Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » Культура » АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАК АРТЕФАКТ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА  
     
    АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАК АРТЕФАКТ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
    Раздел: Культура
     
    АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАК АРТЕФАКТ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВАНестор летописец в «Повести временных лет» рассказывает о том, как Андрей Первозванный ходил с проповедью слова Господня в скифский Корсунь, и оттуда по Днепру решил пройти на Рим.
    «И по приключаю приде и ста под горами на березе. И заутра встав и рече сущим с ним учеником: «Видите ли горы сия? - Яко на сиих горах воссияет благодать Божия; имать град велик быти и церкви многи Бог въздвигнуть имать». И вышед на горы сия, благослови я, и постави крест и помоливъся Богу, и слез с горы сея, идеже послеже бысть Киев, и поиде по Днепру горе».
    По примеру учёных мы можем называть этот рассказ легендой, а по примеру церкви и власти можем отнестись к нему более чем серьёзно. Явление пятидесятого дня вооружило учеников Господних, благодаря этому раннее христианство, облагороженное антропоцентризмом Ветхого Завета, приобрело характер мирового гуманистического учения, стало первым аналогом религиозного глобализма. Еврейский мессианизм как отличительная национальная черта сменяется идеей полиэтнизма, становится планетарным учением, основанным на общечеловеческих ценностях.
    С IX века в период противостояния с Византией власть и церковь апеллировали к этому эпизоду «Повести временных лет» как к серьёзному аргументу в пользу независимости русской православной церкви от Константинопольского и Римского диктата. Наличие собственных заступников перед Богом позволяло Киевской Руси занять достойное место среди христианских держав Европы и проводить свой независимый политический курс.
    Позже во время правления Петра Великого предание об Андрее Первозванном было положено в саму основу русской национальной идеологии. Высшей наградой Российской империи стал орден Андрея Первозванного, а голубой X-образный крест - символ распятия апостола - развевался на всех кораблях военно-морского флота России.
    Жизнь и мессианский подвиг Андрея Первозванного породили в Киеве культ этого апостола. Не раз киевляне возводили церкви в честь его, но все они были разрушены с течением времени. Но вот в 1744 году Киев посетила русская императрица Елизавета Петровна. Она решила построить тут царскую резиденцию и собственноручно заложила первый камень в основание дворцовой церкви. Так началась история нынешней Андреевской церкви.
    Церковь была построена по проекту знаменитого Варфоломея Варфоломеевича Растрелли, сына не менее знаменитого скульптора Бартоломео Карло Растрелли, чьи работы украшают Царский Сад и Петербург. Варфоломей Растрелли по крови итальянец, родился в 1700 году во Франции в Париже, и там же получил образование, но вся его жизнь и творчество связаны с Россией и во всех энциклопедиях он фигурирует как русский архитектор.
    Сын яркого представителя стиля барокко, воспитанник свободолюбивой и в то же время утончённо-меркантильной элиты Парижа, он стал не просто выразителем, а олицетворением русского барокко. Парадная торжественность и пышность, призванные утверждать могущество верховной власти, составляли основу всех творений архитектора. Но его буйная фантазия и неудержимая тяга к красоте сливались воедино с философией барокко, как стиля призванного говорить о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости и постоянном движении. Утончённая грация в сочетании с благословенной роскошью сделали Андреевскую церковь жемчужиной архитектуры Киева.
    Строил церковь москвич русский архитектор Иван Фёдорович Мичурин. Он провёл масштабные гидротехнические работы, прежде чем возвести стилобат - двухэтажное основание, служащее одновременно фундаментом здания. Дело в том, что в недрах горы, на которой возведена церковь, бьёт множество ключей, и пришлось сделать многочисленные водоотводы перед тем, как начать строительство. Один из этих отводов до сих пор питает знаменитый фонтан «Самсон» на Подоле. Тяжесть и опасность этих работ породили в Киеве массу легенд, согласно которым, в случае прорыва отводов вода может затопить не только Подол, но и весь Киев. Инженерный гений русского зодчего Ивана Мичурина обеспечил долгую жизнь Андреевской церкви на одном из самых водоопасных холмов Киева. Церковь возводилась 20 лет и была освящена в 1767 году.
    Особого внимания заслуживает внутренняя отделка и иконостас церкви. В интерьере здания выражена цельность конструктивной и художественной мысли Варфоломея Растрелли. Лепнина и резьба по дереву в сочетании с позолоченной скульптурой, сделанные по его эскизам, поражают своим богатством, количеством и разнообразием. Красотой и изяществом своего декоративного убранства выделяется кафедра для проповедей. В русской православной церкви кафедра появляется в конце XVII столетия и чаще всею служит чисто декоративным элементом. Но здесь, в Андреевской церкви это не просто часть декора, это знак, а, скорее, даже символ воссоединения двух культур - русской и западно-европейской. Елизавета Петровна при воспитании сына Павла большое внимание уделяла сохранению связей с европейскими дворами. На роль воспитателей наследника привлекались лучшие педагоги из ордена иезуитов. В сооружении кафедры в православной церкви прослеживается то, что Растрелли учитывал это обстоятельство, как и не забывал о быстротекущем времени, которое неизбежно должно привести на трон страстного поклонника прусского короля Карла, императора Павла I.
    Ведущую роль в организации внутреннего пространства играет иконостас. Насыщенность цветом, резным и живописным декором делает его главным художественным компонентом декора. ЭТОТ иконостас изготовлялся в Петербурге с 1751 по 1752 год. Над его созданием работал целый коллектив столяров резчиков, позолотчиков, благодаря их искусству замысел Растрелли получил своё блестящее воплощение.
    Что касается икон, то они составляют интеллектуальный центр иконостаса. На иконостас с удивительной последовательностью перенесены важнейшие сюжеты стенописи, в распределении которых по рядам действуют законы символики. По сути, это станковая живопись. Важнейшую роль создании живописного ряда иконостаса сыграла легендарная живописная команда» петербургской «Канцелярии отстроений» под руководством Ивана Яковлевича Вишнякова. Эта команда не только создала основные иконы, но и осуществляла детали стенной росписи при вписывании икон в рамы иконостаса. Особенно выделялся в этой команде русских живописцев Алексей Антропов. Именно ему была доверена ответственная работа - привезти иконы из Петербурга в Киев, разместить их в иконостасе, организовать роспись подкупольного пространства, а также выполнить остальные необходимые живописные работы. В Киеве Антропов проработал более 3-х лет с 1752 по 1755 год. Здесь он состоялся как художник, и что самое примечательное, все искусствоведы отмечают, что его чисто русская манера живописи в этот период существенно обогатилась национальными чертами народного искусства Украины. Автором картины «Проповедь апостола Андрея» является талантливый украинский художник Петр Борисполец. Написал он её в 1847 году в Париже, куда выезжал для усовершенствования своего мастерства. Картина была подарена художником городу Киеву и по праву заняла своё почётное место в Андреевской церкви.
    В контексте заявленной темы особого внимания заслуживает картина «Выбор веры князем Владимиром», связанная со второй легендой, повествующей о том, что выбор православной религии был сделан князем Владимиром в результате его встреч с представителями всех мировых конфессий того времени. Картина с размахом живописует представителей католицизма, иудаизма, мусульманства и православия. Долгое время эта картина считалась работой неизвестного мастера. Ещё энциклопедический справочник «Киев» 1986 года издания отмечает, что эта картина принадлежит кисти неизвестного автора. Только недавно стало известно, что автором этого холста является латышский художник XIX века Иоганн Либерехт Эттинг. Таким образом, в создании неповторимого облика Андреевской церкви принял участие также и прибалтийский гений.
    Исходя из всего вышесказанного, мы имеем право утверждать, что Андреевская церковь это конгломерат межнационального художественного, архитектурного и строительного таланта. По сути, она является высочайшим образцом и артефактом мирового полиэтнического творчества.

    Существует легенда, по которой место, теперь течет Днепр, было морем. Когда св. Андрей пришел в Киев и поставил на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь крест, то все море ушло вниз. Но некоторая часть его осталась и спряталась под Андреевской горой. Когда позже здесь построили церковь, то под престолом открылся колодец. В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе вода проснулась бы и залила не только Киев, но и все Левобережье.

    Галина Урусова









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Loading...
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, идеология, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Октябрь 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Наши друзья
     





    Google+
    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru