«Но у последнего подлюки, есть и у того, братцы, крупица русского чувства». Прежде чем читать украинский перевод «Тараса Бульбы» издательства И. Малковича «А-ба-ба-га-ла-ма-га», в Собрании сочинений, посмотрим на переводчиков, на плоды их неправедных трудов и их «имперских» организаторов.
Авторы «перевода» Садовский, Малкович.
Н. Садовский (настоящая фамилия Тобилевич) актер в амплуа «героя-любовника» – здоровенный, пузатый «дядько» с висячими усами. Играл сначала в Полтаве, потом в Киеве. Тогда же, в начале прошлого века, он сделал свой бесславный, бездарный, справедливо забытый до конца века перевод «Тараса Бульбы». С 1917 года Н. Садовский – украинский националист. В качестве главы «самостийного» театра режиссировал постыдные, опереточные «отчеты» петлюровской Директории перед народом (описаны К. Паустовским в «Повести о жизни»). В 1920 году бежал с поляками и петлюровцами в Галицию.
Иван Малкович выходец с Ивано-Франковщины. Активно изображает из себя украинского националиста. Детский поет, переводчик, издатель. Как один из организаторов «исправления» перевода Тобилевича «Тарас Бульба» - типичный халтурщик. Присуще многим графоманам, ударился в издательское дело. Как переводчик исправлял «простодушного пузатого любовника» везде менявшего слово русский на украинский, Малкович чередует его с казацким.
Прославился Малковыч исправлением своего «дружбана», по ненависти к России - Бориса Немцова «хлопотавшего» перед ЧВСом о деньгах на издание переводного Н. Гоголя.
…Презентуя свой оранжево-русофобский опус в Киеве, бывший вице-премьер РФ, щедро списывавший ворованный Юлей газ, получил замечание от самой «А-ба-бы-га-ла-ма-ги». Малковичу не понравилось то место, где Немцов пишет: «Під час Помаранчевої революції якось зайшов на Хрещатик до Олександра Омельченка, він тоді був мером, і до нас підбігає свідомий хлопець і починає скаржиться Омельченкові: “Безлад, у нас закінчилися презервативи!” Я був шокований. Така демократія в Росії взагалі немислима». (ІБ №14/763.2008р.) Поэт Малкович взвился ястребом: «Свидомый революционер с Майдана» никогда не скажет, по-москальски – презерватив, он знает, что название этому изделию – нацюцюрник гумовый»…
Как утверждает душеприказчик Николая Васильевича – В. Ф. Чижов: «Язык Гоголя – чудесный сплав летучего, поэтического малороссийского говора ХIХ века и тогдашнего молодого, сочного, энергичного русского литературного языка». Разве можно вообще его переводить на современный украинский - тяжеловесный, негибкий, хаотично «сформированный в экзыли». При этом отказывать Тарасу Бульбе как и самому Гоголю в Отечестве…
Последуем за А. Воронцовым, сделавшего сегодняшний анализ «перевода».
Тарас Бульба один из самых величественных эпических героев мировой литературы. У Гоголя о нем сказано: «Это было, точно, необыкновенное явление
русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед». Переводчик меняет в этой фразе одно слово. Но какое слово! «Це був справді надзвичайний вияв
української сили”. На этой же странице еще три подобные «правки»! Вместо «вся южная первобытная
Россия» «переведено»: «
Україна, весь прадавній південь», вместо «широкая, разгульная замашка
русской природы» – «широкий гуляцький заміс
української натури”, вместо «как только может один
русский» – “як уміє тільки козак”. Это не смотря на то, что в Гоголевских изданиях «Тараса Бульбы» употребляется и понятие «Русь», и понятие «Украина»! Иногда они соседствуют в одной фразе: «с гетьманом и лучшими
русскими витязями
на Украине» (не «в Украине», заметьте, как поучают нас теперь). «З гетьманом та найкращими лицарями
українськими”, - не мудрствуя лукаво выводит халтурщик.
А теперь обратимся к тому месту, где Тарас сказал своим воинам слово о славе. Он говорит казакам «золотое слово» о
русском товариществе. «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в
Русской земле, не было таких товарищей».
«… Як на нашій землі, не було ніде!” – закричал из подвала Галиции «перекладач» Малкович.
Тарас: «Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица
русского чувства». А у окатоличеных и ополяченых Тобилевича-Малковича: «… хоч крихта почуття до свого рідного”.
Тарас: “Пусть же знают они все, что такое значит в
Русской земле товарищество!” Малкович: “… що означає в нашій землі товариство”.
Бульба готовит своих воинов к тому, что многим придется умереть, и не за абстрактную нашу землю – просто за “нашу землю” не умирают, тем более что запорожцы были уроженцами многих земель. И не за Украину, потому что этих украин - окраин было тогда несчитано, в том числе и в составе Московской Руси, - а за
Русскую землю. И говорит он о крупице
русского чувства, а не о крупице чувства «своего приватного».
В великую минут великое и чувство должно овладевать человеком. Гоголь основательно изучил опыт мировых эпосов. Глава IХ «Тараса» - одна из замечательнейших в мировой литературе. Перед нами чередой проходят великие герои, в которых вдохнул славу бессмертный Тарас. Они выступают на врага и отправляются прямо в бессмертие. Как это у Гоголя получилось? Один из лучших сегодняшних знатоков творчества писателя Андрей Воронцов заявляет: «Полагаю, им руководило какое-то абсолютное, сверхчеловеческое вдохновение".
«Лыцарей русской славы» на небесах ждет Покровитель, Бог, Распятый на Кресте. Он принимает их бессмертные души. Вот Мосий Шило: «Упал он, положил руку на свою рану и сказал, обратившись к товарищам: «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная
Русская земля и будет ей вечная честь!» Халтурщики «опускают планку»: «… Хай же вічно стоїть Земля
Козацька!…”
… Степана Гуску подняли на четыре копья. «Только и успел сказать бедняк: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки
Русская земля!» Малкович: «Хай же згинуть вороги і лишається
Козацька Земля!”
… Пуля настигла Касьяна Бовдюга: “Не жаль расставаться со светом. Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века
Русская земля!» И понеслась к вышинам Бовдюгова душа рассказать давно отошедшим старцам, как умеют биться на
Русской земле и, еще лучше того, как умеют умирать в ней за Святую Веру». Малкович: «… як уміють битися в землі українській…” Халтурщики часто смешивают земли – “козацки” и «украински», что отнюдь не одно и тоже.
Современные «оранжоиды» «переводили», «редактировали», не вчитываясь в поразительный текст Гоголя. Или они как жуликоватые дети бабы Параски: майданные парасюки, со своими жалкими переименованиями, лишь бы угодить дяде Сему и насолить России. Их не трогает потрясающий душу эпос: «И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам. «Садись, Кукубенко, одесную Меня! – скажет ему Христос, - ты не изменил товариществу, бесчестного дела не сделал, не выдал в беде человек, хранил и сберегал Мою Церковь». Как утверждает А. Воронцов: «Люди у Гоголя умирают за товарищей, за честь, за Веру, а бессовестные литературные гешефтмахеры подчищают их предсмертные слова».
Какому товариществу не изменил Кукубенко? Козацкому? Украинскому? Нет,
русскому. Козацкое товарищество, это воинская корпорация со своей этикой. Однако корпоративная этика есть даже у уголовников. У них тоже не принято «выдавать» своих. «Но это не то братцы: любит и зверь свое дитя, - говорит Бульба козакам. – Но породнится родством по душе, а не по крови может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». Русское товарищество Гоголя выше козацкого, выше украинского, выше любого другого. В нем для героев повести совмещаются земля и небеса, Бог и Родина. Из рядов русского товарищества Господь берет павших героев прямо на небо и сажает одесную Себя. А Сечь, Малороссия, Белая Русь, Московская Русь – лишь физические и духовные сегменты русского товарищества, входящие в него, как курени в козацкое войско.
Это «русское море» (не российское, а именно
русское), о котором сказал Пушкин в гениальном стихотворении «Клеветникам России»: «Славянские ль ручьи сольются в русском море? / Оно ль иссякнет? Вот вопрос».
Поэтому предсмертное слово Тараса являются концентрированным выражением всех последних слов павших русских героев. «Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху, - Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, узнаете вы, что такое православная
русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..»
А вот в каком виде появился монолог Тараса в «переводе» нациков и предлагаемый «Свиньями под Дубом» для печати за деньги РФ.
« - Прощайте, товариство! – гукав він їм з гори. – Згадуйте мене і на ту весну знову сюди прибувайте та гарненько погуляйте!.. Думаєте, є що-небудь на світі, чого б злякався козак!..” И все.
Какая мерзость! Сравнима лишь с запретом фильма А. Бортко «Тарас Бульба» на Украине. Или когда официальная России, а точнее посольство РФ на Украине участвует в судилище над Гоголем поделдыкивая подменам проамериканской, окатоличеной и ополяченой власти Украины. Сказано же в «Тарасе»: «Если свой продаст и пристанет к угнетателям, то тяжелей и горше быть под его рукой, чем под всяким другим нехристом»…
Николай ЯРЕМЕНКОМатериал любезно предоставлен автором