще с тех времен, когда молодые музыканты, наслушавшиеся их, начали шепелявить, как будто у них что-то присутствует во рту, кроме языка. Это стало нормой – если ты не шепелявишь, значит, тебя никуда не возьмут. Это всё насадили общественные теле- и радиоканалы. Они нанесли стране вреда больше чем КГБ.

А нужна ли цензура?

Конечно, особенно в вопросах национализма.

А как же проблемы секса, растления молодежи?

У меня нет проблем в сексе. Тут все от ума человека зависит. Если ты ограниченный человек, то и в 60 лет будешь испытывать проблемы. И цензура не наставит тебя на путь истинный. Как тебя не учи - все равно все будешь делать грубо и неумело.

А как же подростки, которые это всё это смотрят?

Есть Интернет. Он полностью открыт для доступа. Его никто пока не запрещал. А телевиденье - у нас по телевизору нет секса. У нас в стране опять секса нет. Культуры секса, хорошей литературы, хороших фильмов - мало. У нас страна вышла на первое место в мире по сериалам. В основном – бандитским сериалам. На первом месте драки и изнасилования. Культуры нет. Ее убивают систематически. Деньгами, кумовством.

К власти и к деньгам пришли люди, которые не обладают высокой культурой. Это национальная трагедия. Нет злого умысла или одного отрицательного героя, который сидит и думает о том, как погубить культуру. Это та же проблема, что и хамство на дорогах, хамство в магазинах, хамство в троллейбусах. Это общероссийская проблема. Мы восемьдесят лет подвергались экспериментам. Сейчас все за это мстят. Друг другу.

И себе и своим детям. Друг другу пробивают головы.

Мы не сформировались как общество?

Мы, к сожалению, отставшее общество. Морально уставшее. Очень отсталое и уставшее. Озлобленное. Всё от этого. Мы тщательно, намеренно уничтожили все культурные традиции. Ставили над собой кровавые эксперименты, уничтожали всех подряд, уничтожали религию, культуру и совесть.

Вот я придумал для себя: народ потерял совесть. Если нет совести, то все остальное неважно. Если у тебя нет совести, нет понятия собственного достоинства, нет уважения других людей – всё неизбежно развалится. Одно слово - совесть. Если ты совестливый человек, - ты не будешь воровать, не будешь хамить.

Тут даже нельзя говорить о каком-то конкретном государственном строе.

Нет, конечно. У нас только одна проблема. Это морально-этическая проблема. Если бы у нас олигархи не воровали, начальство не воровало, у нас была бы самая богатая страна в мире. У нас бы было сейчас всё просто замечательно! У нас бы были отличные дороги, отличные квартиры, отличные машины. Если бы не вывозили миллиардами деньги за границу, не воровали на корню, – никаких других проблем у нас не было бы.

Будет ли лучше в будущем?

Я же не говорю о том, что страна гробится. Все восстанавливается. Сейчас уже не 90-е годы. Не убивают друг друга на улицах. Это большой прогресс, надо признаться. Я думаю, что через 10 лет будет ещё лучше. Только недавно начали люди путешествовать.

И не все еще ездят, далеко не все, а только те, у кого есть деньги. Но, ездят, смотрят, развиваются! Я побывал в Израиле – мне очень понравилось. Страна сделана для людей и это видно во всем.

И в чем это проявляется?

А во всём. Ходишь по улицам и видишь, что люди живут для себя.

У моей знакомой в Израиле магазин свой и школа частная, - она русский язык преподает детям. Я спрашиваю: как ты открыла это всё? Она говорит: – Идешь в мэрию, пишешь заявление. Тебе звонят через неделю, перечисляют свободные помещения.

Идешь, смотришь, выбираешь. Подписываешь заявление - и всё.

Без очередей?

И раз в месяц платишь там аренду какую-нибудь смешную. Никто к тебе не приходит с лишними вопросами. Есть дом, у него есть начальник, который за всем присматривает и за всё отвечает. Ты только работай. Все сделано для того, чтобы люди могли работать, развивать и поднимать свое государство.

Глава 11

СССР и гастарбайтеры

Возможно ли возвращение к СССР?

А нужно ли? Россия - большая страна. Огромная, практически неуправляемая, большая страна. Нам бы свои проблемы решить в первую очередь. Имперские замашки уже пора забывать.

А как же миллионы соотечественников, которые остались в странах СНГ?

А что делать? Значит, им нужно уезжать оттуда. Если они желают для себя и своих детей лучшего.

Программа переселения соотечественников не оправдывает себя.

Не удивлен.

Соотечественники должны приехать в определенное место, там прожить какое-то время, и только после этого они получат российский паспорт. Не проще ли им сразу давать российский паспорт и чтобы они жили там, где хотят?

Естественно. Что тут обсуждать? Кто-то думает по-другому?

Как Вы относитесь к репатриации русских? Есть такое понятие? Имеет ли оно право на существование?

Конечно. Для этого должны быть все условия. Посмотри на Израиль. Для них это государственная задача. Они хотят всех евреев объединить в одном государстве. Для этого они делают всё и, кстати, Израиль многонациональное государство.

Другие нации не испытывают обиду?

В Израиль бегут со всех сторон. Вокруг работы нет, а в Израиле она есть. В Израиле зарплаты на уровне США и работы полно. И никто тебя пальцем не тронет. Тебе это гарантировано. Огромное количество людей в Израиле живут без паспорта.

Живут нелегально и довольны?

Если бы была плохая страна – туда бы не бежали.

Можно сделать отождествление с РФ.

Да, и к нам бегут. Есть работа и у нас платят. Но относятся к приезжим как к скотам, понимаешь? Никто не собирается на себя брать заботу о гастарбайтерах. Они есть, работают, и все закрывают на это глаза. А потом – ах, давайте их выгоним?
Это мы можем.

А как же утверждение и том, что Россия не может прожить без гастарбайтеров?

Уже не может. Потому что местный не пойдет работать за маленькую зарплату на стройку. Это абсурд.

Сформировалось общество, которое видит в людях из других государств людей второго сорта?

Да. Так получилось. Никто специально себя не ставит выше кого-то. Но уровни жизни – разные.

Само понятие «братство народов» разрушено.

Оно разрушается систематически. Всё для этого делается.

Т.е. нас учат быть разными.

И не отношением к другим народам. А отношением к своим же людям. К тем, например, кто хочет вернуться, но не может, и ему никто не помогает в его намерениях. Ты сам только что мне сказал: Госпрограмма вернула малое количество соотечественников. А почему? Кого упрекнуть в этом?

Вспомнилось - Отчизна, Родина…

У нас вывели понятие Отчизна, мы все реже и реже употребляем слово Родина. Раньше, тех, кто сомневался в святости этих понятий, расстреливали.

Наш народ внес неоценимый вклад в мировую науку, а сейчас люди радуются как дети штамповкам из Китая, Тайваня и др. стран. Люди, которые производят для нас этот ширпотреб – не каждый день кушают досыта, многие элементарно неграмотны.

Да, уже такая политика.

Но, политика - это осознанный процесс.

Разумеется.

Т.е. получается осознанная неосознанность

Скорее осознанная бессознательность. Т.е. мы - люди умные, а вот простые вещи делать не умеем. Или делаем плохо. И прекрасно понимаем, что делаем плохо. И продолжаем делать.

А почему так происходит?..

Это я и у тебя могу спросить. А почему так происходит? Я уверен в том, что об этом еще много напишут трудов. Весь мир идет семимильными шагами к прогрессу, а мы сами себе всё тормозим. Мы становимся заштатной страной. Сырьевым придатком. Мы сами себя этим гробим как нацию. Нация вырождается, культура нации падает.

Я постоянно пытаюсь понять – что же так сильно не хватает? Радости нет. Не голодаем, есть во что одеться, но как-то все вокруг не радует.

Нет оптимизма. У народа отняли оптимизм и веру в будущее. Вера в будущее. Её просто нет.

Есть существование. Обыденность. Заработал, потратил, лег спать. Это отражается и на творчестве и на искусстве.

Это отражается во всём.

Глава 12

О будущем


Сейчас осуществляется создание ТС и ЕврАзЭС. Какая будет идеология у этого будущего пространства? На чем она будет базироваться? Никто больше не говорит о братстве народов. Все отношения будут построены только на экономических договорах?

Братство народов никуда не делось. Если взять Россию, Украину и Беларусь – мы один народ, как бы этому не противились местные царьки. От единого прошлого никуда не деться. Бесполезно стирать правду об этом. И не нужны страны СНГ Западу только из самых благих и честных побуждений. Они только нам нужны. Идеология может быть только одна – жить вместе, развиваться вместе. Это единственный путь. Народы никогда не ссорились. Нужно понимать это. Это все политика. Ссоры провоцируются. Кто-то на этом зарабатывает. Никакого конфликта между народами не происходило. И с теми же грузинами, которые были нам братья. Политики все устроили. У меня жена украинка. То, что страны ищут свой путь развития – они только сами себе делают хуже. Это не люди говорят – мы сами по себе и хотим жить отдельно. Это говорят политики и говорят из корыстных побуждений. В Камчатку приходит масса народу из Украины – все прекрасно говорят по-русски, практически без акцента, и все очень дружелюбны. Включишь телевизор – всё по-другому. Кто-то это транслирует. Кому-то это выгодно.

Как будет выглядеть постсоветское пространство через 20 лет?

Я думаю, что всё будет налаживаться. Нельзя говорить о том, что будет светлое будущее. Будет то же самое, но мы станем цивилизованней. У нас нет другого пути. Либо разруха, либо развитие. Другого пути у нас нет. Война с собой. Как и обычно. Наша беда в том, что мы не активны. Абсолютно не активны. Индифферентны. Это наша общая беда, потому как современного чиновника очень легко поставить на место. Лишь бы было общественное мнение, а общественного мнения нет. Точнее, оно есть, но кухонное.

До настоящего мы еще не дозрели. Люди выходят на «марши миллионов» – стоит всего тысяча человек. Я понимаю людей, который не ходят на демонстрации. Сужу по себе. Людям хочется жить спокойно. В нас живет страх. Его прививали нам, начиная с наших дедов. Это не демократия. Демократия выражается в том, что должны быть требования. Так она развивалась на Западе. Если чиновника не контролировать – его амбиции будут расти. Причем в геометрической прогрессии. А люди не должны молчать.

Человек приходит в чиновничий аппарат и модифицируется. На основе жадности.

Верно, есть законы и никто тебя не пустит к кормушке и не сделает «своим», если ты не будешь чему-то соответствовать.

Почему несистемная оппозиция так разобщена?

Они ничем не отличаются от чиновников. Просто пытаются прорваться во власть. Никто и не пытается сделать страну лучше. Просто пытаются поймать власть за хвостик. Есть темы, на которых можно бесконечно паразитировать. По радио всё открыто говорят – кто ворует и как. Только ничего не меняется. У нас не сложилась прослойка честных людей, которые способны навести порядок. У нас нет мафии как таковой, той мафии, с которой можно целенаправленно воевать и уничтожать. Так как в Америке происходило. Мафия – это мы. Червоточина практически в каждом из нас - это страшная беда. Чтобы посадить человека, зарвавшегося в коррупции - нужно явное указание сверху. А будет ли этот человек сидеть положенный срок?

На Западе много поколений выросло в атмосфере материального благополучия; люди знали о том, что не будут голодать. Они знали, что они свободны. Не нравится ему работа – попрощался и уехал в другую страну. Но он знает, что не будет нищим. Если он не хочет этого, он им не будет. У нас – полная неопределенность во всем. К обществу должна вернуться совесть. А она далеко ушла гулять. Её не вернешь искусственными путями, не купишь в магазине и не заложишь в голову.

Нужно осознать себя человеком и понять - гораздо выгоднее жить честно.

Еще одна глава

Бродский, Летов и …

Вы как-то говорили мне о том, что разговаривали с Бродским.

Это интересная история. Я попал в Париж в первый раз в октябре 1988 года.

В поезде я обратил внимание на журнал о русской эмиграции, там было интервью с Бродским, и был написан его домашний телефон. Я очень удивился этому – кто дает домашний телефон? Я приехал к друзьям и говорю: – Давайте позвоним Бродскому? Друзья сказали: – Не может быть, чтобы в журнале был написан телефон нобелевского лауреата.

В итоге мы позвонили, подошел Бродский. Я представился, предложил передать записи Башлачёва.
Он согласился. Через неделю я позвонил ему. Бродский сказал: – Я послушал, это не моё, мне это не близко. После этого мне тяжело воспринимать творчество Бродского.

Быть может, вольные стихи Башлачёва не заинтересовали Бродского?

Не знаю. Поэт, если является поэтом, должен понимать творчество единомышленников. Хвост* рассказывал мне о Бродском, как об очень сложном человеке. Я был знаком с сыном Бродского. У него были сложные взаимоотношения с отцом.

Многие творческие люди, чьи стихи или музыка понятны и близки многим, очень трудны в общении, иногда грубы и даже порой неадекватны.
И Егор Летов был не подарок.

Вы хорошо его знали?

С Егором я работал два года директором группы. И знал его очень близко. Я со многими дружил и работал, но таких людей, как Башлачев, Цой, Ленька Федоров*, Курехин* – на одной руке можно было сосчитать. Это редкость, таких людей просто нет. Это жемчужины. Они гениальны как творческие люди. И как люди – гениальны. Великие люди. Летов был сильной и харизматической личностью, но был очень тяжел как человек. Тяжелый, эгоцентричный. Я всегда сравнивал «ГО» с бомбистами-террористами начала 20 века, которые всё делали за идею. У Башлачева все гораздо сложнее было. Я не могу это однозначно объяснить, хотя я был в это время рядом. У него была полугодичная депрессия. Тяжелая болезнь, настоящая депрессия. Тогда этим никто не занимался, нам и в голову не приходило отвести его к врачу.

Чем могла быть вызвана депрессия Башлачёва?

Разными причинами. У него был творческий кризис, не все было гладко в личной жизни – то клеилось, то не клеилось, не было своего угла, были и другие проблемы. Никто не издавал и не печатал. У Саши была бешеная популярность, любовь масс, но это было локально, естественно. Такая же история была и у Высоцкого. Правда, Сашка всегда целеустремленно уходил от всякого официоза, он не шел ни на какие контакты с телевидением. Он мог создать группу и много раз говорил о том, что хочет создать группу. Играть в электричестве. Его все поддерживали в этом. И Курехин и все. Ты только скажи слово, и завтра начнем репетировать. Так он этого слова так и не сказал, хотя все зависело только от него. Я был у Башлачева директором, тоже с ним работал – нашел бы репетиционную точку, аппарат, любых музыкантов. Он не захотел.

С Летовым было проще. Он был более активный. Но он в определенный момент, когда надо было выходить на большую арену, играть на стадионах и зарабатывать деньги, и, собственно, заниматься своим делом - все зачеркнул, четыре года сидел дома и ничего не делал вообще. Песни писал, но не выступал. Разогнал группу. Это было в 1990 году, а вернулся и стал играть он только в 1994 году. Золотые годы, все выступали на огромных стадионах, был бум рока. Он мог стать лидером наряду с современными звездами, такими как БГ, Шевчук - стать номером один. Вместо этого он просто закопал себя. А потом опять начал всё нагонять, но время было упущено.

Целеустремленных людей, которые занимаются своим делом и при этом никому не потакают, не подлизываются – очень мало. Тот же Леонид Федоров, великолепный музыкант, просто играл музыку, делал свое дело. И стал номер один.

Творческий кризис – должно ли общество уделять этому особое внимание? К примеру, вот человек талантливый, но ранимый; он поэт, но не может работать, потому его все обижают. Должно ли общество опекать поэта?

Нет, поэт должен быть голодным. Нельзя быть счастливым в Монте-Карло, если ты не родился в Шепетовке. Правильная фраза.

Если действительно гениальный человек «сломался», ушел в запой?..

Запой - это нонсенс. А вот депрессия - это болезнь. Нужно различать эти вещи. Запой это тоже болезнь, но ты сам к ней себя предрасполагаешь. Алкоголики и наркоманы бегут от реальности. Человек, подвергшийся депрессии нуждается в помощи близких и друзей, в помощи общества.

Того общества, которое и само претерпевает сложные и тяжелые перемены…

Денис, время идет, всё потихонечку меняется. Народ становится добрее, умнее, мы взрослеем. Или нас ждет путь в тупик. В никуда. Можно извести себя в бесконечных войнах, но есть понимание, что надо жить. Наше общество заслуживает большего.

Денис Башкиров

© Котельная «Камчатка»
Санкт-Петербург 2013 г.

Примечания:

* «Сайго́н» - неофициальное название легендарного кафе в Ленинграде (Невский просп., дом 49). «Сайгон» постоянно посещали И. Бродский, С. Довлатов, И. Смоктуновский, Е. Михнов, Б. Гребенщиков, В. Цой, К. Кинчев, Ю. Шевчук, М. Шемякин, Е. Рейн, А. Васильев и многие другие.
* Котельников Олег Евгеньевич – художник, музыкант. Состоял в рок-клубе со своей группой "НЧ-ВЧ". Входил в группу "Новые художники".
* Задерий Святослав Геннадьевич - советский и российский рок-музыкант, автор песен, шоумен, основатель группы «Алиса».
* «Полковник и однополчане» — российская рок-группа. Появилась в 1996 году.
Лидер группы — Алексей «Полковник» Хрынов.
Хвостенко Алексей Львович, он же Хвост - российский поэт-авангардист, автор песен, художник.
*Фёдоров Леонид Валентинович— российский рок-музыкант, лидер группы «АукцЫон».
*Курёхин Сергей Анатольевич - российский музыкант-авангардист, создатель группы «Поп-механика»

© Перепечатка статьи, копирование, цитирование без согласия автора – запрещены.

Вернуться назад