Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » Культура » «ВЕТОЧКА БЕЛОЙ АКАЦИИ…». К 110-ЛЕТИЮ М.А. ШОЛОХОВА  
     
    «ВЕТОЧКА БЕЛОЙ АКАЦИИ…». К 110-ЛЕТИЮ М.А. ШОЛОХОВА
    Раздел: Культура, Общество
     
    «ВЕТОЧКА БЕЛОЙ АКАЦИИ…». К 110-ЛЕТИЮ М.А. ШОЛОХОВАПозвольте мне, дорогой Михаил Александрович, в Ваш день, в день, когда так буйно, так рясно цветет акация в Одессе – в моем городе, «городе белой акации» – приветствовать Ваше рождение!

    Приветствовать своими немудреными словами, вспомнив Ваши строки, свидетельствующие о любви к Украине.

    О, какой болью поражено было бы Ваше сердце, доживи Вы до нынешних дней!.. Но не могу не верить, что эти дни – преходящи, как преходящи и временщики, возомнившие себя властителями наших судеб. А Ваши мысли, искания, свидетельства, бессмертная душа Ваша, любовь к человеку, к Великой России, воплощенные в нетленных прозведениях переживут века! Они всегда будут востребованы, тем паче, – «В минуты жизни роковые…», как писал любимый Вами Русский поэт Федор Тютчев, «В годину смуты и разврата…», как писали Вы в уникальном, непревзойденном национальном эпосе XX века, романе «Тихий Дон»:

    В годину смуты и разврата
    Не осудите, братья, брата.


    Как же щемяще-актуальны эти строки, исполненные «черной вязью славянского письма» под «скорбным ликом Божьей Матери» «на карнизе навеса» часовни! Часовни, поставленной стариком с ближнего хутора в головах могилы Валета – «мужика», работника с мельницы богатея Мохова, солдата, революционера, убитого восставшими казаками под Каргинской.

    И как символично, что здесь, возле часовни, устроил стрепет, победивший в битве «за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение», и его избранница свое гнездо!

    Этим жизнеутверждающим аккордом заканчивается Книга вторая «Тихого Дона»…

    Но сегодня и здесь я – лишь немного – о нем, о великом Вашем романе.

    «Поклон тебе, Украина! Счастья тебе, украинский народ!» -

    скажет Михаил Александрович Шолохов, завершая свое приветствие, опубликованное в газете «Радянська Україна» от 6 ноября 1954 года (№ 262) по завершении Третьего съезда писателей Украины, которых он назвал «Родные братья – писатели Украины…». Скажет:
    «Я очарован царственно величавым древним Киевом: его памятниками, парками и садами, его замечательными зданиями и улицами.

    Изумительно красив Крещатик – живая артерия города, сплошной поток людей и машин...
    Перед восхищенным взором встают будто два Киева: Киев стародавний –
    колыбель славянских народов, и Киев новый, советский, который растет вдаль, и вширь, и вглубь не по дням, а по часам, прямо на твоих глазах.

    Как же не любить такой город, который способен покорить и взволновать до глубины души!

    А склоны реки, набережная, а вот эти, подернутые голубой дымкой леса, смутно темнеющие вдали за Днепром, далеко-далеко на самом горизонте.

    Могучий Днепр-Славутич так же мил моему сердцу, как и родной тихий Дон.

    Я еще больше проникся глубокой любовью к великому, талантливому и трудолюбивому украинскому народу, который в дружной семье всех советских народов-братьев кует свою долю, творит во имя жизни, мира и человеческого счастья на земле.

    Украинцы – сердечные, добрые, с искоркой природного юмора, с мягким и в то же время мужественным характером.

    Чувство моей любви к Украине еще больше усиливается потому, что моя мать – украинка, простая крестьянка с Черниговщины».

    И в выступлении на самом съезде: «Чувство глубокого волнения естественно усиливается у меня и потому, что моя мать – украинка Черниговской области – с детства привила мне любовь к украинскому народу, к украинскому искусству, к украинской песне – одной из самых звучных в мире» [1; здесь и везде курсив мой – Л.В.]

    В приветствии 1956-го года (Правда Украины, 1956, 27 августа) в связи со 100-летием Ивана Франко, Михаил Александрович скажет: «...К миллиону голосов присоединяю и свой скромный голос большой любви и признательности великому писателю, великому сыну Украины». Заметит: «родной мне по крови украинский народ» [2].

    И в 1957-м, в обращении «Украинским братьям» повторит: «Один из самых талантливых и в прошлом самых многострадальных – народ родной мне Украины» [3].

    Горько вспоминать дикую сцену драки на мельнице в «Тихом Доне», когда:

    «– Хохлов били, – мирно ответил безрукий Алексей и подморгнул щекой и глазом.
    – Да за что били?
    – За очередь. Не залазь наперед, – пояснил Подкова, выступая вперед…»

    И – «мнение»: «Хохлы, они огромадно сердитые». И – нежелание казаков считать себя русскими…

    Горько, но – честно, не приукрашивая, пишет М.А. Шолохов:

    «С давних пор велось так: если по дороге на Миллерово ехал казак один, без товарищей, то стоило ему при встрече с украинцами не уступить дороги, украинцы избивали его. Оттого ездили на станцию по несколько подвод вместе и тогда уж, встречаясь в степи, не боялись вступить в перебранку.

    – Эй, хохол! Дорогу давай! На казачьей земле живешь, сволочуга, да ишо дорогу уступать не хочешь?

    Несладко бывало и украинцам, привозившим к Дону на Парамоновскую ссыпку пшеницу. Тут драки начинались безо всякой причины, просто потому, что "хохол", а раз "хохол" – надо бить.

    Не одно столетье назад заботливая рука посеяла на казачьей земле семена сословной розни, растила и холила их, и семена гнали богатые всходы: в драках лилась на землю кровь казаков и пришельцев – русских, украинцев» [4].

    Страшна она – национально-сословная рознь. Снова насаждаемая «заботливыми руками». Все тех же…

    И хотя страшно и больно читать сегодня многие шолоховские страницы, а «Тихого Дона» в особенности, но – жизненно необходимо! Да, «...это правда, от которой зависит жизнь» [5:9]. И тысячу раз прав П.В. Палиевский, сказав: «...нет, наверное, более подходящей книги, чтобы задуматься над смыслом нашего времени, чем "Тихий Дон"» [6:19].

    «Нам придется многому учиться у Шолохова, чтобы не сбиваться с дороги, как бы ни старались нарисовать на ней тупик» [7:48].

    «Книга моя, – писал М.А. Шолохов в Предисловии к английскому изданию "Тихого Дона", – не принадлежит к тому разряду книг, которые читают после обеда и единственная задача которых состоит в способствовании мирному пищеварению.

    А жестокость русских нравов едва ли превосходит жестокость нравов любой другой нации... И не более ли жестоки и бесчеловечны были те культурные нации, которые в 1918 - 1920 годах посылали свои войска на мою измученную родину и пытались вооруженной рукой навязать свою волю русскому народу?» [8].

    Вот и сегодня, они же, подмяв под себя и Старый, и Новый свет, навязывают нам, единому народу, свою волю.

    Как не вспомнить? –

    «Самый хищный в настоящее время американский империализм по-паучьи особенно мерзостно раздулся после второй мировой войны. Ему грозят неотвратимо приближающийся экономический кризис, пробуждение и нещадный гнев обманутых масс трудового народа Америки.

    Чтобы отвлечь внимание этих масс от положения в своей стране, чтобы найти выход из тупика, они, американские империалисты, ищут своего спасения в войне. Они пытаются привить своему народу захватнические чувства, отравленной, лживой пропагандой разжигают в нем стремления к "завоеванию мира", они всячески стараются возбудить ненависть к нашей родине – стране, не так-то уж давно спасшей мир и цивилизацию от немецкого фашизма, главари которого некогда так же идиотски мечтали о мировом господстве…»[9:213].

    А сказано еще в 1948-м году!.. Сказано великое «Слово о Родине»!

    Указываю электронный адрес не случайно: многие молодые вряд ли читают речи, выступления и статьи Шолохова «на бумажных носителях», а иные электронные норовят дать «из очерка»…

    В очерке – и о Корнее Васильевиче Колесниченко, герое Великой Отечественной войны, по его словам «ввязавшимся» в войну, невзирая на возраст: «…мы-то, пожилые, ввязались в эту войну, потому что лихо заставило – враг же хотел отнять у нас все вчистую, что нажили мы при нашей власти. Это тоже надо понимать...» А ныне, несмотря на возраст и ранения, тяжелым трудом поднимающем «на ноги» колхоз. Не принимающем времен, когда «Один с голоду пухнет, а у другого, богатея, полны амбары хлеба, и он пальцем об палец не ударит, чтобы помочь соседу. А власти тогдашней до народного горя и дела не было» [9:207, 212].

    Как и сегодняшней…

    Вспоминаю я и многие, любовно выписанные образы украинцев, среди них – из «Поднятой целины» – командира агитколонны Кондратько с «шевченовскими усами», с его сочной, милой украинской мовою, не требующей перевода на русский язык…

    «На Юге»


    Сегодня, как и в феврале 1942-го, когда написана и опубликована в «Правде» эта небольшая, но такая ёмкая заметка М.А. Шолохова, она – необходима! Потому, позвольте познакомить с выдержками подробнее. Кстати, нам и здесь встретится однофамилец героя «Слова о Родине» – старик-колхозник Колесниченко, «недавно вырвавшийся из фашистского плена».
    Михаил Александрович начинает заметку прекрасной зарисовкой:

    «Из-за мрачной дымящейся пирамиды угольного шлака встает солнце. Лиловые тени на снегу удивительно быстро светлеют, а затем крыши шахтерских домиков, и запушенные изморозью стекла окон, и одетые инеем ветви придорожных кленов, и далекие синие, заснеженные перевалы холмов вдруг вспыхивают под солнцем ослепительным розовым пламенем, и еще нестерпимее становится блеск натертой до глянца дороги.

    С востока на запад по широкому шоссе движутся черные колонны людей. В задних рядах одной из колонн несколько человек, сбавив шаг, на ходу делают самокрутки, закуривают. Мой спутник спрашивает:

    – Что за народ? На оборонительные работы идете, что ли?

    Коренастый, широкоплечий человек в замасленной ватной стеганке, сладко дохнув махорочным дымком, отвечает:

    – Хозяева Донбасса – вот кто мы такие, а идем приводить в порядок взорванные и затопленные шахты. Понятно?

    Отставшие бегом догоняют колонну, и снова в морозном воздухе шаги их сливаются с гулкой и согласной поступью сотен таких же настоящих хозяев Донбасса, идущих восстанавливать свои разрушенные шахты.

    В рядах – старики, пожилые шахтеры, подростки. И если возвращающийся на производство, согнутый годами мастер как бы олицетворяет собою прошлое Донбасса, то молодые шахтеры и подростки представляют его настоящее и будущее».

    О, повидали они – старые и малые – «разноязычное фашистское воинство. Кого только нет в составе захваченных нашими частями военнопленных! Вот уж воистину,

    ...Какая смесь одежд и лиц,
    Племен, наречий, состояний!
    Из хат, из келий, из темниц
    Они стеклися для стяжаний!


    Именно стяжание и разбой объединили эту банду бестий и висельников, промышлявших под черным знаменем с раскоряченной фашистской свастикой» [10].

    Право, так бы и перенесла сюда полный текст! Ограничусь. Пригласив все же прочесть рассказ старика о зверствах фашистов в Донбассе – а ведь приходится слышать сегодня подлое: «Лучше б они нас завоевали!» Но «спор» об идее, «идейности», позвольте привести:

    «…Старик продолжал рассказывать:

    – ...Был при мне такой случай: входит в хату ихний унтер и быстро что-то говорит солдату, какой назвался венгерцем. А венгерец, вижу, ни черта, ничего не понимает, плечи то поднимет, то опустит, руками разводит и глаза у него глупые-преглупые. Потом венгерец начал по-своему лопотать, а унтер плечами вздергивает и серчает, даже щеки у него краснеют.

    Лоб в лоб уперлись, как бараны, лопочут каждый по-своему, никак один другого не поймет. Между собой нет у них одной речи; а по разбою у них у всех один язык: хлеб, яйки, молоко, картошки давай, капут – все говорят, и каждый либо штыком смерть показывает, либо коробкой спичек гремит – сжечь грозит. А вы говорите – армия. Какая же это армия, когда все они как будто из одной тюрьмы выпущенные?

    За окном стояла морозная ночь. В печурке жарко горел угольный штыб. Старик снял со спинки кровати поношенную шубейку, кряхтя стал одеваться и, уже просунув руку в рукав, еще раз упрямо повторил:

    – Нету у них армии, точно говорю.

    С почтительной сдержанностью обращаясь к нему, лейтенант сказал:

    – Вы, папаша, конечно, правы, но у них тоже есть идея, за которую они воюют.

    Старик на секунду застыл с распяленной на руках шубой, но потом, как бы опомнившись от изумления, сурово спросил:

    – Какая такая идея? Нету у них никакой идеи, да и слово это для них неподходяще.

    – А вот есть она, – утверждал лейтенант, пряча в глазах чуть приметную улыбку.

    Присев на кровать, старик молча всматривался в лицо лейтенанта и хмурил рыжеватые седеющие брови. Голос его звучал с ехидной официальностью, когда он попросил:

    – Тогда объясните мне, товарищ командир, об ихней идее, потому что я человек малограмотный я, может, не так это слово понимаю...

    – Вы не серчайте, папаша, – примирительно сказал лейтенант. – Идея у них точь-в-точь такая, как вы рассказывали. Дней пять назад окружили мы их обоз из 30 с лишком подвод. Залегли немцы возле повозок, отстреливаются. Дело их конченное, деваться им некуда, но они не сдаются. Рядом со мной лежал молодой боец, только недавно прибывший в часть с пополнением. Видит он. что немцы так упорно обороняются, и говорит мне: "Видно, это идейные фашисты, товарищ лейтенант. Смотрите – не хотят сдаваться". – "А вот, говорю, – перебьем их, тогда посмотрим, что у них за идея".

    Ну, перебили их, как полагается, вчистую, начали тюки рассматривать. Обоз-то шел в тыл, а в тыл кроме раненых известно, что они отправляют. Распороли один тюк – детская обувь, отрезы ситца и всякий другой материал, женские пальто, демисезонные и меховые, пшено в мешочках, галоши и прочее барахло. В другом мешке – такая же история. Подзываю я бойца, который заподозрил немцев в идейности, и говорю: "Видишь, что у них в мешке?" "Вижу". – "Ну вот, – говорю, – и вся их идея, за какую они сражались. Идея-то их целиком в мешок влезет, а подкладка у нее ситцевая. Понятно?" "Понятно теперь", – говорит красноармеец и смеется.

    Старик внимательно выслушал лейтенанта, потом заговорил, и в голосе его зазвучало нескрываемое превосходство.

    – Не так ты говоришь, сынок, хотя ты и командир по чину! Не знаешь ты, что такое идея, а вот я тебе объясню».

    И – объясняет старик, приводя примеры, доказывая, что идея – «Это, милый человек, означает такое дело, от какого происходит народу одна польза. А ты это хорошее слово к грабежу припрягаешь. Грабеж, он так и называется грабежом. Грабят немцы? Очень даже грабят! Значит, слово это им недоступное, рядом с немцами его ставить нельзя, а то оно вымажется около этих сукиных сынов. Молодые вы люди и кое-чего в жизни недопонимаете. Это я точно говорю!» [10].

    Неужели – дожили? До «идеи» доморощенных, «будто из одной тюрьмы выпущенных», той, что «целиком в мешок влезет»?..

    Да, – «В нашествии "этого дня" главное, наверное, то, что под ноги налаженной, изощренной в грабежах мировой денежной машине брошены миллионы давно отвыкших от ее ухищрений и обманов совершенно беззащитных людей. Машина дает займы и возвращает их кровью облагодетельствованных, да еще получает право безнаказанно орудовать на всем этом пространстве, перерабатывая в своих интересах все, что плохо лежит. Представляете масштабы преступления? Для одного гигантского паука люди обращены в тучи смешно звенящих крылышками мух. Правда, паук, как всегда, недооценивает, что перед ним все-таки люди» [11:84]. – ЛЮДИ!

