70 лет назад, в 1943 году на вооружение Красной Армии был принят пистолет-пулемет, который позже назовут лучшим пистолетом-пулеметом Второй Мировой войны.
Производство этого оружия было налажено в блокадном Ленинграде. Доставка оружия в город была чрезвычайно сложна. Необходимо было наладить производство стрелкового оружия внутри блокадного кольца, производственные мощности это позволяли. Но многие опытные рабочие отправились в эвакуацию или погибли в блокадную зиму. На смену им пришли мальчишки и девчонки, не имевшие опыта работы, очень слабые физически. Справиться с изготовлением состоящего на вооружении пистолета-пулемета Шпагина им было трудно.
Пистолеты-пулеметы (автоматы) на вооружении Красной Армии состояли с тридцатых годов. Но ППД – пистолеты-пулеметы Дегтярева были признаны слишком дорогими и трудоемкими при изготовлении. На смену им пришли знаменитые ППШ-41, самые массовые и известные советские пистолеты-пулеметы. Изготовить их было значительно легче, чем ППД.
Теперь предстояло превзойти достижения Шпагина и создать еще более простой пистолет-пулемет.
Был объявлен конкурс на создание нового пистолета-пулемета. В конкурсе участвовали такие знаменитые конструкторы как В.А. Дегтярев, Г.С. Шпагин, Н.В. Рукавишников, С.А. Коровин. Победил пистолет-пулемет Алексея Ивановича Судаева.
Его оружие прошло полевые испытания 6-13 июня 1942 года в частях Ленинградского фронта, после чего было начато серийное производство на Сестрорецком оружейном заводе. В конце 1942 года пистолет-пулемёт был принят на вооружение под наименованием ППС-42. Сам конструктор в это время работал над своим детищем в блокадном городе. Неслучайно среди наград, которых он был удостоен, есть медаль «За оборону Ленинграда».
В следующем, 1943 году, на вооружение была принята улучшенная конструкция под названием ППС-43 (укорочен ствол и приклад, изменены рукоятка взведения, флажок предохранителя и защелка плечевого упора, кожух ствола и ствольная коробка объединены в одну деталь). Изготовление одной единицы ППС-43 обходилось в 6,2 кг металла и 2,7 человеко-часа. Для ППШ-41 эти показатели равны соответственно 13,5 кг и 7,3 человеко-часа.
Но выяснилось, что помимо экономии трудозатрат и металла при изготовлении, ППС-43 более удобен для десантников, разведчиков и танкистов, чем ППШ-41.
ППС быстро стали дефицитными в войсках.
Вот как борьбу за них описал фронтовик Павел Ефимович Кодочигов: «Явился, доложил о прибытии и получил вопрос в лоб:
- Откуда у вас судаевские автоматы? Мы вооружаем ими пока только офицеров!
Легкие, весом три с половиной килограмма, с откидным прикладом и более редкой стрельбой, что позволяло экономить патроны, судаевские автоматы – ППС появились недавно, и официально на взвод был выдан один, для его командира. Разведчики «поиграли» им, опробовали, оценили преимущества ППС перед ППШ, и скоро судаевские автоматы появились у многих.
Шарапов не спрашивал, где и как их добывают ребята. Что же полковник такой наивный вопрос задает? И такое было настроение у Полуэкта, так он радовался, что на смотре у взвода все отлично получилось, что не оробел он перед высоким начальством, как часто случалось ранее, растянул рот в доверительной улыбке и ясно выговорил:
- Достали, товарищ полковник.
Понятное каждому военному благозвучное словечко «достали» заменяет великое множество других слов – нашли, стащили, слямзили, сбондили, прибрали к рукам и обычно не требует объяснений. Нашло оно отклик и в душе полковника. А может быть, открытое, доверчивое, понимающее и ситуацию, и субординацию лицо смышленого командира взвода разведчиков понравилось полковнику, рассмеялся он:
- Ну, раз достали, то, выходит, кому-то они были не очень нужны. Отпустил с миром».
Полковник, безусловно, был прав – разведчикам оружие Судаева было нужнее, чем тем ротозеям, у которых они его «достали».
ППС-43 потом принялись изготавливать в Финляндии и Польше, ФРГ и Китае. А в СССР ему на смену пришел автомат Калашникова…
Максим КустовИсточник