Главная > История > "ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО НАРОДА": ЭТРУСКИ-РАСЕНЫ И РУССКИЙ ЯЗЫК {T_LINK}

"ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО НАРОДА": ЭТРУСКИ-РАСЕНЫ И РУССКИЙ ЯЗЫК


19-07-2010, 17:00. Разместил: Редакция
"ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО НАРОДА": ЭТРУСКИ-РАСЕНЫ И РУССКИЙ ЯЗЫК
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ПЕРВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ НАШЕЙ ЭРЫ


Славяне уже с первых веков нашей эры занимали обширные пространства на территории Центральной и Восточной Европы [от р. Дона и верховьев pp. Оки и Волги — на востоке и до р. Эльбы (славянское Лаба) и бассейна ее притока – р. Заалы — на западе; от Эгейского моря, северного Причерноморья и Приазовья — на юге и до Балтийского побережья и Ладожского озера — на севере]. По языку, обычаям и всему укладу своей жизни славяне, составлявшие в целом одни народ, делились на множество разрозненных племен. Эти племена иногда вступали в союзные объединения, из которых с течением времени в некоторых случаях складывались союзы племен. В таком именно состоянии история застает славян задолго до образования у них, начиная с VII—IX вв., первых государственных объединений.
Разнородность обстановки исторического развития древних славян на востоке, юге и западе занимаемой ими обширной территории, в своеобразном для каждого из названных районов культурном, политическом, экономическом и этнографическом окружении, привела славянские племена с течением времени к естественному территориальному обособлению и территориальным племенным группировкам. В результате этого образовались три большие территориальные группы славянских племен — восточная, южная и западная. Ко времени возникновения у славян первых государственных объединений три основные племенные группы значительно разошлись в своем политическом и культурном развитии. Это находилось в тесной связи с международным политическим, культурным и хозяйственным окружением каждой из них. Так возникли современные три группы славянских народов: восточные славяне (великороссы, украинцы и белоруссы), западные славяне (чехи, словаки, сербы-лужичане, поляки и поморские кошубы со словинцами) и южные славяне (словенцы, хорваты, сербы, македонцы и болгары).

