Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » Культура » РУССКИЙ МИР: АРХЕОЛОГИЯ РУССКО-УКРАИНСКОГО БРАТСТВА (II)  
     
    РУССКИЙ МИР: АРХЕОЛОГИЯ РУССКО-УКРАИНСКОГО БРАТСТВА (II)
    Раздел: Культура
     
    РУССКИЙ МИР: АРХЕОЛОГИЯ РУССКО-УКРАИНСКОГО БРАТСТВА (II)4. Праведный путь украино-русской духовности

    Какая же религиозная идея, по оценке разума, наиболее перспективна в украинской культуре, животворна для самобытного духа Украины, продуктивна в руководстве ее общественной практикой? С позиции разума, обращенного к внутренним основаниям всего сущего, высший смысл исторической жизни народа будет представлять та идея, которая наиболее органично выразит его первородную суть, изначальное естество, характеризующее самобытное начало народной души, еще не замутненное никакими чужеродными влияниями. Поэтому для обоснованного ответа на главный для Украины вопрос о смысле ее существования в мире следует уяснить духовную подоснову украинской культуры, ее первородную религиозную душу, представленную древнеславянским языческим естеством. Сегодняшний религиозный строй национальной идеологии Украины должен в наибольшей мере выражать первородные чувства древнеславянской религиозной концепции Бога и человека.
    К сожалению, живые ростки этой религиозной традиции погибли в коллизиях украинской истории и лишь подлинное чудо, вмешательство высшей воли может возродить их к новой жизни. Таким историческим чудом в отечественной культуре стало нежданное обретение в ХХ веке «Велесовой книги» , в которой говорится не только о религиозной вере наших предков, но также о главных принципах их земной жизни, о легендарном прошлом всего славянского племени [11; 19]. С момента обретения текстов древнеславянской религиозной традиции, представленных «Книгой Велеса» (Велес, Волос - в славянской мифологии бог скота, богатства и наставник людей в практической мудрости), споры профессионалов, представителей научной и околонаучной общественности об их исторической подлинности не утихают [5; 10; 18]. Не имея намерения стать очередным участником многолетней дискуссии, сконцентрированной на конкретно-предметной сути «явленного» памятника, попытаемся взглянуть на него как на текст культуры, призванный воплотить феноменологию древневосточнославянского архетипа. Задаваясь закономерным для здравого смысла вопросом о мотивах появления «Велесовой книги» в контексте русской исторической жизни, мы находим этому явлению не только социокультурное оправдание, но обнаруживаем в нем, как теперь принято выражаться, ответ на сформулированный в обществе запрос на историческую подоснову самоидентификации, на актуальную программу формирования национального самосознания. Закономерно, что архетипическое сознание предстает в мифологизированной форме, сам тип мифологизации при этом также весьма показателен, поскольку является гипертрофированным выражением ментальной сути этноса. Востребованность мифилогизированных версий преданий о нравственных основах своей исторической жизни у восточнославянских народов в переломные эпохи посткризисного выбора исторического пути многократно возрастает. Таково и сегодняшнее время, требующее для самоопределения и концентрации наций «реалистичных» рассказов о возвышающем над земной жизнью духовном подвиге народа, об истинных его героях, о содержательном единстве исторической практики народных масс. «Книга Велеса»устраняет обострившийся дефицит исторической памяти как предпосылки для создания позитивного образа желанного будущего, создает жизнеутверждающий контекст единой, целостной жизни как базу национальной самоидентификации. Это явление народного духа, творящего историческую жизнь и запечатлевшего ее деяния в литературном предании своей исторической памяти, которое по «вселенскости» масштабов и по историческому смыслу вполне может сравниться с «Повестью временных лет», «Словом о Законе и Благодати», «Словом о полку Игореве». Добавим к сказанному в качестве основного аргумента лишь самый общий намек на историю создания Библии как мегатекста культуры – и перейдем к рассмотрению концептуальных оснований русской и украинской духовности с использованием словесно-образной ткани «Велесовой книги».
    Высший смысл религиозной веры наших предков запечатлен, согласно текстам «Велесовой книги», самим именем славянского этноса, происходящим от глагола славить - ’прославлять’, ’восхвалять’. «Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать, снопы свивая, на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и почитать Его как Отца Божьего: Отцом нашим, а матерью – Славу… Так мы шли, и не были нахлебниками, а были славянами – руссами, которые Богам славу поют и потому – суть славяне» [11, с. 27]. Род «славянский» славен тем, что прославляет богов своих и словом, и делом.«И вот начните, во-первых, - главу пред триглавом Склоните! – так мы начинали, великую славу Ему воспевали, Сварога – Деда Богов восхваляли, что ожидает нас. Сварог – старший Бог Рода Божего и Роду всему – вечно бьющий родник» [11, с. 7]. Для древнеславянской религиозности характерна прежде всего полная религиозная самоотдача, религиозная самоотрешенность от своей воли во имя высшей воли богов, неограниченная вера в божий промысел о человеке. «И Громовержцу – Богу Перуну, Богу битв и борьбы говорили: «Ты, оживляющий явленное, не прекращай Колеса вращать! Ты, кто вел нас Стезею Прави к битве и тризне великой!» О те, что пали в бою, те которые шли, вечно живите вы, в войске Перуновом!» [11, с. 7]. Славянская вера напрочь отвергает какое-либо двоедушие в жизни человека и вверяет его судьбу высшему провидению, не требуя от богов никаких благ. «А какие мы сами – то Перунько и Сноп знают. И так как мы молили Бога, славу вознося, но никогда не просили Его, и никогда не требовали с Него то, что необходимо нам для жизни» [11, с. 75]. Самоотрешенность, безусловная вера славянского племени в высший промысел определяет его практическую жизнь как «путь Прави», как «религиозно-нравственный праведизм». «И вот мы брались за гадание Велесово, и все по нему сбывалось, поскольку поведали все о грядущем Матери Славе нашей. И Она, нисходя к нам, рекла всегда о будущем. И потому мы должны бросать в огонь травы и призывать Матерь Славу и Велеса. Ибо Они учили нас чтить Богов наших и водили за руку Стезей Прави» [11, с. 27]. Путь Прави начинается для славян с утверждения Божьей Правды на Русской земле. «И тогда впервые Правь была изречена отцам нашим от праотцов, охраняющих нас от Нави, кои в великой борьбе силы дают нам отражать врагов Божьих» [11, с. 71].
    Абсолютная покорность древних русичей воле богов не является слепым повиновением бесправных рабов требованиям господина, а представляет собой преклонение верных детей перед праведной волей своих небесных родителей. «И это – есть и будет нашей истинной жертвой Богам, которые суть наши Праотцы. Ибо мы происходим от Дажбога, и стали славны, славя Богов наших, и никогда не просили и не молили их о благе своем» [11, с. 73]. Безграничное доверие древнего русича богам есть выражение его сыновнего долга, когда род славянский представляется божьим народом, творящим на земле святую волю своих духовных родителей. «И Святовиту мы славу рекли. Он есть и Прави, и Яви Бог! Песни поем мы Ему, ведь Святовит – это Свет. Видели мы чрез Него Белый Свет. Вы посмотрите: Явь воздымает, нас от Нави уберегает! Мы восхваляем Его!... Славьте великого Святовита: «Слава Богу нашему!» И восскорбите же сердцем своим, дабы вы смогли отречься от злого деяния нашего, и так притекли к добру. Пусть обнимаются Божии дети» [11, с. 9]. Религиозный «праведизм» славян утверждает их кровное родство с богами, которые всегда придут в трудную минуту на помощь своим верным детям. «Будьте сынами своих Богов и сила их пребудет на вас до конца!» [11, с. 49]. Поэтому славяне должны оставаться духовно чистыми перед богами, не поклоняться чужим богам, не отступать от своих небесных покровителей, следовать их заветам, идти по жизни путем Прави, быть защитниками правды на земле. «Так шли на юг к морю и мечами разили врагов, шли до горы великой, до долины с травами, где много злаков. И там освоился Кий, который начал строить Киев, ставший русским. Много крови стоил тот исход славянам. Анты пренебрегли злом и шли туда, куда Арий говорил. Ибо «кровь наша – святая кровь», - про это он говорил в Семиречье. И все мы русичи. И мы не слушаем ворогов, которые говорят недоброе. Мы происходим от отца Ария» [11, с. 73].
    РУССКИЙ МИР: АРХЕОЛОГИЯ РУССКО-УКРАИНСКОГО БРАТСТВА (II)Первым законом праведной жизни древних русичей было требование свободы как главной ценности земного бытия человека. «Там Перун идет, тряся золотой головой, молнии посылая в синее небо, и оно от этого твердеет. И матерь Слава поет о трудах своих ратных. И мы должны ее слушать и желать суровой битвы за Русь нашу и святыни наши. Матерь Слава сияет в облаках, как Солнце, и возвещает нам победы и гибель. Но мы этого не боимся, ибо имеем жизнь вечную, и мы должны радеть о вечном, потому что земное против него – ничто. Мы сами на Земле, как искра, и потому можем сгинуть во тьме, будто не было нас никогда. И так слава наша течет к Матери Славе, и пребудет в ней до конца веков земных и иной жизни. И с этим мы не боимся смерти, ибо мы – славные потомки Дажьбога»[11, с. 89]. Только при сохранении свободы, самоотверженной защиты русской земли от врагов, реально подтверждается преданность славян высшему промыслу и сохраняется божье попечение о них как своих детях. «И вот Боги говорят нам: «Ходите по Руси и никогда к врагам!» И Матерь Сва-Слава поет, чтобы мы шли в поход на врагов. И мы верили Ей, так как Слава – Суть Птица Вышя, летящая из Сварги над Русью» [11, с. 73]. Поэтому каждый русич должен быть прежде всего воином, защитником родной земли, и ради свободы обязан пожертвовать своей жизнью, ибо в свободе кроется сакральная связь человека с небесными прародителями. «И вот Сварог, который суть Сам Творец, сказал Арию: «Сотворены вы от перстов Божьих. И будут про вас говорить, что вы – сыны Творца, и станете вы как сыны Творца, и будете как дети Мои, и Дажьбог будет Отцом вашим. И Его вы должны слушаться, и он вам скажет, что вам иметь, и о том, что вам делать, и как говорить, и как творить требы. И вы будете народом великим, и победите вы весь свет, и растопчите роды иные, которые извлекают свои силы из камня, и творят чудеса – повозки без коней, и делают разные чудеса без кудесников» [11, с. 77].
    Поскольку праведизм провозглашает родственные узы славянского племени с богами, постольку сами родовые связи обретают сакральный смысл, становятся земным и вполне зримым выражением присутствия высшей воли в делах людей. И потому не может быть подлинной любви между родителями и детьми вне родственных чувств между братьями и сестрами. Единство рода является главным внутренним фактором сохранения свободы и праведной веры. «И тут начали ведать истину, что мы имели силу, лишь когда были вместе – тогда никто не мог одолеть нас. И в степях нас, объединившихся, не одолели, ибо мы – русские и себе славу получили от врагов, проклинающих нас» [11, с. 47]. Священный дар свободы лишь тогда может сохраниться в жизни людей, когда они жертвуют своей жизнью ради будущего своих сородичей. Поэтому павшие в битве за родичей обретают жизнь вечную. «И вот Матерь Слава крылами бьет, бьет крылами Она и поет о подвигах ратных и славе воинов, - тех, что испили воды живой от Перуницы в лютой сече. И эта Перуница к нам прилетала, И павшим Перуница рог подавала, полный воды жизни вечной, всякому воину, мечом пораженному, ил потерявшему буйную голову. И вот потому мы смерть не имели, имели же мы – жизнь вечную, и братья всегда трудились для братьев!» [11, с. 15].
    Семейные отношения, узы родства носят в мировоззрении славян священный, нерасторжимый характер, определяющий путь Прави как исполнение нравственного долга перед праотцами, как утверждение духовного братства поколений в свершении общего дела. «И так провозглашали мы славу Богам, которые суть Отцы наши, а мы – сыны Их. И будем достойны Их чистотой телес и душ наших, которые никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел. И падшему в поле Перуница давала выпить Воду Живую. И выпивший Ее отправлялся к Сварге на Белом коне. И там Перунько его встречал и вел в благие Свои чертоги. И там он будет пребывать в это время, и достанет себе новое тело, и так станет жить, радуясь и творя молитвы за нас ныне, и присно, и от века до века» [11, с. 69]. Таким образом, сыновнее самопожертвование, нравственное чувство любви и братской солидарности, самоотверженности, жертвенности ради русской земли и родичей определяет главное качество древнеславянской ментальности. «Услышь, потомок, песню Славы! Держи в сердце своем Русь, которая есть и пребудет землей нашей! И мы были обязаны оборонять ее от врагов. И Умирали за нее, как день умирает без Солнца» [11, с. 25].
    В наибольшей мере это нравственное чувство братской любви, «общего дела», духовного единения людей в претворении совместного будущего присутствует в идее «православной соборности», составляющей основу идеологии евразийства. Православная идея «сродности» людей с Творцом начисто отвергает протестантскую этику «индивидуального спасения» и частично католическую доктрину земного «единоначалия» как ограничивающую дух божьей любви в делах людских. Земная жизнь людей определяется совместным усилием их объединенной доброй воли, основанной на Божьем промысле духовного объединения человечества в претворении общества всеобщей любви. Поэтому истинной национальной идеей Украины является всечеловеческая идея «православной соборности», претворения в современном мире божьего замысла «православной державы» как живого символа действительного присутствия в делах людских высшей воли.
    Особая духовная связь древнего восточнославянского благочестия с живой истиной православной веры получила каноническое выражение в евангельском сказании о приходе волхвов с Востока с дарами новорожденному Иисусу. «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему… [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» [7, Мф. 2:12]. Следовательно, первыми хранителями благой вести о рождении Спасителя и главными учителями истинной веры были эти восточные избранники божьего откровения. Если древневосточный праведизм проповедовал антропотеизм как учение о духовном родстве Бога и человека в кругу славянского родового единства, то православное христианство распространило идеологию братской любви и семейной сродности на все человечество. Лишь в отношениях между родными вполне разумно и потому правомочно требование полного самопожертвования, согласно которому если ударит тебя родной человек по левой щеке, то подставь правую. Данный закон неограниченной братской любви в отношениях между людьми получил в ХХ веке новую актуализацию в категорическом требовании Л.Н.Толстого – живого символа русской идеи – о непротивлении злу насилием. Украинская идея обосновывает этот нравственный императив братских отношений между людьми мыслью о божьем граде на земле, о совершенном социуме, о православной державе, основанной на благодати Божьей Любви. Об этом возвещает нам «Повесть временных лет».
    «А Днiпро впадає в Понтське море трьома рукавами.
    I море те називають Руським.
    Понад морем Руським учив святий апостол Андрiй…
    I прийшов до гирла Днiпрського
    I звiдти пiшов по Днiпру горi,
    I за призначеyням божим прийшов
    I став пiд горами на березi.
    I, вставши зранку, рече учням своїм, що були з ним:
    «Бачите гори оцi? Яка на гора цих возсiя благодать божа,
    I має бути город великий,
    I богато церков бог воздвигне» [8, с. 14–15].


    Украинская идея – это идея Нового Иерусалима Любви Божьей ко всему Человечеству. «И увидел я, - говорится в Откровении Иоанна Богослова, - новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» [7, Откр. 21:3].
    Таким образом, наиболее глубокими корнями в национальном самосознании украинского социума обладает идея «православной соборности», семейной сродности и братской любви между людьми как претворения высшей Любви их Небесного Отца. Действительный дух православной церкви живет в полноте семейной любви: семья – это есть живой образ Града Божьего на земле. Реализовать на украинской земле эту православную идеологию вселенского братства людей невозможно без духовного единения всего украинского социума, без его идейного согласия с русской православной церковью, без практической консолидации украинского общества с русским миром, без братского союза Украины с Россией.

    5. Практическая основа русско-украинского братства

    Идейным стержнем братского сотрудничества Украины с Россией, практической основой духовной консолидации русско-украинского этноса должно служить смысловое созвучие двух однокоренных языков – украинского и великоросского. Дух первого устремлен к Богу и смысл его заключается в приобщении человека к божьей Славе, в постижении божественного закона, тогда как дух второго коренится в земном естестве человека и смысл его состоит в претворении свободной воли людей, в прославлении братской благодати их общих земных дел. «Чтобы понять роль русского языка, - объясняет Патриарх Кирилл природу русского слова, - надо иметь ясное представление о его генезисе. Хотел бы напомнить, что русский язык стал плодом совместных усилий тоже людей разных национальностей. Он возник как средство общения между разными народами» [3]. Дух взаимопонимания и доверия творит жизненное пространство русского языка, наполняя его светом социального и межнационального согласия в устроении совместного будущего. Конечный смысл этих двух языков состоит в обретении созидательной энергии Любви как первоосновы духовного союза Бога и Человека. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, - возвещает апостол Павел о конечном смысле земных дел людей, - то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает… теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» [7:13].
    Соборный дух Любви объединяет, роднит русских, белорусов и украинцев в служении божьему делу. «Ядром русского мира, ‒ подчеркнул Патриарх Кирилл на III Ассамблее Русского мира, - сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия, и святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею известной фразой: «Россия, Украина, Беларусь - это и есть святая Русь» [3]. Действительная Сила братского дела славян коренится в свободном, самобытном настрое наших языков, призванных проповедовать и утверждать Божью Благодать в мире. Поэтому Вера наша живет в нашем полнозвучном Слове, связующем Бога и Человека животворным духом Любви. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [7, Ин. 1:1].
    РУССКИЙ МИР: АРХЕОЛОГИЯ РУССКО-УКРАИНСКОГО БРАТСТВА (II)Но чем же можно тогда объяснить отрицательное отношение значительной части украинского общества к евразийской идеологии и возникшие расколы в русско-украинском православии? Эти противоречия не являются следствием сугубо внешнего влияния политической конъюнктуры, а выражают духовные метания украинского общества в стремлении к идейной самоидентификации своей внутренней сути. Принцип родства, объединения людей духом любви, питающий идеологию православной соборности, настаивает на совпадении социальной иерархии в отношениях между индивидами и сообществами с исторической последовательностью их возникновения в действительном мире, когда исторически первое оказывается также и логически более существенным и глубоким по духовному качеству, более основательным в социальном укладе человеческой жизни. Украина в своем осмыслении исторических связей русско-российского и украино-русского социокультурных миров интуитивно ощущает себя душой евразийской цивилизации, представляя Россию во всей ее пространственной шири телесным воплощением сердечных импульсов киевской земли, согревающих и смягчающих жизненной энергией любви абстрактный интеллект Петербурга и потребительский голод Москвы. Отсюда и проистекает стремление Украины как исторического первоначала русского мира, как малоросского сердца великой России, освободиться от телесного давления ее политической массы на свое душевное существо, стать вполне самостоятельным, истинно православным центром духовных потенциалов евразийской цивилизации, независимым от природной разноликости российского поликультурного и многоэтнического естества, утвердить истинную иерархию бытия ‒ духовную зависимость живого тела от идеальных помыслов православной души.
    Из того же стремления украинского самосознания к реализации идеи православной, соборной державности произрастает и нынешний раскол церковных сообществ православного населения Украины на Украинскую православную церковь, Украинскую православную церковь Киевского патриархата и Украинскую автокефальную православную церковь. Украинское религиозное самосознание помнит о своем историческом первородстве в приобщении к истине и потому претендует на идейное первенство в духовном укладе украино-русского православно-церковного общения, на организационную самостоятельность в отношениях с Русской православной церковью, слишком зависимой от земных интересов российского государства, ограниченной в своей духовной практике политической волей Кремля. Признавая историческую справедливость претензий украинского православия на идейное руководство религиозной жизнью русско-украинского православного сообщества, на первенство в организации церковной жизни, нельзя признать адекватными избранные пути и средства достижения церковной самостоятельности, подрывающие единство русско-украинского православного сообщества, не сплачивающие верующих, а раскалывающие их по политическим мотивам и напоминающие по своим разрушительным последствиям политические революции.
    В разрешении спора с Московским патриархатом украинское православие должно руководствоваться не своей земной волей, пусть даже и благородной по логике земного разума, а высшей волей Божественного наставника христианской церкви. Воля Божественного провидения должна быть положена в основание решения вопроса об организационном статусе украинской православной церкви. Поэтому православные приходы украинской земли, исповедуя Мудрость Творца, должны в ожидании знаков свыше хранить духовную чистоту православной веры и укреплять организационное единство украинского православного сообщества с канонической жизнью Русской православной церкви Московского Патриархата.
    Эта высшая Воля Творца, устанавливающая границы жизни и смерти в делах земных, может быть ниспослана верующим двумя путями – земным и небесным, карающим и вдохновляющим. Знаком карающей Воли Бога за грехи наши может стать историческое падение Третьего Рима, то есть крушение Москвы как политического центра российского государства и духовного центра русского православия. В случае такого катастрофического развития событий Киев оказывается историческим правоприемником патриаршей власти русской православной церкви. Однако этот путь обретения украинским православием властных полномочий в руководстве русско-украинским церковным сообществом будет означать гибель телесного естества православной идеи, без которого не выживет и сама религиозная душа русского мира, то есть православная Украина. Хочется верить, что нас не постигнет кара Господня, что православная церковь все еще хранит Истину, не отступилась от праведной веры. Надо надеяться, что Господь вразумит заблудших и не оставит нас без своего покровительства.
    В таком случае Украине следует ожидать позитивного знака высшей воли, то есть зримого образа Святого Духа, просвещающего и вдохновляющего богоугодного праведника. Следовательно, действительным знаком свыше должно быть явление «живого посланника» Божьей воли, то есть истинного «пророка», хранителя и проповедника божьего откровения, перед духовной силой и нравственным достоинством которого преклонится вся Русская православная церковь. Поэтому украинское православие лишь тогда утвердит Киев центром православной веры всего русско-украинского мира, когда украинская земля взрастит в своем лоне действительного помазанника Божьей Благодати, обладающего даром пророчества Высшей Воли. Третий Рим должен оправдать свою державную волю светом божественного откровения Нового Иерусалима. Ведь истинная идея исторических дел людей и народов «есть не что иное как образ их бытия в вечной мысли Бога» [12, с. 228]. Так будем же вершить праведное дело своих предков и утверждать веру отцов наших как истинную основу нашего духовного братства и славного будущего всего русско-украинского сообщества.

    Первую часть статьи читайте здесь.

    1. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1975. С. 65‒367.
    2. Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России. М.: Сварог и К., 1997. 324 с.
    3. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на церемонии открытия III Ассамблеи Русского мира в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова 03 ноября 2009 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/927589.html.
    4. Григорій Сковорода. Повне зібрання творів у двох томах. К., 1973.
    5. Зализняк А. А. О профессиональной и любительской лингвистике // Наука и жизнь. 2009. № 1‒2. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/15245; http://www.nkj.ru/archive/articles/15349.
    6. Лютер М. Свобода христианина // Лютер М. Избранные произведения. / Фонд Лютеранского наследия. СПб.: Б.и.,1997. С. 4‒43.
    7. Новый Завет. Восстановительный перевод. Анахайм: Живой поток, 1998. 1458 с.
    8. Повiсть врем’яних літ. Літопис (за Іпатським списком) / Переклад В.В.Яременка. К.: Радянський писменник, 1990. 558 с.
    9. Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на торжественном открытии VIII церковно-общественной выставки‒форума «Православная Русь ‒ к Дню народного единства» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/922607.html.
    10. Рудницкий Ю. В. «Мистификаторы поневоле» // Зеркало недели. №13 (642). 7‒13 апреля 2007 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.zn.ua/3000/3150/56306.
    11. Свято-Русские Веды. Книга Велеса. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. 576 с.
    12. Соловьев В. С. Русская идея // Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Правда, 1989. С. 219‒246.
    13. Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 289‒323.
    14. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания // Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1990.
    15. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве // Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Правда, 1989. С. 259‒639.
    16. Франк С. Л. С нами Бог. Три размышления // Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную психологию. М.: Республика, 1992.
    17. Чаадаев П. Я. Философические письма // Чаадаев П. Я. Избранные сочинения и письма. М.: Правда,1991. С. 22‒140.
    18. Что думают учёные о «Велесовой книге». СПб.: Наука, 2004. 220 с.
    19. Яценко Б.І. Велесова книга; Збірка праукраїнських пам’яток I тис. до н. д.‒ I тис. н.д. /Упор., ритм. пер., підг. автентичн. текстів, вступ. ст., довід. мат. Б.І.Яценка. Києв: Б.в., 2001. 330 с.

    Лев Александрович Гореликов, доктор философских наук









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Loading...
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, киевская хунта, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Август 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031 
    Наши друзья
     





    Google+
    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru