Главная > Культура > Рецензия на сборник "Русско-славянская цивилизация: исторические истоки, современные геополитические проблемы, перспективы славянской взаимности" {T_LINK}

Рецензия на сборник "Русско-славянская цивилизация: исторические истоки, современные геополитические проблемы, перспективы славянской взаимности"


4-10-2009, 21:18. Разместил: Редакция
Рецензия  на сборник "Русско-славянская цивилизация: исторические истоки, современные геополитические проблемы, перспективы славянской взаимности"Профессиональным ученым и широкой общественности предложен коллективный труд, в котором центральное место занимает работа доктора философских наук, академика МСА и РНА Е.С. Троицкого "Концепция русско-славянской цивилизации", автора известных книг: "Русская нация" (М., 1989), "Возрождение Русской идеи" (М., 1991), "Что такое русская соборность" (1993) и др. В сборник включены статьи многочисленных российских и зарубежных авторов (Болгария, Польша, Сербия, Чехия, Украина), посвященных предложенной теме, а также труды и выступления, как указано в книге "классиков славянской взаимности": Данилевского Н.Я., Погодина М.П., Ломанского В.И., Устрялова Н.В , Яна Коллара (Словакия), Юрия Крижанича (Хорватия), Франтишка Палацкого (Чехия). Особенно ценно то, что в книге присутствуют первоисточники:
документы и материалы славянских организаций, съездов, конференций, а. кроме того, статьи, представляющие славянское движение, паннационализм и национализм в интерпретации западных авторов.
В целом, перед нами капитальный обобщающий труд по сложной и многоплановой теме, в связи с актуализацией проблемы достижения единства и укрепления славянской цивилизации, которая, по мнению ряда авторов, должна стать не только объектом размышления, но и субъектом активного действия в XXI веке. Исследователей объединяет общая концепция исторического процесса - теория локальных цивилизаций, основателем которой явился Н.Я. Данилевский. Цивилизационная концепция получила свое развитие в трудах таких ярких мыслителей, как А. Тойнби, С. Хантингтон и др. То есть, существует богатая и разнообразная научная литература, посвященная этой проблематике. Что отличает работу Е.С.Троицкого, в которой дан анализ самобытной славянской цивилизации, сформировавшейся на основе кровного родства, относящихся к ней этносов, близости их языков, сходства, традиций, культуры и национальной ментальности, имеющих общие черты исторического прошлого, взаимные интересы в экономической жизни, защите природной среды? Во-первых, автор демонстрирует системный подход в исследовании проблемы, во-вторых, он не ограничивается анализом исторических истоков славянской цивилизации, а производит реконструкцию в современном социокультурном контексте, в котором возникают и вновь актуализируются соответствующие парадигмы. В-третьих, производит реконструкцию в современном социокультурном контексте, в котором возникают и вновь актуализируются соответствующие парадигмы. В-¬третьих, интересно то, что все это сопровождает феноменологический анализ славянства с учетом его ментальности. Стиль книги носит яркий полемический характер, обсуждаются факты, события и теории 90-х годов.
Хочется заметить, что цивилизационная концепция — один из возможных типов теоретического моделирования общества. Её недостатком является антиисторизм, нежелание учесть реалии постмодерна, осознать процессы глобализации в современном мире. Ряд авторов считают, что сегодня говорить можно только о цивилизационном своеобразии регионов, а не о различных цивилизациях, в которых, впрочем, сосуществуют элементы разных культур. Они отмечают тенденцию превращения гомогенных цивилизаций в гетерогенные образования. Следует добавить, что мир переживает кризис идентичности. Мониторинги показывают, что в разных регионах мира за последние 10 лет увеличилось число людей не задумывающихся о своей принадлежности определенной поселенческой структуре, этносу, культуре. И, к сожалению, автору не удалось избежать мессианства, утверждений, что XXI век станет веком славянства, как цивилизации будущего. В целом, книга читается с необыкновенным интересом, вызывая работу ума и сердца. Особо надо отметить содержательную и яркую статью доктора экономических наук, профессора А.И. Радзиевского "Как и бог его — триедин народ русский", посвященную истории и своеобразию Украины в семье славянских народов, особой роли Православия в осознании единства всех славян.


Рязанова Людмила Семеновна
кандидат философских наук,
докторант Института социологии НАН Украины
Шульга Николай Александрович,
Доктор социологических наук, замдиректора Института социологии НАН Украины

Вернуться назад