Главная > История > ГОТИЧЕСКИЕ ЛЮДИ РОССИИ {T_LINK}

ГОТИЧЕСКИЕ ЛЮДИ РОССИИ


17-02-2013, 08:43. Разместил: Редакция
ГОТИЧЕСКИЕ ЛЮДИ РОССИИНесмотря на то, что книга немецкого философа Вальтера Шубарта «Европа и душа Востока» вышла в свет в далёком 1938 г., она не переиздаётся миллионными тиражами. На Западе её так и не увидели, потому что книга эта пропитана уважением к России и русскому народу. Вместо этого Запад предпочитал пичкать собственных граждан писульками от Солженицына.

В СССР её не переиздавали по причине антисоветской направленности автора. Шубарт был патриотом России, но критиковал советский строй. За это он и поплатился, когда, перебравшись из Германии, где к власти пришли нацисты, в буржуазную ещё Латвию, был арестован НКВД после вхождения Латвии в состав СССР и расстрелян.

Но современная Россия остро нуждается в такой литературе, как книга Шубарта.

Прежде всего, Шубарт безжалостно критикует западную культуру за её материализм и примитивизм. Со Средневековьем ушла и европейская культура. Её заменило бескультурье западного потребителя.

Автор называет культурно-исторический тип европейца и русского человека, Шубарт употребляет термины «прометеевский» и «готический». Европеец обладает «прометеевской» нравственной конституцией, в основе которой – взгляд на мир как объект, который должен покорить, подчинить, перестроить. Отсюда извечная агрессия Запада против Востока, желание Запада «цивилизовать» Восток.

Русский, по Шубарту, – человек «готический», чьи внутренние помыслы обращены не столько на земное, дольнее, сколько на горнее (отсюда и сравнение с готикой – архитектурным стилем, возносящимся к небесам). Взгляд «готического» человека на мир – это не взгляд хищного субъекта на пассивный объект. «Готический» человек считает целое и общее выше частного и индивидуального, он стремится жить с миром в гармонии, а не заниматься его бесконечной переделкой. Даже Мариан Здзеховский, польский публицист начала ХХ в., автор статьи о негативном влиянии русской культуры на польскую душу (!), хорошо отзывался о русских, как об искреннем народе!

«Прометеевская» культура для автора – культура юридическая, а чем больше безбожия, тем больше законов, что мы и видим на Западе.

Один из самых читаемых философов на Западе – Иммануил Кант, который в своей философии просто «препарировал» человеческий рассудок, отделив его непроходимой стеной от всего, что относится к вере, метафизике, потустороннему, что не поддаётся осмыслению в простых логико-рационалистических категориях современного нам капиталистического мышления. Но для Шубарта «разум «прометеевского» человека Канта – это «полицейско-шпионская система», а не философия, а капитализм – форма экономики как раз «прометейской» культуры. Но метафизические культуры переживают технические культуры».

Европа, по Шубарту – культура памяти, в том смысле, что Европа смотрит в прошлое, а русские – культура забвения, в смысле, что сама русская культура – апокалипсическая, ждущая прихода Мессии, и предуготовляющаяся к этому событию. Русские жаждут Царства Небесного, потому и ждут конца царства земного. Культура забвения умеет прощать, культура памяти – всё помнит: «Для неё… непримиримая вражда, не устаревшие претензии – словно булыжник в желудке».

И разве Шубарт не прав? Посмотрите, как Европа скрупулёзно вынимает из нафталина старые обиды, тычет русским в лицо то Петром Первым, то Сталиным. А чего только стоят претензии Польши к России! Россия Западу уже всё простила, а Запад не прекращает своё любимое занятие – пачканье России своими домыслами и фобиями.

«Сегодня в Европе живёт «прометеевский» человек – и никакой другой. Его, неприкрытого мантией готики…, противопоставляем мы русскому человеку», - читаем у Шубарта. «Пушкин гармоничнее Гёте», - выносит он свой приговор.

Римлян, чьим наследием так гордится Запад, Шубарт называет «пруссаками античного мира», и именно это римское «пруссачество» толкает Запад на военные авантюры против России.

Шубарт с огромной любовью всматривался в Православие. «Гармоничным духом веет от древнейшего русского христианства, - указывал он. - Гармония разлита на лице русского священника. Какая противоположность западным иезуитским головам, с их плоскими, строгими, цезаристскими лицами!».

С восхищением пишет Шубарт о храбрости русских, которых надо не только убить, но ещё и толкнуть, чтобы они упали, как выразился Бонапарт.
«Берлинцы стояли шпалерами и кланялись Наполеону. Русские же и на себя, и на врага нагоняли ужасы апокалипсиса. «Россия – это та сила, которая гигантскими шагами и с величайшей уверенностью шагает к мировому господству», - сказал Наполеон».

Единственный европейский народ, которого Шубарт сравнивает с русскими и находит положительные сходства – это испанцы. Неспроста самое ожесточённое сопротивление Бонапарту оказали только 2 народа – испанцы в 1808-1809 гг. и русские в 1812 г.

Что можно сказать? Только настоятельно посоветовать прочесть труд Шубарта каждому, кто считает себя русским, и не тратить время на солженицынскую и прочую русофобскую пачкотню. Она не стоит ни нашего времени, ни наших усилий.

Олег Харитонов

Вернуться назад