Главная > История > АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ КАК ПРЕДВЕСТНИК СОВРЕМЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ {T_LINK}

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ КАК ПРЕДВЕСТНИК СОВРЕМЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ


15-01-2013, 13:35. Разместил: Редакция
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ КАК ПРЕДВЕСТНИК СОВРЕМЕННОЙ ДИПЛОМАТИИЧто мы знаем об Александре Невском (1220-1263гг)? Фактически нам преподавали и преподают его как победителя в двух Великих Битвах. Первая – 1240й год. Когда он разгромил шведов на Неве. Вторая – Ледовое Побоище 1242 года. Но кроме искусства полководца Невский обладал и искусством дипломатии. Не случайно не было татаро-монгол на Новгородской земле.

Невский был (безусловно!) военным гением того времени. Но за ратные подвиги Православная церковь вряд ли бы причислила его к лику Святых. Бытует мнение, что он был чуть ли не предателем Руси. И всего лишь оттого, что «якшался с Богомерзскими татарами». Александр был дипломатом. Не случайно, дипломатия России считала его своим покровителем.

Удивительно, но известные из исторических источников основополагающие начала, на которых строил свою деятельность Александр, почти дословно совпадают с общепризнанными принципами современного международного права. С учетом того, что последние были окончательно закреплены в международно-правовых актах лишь после 1945 года, не будет преувеличением сказать, что святой покровитель российской дипломатии опередил свое время лет на 700. Впрочем, святой благоверный князь вдохновлялся православной христианской верой, то есть вечной истиной. Поэтому неудивительно, что он еще в XIII веке придерживался принципов, которые человеческая цивилизация приняла, лишь пройдя через две мировые войны...

Что же это были за принципы?

Их подробно разобрал Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) в своём докладе на конференции "Александр Невский", проходившей в МГИМО 4 декабря 2007 г.

1. "Не в силе Бог, а в правде".

Опытный специалист-международник без труда увидит в этих словах, (сказанных князем перед сражением с рыцарями-агрессорами), прямую связь с ключевым принципом современного международного права - принципом неприменения силы или угрозы силой против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства (пункт 4 статьи 2 Устава ООН). А если учесть, что в древнерусском языке слово "правда" было во многом синонимом слова "право" (вспомним "Русскую Правду" - своего рода "Основной закон" Древней Руси), то явно просматривается и параллель с принципом мирного разрешения межгосударственных конфликтов на основе справедливых международно-правовых норм и процедур.
Воцерковленный православный христианин добавит, что слова князя представляют собой перифраз нескольких ветхозаветных отрывков из Библии (Третья книга Царств, глава 19, стих 11; Книга пророка Захарии, глава 8, стих 8 и т.д.).

Своими словами Александр подчеркивал непреложный факт -достижение успеха в конечном итоге зависит не от грубой силы, а от справедливости дела, которое защищаешь. Мировая и отечественная история неоднократно подтверждала верность такого подхода. Недаром фраза "Не в силе Бог, а в правде", в конце концов, стала на Руси крылатой...

2. "Жить не преступая в чужие части".

Для того чтобы увидеть в этих словах (сказанных Александром в молитве перед походом на вторгшихся шведов) краткое, четкое и точное выражение сразу двух общепризнанных международно-правовых принципов (принципа неприкосновенности территориальной целостности государств и принципа нерушимости государственных границ) совсем не обязательно быть специалистом в области внешней политики. "Ты положил пределы народам и повелел жить, не преступая в чужие части", - говорил Богу двадцатилетний князь, прося у Христа даровать своему войску победу над захватчиками, открыто объявившими о "пленении" Русской земли. Нетрудно увидеть в этой фразе пересказ слов, произнесенных апостолом Павлом за 1200 лет до Александра Ярославовича (Деяния Святых Апостолов, глава 17, стих 26). Труднее поверить в другое. Будучи подлинным христианином, святой Александр Невский не только в теории, но и на практике следовал правде Христовой. Даже сокрушая коварно нападавших на Русь соседей, он не отнимал их земель, не навязывал побежденным политической зависимости, но заключал мир, довольствуясь лишь возвращением захваченных территорий и жителей, а также возмещением причиненного ущерба.

3. "Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет".

Библейский источник этой фразы, произнесенный князем при заключении мира с немецкими рыцарями, общеизвестен. Фактически она представляет собой почти дословную цитату из Евангелия (Евангелие от Матфея, глава 26, стих 52) и Псалтири (Псалом 36, стих 15), На фоне общеизвестности библейских слов не сразу бросается в глаза тесная связь изречения великого князя с предусмотренным статьей 51 Устава ООН правом любого государства на индивидуальную и коллективную самооборону в случае агрессии. Отметим при этом, что Православная Церковь, в отличие от многочисленных ересей, расколов и сект, никогда не ставила под сомнение тот факт, что защита своего Отечества с оружием в руках является долгом православного христианина. В отличие от сектантов, раскольников и еретиков, православные христиане читают Библию полностью, а не выдергивают из нее отдельные цитаты. Поэтому они знают, что Бог, давший в Библии заповедь "не убий", в ней же указал и случаи, когда во имя спасения своих сограждан и единоверцев допускается лишать жизни тех, кто пришел на нашу землю убивать. При этом там же позволено не соблюдать пост Ратникам и тяжело работающим. Как и беременным женщинам. Это жизнь. А принципы всех конфессий построены на сохранении жизни людей, тех кого создал Творец.

Невскому было необходимо защищать Русь с двух рубежей. С востока была Орда. С Запада – «рыдели» - рыцари-крестоносцы. Немцы и шведы, владевшие Прибалтикой. Разговор о том, КАК владели эти рыцари Прибалтикой – особая тема и статья. Опираясь на сведения очевидцев и летописцев я могу сделать только один вывод – Орда была милосерднее и честнее.

Невскому было необходимо сохранить Русичей. Безусловно, на открытую агрессию он отвечал мечом. Но когда меч был бессилен (не секрет, что не было единства у Князей) он действовал потрясающими дипломатическими методами. Сохранение баланса между Европой и Востоком - это редкий дар именно дипломата. И при этом он ен терял того, что сейчас называют «лицом», а на самом деле – он не терял Чести.

Необходимость укрепления обороны на Западе понятна любому человеку, хоть сколько-нибудь знакомому с отечественной историей. На одно нашествие с Востока в любой исторический период приходился десяток нападений на Россию с западных рубежей. И эпоха Александр Ярославовича не составила в этом плане исключения. На пять походов ордынцев на русские земли в З0-х-50-х годах XIII века приходится до полусотни вторжений шведских, датских, немецких (орденских), литовских, польских и венгерских войск. Причем ущерб от последних, зачастую превосходил по своим последствиям ордынские набеги...

Монголы требовали от Руси дани. Но вплоть до времен Мамая они никогда не пытались упразднить политическую самостоятельность русских земель. Тем более не помышляли они об их оккупации и присоединении к золотоордынскому государству. А вот те же литвины в 30-е - 40-е годы XIII века ликвидировали целый ряд древнерусских княжеств, захватив большую часть Западной и немалую часть Центральной Белоруссии. Орден (который у нас обычно называют Ливонским или Тевтонским, при том, что на самом деле он именовался Немецким или Германским) взяв в 1224 году древний русский город Юрьев (позднее Дерпт, а ныне эстонский Тарту), продолжил свою экспансию захватом в 1241 году Пскова. Шведы вообще собирались "пленить землю", в которой княжил будущий невский победитель...

Александр Ярославович (женившийся первым браком на дочери полоцкого князя Александре Брячиславовне) отбросил литвинов на запад, разбив их так, что они, по словам летописца, стали "трепетать имени его". Шведы после Невской битвы осмеливались нападать на русские земли только в отсутствие князя и бежали, едва заслышав о возможном его приближении. Что же до немецких рыцарей, то именно захват Пскова стал причиной похода Александра Невского, закончившегося разгромом предшественников современных "распространителей общечеловеческих ценностей". Трижды (в начале 40-х, начале 50-х и начале 60-х годов XIII века) вторгались они на Русь, и трижды были вынуждены заключать мир на условиях, которые диктовал им святой благоверный князь.

Но, помимо территориального, западные агрессоры несли с собой еще более страшное, духовное порабощение. Идя на православную Русь с крестом и мечом, приравнивая русских людей к язычникам, западные "рыцари" готовили нашей стране участь разграбленной и захваченной в 1204 году Византийской империи. Русская земля должна была стать колониальной окраиной "латинского мира", а православная вера и православная культура подлежали уничтожению вместе с ее носителями. "Латинская вера или латинский меч" - вот альтернатива, которую предлагали Руси "крестоносцы".

Ничего похожего монголы даже не планировали. Напротив, отличаясь крайней веротерпимостью, они задолго до "просвещенных" европейцев ввели в своих владениях свободу вероисповедания. Более того, будучи в ту эпоху склонными к стихийному монотеизму (единобожию), правители Золотой Орды проявляли сильнейший интерес к Православию. Сын и преемник Батыя, побратим Александра Невского Сартак был христианином. (Исторический факт подтвержденный легатом Римской Церкви Карпини). Один из ордынских царевичей принял Православие с именем Петр и впоследствии стал почитаемым общерусским святым. Собор епископов Русской Церкви, созванный через 11 лет после смерти Александра, был почти полностью посвящен рассмотрению вопросов организации христианской жизни в условиях степного кочевого быта. И хотя позднее во всех золотоордынских владениях государственной религией стал ислам, ханы-чингизиды (за редчайшими исключениями) всегда хорошо относились к Православию и не посягали на внутриполитические и религиозные устои Святой Руси.

Именно поэтому союзников в деле защиты от агрессии с Запада следовало искать именно на монголо-тюрко-китайском Востоке. При этом бояре Новгородские, преследуя собственную выгоду, требовали от Невского союза со Шведами и немцами. Неслучайно территориальная конфигурация созданного при Александре Невском стратегического союза во многом совпадала с внешними границами нынешней Шанхайской Организации Сотрудничества (членами которой стали Казахстан, Киргизстан, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан).

«Ведь Русь была под тяжким монгольским игом..." – скажете Вы. Между тем как раз Александру Невскому во многом удалось превратить Русь из данника в значимого политического партнера как Золотой Орды, так и центрального правительства Монгольской империи. Добившись "двойного подчинения" Северо-Восточной и Северо-Западной Руси как Батыю, так и великому хану, он получил возможность, играя на противоречиях между ними, существенно ослабить пресловутое иго. При этом ему удалось не только получить, но и сохранить военно-политическую поддержку как центральных, так и золотоордынских монгольских властей. Этому способствовали не только продуманная внешнеполитическая линия, но и личные дружеские отношения князя с монгольскими правителями, уважавшими его мужество, храбрость и верность своим обязательствам.

Не дипломат? Нашей современной дипломатии во главе с Лавровым поучиться бы. Да где там…

Невский был братом Великого Князя Андрея Ярославича. Он всячески старался его уберечь от необдуманных выступлений против Орды. Силы были разрознены и такие выпады были смерти подобны. Что и случилось. И закончилось плачевно. Не так поступил и Даниил Галицкий. Восстав вместе с Андреем Ярославовичем против Батыя он, опираясь на поддержку Литвы, Венгрии и Польши, сумел нанести поражение некоторым татарским отрядам. Возгордившись, он принял от римского папы титул "короля Малой Руси" (вообще-то это предательство и веры и соответственно Отечества!) и включил свои владения в орбиту западного политического, культурного и религиозного влияния.

Но когда он попытался отбить Киев, в котором сидел монгольский наместник, огромная армия Орды вторглась в земли Даниила. Пресловутая западная "помощь", разумеется, не пришла (да и проку от нее в любом случае не было бы никакого - западные рыцари в панике бежали от ордынцев не только в середине XIII века, но и полтора столетия спустя, через 20 лет после Куликовской битвы ((намек на НАТО!!!)) ). Даниил был вынужден не просто разорвать отношения с Западом, но и идти вмести с монголами войной на своих прежних союзников-литвинов (напомню, Александру Невскому удалось добиться, чтобы его войска не привлекались к ордынским походам). Более того, по окончании войны в наказание за восстание Даниилу было приказано срыть все (!) стены всех (!) городов и крепостей в своих владениях. И гордому Галицкому князю пришлось подчиниться. А великий князь Александр Ярославович тем временем успешно реализовывал свой план по вытеснению из русских земель ордынских сборщиков дани...

Если смотреть глубже, то его, Невского, откупами Орде, удалось сохранить без преувеличения тысячи жизней. Кроме того, Александр, бывая в Орде, выкупал Русских пленников. И не скупился при этом.

Невский был в высшей мере образованным человеком. Он свободно читал и говорил как на Русском так и на Греческом, на Латыни, Татарском (Скорее всего на Татарском, так как монгол в Орде было немного. И могу предположить, что монголы переняли татарский. Кроме того в Орде не было и единства в вере. Они прошли много территорий. А Вероисповедания были разные. И Буддисты, и Мусульмане и Христиане.)

Таков краткосрочный итог "скорого и верного" пути борьбы с монголами при опоре на Запад. Долгосрочный же был еще страшнее. Через 100 с лишним лет наследник Александра Невского Димитрий Донской (во владениях которого нашли убежище многие жители постоянно разоряемой ордынскими набегами Малой Руси) повел русские полки на Куликово поле. А обескровленная, беззащитная перед Западом Галицко-Волынская земля к тому времени уже 40 лет как была завоевана Польшей и Литвой. Через 100 лет после Куликовской битвы ордынское иго на Руси было окончательно свергнуто. А жители украинских земель к тому времени в полной мере испытывали на себе тройной (социальный, национальный и религиозный) гнет иноземных захватчиков. К концу XVI века большая часть бывших золотоордынских земель вошла в состав России. А утративших свою государственность и национальную элиту потомков подданных Даниила Галицкого в те же самые годы силой вынуждали отказываться от православной веры своих отцов, дедов и прадедов и принимать унию с Римом...

Источник

Вернуться назад