Главная > История > ЁЛКА - ЭТО РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО {T_LINK}

ЁЛКА - ЭТО РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО


9-01-2013, 22:16. Разместил: Редакция
ЁЛКА - ЭТО РОЖДЕСТВО ХРИСТОВОТрадиция использовать елку для рождественских и новогодних праздников пришла к нам, да и вообще распространилась в Европе сравнительно недавно. Хотя известно, что издавна северные народы «милостивили» мороз, украшая деревья. Дело в том, что долгое время принят был другой обычай - устанавливать в доме дерево к 1 мая. Дерево это так и называлось – майским, как символ пробуждения и оплодотворения великого духа природы.

В России, например, ставили увитую разноцветными ленточками березу. Впервые же использовать елку как рождественское дерево начали в XVI веке в Германии, в области Верхнего Рейна. Оттуда и пошла эта традиция.

Первую новогоднюю елку в России часто приписывают Петру I. Однако это не совсем так. Петр I издал 20 декабря 1699 г. указ, постановив считать начало года с 1 января и указал «... по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочных духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения из деревьев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых..., а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветви на вороты, или над храминою своею поставить...».

После смерти Петра I новогодние елки перед воротами ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои заведения, причем эти елки стояли на трактирах круглый год – отсюда пошло их название «елки-палки».

Газета «Харьковские ведомости» в 1913 году дала такую версию возвращения праздничной елки, поставленной уже не перед воротами, а ставшей центром праздника: «В первый раз в Москве 96 лет тому назад, в 1817 г., накануне Рождества, по желанию супруги великого князя Николая Павловича великой княгини Александры Федоровны зажглась в Николаевском дворце... германская рождественская елка...».

Затем елки пришли и в другие города России, в Киев, например, в 1878 году. Школьные елки начали проводить только во второй половине девятнадцатого века, в основном, для сирот и детей из неимущих семей. Сценарии таких общественных елок существовали, но сводились к нескольким пунктам: чтению стихов о зиме и елке, танцу снежинок и подаркам под елкой. А украшать елки стали лишь в середине ХIХ века.

В старину елку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, пряниками, конфетами и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно – примерно сто лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда, на смену которой в советскую эпоху пришла красная пятиконечная.

Как считают специалисты, Дед Мороз впервые появился на этом празднике в 1910 году (а Снегурочки не было вовсе). Главным событием рождественской елки было Рождество Христово, оно наполняло смыслом все происходящее и определяло его сценарий. Елки часто устраивались в благотворительных целях – например, в пользу раненых и больных воинов. Ставилась новогодняя елка в России и в первые годы Советской власти. Так, известно, что В.И. Ленин вместе с детьми встречал новый 1919 год возле елки в Сокольниках. Однако в 1928 году празднование Нового года с рождественской елкой было окончательно запрещено. Этот обычай назвали вредным и буржуазным, и даже журнал «Юный натуралист» предложил «не тратить ни копейки на этот праздник».

Перелом в отношении к новогодней елке случился в середине 30-х годов. Никита Хрущев писал в своих воспоминаниях, как вождь украинских коммунистов Павел Постышев, приехав из Киева в Москву, в один из своих визитов поднял перед Сталиным вопрос: «Товарищ Сталин, вот была хорошая традиция, и народу понравилась, детям тоже принесла бы радость – рождественская елка. Мы это сейчас обсуждаем. А не вернуть ли детям елку?» Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим».

Так это и произошло. Постышев выступил в «Правде», другие газеты тоже подхватили идею.

Статья П.П. Постышева была опубликована в «Правде» 28 декабря 1935 года и называлась «Давайте организуем к Новому Году детям хорошую елку!», где призвал «этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец». И новогодняя елка вновь зашагала по стране. В 1936 году Постышев организовал в Харьковском Дворце пионеров одну из первых в стране после почти десятилетнего перерыва новогоднюю елку. ЦК ВЛКСМ «благословил» этот праздник специальной резолюцией. Широкую известность получил тогда дружеский шарж: Дед Мороз (Постышев) вручает детям елку.

Вот описание елки 1937 года в московском Колонном зале: «Первый зал украшен цветами... огромное панно с изображением Сталина среди детей... Всех заинтриговала темнота Колонного зала. На сцене зажгись два пылающих костра, и стала заметна поднимающаяся фигура Деда Мороза в белом костюме, с длинной бородой и с сумкой через плечо... В Колонный зал впускают детей в полутьме. Елка зажигается, и перед детьми на сцене вырастает Дед Мороз…

Дед Мороз уже не один, а с ним Снегурочка – шаловливая девчонка, которая мешает Деду в его разговорах с детьми, выдает его тайны детям. Это создает большую интимность между Дедом Морозом и школьниками».


Похоже, что создатели нового советского обряда просто вспомнили о героине сказке А.Н Островского Снегурочка и сделали ее непременной спутницей Деда Мороза. Европейский собрат нашего Деда Мороза – Санта Клаус традиционно обходится без спутницы.

На сцене появлялись: зайчики, медведи, ежики – друзья Деда Мороза и Снегурочки и враги – всевозможная лесная нечисть: Баба-яга, Кикимора, Леший, Водяной.

Позднее были попытки сменить главных персонажей новогоднего праздника, скажем, заменить Деда Мороза и Снегурочку Котом в сапогах или Космонавтом (в начале 60-х годов), но отказываться от успевших стать привычными и любимыми Деда Мороза и Снегурочки дети не желали…

Максим Купинов

Источник

Вернуться назад