"Я Пальшина Антонина Тихоновна, рожденная 1897 г. 8/1. Родители мои были бедные крестьяне села Шевырялово Сарапульского района, Удм. А.С.С.Р. Они умерли в раннем моем детстве. Училась в 3-х классной сельской школе, в 10 лет ее окончила с отличием. После чего сестра моя, взяла жить к себе в город и отдала сначала к сапожнику, а так как он ничего не платил за работу, то стала учить портновскому делу – и вскоре я стала неплохой швеей. Мы шили на сарапульских купцов Бера и Ушеренко. В 1913-м году тайком от сестры и зятя уехала с первым пароходом в город Баку, где устроилась на работу в булочную.
Когда в 1914-м году в августе м-це началась первая империалистическая война, в сентябре этого же года ушла добровольцем на турецкий фронт под видом добровольца Антона Пальшина, вступила во 2-й Кавказский Кавалерийский полк 9-ю сотню, где была зачислена на все виды довольствия. После надлежащей подготовки неоднократно принимала участие в сражениях и атаках. Но неудача скоро меня сопутствовала – в одной из атак конь был ранен, и я сильно разбилась, было побита лицо и коленный сустав, где и была отправлена в военный лазарет в город Каре.
По выздоровлении секрет был открыт, что я не доброволец Антошка, а девушка Антония, я больше не захотела отправиться в эту часть, а решила перебраться на Австрийский фронт, но тут на станции заподозрен был сразу же; меня жандарм схватил, решил, что я шпионка...
По прибытии в Сарапул, поступила на краткосрочные курсы сестер милосердия военного времени, а по окончании в апреле 1915 года (окончила), когда пошли первые пароходы, нас 4-х сестер по личной просьбе направили на юго-западный фронт в город Львов...
Работала сутками, сутки – на работе, сутки – на отдых. Раненых поступило очень много, канонада была слышна отчетливо.
Мне казалось, что мало я помогаю фронту, что здесь может всякий работать, тем более у нас в отряде было много сестер привилегированного класса: княгини, графини, баронессы и так далее. То одна, то другая просят по дежурить за меня, что дескать, скучно, что надоели все и все, что хочется встряхнуться, а мне как не хотелось дежурить за этих баронесс и княгинь!
Все тянуло меня, не знаю почему, к передовой линии, где идут бои, бьет артиллерия, где рвутся снаряды, истекают кровью солдаты, больше я вокруг себя ничего не видела. Неудержимо тянуло на передовую линию, чтобы быть вместе с солдатами вместе в боях и окопах.
Случай такой скоро представился. Умер один молодой солдат в мое дежурство, и я воспользовалась его обмундированием, снова постриглась и в следующую ночь была свободна от дежурства, ушла в сторону линии фронта, Шла около полутора суток, время было летнее... Вскоре достигла обоза второго разряда, куда и пристала... Бывала в разведке за языком, в тылу противника, с донесением в штаб полка в сторожевое охранение... Была 2 раза ранена и один раз контужена. За боевые заслуги награждалась 4 раза,.. а Георгиевский крест 3-й степени приколол сам Генерал Брусилов в прифронтовом госпитале и велел отдать приказ по полку произвести в младшие унтер-офицеры. Но в часть я больше уже не вернулась.
…В 1927 году мне была сделана операция по поводу болезни печени...
…Вскоре мы с мужем подали заявление об отправке нас на фронт но счастье выпало взять в руки оружие только моему мужу, а мне ввиду болезни и операций было отказано о вступлении в ряды нашей Рабоче-крестьянской Красной Армии. Горестно мне было оставаться в тылу. Только сознание удерживало о том, что я больна. Но, как могла, помогала фронту вносила облигации,.. работала в колхозе «Красный Путиловец» на разных полевых работах, а также на лесозаготовках за Камой. Все хотелось, чтобы как можно скорее закончить эту жестокую опустошительную войну. В 1945 году получила похоронную на мужа...
А. Т. Придатко (урожд. Пальшина)
2.3.67 г.г. Сарапул"
Источник