Главная > История > ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВЧЕРАШНИЕ, И… НЫНЕШНИЕ {T_LINK}

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВЧЕРАШНИЕ, И… НЫНЕШНИЕ


17-01-2012, 22:02. Разместил: Редакция
ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВЧЕРАШНИЕ, И… НЫНЕШНИЕАлександр Федорович Маслов, журналист, писатель

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ: ЧАСТЬ 1. МЕТАМОРФОЗЫ И ТРАНСФОРМАЦИИ

Чтобы убедиться в самой верности этой «языческой» посылки, достаточно взглянуть на икону Христа Пантократора из старого - очень и очень, монастыря Осис Лукас, что в греческом городе Дистомо (фото). Впрочем, в то, что действительно так уж стара сама мозаика, верится с трудом. Но в любом случае она выложена в те времена, когда еще не утвердилось нынешнее представление о земном возрасте Христа. Такой вывод следует из того обстоятельства, что Спаситель на этой старой иконе, и не только этой, но массе иных из этого же временного отрезка, представлен в возрасте, много превышающем канонические трактовки. На изображении он явно старше. И вряд ли можно признать убедительной ссылку «на печать страданий». Она достаточно легко нивелируется. Хотя бы наличием еще более убедительных иллюстраций.

Но здесь нас, как продолжение темы, больше интересует нимб с равноконечным крестом за головой Спасителя, поскольку четко, внятно и вполне образно он являет нам кальку виденного нами выше, то есть знаковое представление высшей небесной сути. На всех иконах, фресках и мозаиках - старых и современных, не говорю древних, потому что таких попросту нет, оно означает, что Бог-сын находится под прямым покровительством Бога-отца. Но это более поздние толкования. Нам же важнее увидеть, что трактовка образа Бога-отца - через знаковую систему языческих времен, сохранена в своем практически неизменном виде.

Закономерен вопрос - для чего востребовались помощники? Потому что в столь же закономерно усложняющейся философии культа как одной из систем познания обойтись без них крайне сложно, практически невозможно. И поэтому тоже в пантеоне богов издревле складывалась своя иерархия. Но с тех же очень древних глубин времени знак равноконечного креста был сигналом сознанию, надрывно ищущему ответы на вызовы бытия, что речь идет о присутствии и пригляде за тобой лично высшей божественной сути, долгое время именовавшей как Род. Причина именно такого имени и объявления в позднейшие времена его носителя «невидимым и всепроникающим» объясняется рисунками с древних камней.

В этой же связи заметим и то обстоятельство, что хотя основание монастыря и датируется 946 годом, но мозаика явно сложена после XV века, о чем свидетельствует книга в руке Спасителя. Больше того сам образ Христа практически никак не напоминает традиционный иудейский этнический тип, а больше соответствует вполне привычному греческому облику. Что само по себе странность, тем более для «древней» фрески, за которую выдается это изображение.

И поскольку Иисус представлен в возрасте значительно превышающем библейский отрезок Его земного бытия, само по себе это не могло не породить полемику. Верующий люд приводит свои доводы, один из которых - блокировка интернетовских сайтов, а другой - «выпахивание» из них всех «неудобных» образов. Но точно такой же лик Христа представляет нам достаточно древний храм - греческих Дельфах. Но со все той же книгой в руках. Эти иконы и мозаичные изображения достаточно хорошо известны исследователям. Такой же, если не более отчетливый образ, открывают мозаики собора св. Софии Киевской. Понятно, что Церковь с основой такого Рода смириться не может. Фрески, перекладываются, изображения «уточняются», переписываются наново, знаки сбиваются или получают иную трактовку. Но «выпахать» из настоящего весь этот информационный пласт прошлого практически невозможно. Нет-нет, оно - это самое прошлое. заявляет о себе в той или иной форме. В прямых запретах, «перетрактовках» смысла, в приемах жесткой, мягко говоря, межконфессиональной борьбы.

Любопытно в этой связи, что в канун Пасхи 2011 года от имени одного из украинских православных патриархатов прозвучал по электронным информационным каналам призыв к отказу от традиции красить пасхальные яйца и не заниматься их затейливым украшательством. Поскольку, как было объявлено уже знакомое, это «прямой след языческих верований».

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВЧЕРАШНИЕ, И… НЫНЕШНИЕСлед-то след, все мы след чего-то. Но без этих следов, прямых намеков и корней (фото) и Пасха уже не Пасха, а нечто совсем иное? Ведь само яйцо, и не только оно - глубинный символ творения. Настолько древний, что без него теряется весь смысл обряда. И не только его. Впрочем, обращение прозвучало 1 апреля, и закономерно было воспринято как неуместная первоапрельская шутка, которую с информносителей удалили задолго до окончания первоапрельских развлечений. Шутка стала восприниматься как заурядная провокация. Как прямое отражение более чем непростых отношений в расколотом на части конкретно украинском общественном поле, в том числе культовом. Но вопрос ведь остается.

И эта откровенно эротическая составляющая, а речь, помним, о ней хотя точнее говорить о родовой составляющей, то есть божественной упорно сохраняется не только в знаках и символах, не только в пасхальных «крашенках», «писанках» и в куличах «с намеком», а по всему срезу «языческих» традиций, которые относятся к так называемым народным. Цитирую исследователя.

«Сексуально-эротическая символика свадебного обряда в далеком и недалеком прошлом зачастую приобретала подчеркнуто натуралистические формы. Вопреки церковным и внецерковным запретам, архаичные ритуалы существовали несмотря ни на что. Так, в белорусских деревнях чуть ли не до середины нынешнего ХХ века практиковался свадебный «столбовой обряд». Суть его в совершении некоторых ритуальных действий «у столба» внутри избы; деревянный столб в данном случае как раз и имитирует фаллос. Фаллический смысл имеет и знаменитый Збручский идол, найденный в Прикарпатье (…). Это - настоящая славянская герма, со всеми необходимыми атрибутами. Четырехликость - одно из ипостасей Бога Гермеса, известная как в натуральной, так и в символической форме. Это обусловлено тем, что Гермес как покровитель путников, паломников и путешественников олицетворял и четыре страны света, и четыре направления пути, и перекресток четырех дорог. Вот почему классическая герма, устанавливаемая обычно на перекрестках, была обтесанной с четырех сторон. Потому-то четырехгранен и Збручский идол. Символические герметические памятники найдены повсюду в Восточной Европе. При раскопках близ утраченной Десятинной церкви в Киеве в начале нынешнего века был обнаружен каменный жертвенник Гермеса с четырьмя характерными выступами. Этот исключительно интересный и важный в историко-культурном отношении памятник был, к сожалению, вскоре вновь засыпан, так как находился на месте частного владения. Когда же спустя полвека археологи попытались вновь раскопать алтарь, то обнаружили только бесформенную груду из глыб песчаника. В виде древнейшего украшения миниатюрный черырехлопастный символ найден также в Прикамском регионе, в настоящее время он хранится и экспонируется в археологической коллекции Государственного Эрмитажа (В.Н.Демин).

Попутно заметим, что эти наблюдения исследователя выходят за узкие региональные рамки - диссертационной болезни практически всех научных опытов на историческую тему. Для нас здесь важна и попытка связать «четырехликость» божества с перекрестком как заведомо сакральным местом. Этого нет ни у одного из авторов, обратившихся к теме «замысловатого» Збручского идола, даже у именитых. А ведь перекресток в первичных представлениях предка - это одно из мест обитания самого Бога. Отсюда и соответствующее его оформление, отсюда повышенное к нему внимание. Именно по этой причине храмы даже сегодня стараются привязывать к перекресткам дорог. Не исключаю, что именно специфическая форма перекрестка подсказала любознательному предку графическую, знаковую форму отображения того божества, которое он из великого их множества относил к главным. И закрепил это главенство характерным знаковым символом.

А что касается этого специфического для нынешнего нашего глаза «первичного» своего вида, то связан он, как видим, не только со славянством, но и с достаточно сложной германской линией. На это обстоятельство, собственно, и обращает внимание Валерий Демин, упоминая языческого бога Гермеса, бывшего у славянских - полабских племен «немцев» на особо почитаемом месте. Хотя бы потому, что именно он дал им свое название - германцы. Тождественность слов германцы и, скажем так, гермесцы лингвистикой, в общем-то, доказана.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВЧЕРАШНИЕ, И… НЫНЕШНИЕНо знак нашего, скажем так, «Збручского Гермеса» замечен не только у «немцев». Мы легко отыскиваем фаллическую четырехликую эту странность в Индии, казалось бы, весьма далекой и от славянского, и от германского ее соплеменья. И еще дальше к Востоку - в обеих Кореях, а также в Японии, куда культовые эти обряды проникли с дальневосточной части материка как результат активности все тех же племен, которые именуют сегодня как арийские. Условно, но степень прямого родства, тем не менее, в наличии. И вовсе не случайно, а с опорой на базовые сведения, все уверенней исследователи утверждают, что знаменитое японское «самурайство» - прямая арийская производная. Как и элита этой страны. Как и хорошо известные ныне японские «народные» фаллические обряды. Иллюстрацию не помещаю исключительно по этическим соображениям. А ее более чем в достатке. Впрочем, сами японцы вовсе не относят ее к теме оскорбленной нравственности. Даже как бы наоборот.

Исследователи уже давно обращают внимание и на то обстоятельство, что также в киргизской этнографии этих самых арийских следов хватит еще на множество кандидатских диссертаций. Но уже сегодня понятно, что киргизы и арии имеют общую базовую основу, уже прочно закрепленную в исследовательских публикациях. Так что совсем не случайно в обширнейшем национальном этом эпосе с санскритским его названием - «Манас», что переводится как «ум». «мудрость», рассказывается о том, как древние дети Степи киргизы «ходили» на дальневосточные острова. То есть, память об этой экспансии в широком смысле этого слова, все еще жива, хотя сами эти острова с нынешнего тянь-шаньского киргизского степногорья явно не просматриваются.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВЧЕРАШНИЕ, И… НЫНЕШНИЕВпрочем, как смотреть. От фаллических столбов явно берет свое начало и степная каменная скульптура. Наиболее отчетливо это видно по наиболее старым тянь-шаньским «бал-балам» - каменным идолам антропоморфной формы. Их внушительная коллекция собрана в свое время усилиями именитого питерского историка А.Н.Бернштама. Относительно долгое время это исходное начало устойчиво поддерживалась и подбором соответствующей, скажем так, наименее затратной формой самого материала. И только много позднее камню стали придавать все более и более внятные контуры человеческого тела, а не ответственной, но отдельной его части. Процесс отчетливо виден по наиболее древней степной пластике (фото). Киргизский археолог Любовь Ведутова, с которой по случаю довелось несколько раз беседовать, в том числе и на тему фаллических начал в культовых системах, уверенно относит эту начальную скульптурную линию к закономерностям сразу нескольких ветвей культурологического развития. От сугубо религиозной до «отраслевой» в направлениях искусства как такового.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВЧЕРАШНИЕ, И… НЫНЕШНИЕО том, что основа эта - фаллическая, как говорится, и к гадалке не ходи. Об этом достаточно наглядно свидетельствуют те статуи, у которых намеренно, скажем так, проигнорировано изображение лиц. Можно сказать - намерено сбито. Или утрачено по причине временных процессов. Но вот странность. При практически полном отсутствии лиц, относительно хорошо проработаны иные детали, например, пояса и оружие. Похоже, что для авторов такого рода артефактов, лица не имели никакого практического значения (фото). Лица на древних статуях появятся, но по временной линейке, несколько позже (фото). Но одновременно персональные черты конкретных людей в камне изображаются тоже, но при этом сам этот камень никакой схожести с каменными «бабами» не имеет. Чтобы утвердиться в таком выводе, достаточно сравнить «безликое» изображение с портретом на камне (фото). Попутно заметим и то, что лицо этого портретируемого явно не «дежурно азиатское», а определенно «европейского» типа. Оба изображения - безликое и «европейское», найдены археологами в относительной близости одно от другого и выставлены поручь у краеведческого музея тяншаньского городка Чолпон-Ата.

Что касается таких же самых скульптур украинской части Степи, то их отличие от азиатских в намеренном подчеркивании гениталий, что через оценку процессов Пространства-Времени вполне можно оценивать как некую «диалектную особенность», которая, тем не менее, вполне укладывается в рамки единства общей Родовой темы.

В нынешних местных условиях воспринимается это не без труда, но тем не менее. Еще один след внешнего вида населения периода активности сухопутных торговых путей. В том числе Дальневосточного торгово-информационного меридианного коридора. О его существовании и активности собственно и шла речь в наших заметках «ПИСЬМЕНА МАГАДАНСКОГО ШАМАНА», опубликованных на нашем сайте несколько месяцев тому назад. И доказательств этому становится все больше. Одно из них в том, что по рисункам на камнях современной Киргизии отчетливо видно, как эти самые арии, перейдя широтный горный пояс, ушли в те места, которые сегодня известны нам под названием Китая, а больше - Индии. И принесли с собой множество своих специфических и легко узнаваемых традиций. В том числе фаллических.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВЧЕРАШНИЕ, И… НЫНЕШНИЕВ том числе почитание бога Шивы в облике фаллоса (лингама), как воплощения мужского начала в наиболее «доходчивом» его символе - плодородия. Из многочисленных изображений лингама, накопившихся в моем архиве при работе над этой частью темы, намеренно выбрал именно это (фото). И выбор диктовался не только «схожестью идеи», отраженной в нашем Збручском идоле, но и иным заметным обстоятельством. Тем, что поклонник индусского лингаизма оформил главный источник своего творческого порыва в виде башни. И башня эта подводит нас к однозначному выводу. Он сводится к тому, что крупные башенные сооружения, которые еще сохранились по всему азиатскому полю, и не только азиатскому - прямая имитация все его же, главного божества предков. Того самого, которое оформлялось им в фаллическое подобие. И при этом совсем неважно, какая к «этому» подвязывалась идеологическая платформа - манихейства, зороастризма, несторианского христианства. Или выросших из последнего иудаизма и ислама. В основе своей этой все тот же самый бог Род.

Меньше всего в данном случае нас интересует тема, что возникло, сформировалось раньше, а что - позже. Гадать не будем, хотя и такую линию выстроить не сложно. Но нам важнее очевидное вневременное и общепространственное тождество специфического этого образа.

О прямой связи индуистских верований с корнями национальной русской культуры накопилось уже немало разного рода литературы. При желании с ней не сложно познакомиться. В работах все того же Валерия Демина, киевских исследователей Юрия Шилова, Юрия Каныгина и немалого числа иных.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВЧЕРАШНИЕ, И… НЫНЕШНИЕЗдесь же только обратим внимание на повышенный интерес в иудаизме, и исламе на начала всего сущего в людском мире. Их специфические обрядовые действия - свидетельство «живучести темы» именно в ее «родовом аспекте». Повышенное внимание к «украшению» этого предмета поклонения в древности, и нынешнее продолжение этой же традиции сторонниками этих конфессий - прямое свидетельство того, что именно было первичной основой конкретно этих культов. Но констатаций на этот счет в научном поле, не так уж и много. Все больше видим заявки на «княжеские шапки». В этой же связи вовсе не мной замечено что «если ученый не может переступить ограничения вчерашнего дня, лучше ему не заниматься наукой …» (Н.К.Рерих). Тем не менее, спешки «во внимании» дельному совету явно не наблюдается. Как и в констатации той очевидности, что среднеазиатские мазары - усыпальницы в основе своей исходят от все тех же специфических «родовых корней» (фото).

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВЧЕРАШНИЕ, И… НЫНЕШНИЕНе так и сложно заметить, что и «древние» памятники Бухары, своим видом напоминают, не хочу никого расстраивать, «то же самое». И в башнях, и в башенках разного вида и предназначения, и даже в оформлении дверных проемов (фото). Причем и храмы, бывшие некогда несторианскими, то есть христианскими и впоследствии с переборкой декоративного убора из крестов и свастик, ныне представляют как исламские. И метаморфоза эта имела место не в древности, как убеждают местных последователей пророка Мухаммеда и всех иных последователей тоже, а в XIX или даже в XX веках. Я сам был ее свидетелем. И даже в какой-то степени участником, рассказывая на страницах разного рода изданий о реставрационных работах если не на этих самых, то точно таких же памятниках прошлого. Впрочем, и до сего дня на части этих минаретов и зданиях нынешних «древних мечетей» до сего дня вполне различимы и свастичные, и крестовые узоры. Осыпавшиеся от времени изразцы, расписанные «под ислам», а больше под него трактуемые, часто обнажают «исходник» в первозданном его виде. И этого самого «вида» на заброшенных храмах ушедших под песок дорог Кызылкумов и Каракумов больше чем достаточно. Многое доступно и сегодня, если нет плотных штор на собственном сознании. Если нет в нем затвора из примелькавшихся образов, чужих суждений, вроде бы собственных представлений и строго «научных» деклараций, диктуемых современной местечковой традицией.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВЧЕРАШНИЕ, И… НЫНЕШНИЕЕсть смысл внимательней всмотреться в святыню Мавераннахра (Туркмения, Узбекистан, Таджикистан), известную под названием Серахс-Баба (мавзолей Абуль-Фазла, относится к XI веку). Опытной рукой выведенные формы наглядно демонстрируют, что «логический центр» строения - башня фаллической формы и такого же вида (фото). Они все в этих местах с таким акцентом. И мавзолей Ярты-Гумбез и Гумбез-и Ата-Баба и Мавзолей-дюрбе Юсуфа ибн Кусайира, и Кок-Гумбез. И так почти до бесконечности. При более внимательном рассмотрении кладки этих сооружений отчетливо видно, что она выполнена руками крайне опытных каменщиков - не чета нынешним, что само по себе свидетельствует об очень давней и крайне прочной ремесленной традиции. Стены практически по всему их пространству представляют собой не просто изображение креста, а двойного равностороннего креста, как, к примеру, на развалинах «мечети» Ярты-Гумбез (фото). И это точно такой же знак, какой мы увидим ниже на действующих христианских церквях Эфиопии.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВЧЕРАШНИЕ, И… НЫНЕШНИЕГлядя на эти кресты старого культового сооружения, ставшего по нынешним временам «памятником ислама», любой правоверный проповедник с уверенной амбициозностью ученого историка объявит вам. Это случайность, совпадение, некое традиционное сугубо декоративное оформление, которое имеет к христианству ровным счетом никакого отношения. И покажет для убедительности рукой на оконный переплет, если таковой есть в поле зрения - вот тоже, крест, но он служит целям некой функциональности. Совпадение, и не более того. Но очень не уверен, что оконный переплеты в домах предков выполняли в форме креста под нажимом случайных обстоятельств. Можно подобрать массу вариантов вязки оконных переплетов, совершенно иных форм. Тем не менее, предпочтение отдано преимущественно этой - крестообразной. Как знаку веры и охраны, знаку высших сил, под покровительством которых находится и дом живущих, и места размещения усопших. Именно для этого стена строения выполнена в своем примечательном виде. Поэтому на современных строениях «по исламскому образцу» и в помине нет никаких таких намеков на крест.

Поясню попутно, что гумбез и мавзолей - слова-синонимы. Их часто представляют как мечети, но это уже, как заметили, современная традиция с тенденцией к закреплению. Что такое Серах? Название небольшого туркменского городка. В переводе с латинского означает амбарную крысу, что убедительно представляет род занятий жителей этого местечка в период активности Шелкового пути. Шейх Абул-Фазла, имя которого носит это строение, - средневековый теолог. Из тех, что формировали основы веры позднее ставшей именоваться современным исламом. Не столько общую линию, сколько детали культа, крайне важные в любом серьезном деле. Известно его письмо к единоверцам в Триполи с его мощным и ныне христианским пластом.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВЧЕРАШНИЕ, И… НЫНЕШНИЕВпрочем, наведываться в пески Средней Азии, в места былого, но «съеденного» благополучия, нет никакой необходимости. Чтобы воочию увидеть то, о чем речь, достаточно обзавестись туристической путевкой в доступные ныне Святые места. Что однажды и сделал. Взгляд с верхней точки в направлении знаменитой ныне иудейской Стены Плача позволяет увидеть, что и христианские, и иудейские, и исламские памятники святой древности, выстроены по одному и тому же родовому подобию (фото). Во всех смыслах слова. Хуже с другим. Ни одно из этих «древних» сооружений к глубокой древности отношения явно не имеет. Все эти сооружения явно не опускается ниже черты XIV века. Особенно отчетливо это видно по мозаичным иконам с их характерными сюжетами и достаточно уверенной рукой мастеров. Это средневековье или чуть более поздний отрезок времени. Да, старых строений под фундаментами этой величественной красоты зданий, как говорится, с избытком. Но они всего лишь свидетельство того, что место это давно заселено, и не более того. Слава к ним пришла позднее. И к этой славе решило присоседиться немалое число желающих ее разделить. Их и сегодня, знаем, не стало меньше. Диктат экономики условиям веры.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВЧЕРАШНИЕ, И… НЫНЕШНИЕВсе то же самое в родном православии. Вопрос только в одном, что было первично - колокольня или само здание церкви, минарет или мечеть? Но уже понятно, что сначала ставили главный столп как символ бога Рода, а вокруг размещали знаки богов вспомогательной линии (фото).

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ. ЧАСТЬ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВЧЕРАШНИЕ, И… НЫНЕШНИЕВ принципе, это все та же образная конструкция, с которой начата первая часть наших «збручских заметок» по поводу отечественного язычества и масштабе его родовых корней. Что касается колокольни, то по размещенному в Московском Кремле Ивану Великому, отчетливо видно, что традиция уверенно держалась вплоть до XVII века. В селах нынешней Украины не сложно отыскать такие же самые церкви-колокольни. Правда, квадратной формы, что диктовалось строительным материалом. Как, скажем этот, к примеру, храм св. Николая, что в закарпатском селе Калодное (фото). Построен в 1470 году, восстановлен в 2007 году. Верования вроде бы разные, пространственное расположение в тысячи километров друг от друга, материал - в зависимости от местного ресурса. Общее только в начальной идее, и в ее решении… ➾ ©

Продолжение следует...

Часть 1

Часть 3

Вернуться назад