Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » История » РЕЕСТР КАЗАЧЕСТВА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ 1648-54 ГГ. НА УКРАИНЕ  
     
    РЕЕСТР КАЗАЧЕСТВА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ 1648-54 ГГ. НА УКРАИНЕ
    Раздел: История
     
    РЕЕСТР КАЗАЧЕСТВА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ 1648-54 ГГ. НА УКРАИНЕФилюшин В.А. кандидат философских наук, доцент кафедры правоведение Департамента международных связей Киевского славистического университета, юрист

    В любом более или менее значимом историческом событии: революции, восстании, смене политического курса либо геополитической ориентации страны принято выделять такие факторы, как причина, повод, движущие социальные и политические силы.
    Давая характеристику национально-освободительной войне украинского народа против Речи Посполитой традиционно справедливо указывают на такие ее причины как усиление в первой половине XVII столетия национального, социального гнета и преследования на религиозно-конфессиональной почве.
    Если в дооктябрьской отечественной историографии акцент в оценке этих исторических событий делался на историческом воссоединение триединого русского народа (великороссов, малороссов и белорусов) В едином духовном пространстве православия, то в советские времена усиленному вниманию подвергалась ситуация в социально-правовом положении крепостного украинского крестьянства.
    Народные антифеодальные восстания как способ борьбы угнетенных, крестьянских масс против феодального гнета, характерны для всей истории данной экономической формации во всех странах мира. Вместе с тем существовали и специфические индивидуальные формы избавления от экономической эксплуатации и личной зависимости характерные для различных регионов. Для Западной Европы такой формой протеста был побег в города. Для России и Украины - бегство на окраины государств с приобретением особого социального статуса, каковым стало казачество.
    Проблемы связанные с признанием статуса казака на территории тогдашней Украины явились горючей смесью воспламенившей народ изнемогавший под национально-религиозным и социальным гнетом. Именно казачество выступило движущей силой национально-освободительной войны.
    В зависимости от характера легитимности казаки Украины XVII подразделялись на городовых, записанных в реестр, сечевых, беспрестанно пополняемых беглецами из Украины и множество казаков своевольных, состоящих из панских хлопов, выбиравших себе гетмана.
    Попытки организации польским правительством боеспособного и воинственного населения на охрану южных рубежей государства относятся к середине ХVI-го столетия. Первый же реестр казаков из 300 человек был заведенный великим князем Сигизмундом Августом в 1570 году. По своему правовому содержанию это было учреждение полупривилегированного сословия. Реестровые казаки были подчинены назначенному правительством старшему с освобождением из под власти и юрисдикции всех иных властей, податей и повинностей, наделялись правом владения землею, получали из казны денежное и частично вещевое содержание. В зависимости от занимаемой должности в войске их содержание на порядок возрастало.
    По сути, реестровые казаки - это свободные хозяйственники, обязанные участвовать военных предприятиях государства и находящиеся частично на его содержании. Такой статус казаков просуществовал практически до начала национально-освободительной войны. Социальный идеал украинского народа состоял в том, что со временем реестровое казачество заменит пришлую польскую шляхту.
    Эти ожидания нашли отражение в постоянном давлении на правительство Речи Посполитой по поводу увеличения реестра. Оно имело эффект в период военных кампаний, когда правительство особенно нуждалось в дееспособном войске: 6 тыс. реестра в 1625; 8 тыс. - в 1628 г. и соответствующее уменьшение его при подавлении казацких восстаний - 6 тыс. и ликвидация казацкого самоуправления в 1638 году. Последнее вызывало растущее раздражение реестрового казачества притеснениями назначенных на высшие командные должности польских шляхтичей, личная трагедия Б.Хмельницкого и занятая им позиция послужили в этих условиях поводом к восстанию.
    Основными требованиями в победах национально-освободительной войны наряду с гарантированием интересов православной церкви, было обеспечение прав казацкого сословия, уплата задержанного жалования, увеличения реестра - до 12 тыс. после Корсунской битвы (1648 г.), до 40 тыс. по Заборовскому трактату и до 20 тыс. по Белоцерковскому трактату (1650г.) - в зависимости от успешности сражения.
    Спустя два месяца после Переяславской Рады, в мартовских статьях 1654 года договора с Российский правительством значительный характер имеют пункты о гарантирование прав казачьих семейств, содержании казацких чинов, а также об увеличении реестра казаков до 60 тыс. с возможностью иметь и более нереестровых «охочих» казаков.
    Таким образом, мотив формирования полупривилигированного сословия реестрового казачества как национальной элиты послужил в национально-освободительной войне утверждению политико-правовой субъектности украинского народа в фирме Гетманщины.
    Идеал реестрового казака - хозяйствующею воина находящегося частично на содержании государства, владеющего закрепленными привилегиями и обеспечивающего своей воинской доблестью безопасность государства - вошел в архетип украинского парода.
    Термином «архетип» швейцарский психолог Юнг обозначал некоторые первичные врожденные структуры «коллективного бессознательного», «архаический психический «осадок» повторяющихся жизненных ситуаций, задач и переживаний человека.
    Под воздействием проблемной кризисной ситуации личной или социальной жизни происходит бессознательное оживление и воплощение соответствующего архетипа. При этом данный процесс имеет спонтанный, принудительный, демонический характер.
    Действительно, вспомним о составе такого института Вооруженных Сил СССР, как прапорщик, отмененного недавно в Вооруженных силах Российской Федерации. Его образ - это рачительный хозяйственник, обеспечивающий своей повседневной заботой материально-бытовую сторону функционирования армии.
    С другой стороны, если в ХVI-м столетии реестровые казаки выступали как защитники христиан от набегов кочевников, после унии
    -как защитники православия, то эпоху глобализации «принудительный, демонический характер» этого архетипа подталкивает отдельных общественных и политических деятелей в Украине к самоидентификации себя как проводников вестернизации, защитников «европейских ценностей» от «чужеродной цивилизации»
    -с соответствующим признанием и обеспечением такой своей роли.

    Филюшин В.А. кандидат философских наук , доцент кафедры правоведения Департамента









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, идеология, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Наши друзья
     

    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru