ТАИНСТВЕННЫЙ ОЛЕНТЦЕРО
Культуры народов, населяющих нашу планету, столь богаты и разнообразны, что даже такой всеобщий праздник, как встреча Рождества и Нового года отмечен особенностями в странах, даже не столь отдаленных друг от друга.
В
Испании службу на рождественском посту несет
Папа Ноэль. Это знакомый всем рождественский Дед в красном колпаке, с белой бородой, словом, со всеми атрибутами Санта- Клауса. Но есть в Испании и весьма своеобразный персонаж.
Зовут его Олентцеро. Он заслуживает того, чтобы поговорить о нем подробнее. Впервые о нем упоминается в начале XVI в. в связи с празднованием Рождества. Но нет сомнения, что Олентцеро — этакий добродушный и простоватый угольщик, спускающийся под Рождество с гор, чтобы объявить о рождении Младенца Иисуса, — на самом деле персонаж древних языческих мистерий, связанных с празднованием дней зимнего солнцестояния. И в этом своем качестве он удивительно напоминает наших колядующих. Издревле в испанских деревнях в конце декабря юноши и девушки ходили от дома к дому с песнями и танцами, и требовали за свое искусство съестные припасы и вино. А сопровождал их Олентцеро, порой в виде наряженной куклы, а чаще переодетый молодой человек, изображавший ненасытного пьяницу-угольщика, для которого якобы и собирались все подношения. Кстати, испанцы сами не знают происхождения этого слова. Предполагают, что означает оно «время петь», «время песен». Впрочем, говоря об Испании, нужно помнить, что это страна, объединяющая многие народности. Поэтому и таинственный Олентцеро воспринимался в разных провинциях то как злой трубочист с серпом в руке, которым пугали непослушных детей, то как соломенный человек, чучело которого подвешивали на окне, то как чудище, у которого 365 глаз...
Еще одна рождественская традиция, которая распространилась в мире благодаря испанцам, это праздник, посвященный поклонению волхвов. И в Испании, и в Латинской Америке он носит название праздника королей-магов. Поскольку праздник этот повсеместный и широко распро¬страненный, давайте уточним, о чем идет речь. В Евангелии от Матфея говорится: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли по¬клониться Ему». Заметим, что ни в этом, ни в трех других Евангелиях ничего не говорится о том, сколько было волхвов, как они выглядели, как, наконец, их звали.
В древности волхвами называли мудрецов, которые занимались такими науками, как астрономия и астрология. Но со временем строки из книги пророка Исайи и Псалмов смешались со словами Евангелия и уже в VI в. впервые появились записи о том, что волхвы были восточными владыками. Их число постепенно менялось, и в VIII в. их уже называли по именам — Бальтасар, Мельчор (или Мельхиор) и Гаспар, а к XV столетию одного из волхвов начали изображать негром. Словом, нынешний облик волхвов — плод человеческой фантазии. И все же праздник этот прекрасный, а обычай дарить детям подарки в ночь с 5 на 6 января, подобно тому, как волхвы принесли свои дары Младенцу Иисусу, превращается в очень красивое и веселое торжество. Немного ниже — рассказ об этом празднике. А пока еще немного о волхвах и путеводной звезде, ко¬торая привела их к яслям с новорожденным Спасителем.
ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА
Библия рассказывает, как путеводная звезда вела волхвов с Востока и указала место, где находится Младенец Иисус. Она остановилась прямо над яслями. Астрономы давно пытались установить, что это могла быть за звезда. Называли планету Венеру, комету Галлея, пробовали объяснить такое явление вспышкой сверхновой звезды и лунным затмением... Одно из предположений, получившее поддержку многих астрономов да и богословов — гипотеза немецкого астронома Иоганна Кеплера. В 1606 г. он предположил, что речь идет о редком небесном явлении, когда три планеты — Земля, Юпитер и Сатурн выстроились в ряд. При этом Солнце в это время находилось в созвездии Рыб. Для наблюдателя, обозревавшего это явление с Земли, вся эта небесная композиция представлялась одной большой и очень яркой звездой.
Впрочем, это всего лишь одна из многочисленных гипотез. Но именно поэтому звездой стали украшать на Рождество ясли, а также верхушку рождественской и новогодней елки.
ПРАЗДНИК КОРОЛЕИ-МАГОВ
Теперь о празднике поклонения волхвов, или королей-магов, как их еще называют.
Праздник этот, в основном, детский, и один из самых необычных и счастливых детских праздников в году. Сложился он тоже не так давно. Лишь в XIX в. волхвы стали приносить детям подарки. Но зато теперь все с нетерпением ждут начала января. Ночь Королей, как она называется, — один из самых долгожданных праздников. Волхвы и раньше дарили подарки. Но, как правило, это были в основном самые незамысловатые, привычные вещи: Гаспар обычно дарил различные сладости, лакомства, мед, сухофрукты, Мельчор специализировался по одежде и обуви, а в обязанности Бальтасара входило следить за тем, чтобы дети вели себя хорошо в течение всего года, и наказывать провинившихся. Он подкладывал в подарки таких детей кусочки угля, дров или камешки (сейчас к праздникам на кондитерских фабриках изготовляются конфеты и сладости, символизирующие эти предметы). Теперь же разнообразию подарков нет границ.
Дарить детям подарки королям-магам помогают домовые. Ведь в каждом доме живет свой домовой, который сообщает о поведении его маленьких обитателей. И вот в ночь с 5 на 6 января перед наступлением праздника каждый ребенок выставляет на балкон свой вычищенный ботинок или другую обувь, а еще ставит рядом воду, кусочек какого-нибудь фрукта на блюдце, и траву для верблюдов, на которых прибудут волшебники.
Почему нужно выставить именно обувь? Это объясняет вот такая легенда. Дело в том, что когда-то давным-давно маленькие друзья ребенка Иисуса, увидев, что он одет очень бедно и не имеет обуви, решили отдать ему свои ботинки. А для этого вычистили их и поставили на балкон сушиться. На следующее утро, к своему величайшему удивлению, дети обнаружили, что их обувь доверху заполнена подарками. Так волхвы отблагодарили детей за их доброту.
В первой четверти XIX в. сложилась традиция писать волшебникам письма с просьбой подарить что-то конкретное. Сначала дети оставляли письма рядом со своей обувью на балконе, но потом в работу включилась почта. Сейчас каждый ребенок может отправить и электронное письмо с одного из рождественских порталов.
Когда наступает долгожданный вечер и в город прибывают волшебники, их при огромном стечении народа встречают представители местной власти. По главным улицам города организуется целая процессия. Раньше волхвы, следуя традиции, прибывали на верблюдах, теперь же средством их передвижения могут быть и пышные кареты, и даже мощные внедорожники. Дань моде, что поделать! Нетрудно представить восхищение в глазах маленьких поклонников королей-магов, появляющихся в окружении пажей и раздаривающих своим обожателям конфеты, поцелуи, подарки, улыбки и веселье.
Пока дети занимаются своими подарками, взрослые накрывают стол для друзей и родственников, в центре которого — специальный праздничный пирог, который подают на десерт. Он имеет форму большого витого бублика и выпекается из сдобного теста с цукатами. Но кроме этого, в каждом пироге обязательно есть сюрприз — какая-либо пластмассовая или керамическая фигурка, завернутая в бумажку. Тот, кому фигурка попалась, становится королем праздника. Раньше вместо фигурок в пироге запекали большое бобовое зерно. Значение его было таким же.
В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
Праздник королей-магов отмечается и в странах Латинской Америки. В
Мексике в праздничном пироге обязательно находят фигурку Младенца Иисуса. Она символизирует необходимость найти для него надежное убежище, чтобы царь Ирод не смог найти его.
Такой же праздник есть на
Кубе. Накануне его дети пишут волшебникам письма, в которых рассказывают о своих заветных желаниях. А еще кубинцы в канун Нового года заполняют водой всю посуду, которая есть в доме, а в полночь начинают выливать ее из окон. Так все жители Острова Свободы желают Новому году светлого и чистого, как вода, пути. А пока часы бьют двенадцать ударов, необходимо съесть двенадцать виноградинок, и тогда добро, согласие, процветание и мир будут сопровождать тебя все двенадцать месяцев. Эта традиция пришла из Испании.
И в
Эквадоре есть и свои особые традиции, сохраняющиеся на протяжении многих лет. В новогоднюю ночь перед домом сажают на стул чучело, набитое соломой. Обряжают его в старую одежду (ведь это символ уходящего года), снабжают трубкой и тростью. Ровно в полночь зачитывается «завещание» Старого года, где перечисляются все прошлые неприятности в семье. «Завещание» кладут чучелу за пазуху и поджигают. Старый год исчезает в пламени, а вместе с ним и все семейные неурядицы.
В
Аргентине в течение всего декабря в выходные дни в ресторанах и кафе встречаются друзья и товарищи по работе. Целый месяц все постепенно втягиваются в атмосферу рождественских и новогодних торжеств. Ну а в ночь с 24 на 25 декабря, и с 31 декабря на 1 января танцы и веселье длятся до утра. Кстати, так же, как и в Эквадоре, здесь принято в новогоднюю ночь под выстрелы красочных фейерверков сжигать чучело, символизирующее уход старого года с его проблемами. Вместе с тем Рождество здесь — праздник сугубо семейный. Вечером за праздничным столом собираются родственники, и после ужина, в 12 часов ночи, спешат к украшенной шарами, лентами, игрушками елочке, под которой, рядом с яслями, изображающими сцену рождения Иисуса, каждый находит и открывает свой подарок, разделяя радость со всеми присутствующими.
В
Боливии улицы городов в течение декабря украшаются всем, что напоминает о грядущих праздниках. 24 декабря дети ложатся спать пораньше, чтобы затем вместе с взрослыми разделить радость встречи Рождества и получить долгожданные подарки. За праздничным столом подается
пикана. Это острый и одновременно сладкий суп, который готовится с кукурузными початками, кусочками говядины и курицы, морковью, помидорами, луком, картофелем и сухим вином! Затем до утра все танцуют
вильян-сикос — танцы под аккомпанемент народных инструментов.
В
Бразилии, несмотря на ее внушительную территорию, встреча Рождества и Нового года проходит практически одинаково во всех штатах. Рождественские елочки ставят в домах уже в начале декабря. Традиционные рождественские блюда — жареный поросенок, индейка, рис с изюмом,
рабанадас — кусочки хлеба, обжаренные на сливочном масле во взбитом яйце с добавлением сахара, и затем посыпанные сахарной пудрой и корицей. В последнее время традиции встречи праздника дополняются шампанским, которое открывается ровно в полночь, и фейерверками. Местный Дед Мороз —
Папай Ноэл — приносит детям подарки. Обычно его роль в семейном торжестве исполняет кто-либо из взрослых. Но сейчас стало модно и заказывать «дедушку» с подарками на дом. На центральных улицах городов можно увидеть большие группы местных дедов морозов, восседающих на скамейках парков и выпивающих друг с другом в ожидании удачного заказа.
В
Чили рождественские праздники начинаются также в начале декабря, когда улицы городов и витрины магазинов украшаются всем, что напоминает о грядущих торжествах. Кстати сказать, в Южном полушарии это разгар лета. 24 декабря после торжественной мессы в церквах чилийцы возвращаются домой, чтобы в кругу семьи разделить праздничную трапезу. Традиционными блюдами являются курица или индейка с кукурузой. Под звук открывающихся бутылок с шампанским звучат пожелания счастья и благополучия. Когда приближается полночь, все встают из-за стола, чтобы вывести детей на прогулку. Дело в том, что в это время в дома заходит
Viejito pasquero (Бьехито паскуэро — Рождественский старичок, как называют здесь местного Санта Клауса), чтобы принести детям подарки. Он входит в дома через окно или через трубу и оставляет подарки под нарядной елочкой. Вернувшись с прогулки, дети обнаруживают красочные пакеты и начинают разворачивать и открывать их. Радости и детей, и взрослых нет предела!
В
Колумбии существуют свои традиции празднования Рождества и Нового года. С середины декабря и до Рождества все от мала до велика играют в различные игры, объединенные одним названием — «Рождественские деньги». Одна из них называется «Три ноги». Суть ее состоит в том, чтобы тихонько подойти к стоящему, лучше сзади, поставить свою ногу между его ногами и произнести: «Три ноги, денежки мои!» Зазевавшийся платит заранее оговоренные небольшие деньги. Другие игры «Соломинка во рту», «Да и нет», «Дать и не взять» и т. д. Веселятся все до упаду целую неделю. Готовясь к празднику, дети пишут письма Младенцу Христу. Они просят его подарить какой-то определенный подарок, а затем кладут письмо в ясли под елочку. Наутро письмо исчезает, потому что его уносит Младенец Христос. А в рождественскую ночь желанный подарок появляется у кровати ребенка, который, проснувшись утром, обнаруживает его.
Кстати, интересно, что в Колумбии некоторое время назад были запрещены фейерверки и петарды, что сделало значительно более спокойными праздничные ночи.
В
Венесуэле дома снаружи и внутри начинают украшать уже с середины ноября. В доме сооружаются традиционные ясли со сценой рождения Иисуса. В качестве рождественского дерева наряжается сосна. Снаружи дом украшают разноцветными гирляндами из лампочек. Кто-то ставит перед домом или на крыше приобретенные заранее фигуры Святого Николая, ангелов, оленей, рождественской звезды... С начала декабря по всей Венесуэле начинаются фестивали исполнителей народной музыки. Группы свирельщиков перемещаются из города в город, где с 8 часов вечера до 6 утра продолжаются фиесты. Встреча Рождества происходит вполне традиционно, а вот 28 декабря необходимо быть начеку, потому что это день шуток. Того и гляди, что тебе подадут кофе с солью вместо сахара, и это будет самый безобидный из розыгрышей... Есть некоторые традиции, которым следуют и в новогоднюю ночь. Так, кто-то собирает чемодан и в 12 часов идет с ним до двери, чтобы обеспечить себе много путешествий в наступающем году, женщины считают, что желтый цвет интимного белья принесет им счастье в личной жизни, а еще в полночь нужно обязательно иметь деньги в кармане — это залог экономического процветания. Таких традиций и поверий много, они различны в разных регионах страны. Но одна традиция является общей для всех и всегда соблюдается — с каждым ударом новогодних часов венесуэльцы съедают по одной виноградине, загадывая при этом желания. Все верят, что эти двенадцать желаний обязательно исполнятся в новом году.
В
Перу есть свои интересные особенности встречи Рождества и Нового года. Но самая необычная из них — праздник волхвов, который происходит в индейских селениях на высокогорном плато в Андах. Трех королей-магов зовут здесь не Бальтасар, Гаспар и Мельчор, а Инкарри, Мистирри и Негрорри — король-инка, король-метис и король-негр. Они соревнуются в гонке на лошадях. Местные жители определяют, каким будет наступающий год в зависимости от того, кто придет первым. Если побеждает Инкарри, то год будет урожайным, если первым приходит Мистирри, радуются животноводы, разводящие лам и альпак. Ну, а победа Негрорри не несет ничего хорошего никому, хотя, чтобы как-то компенсировать плохие мысли,, связанные с такой перспективой, индейцы считают, что у них появятся деньги.
В
Панаме в полночь, когда Новый год только начинается, звонят во все колокола, завывают сирены, гудят автомобили. Сами панамцы же — и дети, и взрослые — в это время громко кричат и стучат всем, что попадется им под руки. И весь этот шум для того, чтобы «задобрить» год, который наступает.