Этруски-расены и русский язык

Мы уже знаем сейчас, что предшественниками русского народа, как и его языка на всей занимаемой им сейчас территории, были народы глубокой древности, стоявшие в своем культурном и языковом развитии на до-индоевропейской или яфетической стадии развития. На юге и юго-востоке европейской части нашего Союза в первом тысячелетии до нашей эры это были киммерийцы, они же к и м е р ы или иберы, затем скифы и сарматы, известные древнегреческим авторам, начиная по крайней мере с V в. до н.э. Названными народами не исчерпывается, однако, весь этнографический состав населения восточноевропейской части нашего Союза в древности. В него входили также этруски и некоторые другие народы.
Работы Н.Я. Марра вскрыли в недрах русского языка огромное этрусское наследие, или этрусцизмы, притом в составе наиболее коренных русских слов.
Этрусским наследием в русском языке являются, например, следующие термины:
«а) названия первых животных передвижения — собака — «лайка» (отсюда «лай», «лаять»), конь — «лошадь», олень — «лось»,
б) космические термины — рай, радуга, рок, рокот (от «неба», «грома»), луна, луч, ручей, река и т.д.,
в) микрокосмические — глаз, рот («утренняя заря»), основа в глаголах рождать, расти и др.,
г) социальные термины (в числе их и возрастные, равно термины родства) — раб, отрок, ребенок,
д) технические — рука, ремесло, рыть (ср. ров),рушить,
е) надстроечные понятия — рад, ропот, речь и т.д.,
ж) прилагательные — румяный, рыжий и т.д., не говоря о множестве глаголов».
Обширные палеолингвистические изыскания привели И.Я. Марра к заключению, что русский язык, как он ныне разъясняется палеонтологией речи, «...вопиет против совершенно наивной мысли будто спорный некогда термин (т.е. термин Русь. — Н.Д.) занесен к русским с германского севера или вообще является генетически, а не в широком его исторически известном применении, вкладом каких-то заезжих молодцов, чуждых автохтонному процессу возникновения и развития русского народа...».
«В самом племенном наименовании рус, русский, — говорит Н.Я. Марр, —- мы имеем отложение племенного наименования этрусков-расенов, как оно же отложилось в племенном наименовании древнего народа на территории СССР — роксоланы (рокс-аланы) у Страбона».
По определению Н.Я. Марра, к этрусцизмам в русской речи относятся также слова: речка, лес, рог, рок, рожь, род, народ, рост, рос // рус, Русь, русский, г. Руса, река Рог и его приток Русская, р. Рытая, на которой расположено Русино // Росино, р. Рось, р. Полоть, р. Порусье, р. Редья, древнее на¬именование р. Волги — Ра (Ила); гг. Кречево, Рязань, Ряжск, Ржев, Ростов и др., а также: русло, рука, сравнительная степень — лучше, тризна, краса, красный, красить, кресать (высекать огонь), рад, радоница-радуница, рожать, ржать и др.
В частности, по характеристике Н.Я. Марра, этот племенной состав, этрусский, или расенский, или проще... русский или расский, и характеризует классовую организацию строителей древнейших городов на Руси.
По определению Н.Я. Марра, этруски, они же р у ш и, и пелазги — это русские яфетиды, т.е. один из элементов того языкового субстрата или той речевой базы, на которой вырос впоследствии славянский русский язык в составе великорусского, украинского и белорусского языков. Приведенные выше этрусцизмы в одинаковой мере присущи всем названным трем языкам, а не только одному великорусскому. Это дает нам, между прочим, основание говорить об общности этнического и культурного субстрата, лежащего в основе великорусского, украинского и белорусского языков, и называть восточных славян именно русскими славянами.
Этрусцизмами, однако, не исчерпывается богатейший вклад яфетического наследия в трех названных языках, выросших в далекое доисторическое время на одном и том же общем речевом субстрате. В этих языках одинаково представлены отложения и других доисторических, т.е. яфетических племен-народов на территории СССР, возникших в результате многовекового сожительства народов друг с другом и в процессе племенных скрещений. Яфетическим наследием в русском языке, помимо отмеченного выше, являются также следующие слова: бог, истукан, солнце, слеза, журчать, шуршать, сулить, посылать (соответственно — посулы и посол), юг, день, жена, сети, первый, бег, берег, смерть, смердь, смерды, сумерки, смелый, месяц, серебро, целый, чело, дерево, дергать, держать, дерзкий, тень, конь (украинское кінь), бор, мор, морда, муравей, буря, бушевать, гнать, тонуть, вор, ворог, время, ворожей, ворожить, волхв, скоморох, чумак (первоначально — купец), товар, кабак, чумарка и многие другие, а также имена рек: Дон, Днепр, Днестр, Дунай; Хвалынское (Каспийское) море; имена городов — Пермь, Бежецк, Березань, Кострома, Муром, Кинешма, Псков, Киев и др.
Огромный яфетический вклад содержат русские легенды и фольклор, например известная легенда об основании Киева тремя братьями (Кий, Щек и Хорив); легенда о призвании братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора. В частности в этих трех именах Н.Я. Марр предполагает имена тотемных божеств у доисторических народов Новгорода и Волжско-Камского района. В то же время это племенные названия: Р ю р и к — «Рус», С и н е у с — скрещенный термин «ионорус», Т р у в о р — «сармат».
С этим культурным наследием народ, в ближайшем будущем — русский народ (великороссы, украинцы и белоруссы), в начале нашей эры вступал в историю сначала под именем венедов или венетов, а позже, начиная с VI в. н.э., под именем венедов, славян и антов.
К сказанному прибавим, что С. Гедеонов в своем классическом труде «Варяги и Русь» утверждает, что «от Волги — Рось и до Куришгафской Русны все пространство земли, занимаемое славянскими и родственными им по языку литовскими племенами, покрыто реками, носящими названия Рось, Русь, Роса, Руса». Автор приводит много таких названий. Наименования рек Волга — Рось, Неман — Рось, Оскол — Рось и т.д. явно указывают на исконное значение термина рось — «вода», «река» вообще; в кельтском rus, ros — «озеро», откуда и русый — светлый, и русло — «и русло, и русалка от речного, священного Русь». Отголоском языческой старины Гедеонов считает и народное выражение святая Русь или, как это мы имеем, например, у Курбского, «святорусская земля».
С этногенетической точки зрения использование термина р у с ь в значении «вода» и одновременно в качестве племенного наименования совершенно закономерно. Ведь мы знаем, что у западных славян термин Морава используется для наименования и реки, и народа. Отметим кстати, что в последнем случае наименование тотемного божества отложилось в имени героизированного и историзированного южнославянского кралевича Марко, по изначальному происхождению — бога реки.

Николай Севастьянович Державин. "Происхождение русского народа"

Вернуться назад