Главная > Культура, История > БЛАГОДАРНЫЙ ПЕТЕРБУРГ МОЛИЛСЯ О РУССКОМ ВОИНСТВЕ, ПЕТРЕ I И ПОЛТАВЕ {T_LINK}

БЛАГОДАРНЫЙ ПЕТЕРБУРГ МОЛИЛСЯ О РУССКОМ ВОИНСТВЕ, ПЕТРЕ I И ПОЛТАВЕ


11-07-2011, 10:21. Разместил: Редакция
БЛАГОДАРНЫЙ ПЕТЕРБУРГ МОЛИЛСЯ О РУССКОМ ВОИНСТВЕ, ПЕТРЕ I И ПОЛТАВЕ10.06.2011г. в Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга по инициативе Общественного Движения «Наследие» Санкт-Петербург и с благословения настоятеля отца Иоанна Малинина был отправлен чин благодарственного молебна в память 302-й годовщины победы русских войск под Полтавой. Битва, как известно, произошла в 27 июня 1709 года (по новому стилю 10 июля) в день святого Сампсония Странноприимца, в честь него и заложили храм на Выборгской стороне, что символично - отсюда начиналась дорога во владения шведского короля.

Из современников храма уцелели единицы - Петропавловский собор и церковь Симеона и Анны на Моховой. Сампсониевский собор чудом сохранил "родные" иконостасы. После закрытия храма в 1938 году, там размещался магазин готового платья, иконы же не пропали, не были проданы или перемещены, а сохранялись в Русском музее и, что тоже большая редкость, - были возвращены обратно. В день 200-летия Полтавской победы 27 июня 1909 года возле Сампсониевского собора был открыт памятник Петру I работы скульптора М. Антокольского. В 1938 году памятник демонтировали, и только сравнительно недавно, к 300-летию Санкт-Петербурга, на средства музея «Исаакиевский собор» памятник был отлит заново по авторской модели и установлен, как прежде, на своем историческом постаменте.

Сампсониевский собор - первый в Петербурге храм воинской славы.

Ежегодно в храмовый праздник, совершалось празднование этого знаменательного события истории Российской Империи. Для этого праздника даже была составлена особая "Служба благодарственная Богу, в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над королем Свейским Карлом XII и воинством его, содеянной под Полтавой, в лето 1709 года, месяца июня, в день 27". За составление этой службы её автор еп. Феофилакт (Лопатинский), известный библиофил – был награжден Синодом особым крестом для ношения на клобуке. Главным событием светской части праздника был военный парад перед храмом, бывший началом общегородских торжеств. По окончании литургии из церкви крестным ходом духовенство и верующие направлялись в особый шатер, где служили благодарственный молебен. Завершалось торжество оружейным салютом, после чего весь генералитет и обер-офицеры "трактованы были Его Величества столом". Зародившаяся в XVIII веке, с основанием города, традиция продолжалась и в последующие столетия, вплоть до 1917 года.

В этом году в богослужении приняли участие петербургские казаки Всевеликого Войска Донского, представители Свято-Трицкого храма г.Полтавы, доставившие горсть земли с 8-го редута Полтавской баталии и Братской могилы павших под Полтавой русских воинов. Участие в благодарственном молебне приняли члены Российского Имперского Союза-Ордена, члены украинских землячеств Санкт-Петербурга, прихожане Сапсониевского собора, администрация ГМП «Исаакиевский собор», миряне, представители исторического факультета СПбГУ и др. К сожалению, не было ни одного представителя Вооруженных Сил Российской Федерации, да и вообще ни одного военнослужащего или представителя власти. И это несмотря на то, что согласно Федеральному закону от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ "О днях воинской славы (победных днях) России" 10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении – отнесен к дням воинской славы. По имеющейся у ОД «Наследие» информации, МИД РФ негласно рекомендовал всем государственным учреждениям не поддерживать публично мероприятия связанные с Полтавской Победой, Переяславской Радой, памятью выдающихся малороссов – А.Безбородко, Б.Хмельницкого – как «политически несвоевременных, не актуальных»…Хочется надеяться что те, кто по должности обязан заботиться о воспитании российских воинов в духе славных вековых традиций и почитания отдавших жизнь на поле брани, всё-таки осознают, что организация и проведение воинских праздников, тем более, победных дней, это их обязанность, а не право (которым можно было бы и не пользоваться). Для каждого русского, тем более петербуржца, примером служения России должны и поныне быть слова основателя Северной столицы, сказанные Императором накануне сражения: «Воины! Се пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу Веру и Церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, яко непобедимого, которую ложну быти вы сами победами своими над ним неоднократно доказали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас; на того Единого, яко всесильного в броне, уповайте, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего».

По окончанию участникам благодарственного молебна было зачитано поздравление с праздником от прихожан Свято-Троицкого храма г.Полтавы и его клирика отца Александра Сабко.

Пресс-служба ОД «Наследие» СПб
Пресс-служба РИС-О


БЛАГОДАРНЫЙ ПЕТЕРБУРГ МОЛИЛСЯ О РУССКОМ ВОИНСТВЕ, ПЕТРЕ I И ПОЛТАВЕ

БЛАГОДАРНЫЙ ПЕТЕРБУРГ МОЛИЛСЯ О РУССКОМ ВОИНСТВЕ, ПЕТРЕ I И ПОЛТАВЕ

БЛАГОДАРНЫЙ ПЕТЕРБУРГ МОЛИЛСЯ О РУССКОМ ВОИНСТВЕ, ПЕТРЕ I И ПОЛТАВЕ

БЛАГОДАРНЫЙ ПЕТЕРБУРГ МОЛИЛСЯ О РУССКОМ ВОИНСТВЕ, ПЕТРЕ I И ПОЛТАВЕ

Вернуться назад