Составили: Алексей Мартынов, аспирант кафедры всемирной истории Донецкого национального университета,
Сергей Барышников, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Донецкого национального университета, директор Центра политологического анализа и технологий (Донецк)
В период Великой Отечественной войны в оккупированном Донбассе действовала «Организация украинских националистов» (ОУН), которая участвовала в организации вспомогательного аппарата гитлеровской оккупационной администрации. Сотрудничество украинских националистов с оккупационными органами в Донбассе происходило в рамках общей политики ОУН применительно к восточным областям Украины.
Известны следующие факты о коллаборационистской деятельности ОУН в оккупированных областях Восточной Украины. Так, в ориентировке 2-го Управления Народного комиссариата государственной безопасности СССР от 28 августа 1944 г. сообщается: «С началом войны против СССР немцы открыто стали использовать кадры оуновцев. Из их числа создавались диверсионные и шпионские группы для заброски в тыл Красной Армии, комплектовались парашютные десанты и особые отряды. На временно занятой территории УССР из украинских националистов формировались местные «самоуправления» и отряды «милиции», привлекаемые для карательных действий в отношении населения, заподозренного в симпатиях к Советскому Союзу» (Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. /ФСБ России. Том 5. Книга 2. – М., 2007. – С.194-195). В указанной ориентировке 2-го Управления НКГБ СССР приводятся следующие факты о коллаборационизме ОУН в восточных областях Украины: «Агентурно-следственными материалами установлено, что для создания оуновского подполья в восточные области УССР были направлены специальные эмиссары «главного провода» и кадровые оуновцы, имеющие практический опыт работы в западных областях Украины. Одновременно были созданы специальные школы, готовившие руководящие кадры оуновского подполья для работы в восточных областях УССР. Эти школы комплектовались из украинцев – уроженцев Восточной Украины, а также военнопленных украинцев, жите-лей восточных областей УССР…
В целях распространения своего влияния в восточных областях УССР оуновцы всячески пытались захватить руководящие посты в аппаратах местных самоуправлений, устранить из этих аппаратов лиц русской и других национальностей, а также украинцев, отрицательно относящихся к националистам. В этих же целях создавались раз-личные легальные общественные, культурные и кооперативные организации, под прикрытием которых проводилась оуновская работа.
Как правило, все оуновские организации в восточных областях УССР возглавлялись оуновцами, прибывшими из западных областей Украины, и строились по структуре ОУН, действующей в этих областях.
После освобождения частей Красной Армии восточных областей Украины оуновское подполье продолжало работу по созданию своих периферийных организаций в восточных областях, обеспечению их конспиративной техникой и по подготовке кадров боевиков для вооруженной борьбы против советской власти» (Там же. – С.201).
После освобождения Донбасса от гитлеровцев местное националистическое подполье продолжило свою антисоветскую деятельность, направленную на проведение вооруженной борьбы против Советского государства. Так, согласно докладу Отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР о результатах борьбы с бандитизмом с 1.07.41 г. по 1.07.44 г. от 30 августа 1944 г., на территории Сталинской (Донецкой) и других восточных областей Украины «органами НКВД вскрыты и ликвидированы подпольные группы украинских националистов, возникшие в период немецкой оккупации. Эти группы, руководимые центральным проводом ОУН, ставили своей задачей создание Самостийной Украины, путем вовлечения в ОУН широких масс украинского населения и подготовки боевых кадров, способных поднять вооруженное восстание против советской власти. Участники подпольных организаций распространяли среди населения националистическую литературу, вовлекали новых членов в ОУН, создавали группы боевиков» (НКВД – МВД СССР в борьбе с бандитизмом и вооруженным националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике (1939-1956). Сборник документов. – М., Объединенная редакция МВД России, 2008. – С.532).
Документы Государственного Архива Донецкой области подтверждают факт существования на оккупированной территории Донбасса украинских коллаборационистских формирований, а именно – «украинской вспомогательной полиции», «украинской жандармерии», «украинской службы порядка», а также «украинской добровольческой армии» («украинской народной армии», «украинских добровольцев»). Все указанные вооруженные подразделения создавались под руководством немецко-фашистской оккупационной администрации и выполняли репрессивно-карательные функции, в частности, участвовали в репрессиях против мирного населения и карательных акциях против партизан.
Согласно материалам Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков, на территории Сталинской (Донецкой) области в период оккупации было убито, замучено, расстреляно 174.416 мирных граждан, а также уничтожено 149.367 военнопленных, помимо этого 252.259 человек угнаны на каторжный труд в Германию. (Государственный Архив Донецкой области, ф. Р-1838, оп. 1, д. 64, л. 42 об.). Определенную часть ответственности за указанные преступления несут украинские коллаборационистские формирования, созданные в Донбассе, если учесть тот факт, что во всех крупных населенных пунктах оккупированного региона действовали местные подразделения «украинской вспомогательной полиции». Например, в г. Горловке находилось управление полиции – «Украинской службы порядка», которая вела постовые ведомости. (Государственный Архив Донецкой области, ф. Р-1903, оп. 1, д. 1, л. 1-58).
Местная «украинская вспомогательная полиция», как следует из архивной документации, принимала активное участие в карательной деятельности немецко-фашистских оккупантов в Донбассе. Так, по сообщению оккупационной газеты «Снежнянский вестник» от 2 июля 1942 г. «украинской вспомогательной полицией Снежнянского района, в контактной работе с германскими военными властями, выявлены и ликвидированы партизанские группы, оперировавшие в Снежнянском и Чистяковском районах…». В результате этой акции было расстреляно около 40 человек советских партизан. (Государственный Архив Донецкой области, ф. Р-1838, оп. 1, д. 52, л. 7). Согласно материалам Чрезвычайной государственной комиссии, в списке немецких военных преступников и их пособников по г. Чистяково Сталинской области значились начальники местной «украинской полиции» и «украинской жандармерии». (Государственный Архив Донецкой области, ф. Р-1838, оп. 1, д. 11, л. 25). Подобные карательные акции проводились и в других оккупированных районах Донбасса. Так, в г. Артемовске «украинской жандармерией» совместно с «добровольцами немецкой армии» было произведено разрушение домов местных жителей, которое проводилось поквартально. (Государственный Архив Донецкой области, ф. Р-1838, оп. 1, д. 64, л. 138).
Архивные документы позволяют установить прямую причастность украинских националистов к полицейским карательным структурам гитлеровцев на оккупированной территории Донецкой области. Имеющиеся материалы свидетельствуют о добровольном сотрудничестве украинских националистов с немецко-фашистской оккупационной администрации и подтверждают их активное участие в репрессиях против мирного населения, советских партизан и подпольщиков-антифашистов.
Так, в материалах Чрезвычайной государственной комиссии по Горловскому району среди активных коллаборационистов значится Горонескуль Петр Васильевич - украинский националист, добровольно поступивший на службу в СД и занимавшийся вербов-кой агентуры по выявлению скрывающихся коммунистов, партизан и советских граждан, проводивших работу против немецких властей. (Государственный Архив Донецкой области, ф. Р-1838, оп. 1, д. 43, л. 21 а об.). В материалах НКВД об этом коллаборационисте говорится следующее: «Участник ОУН Горонескуль, арестованный в гор. Ново-Горловке, после прихода немцев подал заявление о желании служить в полицию, давая обязатель-ство честно выполнять поручаемую ему работу. После зачисления на работу следователем полиции он лично арестовал 10 советских патриотов, закончил на них следственные дела, как на людей, не покорившихся немцам, и передал в «СД», где все они были расстреляны. В числе этих патриотов: Кислица Михаил Иванович, парторг шахты «Комсомолец», Галушка Гавриил Кондратьевич – пред. рудничного совета, его дочь комсомолка Александра Гавриловна, Харченко Мария и ряд других. Горонескуль на допросах зверски избивал арестованных. С 20 мая по 13 августа 1943 года он добровольно служил в так называемом украинском добровольческом отряде, где принял присягу на верность службы гитлеровской Германии.
Находясь на службе в армии, охранял военнопленных красноармейцев в лагере в гор. Кременчуге.
Отличившись в зверствах в лагере, он был переброшен в Краснодар, где охранял военные объекты германской армии» (Партийный Архив Донецкого обкома Компартии Украины, ф. 5000, оп. 1, д. 129, л. 2).
Аналогичную репрессивно-карательную деятельность на службе немецко-фашистских оккупационных органов проводил руководитель ОУН в Ольгинском райне Сталинской области Антон Ястремский, которым был сформирован полицейский отряд, боровшийся с советскими партизанами. При помощи Ястремского в Анадольском лесу был захвачен комиссар партизан Иваницкий и партизан Русский, выявлена партизанская группа из 9 человек во главе с командиром Передерий, раскрыта группа партизан Бражника из 7 человек. В своих показаниях об этих деяниях Ястремский заявил: «…Украинские националисты считают своим основным врагом советскую власть, поэтому, используя свое служебное положение при немцах, мы активно вели борьбу со всякими советскими проявлениями. Проводя репрессии по отношению к советским гражданам, я выполнял обязанности члена ОУН» (Партийный Архив Донецкого обкома Компартии Украины, ф. 5000, оп. 1, д. 129, л. 1).
Руководитель ОУН в Макеевском районе Литвиненко оказывал содействие немец-кой жандармерии в выявлении коммунистов, по его доносу жандармерия арестовала, рас-стрела и заключила в лагеря до 50 человек. (Партийный Архив Донецкого обкома Ком-партии Украины, ф. 5000, оп. 1, д. 129, л. 2). В селе Ново-Троицкое Сталинской области украинскими националистами были арестованы и уничтожены секретарь парторганизации Лискун Г.Е., зав. шахтой Гриб П.Ф., зав. МТФ Некрасов, председатель сельсовета Полецковой, председатели колхозов Шаманский и Рудь, жители села: Шурка А.С., Лискун Л.М., Свинченко И.Г., Савченко И.З., Рыбальский И.М., Шаманский М.З., Ясыр И.К. и др. (Партийный Архив Донецкого обкома Компартии Украины, ф. 5000, оп. 1, д. 129, л. 3).
Таким образом, украинские националисты выполняли организующие и исполнительные функции во вспомогательном полицейском аппарате гитлеровского оккупационного режима в Донбассе. Архивные документы позволяют не только установить сам факт участия членов ОУН в карательных акциях гитлеровцев, но и определить в ряде случаев конкретных физических лиц, ставших жертвами коллаборационистов.
Отдельным профашистским формированием на территории Донбасса стала «украинская добровольческая армия» (имела разные названия – «украинская народная армия», «украинское освободительное войско» и т.д.). Данное формирование создавалось при участии германских оккупационных властей в 1942-1943 гг. и предполагалось для использования на советско-германском фронте против Красной Армии. Семьям «добровольцев украинской армии» оккупационные власти предоставляли определенные льготы. Так, в приказе коменданта районной управы Волновахи от 5 апреля 1943 г. говорилось о помощи семьям «добровольцев» в обработке земельных участков: «Особенно в весенний период времени обратите внимание на помощь в приобретении им земельных участков, помочь вспахать этот участок, чтоб была видна помощь тем бойцам и их семьям, которые не щадя своих сил, жизни, идут в последний и решающий бой с большевиками за лучшее будущее народов новой Европы, освобождаемых от жидов и коммунистов» (Государственный Архив Донецкой области, ф. Р-1613, оп. 1, д. 1. л. 29). Как следует из архивных документов, «добровольческие» подразделения в Донбассе зачастую применялись в карательных операциях против партизан. Например, в справке о боевой деятельности Краснолиманского партизанского отряда сообщается: «3-го октября 1942 года отряд вел бой с немецкими карателями и добровольцами украинской армии – украинскими казаками. Совместно с другими партизанскими отрядами немецкие каратели были разгромлены» (Партийный Архив Донецкого обкома Компартии Украины, ф. 5000, оп. 1, д. 24, л. 27-28).
После освобождения Донбасса от немецко-фашистских оккупантов открытая террористическая деятельность украинских националистов в регионе прекратилась. Однако от рук участников ОУН – УПА на Западной Украине погибло определенное число уроженцев Донбасса, посланных на восстановление хозяйства в освобожденных западно-украинских областях. Точное количество донбасских работников, откомандированных на Западную Украину и убитых там участниками ОУН – УПА, на данный момент не известно, за исключением отдельных случаев. Так, в 1945 г. в боях с украинскими националистами в Ново-Стельшанском районе Дрогобычской области погиб Запаренный Виктор Павлович – уроженец Буденовского района г. Сталино, шахта № 6 «Красная Звезда». (Партийный Архив Донецкого обкома Компартии Украины, ф. 326, оп. 2, д. 1067, л. 48-49). В апреле 1945 г. на Западной Украине погиб Беляй Петр Романович – уроженец Лиманского района Сталинской области, работник Лиманского райисполкома. (Партийный Архив Донецкого обкома Компартии Украины, ф. 326, оп. 2, д. 1067, л. 78).
Данные, представленные в настоящей исторической справке, могут быть проверены в Государственном Архиве Донецкой области.