Экспертная оценка Академии ГеополитикиЭкономика природного газа Иракского Курдистана.
Запасы природного газа на севере Ирака, в частности на территории Курдской автономии на севере Ирака не были изучены ни при правлении Саддама Хусейна, ни в наши дни. До сих пор не велись серьезные геолого-разведывательные работы в деле изучения запасов природного газа в Курдской автономии на севере Ирака. По расчетам специалистов, природный газ, который сопровождает (так называемый попутный нефтяной газ, в основном - метан ) при добыче нефти во всех скважинах в Курдской автономии (в дальнейшем - КА) на 01.09.2015 г. примерно составляет 2,5 млрд. КбМ. Попутный нефтяной газ — смесь газов, выделяющаяся из углеводородов любого фазового состояния, состоящая из метана, этана, пропана, бутана и изобутана, содержащая растворенные в ней высокомолекулярные жидкости (от пентанов и выше по росту гомологического ряда) и различного состава и фазового состояния примеси. В КА Ирака такой газ в подавляющем большинстве случаев просто сжигается на факелах. В настоящий момент на всей территории КА объемы добываемого, утилизируемого и сжигаемого ПНГ невозможно оценить в связи с отсутствием на многих месторождениях узлов учета газа. По приблизительным оценкам это порядка 2,5 млрд м³.
Также можно использовать попутный нефтяной газ на энергетических установках для выработки электроэнергии — это позволяет нефтяным компаниям КА решить проблему энергоснабжения промыслов, не прибегая к покупке электроэнергии из Турции.
Кроме того, ПНГ можно нагнетать обратно в пласт, что позволяет повышать уровень извлечения нефти из пласта. Этот способ называется сайклинг-процесс, но в КА отсутствуют такие технологии. Так что Турция не сможет рассчитывать на получение из Курдской автономии Ирака попутного нефтяного газа в размере 2,5 млрд м³. Турции остается надеется на импорт природного газа из КА. Общий объем разведенных запасов природного газа в иракском Курдистане на 01.09.2015 г. примерно составляет 42,0 млрд м³.
Почему Турция решилась на такой экстраординарный шаг, чтобы экспортировать природный газ из Иракского Курдистана? Дело в том, что после агрессии со стороны турецких ВВС против Российского бомбардировщика Су-24 , 24 ноября над территории Сирии, правительство России ввело экономические санкции против Турции. Эти санкции касались и экспорта российского газа в Турцию. В ответ на это Турция начала искать альтернативные источники поставки природного газа в Турцию.
Одним из направлений для поставки в Турцию природного газа является и Иракский Курдистан. Курдская автономия на севере Ирака не является субъектом международного права, но де-факто вышла из под контроля официальных властей Иракского государства.
Курдская автономия Ирака начиная с сентября 2014 года ведет сепаратные переговоры с Турцией, незаконно продает нефть в Турцию, в объеме 580 тыс. баррелей, в среднем за сутки. Курдистан экспортировал 18,023,075 баррелей сырой нефти (в среднем 600,769 баррелей в день (баррелей в сутки)), в ноябре через сеть трубопроводов Курдистана в порт Джейхан в Турцию.
Из этой суммы, нефтяные месторождения, эксплуатируемые КРГ добывают 13,023,266 баррелей (434 109 баррелей в сутки в среднем), в то время, как нефтяные месторождения, эксплуатируемые North Oil Company, добывают 4,999,809 баррелей (в среднем 166,660 баррелей в сутки).
В ноябре, КА продолжила наращивать прямые продажи нефти в турецкий порт Джейхан.
После экспорта нефти из КА Турция решила купить и природный газ из Курдской автономии Ирака, игнорируя мнение официального Багдада.
Все началось 4 декабря 2015 г. с ввода (аннексии) войск Турции на территорию северного Ирака, в город Башик, который расположен на расстоянии в 38 км на севере –востоке г. Мосул в провинции Найнава. По полученной нами информации на месте, на территории иракского Курдистана постоянно присутствуют более 1500 турецких солдат с техникой на четырех базах, начиная с 1995 г. по договору, подписанному президентом Масудом Барзани, тогда на основании борьбы против терроризма Рабочей Партии Курдистана (РПК). Клан Барзани давно ведет войну с курдами из РПК.
Первая база ВС Турции в Иракском Курдистане, это воздушная база для вертолетов "Бамерьни" в 25км от Дохука;
Вторая база: "Кани Маси" к северу от Дохука;
Третая база: "Сирьси" не далеко от города Захо;
Четвертая база ВС Турции : "Дирилук" находится в 40 км от города Имадия.
С июня 2014 г. второй по величине город Ирака, Мосул был захвачен радикальными исламскими вооруженными группировками, при поддержке Турции, Саудовской Аравии и Катара. Надо подчеркнуть, что город Мосул не входит в административно-территориальный состав Курдской автономии на севере Ирака.
Вводя свои войска в Ирак, Турция берет под свой военный контроль нефтяные и газовые платформы Ирака. А именно в районе Мосула, в том числе и в окрестностях города Башик расположены основные газовые месторождения.
Захватив иракский город Башик, турецкие ВС де-факто захватили газовые месторождения Мосула. Другая стратегическая задача турецких войск состоит в том, чтобы совместно с курдскими вооруженными формированиями («Пешмерга») подконтрольные семейному клану Масуда Барзани из Демократической Партии Курдистана (ДПК).
Надо заметить, что Масуд Барзани, который формально является президентом Курдской Автономии Ирака, с 9 по 11 декабря посетил Анкару и встретился с президентом и премьер-министром Турции. В ходе этого визита были достигнуты договоренности о поставках газа из КА в Турцию и о строительстве нового газопровода в 2016 году из КА в Турцию. Во время этого визита власти Турции согласовали и все вопросы военно-стратегического схарактера по пребыванию турецких ВС в КА. Тут речь идет и о совместной военной операции ВС Турции и курдской Пешмерга в г. Мосул.
Тот, кто сможет захватить (освободить) г. Мосул Ирака, тот и станет контролировать все нефтегазовые запасы северного Ирака и Мосула, в частности.
Араик САРГСЯН, академик, почётный консул Македонии в Армении, президент Академии геополитики
для РМ.У
Продолжение следует.