Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » Культура » ВЕЛИЧИЕ БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ  
     
    ВЕЛИЧИЕ БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ
    Раздел: Культура
     
    ВЕЛИЧИЕ БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИЖизнь Николая Семёновича Лескова (1831 – 1895) была истинным творческим горением. Писатель был наделён способностью глубоко проникать в «святая святых» человека. «Я очень люблю литературу, – признавался Лесков, – но ещё больше люблю живого человека с его привязанностями, с его нерва-ми, с его любовью к высшей правде».

    Готовясь пройти в «выходные двери» последнего странствия, он паковал свой духовный багаж, в котором «не значили ничего ни имения, ни слава, ни родство, ни страх». Лесков постиг, что значат слова: «Ты во мне, и я в Тебе, и Он в нас». «Во всей жизни только и ценны эти несколько мгновений духовного роста – когда сознание просветлялось и дух рос». Писатель познал, что «в делах и вещах нет величия» и что «единственное величие – в бескорыстной любви».

    Восстанавливая на склоне лет давно угасшую переписку с сестрой Наталь-ей Семёновной, принявшей монашеский постриг под именем Геннадия, Лесков писал: «в общении людей вижу большую для них пользу, а в отчуждательстве и прекращении отношений – явный и очевидный вред». Ранее не любивший поздравлений с днем рождения, с «нарастанием лет» он растроганно благода-рит сестру за поздравление с 64-й его годовщиной – всего за несколько недель до смерти: «Ведь чуть было не растерялись совсем! Ну и хорошо! Значит, и в новом существовании друзьями встретимся. Хорошо!»

    В отношениях с людьми для писателя всё было ценно, требовало внима-ния, заботы, участия. «Пустого и незначительного в жизни нет ничего, если человек не полагает свою жизнь в суете, а живёт в труде и помнит о близкой необходимости снять с себя надетую на него на земле “кожаную ризу”», – писал он 14 февраля 1894 года – за год до смерти – сестре Геннадии.

    В ответ на её сомнения в том, принять ли предложение работать в школе без вознаграждения, Лесков всей душой ратовал за просвещение и образова-тельную деятельность, которую надо вести при любых обстоятельствах. «Ты думаешь, что заведовать школою без вознаграждения – нехорошо, а это-то и хорошо . За учёбу вообще грешно брать плату. Сказано: “пусть свет ваш светит людям”; и ещё: “вы даром получили – даром и отдавайте”, – убеждает писатель сестру, подкрепляя свои доводы авторитетным словом Евангелия. – Потрудись, поучи ребяток: они детки Божии, и Богу угодно, чтобы “все приходили в лучший разум и в познание истины”».

    Именно об этом заботился сам писатель, неся «свет разумения» большой семье своих читателей и членам своей собственной семьи. Не случайно акаде-мик Д.С. Лихачёв назвал Лескова «семейным писателем», произведения кото-рого надо читать всей семьёй, поскольку они имеют громадное значение для нравственного формирования человека. Вспомним и восклицание одного из героев В.М. Шукшина: «Лескова, Лескова читать надо!».

    И не только «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» и «Очарованный странник», которые, как та самая «стальная блоха», первыми выпрыгивают на поверхность сознания читателя, когда он слышит имя Леско-ва, но и его романы «Соборяне», «Некуда», «На ножах», повести о правед-никах, святочные рассказы, легенды должны входить в круг нашего чтения. А для совсем юной читательской аудитории хороши «Зверь», «Пугало», «Лев старца Герасима», «Неразменный рубль», «Привидение в Инженерном замке», «Кадетский монастырь».

    В 1889 году в ответ на упрёк, что он «сделал недостаточно», Лесков писал: «Не видно ведь, сколько талантов я получил от моего Господина и насколько сработал? Это только Он разберёт. Может быть, я что-нибудь и зарыл, “зако-пал серебро Господина моего”, но я шёл дорогою очень трудною, – всё сам брал без всякой помощи и учителя и вдобавок ещё при целой массе сбивателей, толкавших меня и кричавших: “Ты не так… ты не туда… Это не тут… Истина с нами, – мы знаем истину”. А во всём этом надо было разбираться и пробирать-ся к свету сквозь терние и колючий волчец, не жалея ни своих рук, ни лица, ни одежды».

    Религиозный философ и богослов Владимир Соловьёв, хорошо знавший и любивший писателя, справедливо подчеркнул, что читатели Лескова «все сойдутся, конечно, в признании за ним яркого и в высшей степени своеобраз-ного таланта, которого он не зарывал в землю, а также – живого стремления к правде».

    «Всё чувствую, как будто ухожу…», – говорил о себе Лесков в последние годы жизни. Покидая юдоль земную, писатель особенно ценил, как последние лучи заката, дружескую беседу, общение с родными по крови и близкими по духу людьми, малейшие радостные проявления жизни вокруг себя. Удивитель-ное жизнелюбие Лескова, которое он сохранял до последних дней, передаёт сцена, описанная Андреем Николаевичем Лесковым – сыном и биографом писателя.

    А.Н. Лесков вспоминал, как привёл своего собственного малыша-сына по-здравить дедушку с именинами и с 64-й годовщиной, которая стала последней в жизни писателя: «4 февраля, в день “списателя канонов” Николы Студийско-го, в шестьдесят четвертую годовщину рождения Николая Лескова, поздним утром на мягкой оттоманке у него сидел пришедший поздравить деда 2-х с половиной-летний его внук. Лесков был неузнаваем. Забывая все свои недуги, он ползал по ковру, умилённо поднимая и подавая младшему из Лесковых вещицы, которые последний святотатственно брал со святая святых – с писа-тельского письменного стола! Случайные гости, не веря своим глазам, диви-лись благорастворённости, светившейся в обычно гневливых глазах хозяина. Сколько бы раз внук ни бросил только что поданную ему дедом безделушку, тот торопился сам разыскать её на полу и снова вручить баловнику. Попытки невестки, опасавшейся утомить больного свёкра, увести сына вызывали горя-чий протест и трогательные просьбы старика побыть у него подольше».

    Лесков был поистине живым человеком и горел полнотой жизни – не толь-ко в кругу домашнем, но и в общественном, литературном – до последнего вздоха. Современники, близкие к Лескову в его последние годы, запечатлели портрет человека, «никогда не знавшего душевного или умственного успокое-ния»: «он искал, находил, критиковал – и уходил искать лучшего». Это своё неуёмное стремление к обретению истины писатель передавал и близким людям, и большой семье своих читателей. Так, обращаясь в 1892 году к приёмному сыну Б.М. Бубнову, Лесков писал: «“Кто ищет – тот найдёт”. Не дай Бог тебе познать успокоение и довольство собою и окружающим, а пусть тебя томит и мучит “святое недовольство”».

    Когда дни Лескова были уже сочтены – 12 февраля 1895 года – в «Про-щёное воскресенье» – день, в который православным «положено каяться друг перед другом во взаимно содеянных грехах и гнусностях», к дому писателя пришёл, не решаясь переступить порог, «злейший его враг и ревностный гонитель, государственный контролёр в министерском ранге» Тертий Филип-пов. Сцену их встречи Лесков взволнованно передавал сыну Андрею:

    «– Вы меня примете, Николай Семёнович? – спросил Филиппов.
    – Я принимаю всех, имеющих нужду говорить со мною.
    – Перечитал я вас всего начисто, передумал многое и пришёл просить, ес-ли в силах, простить меня за все сделанное вам зло.
    И с этим, можешь себе представить, опускается передо мною на колени и снова говорит:
    – Просить так просить: простите!

    Как тут было не растеряться? А он стоит, вот где ты, на ковре, на коленях. Не поднимать же мне его по-царски. Опустился и я, чтобы сравнять положение. Так и стоим друг перед другом, два старика. А потом вдруг обнялись и рас-плакались… Может, это и смешно вышло, да ведь смешное часто и трогатель-но бывает всё-таки лучше помириться, чем продолжать злобиться Я очень взволнован его визитом и рад. По крайней мере кланяться будем на том свете».

    В том же 1895 году исполнялось 35 лет лесковскому служению русской литературе. Лесков был очень скромен и не любил помпезного шума вокруг своего имени. Ранее он также отклонял перспективы празднования и двадцати-летнего, и тридцатилетнего юбилеев его литературной работы. Так, в письме 1890 года в редакцию газеты «Новое время» писатель просил «оставить без исполнения» мысль об устройстве «юбилейного праздника»: «С меня слишком довольно радости знать, что меня добром вспомянули те люди, с которыми я товарищески жил, и те читатели, у которых я встретил благорасположение и сочувствие. “Сие едино точию со смирением приемлю и ничего же вопреки глаголю”. А затем я почитаю мой юбилей совершившимся и чрезвычайно удобно и приятно для меня отпразднованным».

    В начале 1895 года Лесков направил письмо редактору «Исторического вестника» С.Н. Шубинскому: «Уважаемый Сергей Николаевич! Очень может быть, что к вам обратятся с какими-нибудь предложениями по поводу испол-нения 35 лет моих занятий литературою. Сделайте милость, имейте в виду, что я не только не ищу этого (о чём, кажется, стыдно и говорить), но я не хочу никого собою беспокоить, и не пойду ни в какой трактир, и у себя не могу делать трактира. А поэтому эта праздная затея никакого осуществления не получит, и ею не стоит беспокоить никого, а также и меня. Преданный вам Н. Лесков».

    13 февраля 1895 года, в Чистый понедельник, на первой неделе Великого Поста, писатель посетил выставку картин художников-передвижников, от-крывшуюся в залах Академии художеств. Здесь был помещён портрет Лескова кисти В.А. Серова. Во время работы художника над портретом писателя тот с радостью и шутливой гордостью делился первыми впечатлениями: «Я возвы-шаюсь до чрезвычайности! Был у меня Третьяков и просил меня, чтобы я дал списать с себя портрет, для чего из Москвы прибыл и художник Валентин Александрович Серов, сын знаменитого композитора Александра Николаеви-ча Серова. Сделаны два сеанса, и портрет, кажется, будет превосходный».

    Однако на выставке портрет смутил писателя, произвёл на него тяжёлое впечатление: изображение было помещено в чёрную раму, которая показалась Лескову траурной. Чтобы развеять мрачные мысли и предчувствия, он мороз-ным днём отправился на прогулку в Таврический сад – в любимую свою «Тавриду», с удовольствием вдыхал полной грудью свежий стылый воздух – и простудил лёгкие – «непростительная неосторожность», как заметил впослед-ствии доктор.

    21 февраля (5 марта) 1895 года в 1 час 20 минут сын Андрей нашёл Лес-кова бездыханным. Писатель скончался так, как ему и желалось, во сне: без страданий, без слёз.

    В православном чине отпевания усопших есть слова о безобразии смерти: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижду во гробе лежащую по образу Божию созданную нашу красоту безобразною, бесславною, не имущею вида». Лицо же покойного Лескова, по воспоминаниям современников, приняло самое лучшее выражение, какое у него было при жизни: выражение вдумчиво-го покоя и примирения. Он «отрешился от тела скоро и просто»... Сбылось моление о «мирной и непостыдной кончине живота нашего»…

    В «Посмертной просьбе» писатель завещал похоронить его «самым скромным и дешёвым порядком», «по самому низшему, последнему разря-ду»; не устраивать церемоний и не произносить никаких речей; не ставить на могиле «никакого иного памятника, кроме обыкновенного, простого деревян-ного креста. Если крест этот обветшает и найдётся человек, который захочет заменить его новым, пусть он это сделает и примет мою признательность за память. Если же такого доброхота не будет, значит, и прошло время помнить о моей могиле».

    Ранее – в одном своем «критическом этюде» – Лесков замечал, что как-то «не по-русски» придавливать могилу «каменным памятником»: «скромному и истинно святому чувству нашего народа глубоко противно кичливое стремле-ние к надмогильной монументальности с дутыми эпитафиями, всегда более или менее неудачными и неприятными для христианского чувства. Наш же русский памятник, если то кому угодно знать, – это дубовый крест с голубцом – и более ничего. Крест ставится на могиле в знак того, что здесь погребён христианин русских простолюдинов камнями не прессуют, а “означают”, – заметьте, не украшают, а только “означают” крестом ».

    В заключительном пункте своего завещания Лесков писал: «прошу затем прощения у всех, кого я оскорбил, огорчил или кому был неприятен, и сам от всей души прощаю всем всё, что ими сделано мне неприятного, по недостатку любви или по убеждению, что оказанием вреда мне была приносима служба Богу, в Коего и я верю и Которому я старался служить в духе и истине, поборая в себе страх перед людьми и укрепляя себя любо-вью по слову Господа моего Иисуса Христа».

    На письменном столе Николая Семёновича остался Новый Завет, раскры-тый на словах послания Апостола Павла: «Знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный…».

    «Думаю и верю, что «весь я не умру», – писал Лесков за год до смерти. – Но какая-то духовная постать уйдёт из тела и будет продолжать вечную жизнь».

    В самом деле, Лесков живёт с нами. И крест на его могиле на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге не обветшал. Сюда постоянно приходят люди поклониться светлой памяти нашего замечательного соотечественника. Место его сочинений не в музее и не на пыльной полке архивариуса. Писатель само-бытный и мудрый, неукротимый и яркий и сегодня стремится пробудить в людях «искру разумения о смысле жизни», открывает перед читателями и интерпретаторами его творчества всё новые возможности сотворчества, необо-зримые духовные перспективы самопознания и самосовершенствования.

    В записной книжке Лескова находим такие слова: «Всё, что желаете, что-бы делали для вас люди, то делайте им». В этой простой формуле воплоти-лась лесковская заповедь деятельной любви к Богу и ближнему, которой он и сейчас учит своих читателей.

    Алла Анатольевна НОВИКОВА-СТРОГАНОВА, доктор филологических наук, профессор, город Орёл









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Loading...
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, киевская хунта, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, революция, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Сентябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 
    Наши друзья
     





    Google+
    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru