Главная > История > РОССИЯ В "КРУГЕ ГОДОВОМ". ЯНВАРЬ В ИСТОРИИ РОССИИ {T_LINK}

РОССИЯ В "КРУГЕ ГОДОВОМ". ЯНВАРЬ В ИСТОРИИ РОССИИ


12-01-2013, 15:49. Разместил: Редакция
РОССИЯ В "КРУГЕ ГОДОВОМ". ЯНВАРЬ В ИСТОРИИ РОССИИ
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.Пушкин


История замысла

На протяжении многих лет я время от времени к началу то одного, то другого месяца, привлекательного для любителя истории Отечества каким-нибудь ярким событием, приступал к сочинению о делах давно минувших дней. Но неизменно обнаруживались другие события, часто столь же яркие, как то, что первым бросилось в глаза. Они были связаны с днями того же месяца, но редко – с тем же годом; чаще отыскивались в глубине веков или во времени недавнем. Они и подсказали первый раз название очерка – «Июль в истории России». Когда с тем же побуждением и по такой же схеме было написано несколько очерков, название первого из них стало типовым для последующих: «Октябрь в истории России»… «Январь в истории России». Наконец был дописан очерк, который заполнил все 12 «ячеек» годового круга, хотя изначально я такой цели перед собой не ставил. Эти сочинения были разбросаны по разным изданиям, единого целого из себя не представляли. Но, судя по отзыву, представляли интерес для читателя. Поэтому я решил собрать их в одной тетради, для чего пришлось подгонять друг к другу все 12 очерков, подобно тому, как колёсник (стельмах) укладывает фрагменты колеса в круг, чтобы колесо могло отвечать своему предназначению.

Годовой круг российской истории имеет ту особенность, что выдав его на бумагу или на «электронные страницы» издания, необходимо определить его начало и конец, то есть то, что нет у реального круга. Не спешите возразить мне, дескать, начало его в первом числе января. Как бы не так! А 14 января не хотите?! А 1 сентября? А ещё раньше – 1 марта. Наша родина – страна 3-х старых новых годов. Каково звучит: старый новый (без дефиса)! О ближайшем к нам старому новому году, появившемуся после 1918 года соотечественников помнят, ибо с удовольствием (как законный повод опохмелиться после встречи календарного нового года) отмечают. Об осеннем, ещё реже – весеннем знают немногие. С этого, с ликбеза, и начну своё повествование.



Общее введение: начало года – по-русски

Ивановы хитрости


Не так умом и сердцем, как уставшим желудком, памятен всем нам январь нескончаемыми торжествами и гуляниями, среди которых есть такой полузагадочный праздник - Старый Новый год. Все-таки, хотя мы и «самая читающая в мире страна» (до перестройки), да читатель у нас невнимательный и забывчивый. Ведь и не особенно копаясь в отечественной истории, можно найти по меньшей мере еще два «старых новых года» - 1 марта и 1 сентября. Мартовский отменил Иван III накануне 7000 года по «Византийскому летоисчислению» (от Сотворения Мира), принятому Русью вместе с христианством из Константинополя. Историки утверждают, что Государь Всея Руси перенес смену лет с начала весны на начало осени по рассуждению исключительно хозяйственному; мол, отчитываться по итогам года сподручней, когда с полей снят урожай. Кончил дело, и гуляй себе на здоровье смело, провожай старый год, встречай новый, неси в кабак заработанные денежки! Мне же кажется, что причина здесь в другом.

Как ни храбр был Великий князь Московский, пересидевший хана Ахмата на Угре, да его тоже страшила смена тысячелетий (с седьмого на восьмое), с чем был связан в сознании православных Конец Света. Предсказание родилось в давние времена: Господнее мироздание, созданное за семь дней, столько же и просуществует, ибо, по Псалтыри, «тысяча лет для Бога яко день един». Вот и оттягивал первый из Иванов Васильевичей роковой день, сколько сил хватило (а хватило до конца августа), потом, видно, махнул рукой: двум смертям не бывать!..

Мода на конец света

Возможно, было по-иному. К примеру, обнадежил его придворный фрязь, что не так страшен черт и так далее. Этих фрязей, как звали наши предки итальянцев, крутилось тогда в Москве немало. Доверял им государь, видя дела рук их: новый Кремль, бронзовые пушки, цветное стекло, российское серебро, найденное ими в горах на севере, а главное, - привезенную из Италии невесту, греческую царевну Софью. Не замухрышку какую. Последнего императора племянницу. Допустим, некий фрязь утешил: «У нас в Риме, сказывают, в свое время 1000-й год еще как боялись, но пронесло, вишь, живы». Старый князь вспомнил читанное в летописях, как католики-«латинцы» тряслись от страха, когда на Руси беспечально протекал 6507 год в счастливое княжение Владимира Святого. Ведь фрязи и прочие немцы считали года от Рождества Христова, у них кончался год 999, а за ним (ходили упорные слухи, питаемые магией трех нулей) ждет людей Страшный Суд. Да, тогда пронесло. Может быть и сейчас Бог помилует?

Помиловал грешных. Но христиане всех конфессий как бы вошли во вкус: подавай им Конец Света, Страшный Суд! И не при смене тысячелетий, а чаще. Чего долго ждать, томиться!? Здесь «надеялись» на 7007, 7070, 7077 годы; там «делали ставку» на 1700, 1707, 1770, 1777 года, а некоторые загадали аж на общий уже для всех христиан 2192 год, подсчитав, что именно тогда «Сотворенному Миру» исполнится ровно 7700 лет. Можно догадаться, в этих подсчётах главную роль играет «семёрка», цифра очень уж «подозрительная».

Не дождётесь!

Почему же Свет (или Мир, как хотите) уцелел тогда и, скорее всего, останется при своих интересах через 180 лет, считая от 1 января 2012 года? Поскольку церкви и академии наук уходят от внятного ответа на сей сакраментальный вопрос, попытаемся разобраться в нем самостоятельно. Конец Света (и по слухам, и согласно прессе всех времен) явление единоразовое и одновременное во всех частях обитаемого Мира. Тот, кто задумал его, не учел, что последователи Христа время своего бытия будут отсчитывать не согласно от одного события, а вразлад. Вот и получилась несостыковка: в Риме, Париже, Лондоне, Кракове с тоской провожали 999 год, а в Константинополе, Киеве и Новгороде (Москвы тогда не было) радовались, что до 7000-го еще далеко. При таком разнобое Страшный Суд просто не мог состояться. По той же причине и при Иване III. Правда, оставалась надежда на русского царя Петра, который так возлюбил Запад, что родной для подданных, православный 7208 год обменял на 1700-й, «латинский», да еще смену лет перенес с сентября на начало января, чем вслед за предшественником своим на великокняжеском троне приговорил нас, ныне живущих, отмечать «второй Старый Новый год» (напомню, первый - 1 марта). Он же, Петр Алексеевич, и «третьим» нас наградил, лишив при этом уже замаячившего на горизонте Конца Света. Недаром Петр прозван Великим! Год-то православные получили 1700-й, да 1 января в нем началось сразу (по привычке) после 31 декабря, в то время как в любимой царем Европе уже шла вторая декада января. Говоря научным языком, Россия, перейдя на летоисчисление «от Р. Х.», продолжала пользоваться Юлианским календарем, в то время как в Европа с 1582 года перешла на Григорианский. Вновь несовпадение времени в разных частях христианского Мира, пусть теперь всего на одиннадцать дней, разрушило планы тех, кто мечтал или, наоборот, боялся участвовать в Страшном Суде.

На благо всего просвещённого человечества.

Ладно, побалагурили и хватит! Настроимся на серьезный лад, поскольку сейчас оперировать придется больше цифрами, чем словесами. В 45 году до н. э. Цезарь утвердил календарь, скромно назвав его Юлианским (далее ЮК). По нему средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического (он же солнечный) года. Когда к 1582 году разница между ними составила уже 10 дней, что стало нарушать точность определения церковных праздников, папа Григорий XIII спохватился и в том же году ввел календарь своего имени - «новый стиль». Успехи науки тогда позволили сделать календарь более точным. Длина года в нем, в среднем, составляла 365,2425 суток; это лишь на 26 секунд больше солнечного года. А накопившуюся разницу в 10 дней папа ликвидировал росчерком пера и властью, дарованной ему Богом и людьми. Когда подобную власть в России взяли большевики, они также предпочли Григорианский календарь (далее ГК) Юлианскому. Тогда разница между ними составила уже, как свидетельствует «СЭС» за 1989 год, 13 дней. Поэтому первому февральскому дню 1918 года было присвоено значение 14 февраля. Не будем ностальгировать! Григорианский календарь более точен, в нем меньше високосных годов. Просвещенное человечество в большинстве своем с этим согласно. Но, к сожалению, просвещенному человечеству не совсем верно внушили, что для пересчета дат с ЮК на ГК необходимо для событий XVIII столетия прибавлять 11 дней, ХIХ - 12, ХХ - 13.

Учиться, учиться и ещё раз учиться.

На самом деле после 1582 года, как утверждает Исторический календарь, изданный в Москве в 1992 году, необходимо к 10 дням прибавлять по одному дню каждые 133 года. Выходит, с 1715 года разница между датами ЮК и ГК увеличивается на 11 дней, после 1848 года - на 12 дней, а прибавлять 13 дней следует только после 1981 года, а не с начала ХХ века. Наверное, по этой причине с наступлением ХХI столетия учёные мужи не рекомендовали нам прибавлять 14 дней. Еще большая неразбериха получилась с датами ЮК, отмеченными в документах и хрониках ранних (до 1582 года) веков. В том же Историческом календаре сообщается о Куликовской битве на листке 22 сентября, где отмечено: 8 сентября по старому стилю. Верно при пересчете на ХХ век. А битва та состоялась в 1380 году. Таких ошибок в наших исторических и неисторических календарях масса; вернее, они состоят из сплошных ошибок, когда дело доходит до пересчета с одного календаря на другой. А «массовый читатель» проверить не может. Он верит печатному слову, учится на нем и только крякает с досады, когда замечает разночтения.

Оптимистический эпилог.

Пора ставить точку. Тема эта обширная, а наш читатель и так утомлен обилием цифр, запутался в них. Зато теперь, беря в руки тот или иной календарь, он будет более внимателен к датам и при желании способен в уме произвести собственный подсчет. Ни одно из знаний, согласитесь, не может быть лишним.

Погодите, слышим голос неудовлетворенного, а как с Концом Света!? Отвечаем: скорее всего, не состоится, если мы, люди, сами его не организуем доступными средствами (а средства уже есть!). Ведь в отличие от средневековья, сегодня большинство людей в Страшный Суд не верят. А без веры, сами понимаете, никаких серьезных дел не бывает. Одна говорильня!

Чем сидеть пригорюнившись, не лучше ли заняться чем-нибудь полезным? Например, пройтись мысленным взором по годовому кругу нашего Отечества? Мне очень хотелось, отдавая дань далёким предкам, начать с марта, да боюсь запутаться, заблудиться во времени. Придётся пойти по привычному пути, уже нахоженному: начать с января.

Так начнём? Начнём, с Богом!

*

Январь в истории России

В виде исключения – от января до декабря


I.


Начальный месяц года имеет то преимущество, что позволяет вспомнить «ко времени» те события в прошлом страны и их участников, которые хронист пометил только соответствующим годом, не указав более точной даты. К таким событиям относится зарождение российской государственности, условно привязанное к «призванию варягов», точнее – Рюрика и его двух братьев из неведомого племени, неведомо откуда прибывших с дружиной якобы на отчаянный зов наших далёких предков, славян полуночного края, и их финно-язычных соседей: «Приходите княжить и владеть нами» (читайте «Повесть временных лет»). Случилось это «в год 6370», по нынешнему летоисчислению – 862. Следовательно, в 2012 году отпразднуем 1150-летие.

Не спешите винить наших далёких предков в неспособности самим наладить государственную жизнь. В те времена земледельческие (а значит, мирные) сообщества Европы сплошь и рядом приглашали для защиты своих земель наёмников, в основном, викингов-норманнов. Те, оголодав на бесплодных камнях Скандинавии, веками промышляли только войной, грабя соседей и предлагая свои мечи и щиты ограбленным. Для примера: в ту же эпоху туземцы Альбиона, бритты, если верить хроникам, призвали из-за моря «править и владеть ими»(!) таких же скандинавов-головорезов, англов и саксов. Чем это закончилось, известно. Бриттов и след простыл, а на их месте живут англосаксы. Наши же предки, наоборот, без остатка растворили в себе тех загадочных варягов, дав покняжить да поцарствовать Рюриковичам, потом Романовым, примазавшимся к первой династии. Только «династия Политбюро ЦК КПСС» пресекла эту традицию.

Профессиональных воинов-иноземцев наши пращуры нанимали для исполнения чётко оговоренных обязанностей (в обмен на часть продуктов полюдья и на право контроля торговых путей. Их призывали боронить землю от внешних врагов, поддерживать общественный порядок и вершить правосудие, следуя местным законам, по согласию с вече. Рюрика с братьями, типичными кондотьерами, позвали княжить не все племенные объединения восточных славян, а лишь ильменские словене, их западные и южные единокровные соседи – кривичи и северные – иноязычная чудь и весь. Другие племенные объединения восточных славян имели своих князей. И ещё особенность этого призвания: по одной из легенд, во главе нанимателей стоял престарелый старейшина ильменских словен Гостомысл, владевший Городищем у истока Волхова из озера Ильмень, где вскоре возник Новгород. Оставшись без наследника, гласит легенда, он выдал дочь Умилу за Рюрика, который, таким образом, исполнил роль принца-консорта. И лишь внук скончавшегося старейшины, Игорь Рюрикович, стал полновластным князем призвавших его племён.

Таким образом, своеобразная государственность у ильменских словен и их ближайших соседей до «призвания варягов» была. Ничего нового, кроме образцового военного элемента, заморские солдафоны, умевшие, между делом, выгодно подторговывать, добавить в неё не могли. Зато коренные насельники приильменья воспользовались своим военным преимуществом над южными соседями. В 882 году «Вещий Олег» (то ли родственник покойного уже Рюрика, правитель при малолетнем Игоре, то ли предводитель княжеской дружины) захватил Киев, торговый и племенной центр полян, и сделал его стольным градом объединённой Руси, принизив отодвинутый на вторую роль словенский Новгород. Возмужавший Игорь с пользой для здоровья сменил климат, перебравшись на Днепровские кручи, что, впрочем, жизни ему не прибавило (см. летописи). В одних властных руках оказались почти все племенные объединения восточных славян, весь доходный донельзя Путь из Варяг в Греки.

Вот этот год – 882 – и следовало бы объявить началом нашей российской государственности. Но Александр II («притянутый за уши» к Рюриковичам) одобрил династическое начало, как начало державное. И в 1862 году в Новгороде Великом был открыт величественный, многофигурный Памятник тысячелетию России. Тогда это было в обиду для Киева, удовлетворившемуся неоспоримым, почётным титулом «Отца городов русских». Теперь Киеву, с его окремой историей, такое на руку, ведь «свидомые украинцы» повели свою историю от гибели Атлантиды (8499 год до Р.Х., по О.Мунку). Словом, чого хотiли москалi, те й мають.

Но Третий Рим пал и в свой срок «красная» Москва пала. Пришло время просто России, федеративной. Царей и генсеков сменили президенты. Указом Президента № 267 от 3 марта 2011 года в на 2012 год запланирована серия праздников, посвящённых 1150-летию зарождения российской государственности «по версии Александра Освободителя». Намечены они на сентябрь, к 150-летию открытия знаменитого памятника. Кроме того, 22 июля 2011 года на встрече с учеными-историками во Владимире Дмитрий Медведев поддержал идею объявления 2012 года Годом российской истории. Можно долго спорить об исторической правомерности считать началом нашей государственности первый год правления первого представителя первой династии российских монархов в одном из регионов обширной территории Восточных славян. Можно назвать, по меньшей мере, с полдюжины дат, которые столь же «убедительно» способны конкурировать с названной. Но последняя уже стала традицией, как день 23 февраля, вопреки реалиям, стал Днём защитника Отечества. А традиции прочнее памятников, долговечней египетских пирамид.

II.


Вторым значительным событием «юбилейного уровня» в 2012 году станет 975-летняя годовщина первой (как принято считать) библиотеки Древней Руси. Летописец не назвал более точной даты этого значительного события. Тогда вся вековая мудрость Востока и Античного Мира, переработанная христианской мыслью византийских мудрецов, вмещалась всего в несколько сотен, от силы – в тысячу томов. Их изготавливали любовно, медленно, тщательно в монастырских скрипториях, перенося на чистые пергаментные листы старинные тексты, духовного и, реже, светского содержания, ошибаясь в переводах, домысливали утраченное. Листы сшивались, обретали богатый переплёт. Рукописные кодексы становились высшей духовной и материальной ценностью. Многие из них дождались Гуттенберга и других первопечатников.

А пока вернёмся к теме раздела. Князь Ярослав, сын равноапостольного Владимира, не зря был наречён современниками Мудрым. Свой природный ум он развил чтением. Зная наклонности властителя огромной державы, размерами превзошедшей империю Карла Великого, подданные и заморские гости отовсюду везли в княжескую резиденцию книги, пополняя его личное собрание манускриптов. Властительный книгочей велел в 1037 году разместить своё бесценное сокровище на хорах Софийского собора в Киеве. Таким образом, частное собрание стало, с известными оговорками, публичным. Слово «библиотека» впервые появилась в «Геннадиевской библии», переведённой и написанной в Новгороде в 1499 году, а в XI веке книгохранилище называлось Домом книги. Таким домом стал в столице Божий дом, и в этом особый смысл…

Неизвестно, сколько томов (не считая отдельных документов) находилось в той библиотеке. Наверное, учитывая социальное положение первого собирателя, страстного книгочея, не меньше той тысячи, о которой сказано выше. Вполне вероятно, что, кроме богослужебных книг, сюда попали кодексы с сочинениями Платона и Аристотеля, Галена, Тита Ливия, Страбона… Тема эта увлекательная. Но неужели библиотека погибла без следа? Неужели давно ведущиеся её поиски (как библиотек Ивана Грозного, Александрийской, например) напрасны? Ведь рукописи, есть мнение, «не горят». Предусмотрительные хранители «законсервированной мудрости», предчувствуя катастрофы, старались надёжно упрятать то, что является главным мерилом ценности. Увы, неизвестно, куда, в какое подземелье, под какие своды переместился с хор Софиевского собора Дом книги князя Ярослава. Но, по крайней мере, одна из них вроде бы уцелела.

Предполагают, что Реймское Евангелие, на котором присягали короли Франции, доверяя тексту, написанному на кириллице и глаголице, вывезла из Киева княжеская дочь Анна Ярославна. Книга составила часть её приданного, когда она стала королевой далёкой католической страны. После Анны читать её смог без малого через 700 лет только Пётр Первый, будучи гостем Реймса. Вот такая история нашей первой (но первой ли!?) библиотеки. К слову, как не вспомнить ещё славный юбилей «нашего 12-го года»: 555 лет назад в немецком городе Майнце увидела свет первая точно датированная печатная книга – Псалтырь.

А теперь начнём выборочно помесячный обзор годового круга истории России:

Январь-месяц

I.


Во-первых, с новым годом, читатели! И с Рождеством Христовым! Предпраздничное настроение способствует лирике, тем более, что в Рождественские каникулы родились композиторы М.Балакирев и А.Скрябин (первому в 2012 году «стукнет» 175, второму – 140 лет); исполнится 200 лет(!) Московской Сафо, как назвал П.Вяземский поэтессу Евдокию Ростопчину. Ко времени и к месту помянуть И.Голикова, основателя искусства Палеха. 6 января 2012 года исполнится 125 лет со дня рождения мастера. Пока читатель в поисках дополнительных сведений о названных лицах роется в интернете, я выскажу своё, к случаю:

Друзья, полночный близок час.
Двенадцать раз пробьют куранты.
Пусть Новый год встречает вас
Небесной музыкой, bel canto!
Всё пронесётся, промелькнёт,
Как в песне (помните?) поётся.
Так пусть же уходящий год
Вам на прощанье улыбнётся.
Мы забываем всякий раз,
Что жизнь одна (закон природы).
И «время убивать» у нас -
Давно традиция в народе.
Так берегите каждый миг,
Не тратьте время, дар прекрасный.
Кто эту истину постиг,
«Не гонит лошадей» напрасно.
Служить стране, семье, друзьям,
Призванью, не спуская флага,
Дано на испытанье нам;
И в этом жизни смысл и благо.
Друзья, настал полночный час,
Курантов голос раздаётся.
Пусть чаша полная нальётся
Рукою щедрою для вас.

II.


Хотя наша рубрика рассчитана на сугубо отечественную историю, в исключительных случаях в неё допускаются иноземцы, России не служившие. Здесь исключительный случай представился: в 2012 году 600-летний юбилей национальной героини Франции, Жанны д'Арк. Она прожила 19 лет, но успела поднять страну на сопротивление захватчикам, вернула веру в победу соотечественникам-мужчинам:

9 (563).
……………………………………
Когда теряет рыцарь меч и честь,
в стране французов, к счастью, Дева есть.

10 (564).
Конь - белый. Знамя - белое. Бледна,
с восторженно-безумным, ясным взглядом,
по Франции униженной она
ведет к победам верные отряды.
Свободен Орлеан, и наконец
дофин наденет в Реймсе свой венец.

(Полностью здесь: . http://biblioteka-dzvon.narod.ru/docs/Nasha_Biblioteka.doc)

III.


Когда придёт время отдохнуть от заслуженного отдыха в январе, приходящие в себя россияне смогут отметить 8 числа, с детьми и внуками, за бокалом газировки, с тортом и конфетами (а желающие – с огуречным рассолом), День детского кино, поглядывая на экран. Конечно, ни «Детей капитана Гранта», ни ленты «Слон и верёвочка», ни «Первоклассницу» показывать не будут. В лучшем случае Гарри Потера», скорее – всякие ужастики с непрекращающимися «пиф-паф». Время добрых, благородных киногероев, увы, ушло в прошлое. Ныне юными умами властвуют не 15-летник капитаны, а капитаны вполне зрелого возраста, которые ловят киллеров, да и сами киллеры…

Поскольку нам от «пиф-паф» никуда не деться, то уж лучше слушать звуки брани, ставшие достоянием истории. Такую возможность даёт нам 12 января. В этот день, в 1881 году, отряд генерала Скобелева овладел «туркменским Измаилом», как называли крепость Геок-Тепе в Ахал-Текинском оазисе у подножия Копетдага. Раньше дружба между русским и туркменским народами не позволяла вспоминать об этом событии вслух. Теперь дружбы поубавилось, а возможности вспоминать прошлое вслух прибавилось.

Не стану здесь много распространяться и на тему 13 января. Нет, я не о службе погоде, которая (служба) была основана 1872 году. С погодой всё ясно – гляньте в окно. На это число выпадает и День российской печати. Не пропустите его, хотя понимаю: все ваши помыслы направлены на 19 января, к Крещению. Что ж, дело святое и полезное, особенно для русского человека, которому небо ближе, если оно отражается в проруби.

Но вернёмся к земному. 12 января 1907 года родился Сергей Павлович Королёв; в представлении не нуждается. Равно как и И.И. Шишкин (кто не помнит живописное полтно «Утро в сосновом лесу», в просторечье – «Мишки»!?); 25 января 2012 года мастеру русского пейзажа 180 лет. А ведь жив и будет жить! Бессмертен стал после своей насильственной, безвременной смерти в 1937 году(!) мыслитель, учёный-энциклопедист П.А. Флоренский, который увидел свет 22 января 1882 года, следовательно. Да, память о них вечна, пока живём мы и наши потомки, да всё равно грустно. Не так ли?

Но жизнь продолжается. И эта не оригинальная мысль неотвратимо получит подтверждение 25 января. Вспомнили? Верно – Татьянин день, День российских студентов (включая студенток). Ну, тихие обыватели Земли Русской, погодите!

РОССИЯ В "КРУГЕ ГОДОВОМ". ЯНВАРЬ В ИСТОРИИ РОССИИ
*


Сергей Анатольевич Сокуров

Продолжение (по месяцам) следует

Вернуться назад