    Увы, верно предчувствовал М.А. Шолохов. П.В. Палиевский подчеркнул: «А Шолохов, тот прямо предвидел, что времена придут потяжелее Отечественной». Однако, Шолохов «глядел вперед: "Хотелось бы думать, что... этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина". Так будет, конечно, но на восстановлении дороги» [11:90].

    Исторической дороги, «которой шел народ». Её слом, обвал произошел со «своими, конечно, причинами, но не без мощной помощи извне» [11:83].

    Что же, нам её – восстанавливать. Сообща. – ВЫДЮЖИТЬ!

    Вместо заключения

    …Ах, каким добром, ласкою и теплом веет от строк Ваших, Михаил Александрович! Рожденных в… декабре! «Любимая Мать-Отчизна!» – повторяю за Вами, и –

    «Вот и теперь, сейчас, где-нибудь на юге, наверное, зябко дрожит под лютым декабрьским ветром опаленная первыми заморозками веточка белой акации, а на западе – как бы отягощенные воспоминаниями – низко склонили ветви сосны и ели; и на восходе, и на закате солнца, когда косые солнечные лучи ощупью бродят по лесам, – как следы, блестят натеки смолы на иссеченных пулями и осколками стволах живых еще деревьев…

    И кажется в эту зимнюю ночь: только чайки – над безднами наших морей и океанов, только ястреб парит над заснеженным морем колхозных полей, только – клекот орлиный над вышними отрогами наших недоступных гор…

    И кажется, что земля, извечная кормилица, притихла, задумалась и в тишине, как будущая мать, собирает жизнетворящие силы для новых свершений» [12].

    «Мир и будущее навсегда наши!» – верю! И кладу к Вашему портрету веточку одесской белой акации. Её цветением Одесса всегда будет приветствовать Ваше рождение.

    Людмила ВЛАДИМИРОВА, к.м.н., член Союза писателей России (Одесса).

    21-23 мая 2015, Одесса.

    Примечания:

    1. Шолохов М. Выступление на Третьем съезде писателей Украины. // М. Шолохов. По велению души. Статьи. Очерки, выступления, документы. – М.: «Молодая гвардия», 1970. – С. 253-254.
    2. Шолохов М. Великий сын Украины // М. Шолохов. По велению души. Статьи. Очерки, выступления, документы. – М.: «Молодая гвардия», 1970. – С. 283.
    3. Шолохов М. Украинским братьям. // М. Шолохов. По велению души. Статьи. Очерки, выступления, документы. – М.: «Молодая гвардия», 1970. – С. 194-195.
    4. Шолохов М. Тихий Дон. – М.: «Художественная литература», 1980. – С. 137-139.
    5. Палиевский П.В. Мировое значение М. Шолохова. // П. Палиевский. Шолохов и Булгаков. – М.: ИМЛИ РАН «Наследие», 1999. – С. 5-17.
    6. Палиевский П.В. «Тихий Дон» М.А. Шолохова // П. Палиевский. Шолохов и Булгаков. – М.: ИМЛИ РАН "Наследие", 1999. – С. 18-28.
    7. Палиевский П.В. И вот берег… // П. Палиевский. Шолохов и Булгаков. – М.: ИМЛИ РАН "Наследие", 1999. – С. 42-50.
    8. Шолохов М. Английским читателям // М. Шолохов. По велению души. Статьи. Очерки, выступления, документы. – М.: «Молодая гвардия», 1970. – С. 225-226.
    9. Шолохов М. Слово о Родине. // http://feb-web.ru/feb/sholokh/texts/sh0/sh8/sh8-188-.htm – С. 188-215.
    10. Шолохов М. На Юге. // М. Шолохов. По велению души. Статьи. Очерки, выступления, документы. – М.: «Молодая гвардия», 1970. – С. 86-93.
    11. Палиевский П.В. К понятию дороги (Интервью газете «Кубанские новости», 26.IX.1998) // П. Палиевский. Шолохов и Булгаков. – М.: ИМЛИ РАН "Наследие", 1999. – С. 83-90.
    12. Шолохов М. Любимая Мать-Отчизна. // М. Шолохов. По велению души. Статьи. Очерки, выступления, документы. – М.: «Молодая гвардия», 1970. – С. 174-176.









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, идеология, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Декабрь 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 
    Наши друзья
     

    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru