Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » История » КУДЫ ПРЕМ, ГОСПОДА?  
     
    КУДЫ ПРЕМ, ГОСПОДА?
    Раздел: История
     
    КУДЫ ПРЕМ, ГОСПОДА?То, что Россия, как и Беларусь с Украиной – не Европа, сейчас уже стало аксиомой, не раз подтвержденной Евросоюзом. Однако, верна ли аксиома? И настолько ли не связаны и взаимоисключающи представления об исторических путях Европы и России?

    Если вспомнить географию или, хотя бы, бросить взгляд на географическую карту, то станет очевидно: никакого континента под названием «Европа» нет, – есть лишь полуостров материка Евразия. Где провести линию, разделяющую Европу и Азию, – вопрос спорный, причем уже не первое тысячелетие. Античный грек Геродот начинал проводить ее по Дону, но дальше терялся в раздумьях. До XVIII века эту границу, вслед за греческими авторами, обычно проводили по Дону и Волге. Но около 1720 г. историк и администратор Василий Татищев предложил Петру I провести ее по Уралу, обосновывая различиями флоры и фауны по сторонам гор. С его идей, в целом согласились в России и за рубежом. Потом еще лет сто спорили, как вести ее южнее Урала, в результате чего Кавказ, то попадал в Европу, то пропадал из нее. Пока, наконец, 35% территории Азербайджана и 45% Грузии не оказались «европейскими». Хотя в 1958 году они были еще «азиатскими» (по мнению Всесоюзного географического общества СССР). Так что можно согласиться с французским журналистом Бернаром Анри Леви: «Европа – не место, а идея». Сам Леви, кстати, родился в Алжире.

    Как возникла идея?
    Обычно отсылают в VII век до нашей эры, к греческому поэту Гесиоду. В своей «Теогонии» Гесиод поведал легенду, как «царь богов» Зевс, обернувшись быком, похитил финикийскую принцессу Европу и доплыл с ней до острова Крит. Здесь он уже предстал прекрасным юношей, и результат не замедлил сказаться: Европа родила трех сыновей. Затем прекрасная азиатка (Финикия – это нынешняя Палестина) вышла замуж за бездетного критского царя Астериона, а после его смерти передала власть своим детям от Зевса. Но эта легенда ничего не проясняет для географов, и выведение слова «Европа» от ассирийского «эреб» (запад) более логично.
    У греков и римлян идея Европы как чего-то принципиально отличного от остального мира, отсутствовала, – они были космополитичными обитателями Средиземноморья, омывающего берега Азии, Европы и Ливии (Африки). Гораздо более актуальным для них было деление на «цивилизованных» и «варваров», но провести его по континентам не получалось при всем желании. После падения Рима в 476 году раздел проходил по линии «христиане – варвары-язычники», а затем Средиземноморье распалось на христианский и исламский мир. В Средние века идея Европы тоже отсутствует, – европейцы совсем не однородны, и во Франкской империи Карла Великого подозрительно смотрели на швабов да фризов (немцев и голландцев), не говоря уж о славянах. Мусульман вообще изгнали из Испании лишь в XV в. Географических и культурных основ для идеи «Европы» нет – мусульман можно не уважать, можно бояться, но варварами назвать нельзя, – они тоже читали Аристотеля. А уж комментировали его, в XI веке, куда качественнее европейских христиан.
    Если бы не Великие географические открытия, идея «Европы» вообще могла бы и не возникнуть. Именно эти открытия подарили европейцам не только ресурсы планеты Земля, но и образ Дикаря, столь популярный в эпоху Просвещения. Ощутив свое превосходство над Дикарем, и узнав, насколько велик мир, европейцы занялись классификацией своих знаний о нем. Выработкой своей точки зрения.
    Как известно, «точка зрения определяется точкой сидения». Поскольку открытый мир оказался населенным Дикарями, то где-то, естественно, должны жить Цивилизованные. Так появилась идея «Европы», как сосредоточения Цивилизации. Время появления этой идеи – конец XVII века, а ее «гимном» можно считать французскую «Энциклопедию» (1751-1780).
    Фабула дальнейшей всемирной истории проста: «Европейцы давят Дикарей». Практически везде получилось – в Азии, Америке, Африке. За исключением Московского царства, а затем Россйской империи, по полной программе навалявшей «цивилизаторам» - полякам, шведам, пруссакам и так далее. Поэтому Европа долго не могла понять, кто они, те, что к востоку от Дуная. Луи де Жокур, автор «энциклопедической» статьи о Росси, так, в недоумении, и писал: «До царя Петра обычаи, одежда и нравы в России были все же ближе к Азии, чем к христианской Европе». Общего мнения у европейцев по вопросу: «Является ли Россия Европой» не было и после де Жокура.

    Россия: «бегство от Европы».
    Зато оно было в самой России. Екатерина II постановила своим «Наказом комиссии о сочинении проекта нового уложения», в 1767 году, что «Россия есть европейская держава». И известила об этом Европу, издав «Наказ» немецком, французском и латыни. На это энциклопедист Дени Дидро отписал: «не все ли равно азиатская или европейская. Важно, чтобы она была великой, процветающей и устойчивой».
    Но не все были настроены как Дидро, и зачислить Россию в Европу отказывались в основном по двум пунктам: из-за крепостного права, которое европейцы называли рабством, и неограниченной власти царя.
    В результате развернулась полемика с западными интеллектуалами, сходная с современными дебатами о правах человека. Поскольку своих серьезных авторов в России не было, то ответ на книгу аббата д’Отроша, с преувеличениями порицавшую российские нравы, пришлось писать самой Екатерине II. Правда анонимно, спорить открыто ей не позволял сан. «Европейский выбор» императрицы был однозначен, а общая историческая установка такова: развитие России идет тем же путем, что и Европы, но чуть запаздывает из-за Смутного времени. О том, что ответственность можно было бы возложить и на Батыя тогда еще не догадывались из-за слабого знания истории.
    С этой схемой, первоначально, согласилась и Европа. Поскольку именно она была предложена в «Histoire de Russie» Пьера Шарля Левека, вышедшей в 1780-1783 годах. Еще много лет Европа учила историю России «по Левеку». Но не получилось. Русские сами отвергли екатерининскую установку.
    А было это так. Александр I поручил Михаилу Сперанскому и Николаю Карамзину представить их концепции истории России. Сперанский написал свое «Введение к уложению государственных законов», где заметил, что если Россия развивается общеевропейским путем, то в ней будет революция как в Англии и Франции, а потому во избежание революции, лучше заранее ввести конституционную монархию. Эта перспектива царя Александра не вдохновила. Не удивительно – символами обеих европейских революций были отрубленные головы королей.
    В результате «Введение» Сперанского было засекречено, а сам он отправился в ссылку в Пермь. До реформ Александра II от европейского выбора отказались, а Карамзин сел писать «Историю России с древнейших времен», где она проделывала особый путь, отличный от Европы благодаря исконному единству народа и монархии. Очень скоро из словаря российских историков исчез и термин феодализм, который стал ассоциироваться исключительно с замками вельмож, независимых от государя. Поскольку замков на Руси не было, то сделали удобный вывод, что и феодализма не было, а значит и революции взяться неоткуда. Так было как-то спокойнее для императорских голов.
    Хотя Россия и отделилась от Европы, это не помешало в 1837 году установить на Урале обелиск, гласящий: – «Здесь кончается Европа». Европа не сильно протестовала, тем более, что она еще прекрасно помнила, как калмыки. в 1814 г., въезжали на верблюдах в Париж.

    «Русский путь» Европы.
    А Россия так и жила между «Европой» и «не Европой», идя своим «русским путем». Особого гуманистического дискомфорта она не ощущала, даже в отношении прав человека. Тем более, что с этими правами в Европе эпохи «дикого капитализма» были такие проблемы, глядя на которые русские только крестились. И уверяли в своих школах и университетах, что страна идет своим правильным путем. В 1832 году, сгоряча, даже закрыли умеренный журнал «Европеец», за благонадежность которого ручался известный славянофил Сергей Аксаков.
    В итоге, после пятидесяти лет такой пропаганды, явились народники, которые тоже куда-то шли. Пока Владимир Ульянов, не предложил «пойти другим путем», который привел большевистские массы в Зимний дворец, последнего царя – в подвал дома купца Ипатьева, а Иосифа Джугашвили – в кабинет «кремлевского диктатора».
    Вот тут-то Европа и осознала, что все это – её ближайшее будущее, если она, как Александр I, будет настаивать на своем особом пути и не сделает выводов. И произошло то, что в Европе не хотят признавать: она пошла «русским путем» - в сторону всеобщего избирательного права и системы социального государства (а не социальных программ Бисмарка). А тут еще, Европе на радость, в СССР решили, что «70 лет не туда ходили» и пора вернуться на магистральный цивилизованный путь Европы. Правда, семидесятилетней давности – на путь «дикого капитализма». Да и возвращаться начали пятнадцатью отдельными «тропинками в никуда».
    Такая «смена трасс» привела постсоветское пространство туда, где оно сейчас находится, а Европу – почти к счастью. Во всяком случае, в конце прошлого века Френсис Фукуяма явил миру открытие, – все идти некуда, конец истории! Если перевести его на язык Льва Гумилева, то это будет звучать так: все гомеостаз (застой) на стадии либерального капитализма. Больше ничего не должно случиться, во всяком случае, еще очень долго.
    Но очень быстро случился мировой кризис, и стало ясно, – сладкого застоя не будет. Более того, возникает ощущение возврата если не «царство Дикаря», то в XIX век.
    Социальное государство ликвидируется, Европа погружается в непрерывные забастовки, мировые СМИ навязчиво твердят о террористах.
    Для полного восстановления антуража 72-летний итальянский анархист-повстанец Альфредо Бонанно, осенью 2009 года, неудачно «берет» банк в Греции в лучших традициях полицейских протоколов XIX в., – один анархист грабит с помощью ружья, другой помогал ему тем, что держит деньги.
    Коррупция превосходит пресловутую «панамскую аферу», социологи с цифрами в руках твердят о маргинализации общества (в Европе XIX века это называли пауперизацией).
    Журналисты ведут репортажи со «дна», от бомжей, в полном согласии с прогнозом Энгельса, что подобные «экскурсии» таки вытеснят наскучившие сюжеты о далеких индейских племенах.
    Сами индейцы-сапатисты и индусы-наксалиты требуют, чтобы корпорации, эти наследницы европейских Вест- и Ост-Индских компаний, оставили их джунгли и ресурсы в покое. Но уже не с луками, а с автоматами в руках.
    В южных морях, как полное дежавю, появляются пираты, в СНГ воскресает архаизм «мажор».
    Восток. Спустя сотни лет, вспоминает слова «джихад» и «ваххабиты», а в Китае возникают марксистские кружки.
    И все это на фоне яхт Абрамовича, бриллиантовых светских рандеву и полунаучных тусовок Давоса. На фоне науки, заменившей религию, и римского папы Бенедикта XVI, уверяющего, что дарвинизм не противоречит учению церкви, а вот креационисты, с их идей бога-творца, похоже, переусердствовали.

    Глядя на все это, возникают два вопроса: правильным ли путем идем, товарищи, и так ли уж сильно отличен сейчас наш путь от Европы, чтобы проситься в нее? Да и надо ли нам это?

    Андрей Ганжа,
    Сергей Климовский









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    #1     написал: rezontov (14 апреля 2010 22:31) 14 апреля 2010 22:31
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    Походить к идентификации Русского Мира нужно исходя из следующих тезисов:
    1. Рим не может быть Азией.
    2. Москва - Третий Рим.
    3. Если "белые и похожие" (европеоиды, но не представители Русского мира), но не римляне - значит ВАРВАРЫ.
    4. Почему варвары - "эуропеицы", а не представители Русского мира - исходя из истинности веры, эуропейцы - с 1054 года отошли от православия..
    5. Народ Нового Завета - православные (как евреи - народ Ветхого Завета), история Русского Мира - часть Священной Истории, народ - священный народ (поэтому, кстати, народ и народ, и власть так легко приняли название ВОВ - "Священная"!).
    6. В геополитике Рима - так и было: Рим - Варвары - Азия - Африка...




    #2     написал: не ПОНЯЛ!! (29 апреля 2010 23:13) 29 апреля 2010 23:13
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    Легкомысленная и провокационная пустышка- ваша заметка. Вам РОССИИ, к счастью,- не понять. Это как одна .идовка говорила, сладко жмурясь и улыбаясь:"Даа, мы гитлера победили..." (?!). Окстись и закройся, чтоб тебя не было слышно.




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, идеология, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Наши друзья
     

    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru