Главная > Экономика > ГАРМОНИЯ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ НОВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ {T_LINK}

ГАРМОНИЯ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ НОВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ


23-11-2012, 08:45. Разместил: Редакция
ГАРМОНИЯ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ НОВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫЧасть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5

Часть 8. Из цикла "УКРАИНА ХХI ВЕКА: ОБУСТРОЙСТВО СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ВЫЗОВОВ"



Современная экономическая ситуация в Украине характеризуется падением практически всех основных показателей функционирования национального хозяйства. Такое положение обусловлено не только мировым финансовым кризисом и политической нестабильностью, но и фактическим отсутствием стратегических приоритетов общественного развития, генеральной цели национальной экономики и соответствующих задач её достижения.

Попытки государственной власти создать либерально ориентированную экономику по западному образцу за всё время существования независимой Украины привели к усилению зависимости национальной системы хозяйствования от колебаний мировой экономической конъюнктуры, к ослаблению хозяйственного иммунитета страны. В результате на Украине сформировалась экономика криминального типа, функционирование которой определяют законы криминального мира, стимулирующие стремительное развитие коррупции и теневого сектора, а не экономические законы.

Всё это создало парадоксальную ситуацию. На Украине с её вековыми христианскими традициями процветает экономика, функционирующая на антихристианских принципах. Результатом такого положения вещей стало падение жизненного уровня населения, моральная деградация и углубление социального расслоения общества. Хищничество и паразитизм узкой группы лиц, всячески способствующих этим разрушительным процессам с целью осуществления тотального контроля над экономикой Украины и получения сверхприбыли, обрело небывалый ранее размах. Олигархические бизнес-структуры при всесторонней поддержке государства превратили нашу экономику в инструмент личного обогащения, осуществляя масштабное оболванивание общества с помощью насаждения западных либеральных ценностей, принципов псевдодемократии и свободы словоблудия.

Человек, ради социального благополучия которого формируется и функционирует экономика страны, превратился в раба, создающего социальный рай для политиков и олигархов за свой собственный счёт. Человек способен создать ценность в количестве, намного превышающем его потребности. Именно поэтому функционирование современной модели экономики Украины основано на грабительском использовании трудового, ресурсного и производственного потенциала страны с последующим присвоением полученных результатов власть имущими и содержащими их бизнес-структурами.

И в этом нет ничего неудивительного. Ведь либеральные представления в данном случае сводятся к мнению о том, что вследствие ограниченности ресурсов невозможно полностью удовлетворить потребности всего общества. И это действительно так, учитывая постоянное увеличение количества общественных потребностей. Но выход из этого положения либералы видят в служении большинства меньшинству, которое и присваивает в единоличном порядке общественные блага. И процесс первоначального накопления капитала (а по сути, обыкновенный грабёж большинства меньшинством), который имел место в Европе в XVI-XVII столетиях прошлого тысячелетия, фактически утвердил в умах неизбежность такого разделения. В результате первоначального накопления капитала, с одной стороны, произошло отделение производителей от средств производства, и появился рынок рабочей силы, а с другой – сосредоточение денежного богатства и средств производства населения в руках меньшинства населения привело к появлению первых капиталистов.

Совершенно очевидно, что именно по такой же криминальной схеме проходил процесс первоначального накопления капитала на заре независимости Украины. И доказывать это нет никакой необходимости. В результате этого мы имеем вопиющую несправедливость в распределении производимых товаров и услуг, которое фактически означает их передачу в пользование меньшинства. Более того, дисбаланс в распределении доходов, систематические кризисы и связанные с ними скачки уровня безработицы, количество которых стабильно растёт, сегодня воспринимаются как нормальное явление. Общество, в котором общее представление о справедливости нарушено, где взаимоотношения определяются только выгодой (полезностью), где господствуют либеральные представлением о человеке, как некой вещи, обречено на деградацию, революции, гражданские войны, неизбежный развал и гибель.

Термины „рецессия”, „депрессия”, „экспансия” частенько слетают с уст наших политиков, слабо представляющих настоящую природу возникновения этих фаз промышленно-инвестиционного цикла Жуглара, описывающего часть временной динамики, в которой движение экономики не повторяет себя. Жонглируя этими понятиями для оправдания неблагополучного состояния экономики вследствие влияния мирового экономического кризиса, народные избранники имеют весьма туманное представление о том, что проявление той или иной фазы – это результат их бездарной деятельности по управлению украинской экономикой. Ведь с ростом эффективности управления национальной экономикой разнонаправленные части двух смежных колебаний (нисходящего и восходящего) цикла всё меньше отклоняются в своём движении друг от друга, сглаживая тем самым амплитуду этих колебаний. Это означает, что кризисные явления в экономике (скачки цен, рост безработицы, снижение темпов экономического роста и т.д.) не имеют ярко выраженного характера, т.е. в развитии экономики страны складывается положительная тенденция.

Власть имущие не хотят признавать, что не мировой кризис, а искусство государства успешно противостоять неизбежным внешним и внутренним угрозам, определяет состояние национальной экономики. Нужно не плыть по течению обстоятельств, складывающихся в результате постоянного изменения экономической конъюнктуры, а активно воздействовать на внешнюю и внутреннюю среду, используя всю мощь имеющегося экономического потенциала страны. А эта мощь практически безгранична, поскольку объединение человеческого и производственного потенциала способно за счёт возникающего в результате такого соединения и постоянно прогрессирующего инновационного творчества обеспечить духовный и экономический рост, совокупность которых неизбежно приведёт к социальному благополучию населения страны.

Но проблема состоит не только и не столько в этом. Отечественные политики, которые состоят на службе у вполне конкретных бизнес-группировок, а зачастую и сами являются бизнесменами, постоянно твердят о том, что они всячески способствуют развитию экономики Украины, которая будет эффективно функционировать на благо общества. Это откровенное враньё, и они это прекрасно знают. Во-первых, засилье бизнесменов во власти, от которых за версту разит криминалом, обусловлено продвижением личных бизнес-интересов, которые идут вразрез с интересами общественными. Во-вторых, попросите любого чиновника даже самого высокого ранга, объяснить или хотя бы схематично нарисовать на бумаге, что представляет собой модель развития украинской экономики, в соответствии с которой он осуществляет свою деятельность. Вразумительного ответа на этот вопрос вы никогда не получите. Если он поймёт, конечно, о чём речь идёт. Хотя последнее весьма маловероятно.

Огромная проблема Украины состоит в том, что мы не знаем, как нужно развивать собственную экономику. Мы не имеем понятия о том, какие рычаги нужно использовать для того, чтобы привести в действие этот сложнейший механизм. А если отсутствует понимание такого рода, то невозможно добиться того, чтобы национальная экономика давала максимальную социальную отдачу для общества. Представьте ситуацию, когда строитель строит дом без чертежа и строительных инструментов. Результат очевиден. Такой „специалист” будет постоянно занят строительством, посему как объект им возводимый, будет систематически разваливаться под грузом необоснованных и непрофессиональных решений, принимаемых в надежде на то, что „а вдруг получится”. Как говорится, работа дураков любит.

Именно так ведёт себя украинское общество, экономическая деятельность которого напоминает хаотические движения голодного человека, пытающегося в своей квартире в полной темноте с помощью подсказок по мобильному телефону соседа, который смутно представляет себе планировку соседской квартиры, найти путь к холодильнику, Причём, местоположение последнего постоянно меняется по неизвестным причинам.

Вместо того чтобы выключить телефон, включить свет и самостоятельно разобраться с проблемами, мы предпочитаем слушать бесконечные советы, ко всему ещё и лукавого содержания, несущиеся из соседней квартиры. Мы бездумно копируем чужие модели обеспечения экономического роста, которые базируются исключительно на либеральных подходах, в основе которых положены материальные представления о том, как обеспечить социальное благополучие общества. А ведь либеральная модель развития экономики, как показывает мировая история развития хозяйственных отношений, не в состоянии решить проблемы баланса в распределении доходов, обеспечения стабильного и динамичного экономического роста, достижения максимально возможного уровня занятости населения. Либерализм и стабильное развитие экономики несовместимы.

Любая экономика является отражением общественной культуры и идеологии общества её создающего. Модель развития национальной экономики, в основе функционирования которой лежат либеральные представления, отражает взгляды на жизнь западного мира. Но славянский мир, частью которого является Украина, представляет собой совершенно иную цивилизацию, которая существенно отличается от цивилизации западной. Ведь христианские идеалы и ценности, положенные в основу функционирования и развития славянской цивилизации, определяют нормы делового поведения, которые украинское общество постоянно игнорирует по причине следования либеральным традициям, принесённым с Запада. Тогда как современное цивилизованное общество должно воспринимать эти нормы уже не как специфически христианские, а как общечеловеческие, цивилизованные правила хозяйственного общения. Они должны быть цивилизованной нормой жизни, что является одной из главных предпосылок формирования модели экономики библейского типа. Именно поэтому модель развития украинской экономики должна выглядеть совершенно иначе, нежели либерально ориентированные модели развития экономик стран западного мира.

Так в чём же состоит отличительная особенность новой модели развития экономики Украины, которая исправит дисбаланс в распределении доходов, обеспечит стабильный и динамичный экономический и духовный рост (а, следовательно, и рост социального благополучия общества) и максимально возможную занятость? Возможно ли воплощение на первый взгляд утопической идеи о построении библейской экономики в отдельно взятой стране? Попробуем разобраться в этом весьма непростом вопросе.

Общество – это особый тип социальной системы, в рамках которого формируются условия жизнедеятельности общества, представляющие собой способ его существования, нормальную повседневную деятельность и отдых. Будучи по природе своей универсальным, общество функционирует и развивается в среде жизнедеятельности, создаваемой и воссоздаваемой им самим посредством рационального использования имеющихся в его распоряжении ресурсов. Непосредственное пространство жизнедеятельности – это рукотворная предметная среда, имеющая уникальные свойства, в которой непрерывно овеществляется, опредмечивается само общество. Предметная среда жизнедеятельности является своеобразной предметной формой, в которой постоянно воплощается само функционирующее в ней общество.

В процессе создания предметного пространства жизнедеятельности порождается не столько само по себе это пространство как необходимое условие жизнедеятельности общества, сколько деятельность и сознание самого общества. В этой связи среду жизнедеятельности общества можно обобщённо определить как совокупность, включающую в себя природную (естественную) среду и социальную (искусственную) среду.

Природная среда объективна по своему характеру. Она создана без участия человека, хотя и управляется им. Социальная среда имеет субъективный характер, т.е. она рукотворна. Для социальной среды характерен дуализм, который является одной из причин её нестабильного состояния вследствие неустойчивости соотношения духовного и материального. Именно соотношение духовного и материального начал определяет степень сбалансированности состояния социальной среды.

В этой связи при ближайшем рассмотрении социальная среда предстаёт как совокупность:

духовной среды (духовные представления общества), которая создана и существует вне зависимости от общественного сознания;

материальной среды (национальная экономика), созданной самим человеком в процессе жизнедеятельности.

Уровень жизни общества и состояние природной среды жизнедеятельности напрямую связаны с состояниями духовной и материальной (экономической) среды, которые в свою очередь зависят от эффективности соответствующих видов деятельности общества.

Духовная деятельность связана с изменением общественного сознания. В неё входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и духовных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (положительное или отрицательное отношение общества к явлениям окружающего мира, формирование общественного мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Эффективность духовной деятельности зависит от взаимодействия трёх её основных элементов: духовной основы развития, духовного управления и оптимизации духовного потенциала.

Духовная основа развития представляет собой совокупность принципов, определяющих успешную с точки зрения духовного развития общества. Эти принципы (добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь) изложены в Библии во втором соборном послании святого апостола Петра 1:5-7. По своей сути, эти принципы представляют собой ступени, по которым любое современное общество может придти к своему духовному благополучию.

Но принципы должны быть реализованы, закреплены в общественном сознании и стать нормой жизни каждого представителя общества. В противном случае – это всего лишь благие пожелания, которые не способны принести реальные, осязаемые каждым членом общества, результаты. Именно на это и направлено духовное управление, с помощью которого организуется процесс внедрения указанных принципов в жизнедеятельность общества. Духовное управление представляет собой совокупность функций (смиренномудрие, кротость, долготерпение, любовь), сущность которых раскрыта в послании апостола Павла к ефесянам 4:2. Реализация этих функций позволит консолидировать общество в единстве духа созидания, направленного на построение социально благополучного общества.

Духовное управление никогда не будет эффективным, если отсутствуют конкретные инструменты воплощения вышеназванных принципов. В качестве таких инструментов и выступают составляющие оптимизации духовного потенциала (оптимизация информационного потенциала, потенциалов обучения, мышления, мировоззрения и созидания), сущность которых также раскрыта в послании Павла к ефесянам 4:21-24. Оптимизация духовного потенциала направлена на обеспечение духовного роста, следствие чего является создание необходимых условий для обретения призвания каждым человеком. Только находясь в своём призвании, выполняя при этом ту специфическую, данную свыше функцию в обществе, человек может быть счастлив и удовлетворён своей жизнью. Последнее как раз и означает то, что общество, в котором живут и трудятся в соответствии со своим призванием люди, является духовно благополучным.

Однако жизнедеятельность общества протекает не только в духовном (невидимом), но и в материальном (осязаемом) мире. Общество всегда концентрирует внимание на материальных условиях своего существования и весьма болезненно воспринимает любые их отклонения в негативную сторону. Духовное отходит при этом на второй план, а чаще просто игнорируется. Именно поэтому любое государство ставит своей целью обеспечение исключительно экономического роста, забывая о том, что жизнедеятельность общества включает в себя две составляющие – духовную и материальную, от гармонии которых и зависит социальный успех преобразований, проводимых государством на своей территории.

Акцент на материальной составляющей садит общество на финансовую иглу, заставляя его служить „маммоне” всю жизнь. Такова истинная сущность кредитования, услуги которого предлагаются сегодня банками под грабительские проценты. Оплачивая их и обременяя себя новыми кредитными обязательствами для погашения старых, сознание человека оказывается захваченным идеей, а душа – страстным желанием достичь единственно желаемую цель своего бытия – получение денег любой ценой. Как говорится, мудрость ищет выход из сложной финансовой ситуации, а глупость берёт кредиты. А ведь именно на использование как можно большего объёма кредитных денег в процессе удовлетворения личных потребностей толкает человека рыночная экономика, стимулирующая избыточное потребление. Тогда как деньги – это всего лишь инструмент для достижения жизненных целей человека, но никак не объект его служения и, тем более, поклонения.

В результате чего общество затягивает на собственной шее финансовую петлю, совершенно не думая о пагубности такого подхода к своей жизни. Ведь в результате такого выбора большинство сознательно становится на служение меньшинству, в руках которого и находятся финансовые рычаги влияния на общество. Результатами такого влияния являются моральная деградация общества, безудержный рост коррупции, углубление социальной дифференциации, ухудшение демографической ситуации, увеличение количества и глубины кризисных проявлений в экономике.

Не менее пагубным для жизнедеятельности общества является и выделение духовной составляющей в качестве приоритета его развития, в результате чего духовность трансформируется в религиозность. Религия и духовность – это не тождественные понятия.

Религия – это форма мировоззрения, основанного на восприятии окружающей действительности через призму прошлого опыта – обычаев, обрядов, традиций. Религия выступает в качестве хранительницы исторических событий, происходивших в прошлом, в человеческой памяти. Она закрепляет устоявшиеся алгоритмы поведения человека, зачастую просто не объясняя сути выполнения тех или иных действий. В качестве аргумента в пользу целесообразности того или иного поступка используется утверждение, которое должно приниматься как аксиома, без доказательств: „Потому что так принято”. Однако прошлый опыт не всегда бывает положительным, а, следовательно, он не всегда полезен для человека с точки зрения обеспечения развития его личности и реального положительного влияния на его социальное благополучие.

Однако не стоит забывать о том, что религия – это одна из многочисленных сфер жизнедеятельности человеческого общества. И с этой точки зрения она имеет полное право на существование в нашей жизни. Религия – это важнейший инструмент самоидентификации народа в мировом сообществе. Религия является хранительницей национальных обычаев, традиций, обрядов. Она есть носитель исторической памяти народа, которая помогает учесть все ошибки и недостатки с тем, чтобы не повторять их в процессе созидания настоящего и будущего своей страны. Религия – это часть культуры народа. Именно в этом качестве религия должна и может полноценно служить обществу и выполнять функцию одной из специфических сфер его жизнедеятельности.

Духовность же представляет собой стремление к развитию, что предполагает не только учёт прошлого опыта, но и существующих или формирующихся трендов во всех сферах жизнедеятельности. Духовность жизненно необходима современному человеку, который вынужден принимать решения в условиях динамичного изменения жизненной реальности. Духовность способствует постоянной адаптации человека к происходящим изменениям, что делает его действия эффективными, т.е. такими, которые всегда приносят ему желаемый социально значимый результат.

Именно поэтому новая модель развития экономики Украины должна учитывать требование баланса духовного и материального и восполнить этот недостаток существующих моделей развития экономики, который и делает эти модели неэффективными и оторванными от реальной жизни общества (рис.1).

ГАРМОНИЯ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ НОВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ


При формировании модели развития экономики необходимо учитывать ряд сложившихся факторов, которые оказывают существенное влияние на её характер: геополитический, исторический, правовой, монополизм экономики, ориентация на использование природно-ресурсного потенциала страны, неравномерность развития основных отраслей экономики и экономического развития регионов, совмещение экономической, политической и криминальной власти, менталитет украинских граждан. Прежде чем выйти на позиции активного экономического роста, необходимо провести ряд глобальных институциональных реформ национальной экономики, и, прежде всего, должны измениться менталитет и психология населения в направлении более активной экономической позиции. Соответственно, должно измениться и содержание экономической деятельности.

Экономическая деятельность представляет собой совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Она направлена на преобразование реальных объектов природы и включает в себя материально-производственную деятельность, посредством которой происходит преобразование природы при непосредственном участии человека.

Эффективная экономическая деятельность общества возможна при условии обеспечения развития национальной экономики, выполняющего роль механизма, движущей силы для этой деятельности.

Структуру модели развития национальной экономики образуют три основных элемента:

экономическая основа развития общества, сущность которого отражена в принципах (каким образом можно развиваться?);

экономическое управление, представляющее собой совокупность функций (что нужно делать, чтобы обеспечить своё развитие?);

оптимизация потенциала экономики общества, которая осуществляется посредством методов (какие инструменты необходимо использовать для обеспечения своего развития?).

Сущность экономической основы развития общества раскрывается посредством комплекса принципов целенаправленности, регулируемости, цикличности, развития материального производства, сбалансированности, равновесности, эффективности.

Экономика является целеустремлённой системой. Её функционирование направлено на реализацию определённых целей, характер и способ достижения которых зависит от типа экономической системы и специфики жизнедеятельности общества. К таким целям относят: обеспечение эффективной занятости, обеспечение стабильности цен, формирование бездефицитного бюджета, поддержание внешнеторгового баланса, рост национальных объёмов производства.

Достижение указанных целей предполагает государственное вмешательство в ход социально-экономических процессов. Государство с помощью регулирующих воздействий на экономическую среду, приводящих к изменению её состояния в соответствии с требованиями экономической целесообразности и выгодности для общества, обеспечивает реализацию целей и обеспечивает удовлетворение общественных потребностей при наименьших затратах живого овеществлённого труда.

В процессе государственного регулирования необходимо учитывать один из важнейших факторов формирования пропорций и равновесия в экономике – цикличность. Она представляет собой периодичность спадов и подъёмов в конъюнктуре системы экономики. Цикличность является имманентным свойством системы экономики. Её можно рассматривать как один из способов саморегуляции.

Стержнем национальной экономики является материальное производство. К сфере материального производства относят промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, торговлю, общественное питание. Эффективность национальной экономики в современном мире во многом определяется способностью промышленного производства вводить новшества и модернизироваться. Действительно, промышленность и сегодня остается ведущим производителем товаров инвестиционного и личного потребления, главным плательщиком налогов в государственный бюджет. От уровня её развития зависят темпы научно-технического обновления, рост производительности труда в других сферах и отраслях, уровень благосостояния населения.

Развитие материального производства напрямую связано с экономическим управлением, которое базируется на выполнении взаимосвязанных функций – взаимодействие спроса и предложения, ценообразование, конкуренция, государственное регулирование.

Взаимное влияние функций наиболее рационально реализует потребность производства необходимых благ при ограниченном объеме экономических ресурсов. Они позволяют найти равновесное положение между объемами и структурой производства и общественными потребностями. Реализация этих функций позволяет решить главную задачу – максимизацию обеспеченности благами при минимизации затрат – с помощью конкуренции, снижения издержек, роста производительности труда, совершенствования технологий производства. Они также создают действенные стимулы для постоянно повышения эффективности и развития производства. С их помощью устанавливается зависимость между размером получаемого дохода и реальным вкладом производителя в увеличение общественного производства, что стимулирует развитие и совершенствование трудовых ресурсов.

Вместе с тем в протекании и действии функций могут возникать сбои, что вызывает необходимость их постоянного мониторинга и, при необходимости, корректировки. Для этого существует механизм государственного регулирования, который позволяет эффективно решать социальные проблемы, поддерживать общее экономическое равновесие, регулировать предоставление общественных благ.

Взаимодействие указанных функций обеспечивает развитие материального производства и создаёт необходимые предпосылки для установления согласованного развития экономических процессов в обществе или сбалансированности. Процесс балансирования экономики осуществляется не только посредством использования государственных рычагов влияния, но и через рыночный механизм конкуренции, на основе которой происходит перелив ресурсов сообразно меняющимся потребностям общества.

Достижение согласованности экономических процессов напрямую связано с оптимизацией потенциала экономики, которая включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:

1. Оптимизация человеческого потенциала. Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой, эффективность которой зависит от уровня духовного развития общества) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие экономики страны, но и её нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность экономики к росту.

2. Оптимизация ресурсного потенциала. Ресурсный природный потенциал – это общая совокупность природных ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для хозяйственной деятельности. Этот показатель неоднороден по своему составу и постоянно изменяется в процессе функционирования национальной экономики в зависимости от конкретных экономических причин, например формы, масштаба и ориентации хозяйственной деятельности.

3. Оптимизация научно-технического потенциала. Научно-технический потенциал – это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем. Научно-технический потенциал включает материально-техническую базу; научные кадры, информационную составляющую, организационно-управленческую структуру.

4. Оптимизация институционального потенциала. Институциональный потенциал экономики – совокупность локальных ресурсных потенциалов, которая оказывает реальное воздействие на формирование результатов в соответствии с назначением национальной экономики. Для повышения институционального потенциала экономики локальные потенциалы входящих в нее экономических институтов должны взаимно дополнять друг друга.

5. Оптимизация производственного потенциала. Производственный потенциал – это реальная способность хозяйствующих субъектов производить общественные блага на все более высоком количественном и качественном уровне. Кризисное состояние национальной экономики сказалось на резком снижении производственного потенциала. Вместе с тем на него оказывают влияние те же факторы, которые характерны для производственного потенциала экономики, а именно научно-технический прогресс.

В результате экономического управления и связанной с ним оптимизации потенциала экономики на основе согласованного развития экономических процессов происходит становление новых пропорций и долговременных изменений естественного объёма производства, связанных с развитием производительных сил – экономический рост. Он не только конституирует цикличность развития, но и сам является её результатом. Сущность экономического роста состоит в разрешении на новом уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей.

Оптимизация экономического потенциала позволяет решить задачи обеспечения экономического роста и формирования экономического и социального благополучия общества. Экономическое благополучие состоит в том, что каждый человек имеет возможность приобретать больше хороших товаров и услуг, работая при этом столько же или меньше. Это приносит ему удовлетворённость, спокойствие и способствует формированию динамичной системы социальных связей с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы и любви, что является проявлением социального благополучия общества.

Социальное благополучие находится в прямой зависимости от степени равновесности экономики. Экономическое равновесие на макроуровне – это идеальное состояние динамично развивающегося хозяйства, в реальной жизни такое состояние возникает, нарушается, снова устанавливается под воздействием различных факторов.

Установление макроэкономического равновесия носит периодический характер по причине непрерывно растущих потребностей людей в разнообразных благах, с одной стороны, и ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы для производства этих благ, с другой стороны. Специфика человеческих потребностей состоит в их односторонней эластичности – только в сторону расширения, поэтому любое вынужденное снижение уровня удовлетворения уже сложившихся потребностей болезненно воспринимается людьми и вызывает у них чувство дискомфорта. И хотя конечная цель всей экономической деятельности заключается в полном удовлетворении многообразных человеческих потребностей, она оказывается недостижимой, так как, подобно горизонту, непрерывно сдвигается вперед. Тем более что удовлетворение одних потребностей ведет к возникновению новых. Поэтому противоречие между растущими потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения носит не временный или эпизодический характер, а постоянно воспроизводится на новой количественной и качественной основе. Это противоречие является источником импульсов, которые обеспечивают стабильное социально-экономическое развитие общества.

Вместе с тем, указанное противоречие выступает и как объективная необходимость рационального поведения общества в процессе хозяйственной деятельности, выбора из множества альтернативных способов использования ресурсов наиболее экономичного, обеспечивающего минимизацию затрат и максимизацию выгоды или результата производства.

Сформированная модель развития экономики Украины, направленная на человека и создаваемая им, максимально полно учитывает природу человека через обеспечение баланса духовного и материального. Достижение этого баланса достигается посредством объединения человеческого и производственного потенциала с привлечением ресурсного, научно-технического и институционального потенциалов. При этом духовная и материальная деятельность взаимодополняют друг друга, что становится возможным благодаря их структурному и содержательному соответствию.

Такой подход естественным образом приведёт Украину к построению библейской экономики, которая функционирует на христианских принципах. Это позволит вернуть жизнедеятельность украинского общества в его естественное цивилизационное русло, функционирующее на христианских принципах хозяйственной морали, что, в свою очередь, будет способствовать поддержанию стабильно высоких темпов экономического роста и реализации принципов социальной справедливости. Ведь только в процессе функционирования библейской экономики можно получить социально значимые результаты для всего общества, а не отдельных его представителей.

Владимир Васильевич Подгорный, кандидат наук по государственному управлению

Вернуться назад