ОБУХОВ Вадим Евгенье¬вич - доктор техничес¬ких наук, автор книги “Законы Евангелия и законы кибернетики”.
Эта книга - прекрас¬ная, простая и понят¬ная проповедь (но не толкование) Святого Евангелия и Правосла¬вия на языке кибернетики для неверующих и маловерующих ученых и образованных людей. Ее содержание направлено на решение главной проблемы нашего времени - устране¬ние безбожия и бездуховности в людях. Это новое слово в области современного богословия в сочетании с наукой XX века.
ОБУХОВ Вадим Евгеньевич окончил Киевское Высшее военно-инженерное радио-техническое училище и адъ¬юнктуру. Служил в ракет¬ных войсках, преподавал на кафедре военной кибернети¬ки училища. В звании полковника служил в аппарате Генерального Штаба Воору¬женных Сил СССР, работал в аппарате Президиума Академии наук Украины, автор книги “Законы Евангелия и законы кибернетики”.
Зарождение веры в человеке всегда есть Бо¬жественная тайна. Началом активной веры Богу автор считает 1986 год - год трагедии Чернобыля, символический колокол которого разбудил в нем чувство собственной грехов¬ности и необходимости покаяния. Он осознал свою причастность к общечеловеческим стра¬даниям, вызванным угасанием веры и умноже¬нием греха. Душа жаждала возрождения, нужен был пастырь, которого и посылает Господь. Его духовным отцом становится извес¬тный всему православному миру наставник и духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, архимандрит Кирилл (Павлов), - старец, мо¬литвами которого автор встал на путь ду¬ховного возрождения, с чьего благословения и появилась сама идея сопоставления законов Евангелия и кибернетики.
Первым рецензентом и редактором книги “Законы. Евангелия и законы кибернетики”, ее чутким и заботливым попечителем стал архимандрит Иннокентий Просвирнин, светлой памяти которого она посвящена.1. Введение
В отличие от прагматического представления о видимых и осязаемых процессах, происходящих в мире, христианство раскрывает скрытую от повер¬хностного взгляда духовную или нравственную сторону, являющуюся первоосновой нашего бытия. Ибо только через познание Божественных Законов или Божественного Евангельского Учения стано¬вятся понятными таинственные процессы, проис¬ходящие в человеке, в отношениях между людьми и в окружающем мире. В своих “Мыслях” уче¬ный и философ Блез Паскаль указывает нам един¬ственный путь к познанию самих се6я: “Ничто не поражает нас сильнее Божественного Учения. Без этой тайны, самой непостижимой из всех, мы не¬понятны самим себе. В этой бездне стягиваются и вращаются все наши обстоятельства, так что человек в большей мере непостижим без этой тай¬ны, чем эта тайна непостижима для человека”.
По учению святых Отцов Православия современ¬ный материальный и духовный мир со времени возникновения христианства претерпел значитель¬ные изменения: “С развитием жизни веществен¬ной исчезает жизнь духовная”. Это положение под¬тверждает и современная наука. Недавнее от¬крытие функций, выполняемых правым и левым полушариями головного мозга человека, позволя¬ет уяснить процессы восприятия им духовного и материального мира. Правое полушарие, связанное с подсознанием и сердцем человека, реализует образное восприятие Бога, мира живой природы, музыки, искусства; ему присуще созер¬цательное творчество и интуиция. Левое - расшиф¬ровывает воспринятую образную информацию, то есть, говоря языком кибернетики, подобно компь¬ютеру реализует формально-логические мысли¬тельные операции.
Вся современная цивилизация преимуществен¬но левополушарная, то есть прагматическая, осно¬ванная на формально-логическом мышлении. Поэтому функции правого полушария человека значительно ослаблены. Это не могло не сказаться и на вере, то есть восприятии Бога. Благодаря тре¬нированному развитию левого полушария общество стало более интеллектуальным, но менее духовным из-за заторможенного действия пра¬вого полушария головного мозга человека. Боже¬ственные Законы и Сам Бог становятся “ненуж¬ными, ибо они мешают жить как нам хочется, по нашим человеческим “законам”. Однако такое искаженное представление о мире и человеке не может не сказаться на нашем бытии, которое не¬посредственно связано с Всеобъемлющими, Веч¬ными и Неизменными Божественными Законами.
Современного образованного интеллектуала, привыкшего мыслить аналитически, можно срав¬нить с апостолом Фомой, которому необходимо осязать. Но в этом случае следует помнить о четком разграничении понятий о вере и убежде¬нии, так как первое возникает в сердце че¬ловека, а второе, в виде знания реализуется через разум. Их гармоническое сочетание укреп¬ляет и углубляет веру человека в Бога, ибо, по сло¬вам митрополита Московского Филарета (Дроздо¬ва): “Различие между знанием и верой заключа¬ется в том, что знание имеет предметом види¬мое и постижимое, а вера - невидимое и даже не¬постижимое. Знание основывается на опыте или исследовании предмета, а вера - на доверии к сви¬детельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце, вера при¬надлежит преимущественно сердцу, хотя и начи¬нается в мыслях”.
В связи с этим устремление к познанию Боже¬ственной Истины может помочь пытливому чело¬веку в зарождении, укреплении или углублении веры в сердцах тех людей, которые придают ей существенное место в разрешении многих духов¬ных вопросов, связанных с рациональным утвер¬ждением веры.
Многие верующие считают, что не следует огра¬ниченным человеческим умом вглядываться в Божественные Тайны и Законы управления миром, человеком, сообществами людей - достаточно верить Богу, пришедшему спасти всех. Да, “блаженны не видевшие и уверовавшие” (Ин.20,29). Однако об¬разованные люди нашего заматериализованного мира желают осмысленного осязания многих по¬ложений христианства и “возлюбить Господа Бога” не только “всем сердцем и всею душой”, но “всем разумением”.Уместно заметить, что в “Ветхом Завете” (Втор.6, 5) ветхому человеку еще не говорится о любви к Богу через разум челове¬ческий, только в “Новом Завете” Спаситель наш Иисус Христос завещает новому человеку “возлю¬бить Господа Бога... и всем разумением твоим”
(Мк.12,30;Мф.22,37; Лк.10,27). Иисус Христос ставит рассудок как средство, орудие любви к Богу, которая должна быть вполне осмысленным подвигом, а не только делом чувства.
Познание Истины, как совокупности Божественных Заповедей-Законов, необходимо не отдельным людям, а каждому человеку. Наш великий писа¬тель и мыслитель Ф.М. Достоевский говорил, что : правду, то есть истину, надо искать постоянно, ибо легко сбиться с жизненного пути.
Божественные Законы - это всеобщие и всеобъемлющие Законы Бога-Творца, устанавливающие связи видимых и невидимых, духовных и материальных процессов и явлений в человеке, обществе и окружающем мире. Источником всех основополагающих Божественных Законов является Святое Евангелие, раскрывающее самое непосредственное влияние на нашу жизнь Всемогущего Бога-Творца, вера в Которого раскрывает нам истинное положение многих процессов, необъяснимых с позиций философии, науки, логики и др. Святое Евангелие, как и две тысячи лет назад, является истин¬ным нравственным наставлением для каждого человека-это самая издаваемая и читаемая в мире книга. Его нравственное значение на протяжении многих веков не только не утрачено, но в наше время приобрело первостепенное значение. И дело не столько в том, что уже просматриваются при¬знаки грядущего конца мира, предсказанные в Святом Писании, а в том, что в наше смутное вре¬мя человек особенно остро нуждается, в СВЕТЛОЙ, вечной и неизменной Истине.
Закон (естественный) - это внутренняя, устойчивая и повторяющаяся существенная причинно-следственная связь процессов и явлений реального мира с их упорядоченными изменениями. Любая область научных исследований основывается на открытии и изучении законов природы, опреде¬ленной области знаний, с описанием их различны¬ми символами: буквенными, цифровыми, алгебра¬ическими, логическими и другими. Эти описания в соответствии с правилами, то есть алгоритмичес¬ки, упорядочиваются словесными, математически¬ми, физическими, биологическими, кибернетичес¬кими и другими закономерностями определенных областей наук. “Объясняемые объективной наукой законы действуют независимо от людей и не могут быть ни уничтожены, ни изменены или преоб¬разованы”. Это положение относится и к всеобъ¬емлющим Божественным Законам. Подобно тому, как в соответствии с нашей волей мы можем либо следовать естественным или общественным зако¬нам, либо нарушать их, так и в нашей воле следо¬вать нравственным Евангельским Законам или игнорировать их. Но вне зависимости от нашей веры эти Законы существуют и действуют, и по ним каждый человек реализует собственное отношение с окружающими людьми, миром, а главное - с Бо¬гом, оценивающим все наши поступки и помыс¬лы: “Все пути человека чисты в его глазах, но Гос¬подь взвешивает души” (Притч.16,2).
Значительные достижения в области естествен¬ных наук - математики, физики, электроники, ки¬бернетики и других - позволяют высветить новым светом человеческой мысли определенные грани неизменных и вечных Божественных Законов Свя¬того Евангелия. При этом от ученых требуется особое Православное смирение и осторожность в своих суждениях и выводах, ибо легко можно ис¬казить тот или иной Божественный Закон, то есть отклониться от Божественной Истины и впасть в ересь. В этой связи уместно вспомнить неудачную попытку физиков приписать электрону “свободу воли” и объяснить ее.
Закономерности всех наук непосредственно со¬гласуются с Божественными Законами и могут быть успешно использованы при иллюстрации многих положений христианства при помощи ме¬тода моделирования или аналогий. И не случайно Господь наш Иисус Христос для лучше¬го вразумления людей в Своих проповедях исполь¬зовал Притчу, содержащую в себе форму ана¬логий. Появление кибернетики - науки об управ¬лении процессами и системами в технических ус¬тройствах, живых организмах и человеческих со¬обществах, основанной на законах математической логики, - открывает удивительную возможность аналитически или алгоритмически проследить и познать целый ряд управляемых Творцом жизнен¬ных процессов, происходящих в человеке, сообще¬стве людей и окружающем мире. Более ста лет тому назад Святитель Игнатий Брянчанинов писал: “Без предварительного изучения математики с зиждущимися на ней другими науками и без де¬ятельных и благодатных познаний в христианстве невозможно в наше время изложение правильной философской системы”.
Удалившееся от Творца человечество словно ожидало появления такой науки, язык которой по¬могает понять некоторые положения Евангелия, раскрывающие взаимоотношения человека с Пре¬святой Троицей, людьми и миром. Вероятно, не случайно и не без помощи врага рода человечес¬кого в нашем недавнем безбожном прошлом во всех энциклопедических словарях кибернетика именовалась “буржуазной лженаукой”. Развитие нашего общества было отброшено на многие деся¬тилетия назад, был утрачен возможный приори¬тет в этой первостепенной научно-технической об¬ласти, в которой сегодня мы находимся под пол¬ным влиянием других высокоразвитых стран. Как и в любой науке, достижения кибернетики могут приносить и большой вред, подобно тому, как и ку¬хонный нож можно использовать в преступных це¬лях. Но уже сегодня выживание цивилизованно¬го общества как сложнейшего организма невоз¬можно без активного использования кибернетичес¬ких средств во всех общественных сферах государ¬ства, как невозможно, например, существование че¬ловечества без автомобиля, под колесами которого гибнет наибольшее количество людей земного шара. Поэтому чрезвычайно важно, в чьих руках находятся технические средства, в том числе и ки¬бернетика, и с какой целью они будут использо¬ваться людьми - на благо обществу во исполнение Божественных Законов или во вред ему при их иг¬норировании или нарушении.
Кибернетика имеет широкий спектр примене¬ния в современном мире - от автоматизации уп¬равления различными процессами и объектами до формализации многих видов умственной деятель¬ности человека. Являясь в этом смысле наукой универсальной, кибернетика позволяет осветить многие принципы проявляющих себя Божествен¬ных Законов. Только принципы! Ибо ни¬какая наука не способна проникнуть во всю глу¬бину и полноту Таинственного Божественного уп¬равления миром и человеком. Истинное представ¬ление о глубине этих процессов можно получить в учениях святых отцов Православия, которым в силу их молитвенной подвижнической жизни наи¬тием Святого Духа открывалась вся полнота веч¬ной и неизменной Божественной Истины.
При этом надо ясно осознавать, что никакие технические и самые совершенные системы, в том чис¬ле и кибернетика, не могут обладать духовными свойствами человека, природа которого при Боже¬ственном воздействии способна вмещать в себя Благодать Святого Духа.
(Продолжение следует)