Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » История » ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ КАРПАТСКОЙ РУСИ  
     
    ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ КАРПАТСКОЙ РУСИ
    Раздел: История
     
    ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ КАРПАТСКОЙ РУСИПрофессор МГУ им. Ломоносова Фёдор Фёдорович Аристов (1888-1932) – личность неординарная. Ещё в студенческие годы он проникся до глубины души славянской идеей и был одним из организаторов студенческого общества «Славия», принимал активное участие в деятельности славянских организаций просветительской направленности – Русско-чешского общества памяти Я. Гуса, Русско-хорватского общества им. Ю. Крижанича, львовского общества им. М. Качковского.

    Политико-публицистическое творчество хорвата Ю. Крижанича – весомый вклад не только в общеславянскую, но и конкретно в русскую идею. Ещё в ХVII в. он выступал за единство славянских народов под скипетром Русского царства ибо единственным государством, способным придать славянству силу и мощь, считал Россию. Изучение и популяризация основных идей Крижанича, несомненно, оказало благотворное влияние на тогдашнюю русскую мысль.

    Не менее значимой была деятельность Общества им. Качковского – галицко-русского образовательного учреждения, противостоявшего пропаганде украинофильского общества «Просвита», финансируемого поляками и австрийцами. «Качковцы» отчаянно противились навязываемой извне идеологии украинства, призывали галичан помнить о своих русских корнях и не идти на поводу у Вены и Варшавы.

    Связав жизнь навсегда со славяноведением (даже его псевдонимы говорили о любви к славянству – Славянолюбов, Всеславянский), Фёдор Аристов объектом приложения своих основных научных изысканий избрал именно историю Карпатской Руси и её литературного и культурного наследия. Того самого наследия, которое Австрия и Польша выкорчёвывали самыми жестокими средствами, имплантируя взамен русофобские установки политического украинофильства.

    В 1908 году он уже редактирует журнал «Славянский путешественник». Через год сотрудничает с львовской газетой «Прикарпатская Русь». С 1913 года заведует славянским отделом в журнале «Русский архив».

    Самое примечательное, что Аристов никогда не был в Карпатской Руси, но ярлык «кабинетного учёного» к нему никак не клеится. Да и кабинетные учёные бывают разные. Одни пишут для славы и имени, снабжая общественность непроверенными данными. Другие, как Аристов, представляют на суд публики впечатляющие тематические произведения, как, например, его многотомная «Библиотека карпато-русских писателей» (в 1915 г. вышел первый том, удостоенный в 1918 г. Шахматовской премии РАН) или трехтомная книга «Карпато-русские писатели» (первый том вышел в 1916 г., в 1977 г. переиздан в США).

    Изумительная интеллектуальная проницательность, широта мышления и энциклопедический склад ума позволили Фёдору Аристову, сидя в кабинете, достичь того, что многим оказалось не под силу на местах. Но вечно отсиживаться в кабинете он тоже не собирался. С началом Первой мировой войны он добровольцем уходит на фронт, где выполнял обязанности военного корреспондента.

    После 1917 года его взгляды разошлись с господствующей большевистской идеологией. Аристов не разделял их отношения к церкви и, конечно же, не мог разделять курса на искусственное создание «украинцев», т.е. бывших русских, значительно ополяченных и отторгнутых от русского корня.

    Посвятив исследованию карпато-русского вопроса не один десяток лет, Фёдор Аристов обладал впечатляющей коллекцией материалов по этому вопросу. Только его Карпато-русский музей насчитывал более 100 000 экспонатов, которые он собирал и систематизировал более 10 лет! Как указывает А. Гегальчий в статье «Подкарпатская Русь. История одного сепаратизма», «музей имел пять отделов: рукописный (5 тыс. писем, биографий, воспоминаний, дневников); книгохранилище (практически вся опубликованная литература о Карпатской Руси); художественно-иконографический (рисунки, гравюры, портреты); научно-справочный (картотека с читальным залом); кабинет карпато-русских писателей.

    Увы, экспозиция музея, как и многие рукописи, пропали в годы революции, Гражданской войны и перманентной классовой борьбы. Если бы мир познакомился с научным наследием Аристова, Карпатскую Русь, вероятно, ожидал бы иной путь развития. Русинские земли в центре Европы, которые для современников представляются набором пестрых лоскутков, для искреннего и последовательного сторонника панславизма были единым этническим и геополитическим пространством».

    А в статье П.Юрьева «Федор Федорович Аристов. Опыт литературной биографии писателя и историка литературы» указано: «Федор Федорович Аристов занялся изучением огромного литературного наследства XIX столетия. Перед ним оно не было систематизировано и изучено. Перед молодым русским литературоведом стояла огромная задача. Нужно было выявить, неоднократно спасая от гибели, литературные архивы уже умерших писателей и поэтов, навязать переписку с живущими. Изучение творчества XIX и начала XX века необходимо было вести по первоисточникам, на основании оригинальных изданий и публикаций печати, рукописей, воспоминаний, критических отзывов современников и т.п. Появление первого тома "Карпато-русских писателей" обратило на себя внимание не только в кругах специалистов, но и в более широких слоях русской интеллигенции. О книге не только заговорили, ее расхватали с полок книжных магазинов Москвы».

    В этой книге Аристов подробно, на основе документальных свидетельств, восстанавливает творческий путь многих будителей карпато-русской жизни, освещает историческую обстановку, в которой им приходилось жить и с которой им приходилось бороться. Читатель узнаёт, что некогда карпато-русское течение было мощным и бурным потоком, а не хлипким агитационным ручейком русофилов-эксцентриков, как любит утверждать украиноцентричная пропаганда.

    Автор повествует о неприглядной роли украинофильского движения Карпатской Руси, его малопочётной роли «пропагандистского костыля» австро-венгерской политики.

    Но где теперь книги Фёдора Аристова, в том числе такой многозначительный труд, как «Карпато-русские писатели»? О них знают только энтузиасты, а прочесть их можно только в Сети, да и то не все. Почему они не переиздаются? Почему ничего не слышно о тематических конкурсах, посвящённых его памяти? Почему Россия так мало делает для того, чтобы имя Аристова и его интеллектуальное наследие не осталось похоронено под пылью забвения, тем более что забвение это – искусственное, навязанное?

    Киев не будет вспоминать о Фёдоре Аристове, ибо занят тем, чем раньше усиленно занимались австрийцы и поляки – вытравливанием остатков русского самосознания из населения Украины. Так, в бюджете Украины на 2012 год содержится строка о выделении нескольких миллионов гривен на финансирование деятельности украинской националистической организации «Просвита» – идейной наследницы той «Просвиты», с которой боролись «крачковцы» ещё в 19 в., и которая существовала на австрийские и польские деньги.

    Центр антирусской политики из Вены и Варшавы перенёсся в Киев – матерь городов русских! Не парадокс ли это истории? Но Москва заколачивает «бабки». Ей до таких сантиментов дела нет. Есть деньги на «бентли» и «кадиллаки», на шикарные особняки и яхты, но денег на переиздание трудов Аристова нет. А ведь без таких трудов медленно, но неизбежно задыхается русское движение на Украине, перекрывается кислород для тех последних из могикан, кто ещё знает о том, что «украинцы» – это выведенный по чужой политической рецептуре неологизм.

    В 19 веке Москва знала и помнила о братьях-славянах в Болгарии, Сербии, Македонии, но практически ничего не слышала о карпатороссах, находившихся тут же, под боком, на землях, «проглоченных» Австро-Венгрией. И чахли под жестокими ударами последние ростки русскости в Карпатской Руси, слабели и умирали её проявления, ибо носители этой русскости расставались с жизнью в австрийских концлагерях, отдавались под суд под надуманными предлогами, когда судьи часто были поляками, а «свидетелями» – националисты-украинофилы.

    Сегодняшнее равнодушие Кремля напоминает ситуацию двухвековой давности. Дальше скромной финансовой поддержки нескольких русских организаций Западной Украины (Червонной Руси) дело не идёт. Но практически НИЧЕГО не делается для возрождения карпато-русской идеологии! Согласимся, что поддерживать русские организации, куда входят этнические великороссы, оказавшиеся волею судьбы на Украине, и инициировать проекты по возрождению истории карпато-русского движения и провозглашать идею о триедином русском народе, это две большие разницы.

    Москва часто ссылается на политкорректность. Мол, украинские партнёры обижаются, если им напоминаешь, что их предки считали себя русскими, в крайнем случае, малороссами, но никак не новоиспечённой нацией украинцев. Но ведь не стесняются же украинские, извините за слово, «партнёры», давить и душить русское слово по всей Украине! И политкорректностью не страдают.

    Надо запретить русским по всей Украине обучаться на родном языке? И вот уже сотни русскоязычных школ перепрофилированы в украинские. Русских детсадов нет вообще! Практически во всех украинских детских садиках детишек ЗАСТАВЛЯЮТ на все праздники петь только украинские песенки и рассказывать только украинские стишки. Почему нельзя вместе с украинскими стихами и песнями петь и рассказывать русские песни и стихи?

    Зачем населению вдалбливается в голову, что русское и украинское – это разное? Ведь справедливее было бы говорить, что русское – это основное, а украинское – областное и региональное.

    Не нужно из истории делать личную служанку. Не нужно из маленьких душ выскабливать историческую память, прививать пропагандистский штамм «мы – украинцы, а, значит, не русские!». Плоды такой политики видны уже сегодня, когда даже в Донецке можно встретить русскоязычных русофобов.

    И стоит ли после этого удивляться всплеску необандеровских эксцессов, случающихся на Украине каждое 9 Мая?

    Украинские националисты очень любят жаловаться на преследования ОГПУ и КГБ, коим они подвергались в советское время. Но не всё так плохо было в отношениях между советской властью и украинством. Советы чётко придерживались политики раскола русского народа на три части, а Фёдор Аристов за свои убеждения неоднократно подвергался арестам, его книги и рукописи конфисковались. Услышат ли граждане Украины ушедший голос монументальных произведений Аристова? Будем надеяться.

    Иван Скворцов, Сегодня.ру









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Loading...
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, киевская хунта, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Декабрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 
    Наши друзья
     





    Google+
    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru