«Падение цен акций возможно, но ничто,
что походило бы на крах, нам не грозит».
И.Фишер, 1929 г., накануне Великой Депрессии.
Случилось то, чего опасались последние несколько лет, и что стало явным в течении последнего времени. Китайские индексы с конца мая упали на 30 %, сейчас многие компании остановили торги своими акциями: и это классический кризис фондового рынка, начало которого вполне сопоставимо с кризисами 1929, 1998 и 2008 г. Помимо этого, из КНР оттекает капитал, снижается экспорт и импорт, уменьшаются ЗВР, замедляется промышленность. Как показывает история мировой экономики, избежать последствий такого падения (общие потери около 3 трлн.долл.) крайне сложно. Банк Китая зальет все деньгами, но последствия столь значительной переоценки стоимости активов неизбежно вызовет цепочки неплатежей и долговой кризис. Пострадают банки, компании, частные инвесторы. Власти Китая умеют управлять экономикой. И в отличие от нас они могут использовать все инструменты политики, большинство из которых нам просто недоступно. За всю эпоху реформ у Китая пока не было масштабных потрясений экономики. Возможно, у них получится санировать ситуацию, не позволяя пойти ей по классической схеме кризиса, и даже административными методами остановить дальнейшее падение рынка. Но рассмотрим самые неблагоприятные сценарии: пусть они не покажутся невероятными.
С 2008 г. КНР пытался бороться с мировым кризисом по классической схеме: рост инфраструктурных вложений и расширение внутреннего долга. Накачка дешевыми деньгами вызвала рост пузырей и коррекция будет серьезной. На фондовый рынок несли деньги местное население, пузырь стал надуваться после охлаждения рынка недвижимости (в США было наоборот, сначала сдулся фондовый рынок в 2001, затем надулся ипотечный пузырь). Экономика Китая неизбежно замедлится. Упадут мировые цены на сырье, что в первую очередь ударит по экономике РФ. Фондовые рынки пойдут вниз, а курс доллара вверх. Пик внешних выплат в РФ придется на август-сентябрь и декабрь, а объем ЗВР уже не так велик, как в 2008 г.: всего 362 млрд.долл. при долге около 559 млрд.долл.
Поскольку КНР является не только крупным экспортером США и ЕС, но и значительным импортером, объем импорта неизбежно упадет. Затем может снизиться объем встречной торговли со стороны ЕС и США, которые будут сокращать свой импорт. В итоге мировая экономика, как в 30-е годы может попасть в воронку депрессии. Отозвались японские индексы. Тревожна ситуация в Греции. На фондовом рынке США также надулся пузырь. Возможность повышения ставки со стороны ФРС несет огромные риски. Что будет, если предпочтения ликвидности завладеют умами и сердцами инвесторов? Здесь достаточно одного спускового крючка. Интересно, что кризис отчетливо проявился именно в день открытия саммита БРИКС в Уфе. Видимо, США помогли в этом вопросе, хотя официально присутствие иностранных инвесторов на фондовом рынке КНР минимально. США только и видят, как пустить Китай по пути Японии: новый конкурент им абсолютно не нужен. Америка взяла курс на возращение производства обратно в США: в 2014 году этим занимались 16% американских компаний. Как известно, средняя длительность современного экономического цикла составляет около 7-8 лет. Т.е со значительной вероятностью с 2008 г. на 2015-2016 г.г. придется новый экономический кризис.
Вопрос что будет дальше: ведь модель современной мировой экономической и финансовой системы зашла в тупик. Наступил глобальный кризис перепроизводства, который был отодвинут сначала демонтажем мировой социалистической системы, открывшим новые рынки, а затем постоянной долговой накачкой. Всем экономистам стоит прочитать книгу Веркора и Коронель «Квота, или Сторонники изобилия». В этом замечательном памфлете путем гиперболизации наглядно показано, каким путем нужно идти, чтобы оттянуть пришествие кризиса перепроизводства.
Первая ласточка - сдутие пузыря 2008 г. – пролетела. Но все это время мировая экономика фактически не выходила из кризиса, существуя за счет бесконечных QE в США, программ стимулирования экономики КНР, когда там строили дороги, аэропорта, города до бесконечности, затем обозначился долговой кризис в Европе - и QE началось уже там. Но возник некий «гадкий утенок» - Греция, в котором отобразились все противоречия ЕС в которой промышленные Германия и Франция превращают более слабые страны в свои рынки сбыта. В свою очередь США сейчас хочет превратить ЕС в свой рынок сбыта и т.д. ЕС пытался подмять под себя Украину – но взамен получил расширение России за счет Крыма и испорченные отношения. Конфликт с Россией - это дополнительные риски для падения деловой активности на оси Запад-Россия. А России все это время искусственно не давали расти, придумав для этого гениальное «таргетирование инфляции». Еще бы - как можно, если у остальных все плохо? Не по чину будет. И вот КНР, перепробовав все способы стимулирования рынка, также идет к кризису.
О кризисе неолиберальной модели экономики говорят такие титаны мировой науки, как Н.Рубини, П.Кругман, Ларри Саммерс, наши экономисты Михаил Хазин, Виктор Полтерович и др. В тупике пребывает экономическая модель США и ЕС, основанная на росте долга, экономическая модель России, основанная на экспорте сырья в обмен на товарный импорт и ее финансовая модель, привязанная к доллару, не позволяющая эмитировать рубль; в тупике находится и модель экономики КНР – можно ли строить до бесконечности, избегая при этом социальной политики?
Хотя понятно, что мировые денежные мешки хотят собирать со всех проценты, видимо час этой модели настал. Как и во время Великой Депрессии можно ожидать фиаско неолиберальной модели и возникновение новых альтернатив. Сложно сказать, что будет в США, но России точно придется выкинуть все экономические учебники, изданные на Западе и начать наконец, как во времена СССР, думать своей головой, тем более, что наше как дореволюционное, так и советское экономическое наследие может позволить создать систему, способную привести нас к лидерству: но только при смене компрадорских элит.
На протяжении столетий Европа вела постоянные войны: и первая и вторая мировая война, начатые Германией, ставили цели расширения рынков и зон влияния.
Капитализм, требующий постоянного расширения рынков и глобализация – это всегда война и подчинение периферии ее ядру. Лауреат нобелевской Премии П.Кругман сказал: «Для выхода из кризиса нам нужен экономический аналог Второй мировой войны». Сколько было разрушено, унесено и искалечено жизней во всех этих конфликтах? Такая же ситуация была и на Украине в 2014 г.: там рвались бомбы и брат убивал брата только из-за того, чтобы европейские гражданские и американские военные компании могли бы больше заработать.
По мнению всемирно известного американского социолога И.Валлерстайна, предсказавшего новый глобальный кризис современной экономики еще в середине 1990-х:
«… современная миро-система как система историческая вступила в стадию завершающегося кризиса и вряд ли будет существовать через пятьдесят лет… что мы действительно знаем - это то, что переходный период будет грозным временем потрясений, поскольку цена перехода крайне высока, его перспективы предельно неясны, а потенциал воздействия небольших изменений на итоговый результат исключительно велик. Широко распространено мнение, что крах коммунистических режимов в 1989 году обозначил великий триумф либерализма. Я же скорее склонен видеть в этом знак очевидного краха либерализма как определяющей геокультуры нашей миро-системы».Как кажется, момент для исполнения этого прогноза крайне близок. Концентрация риска в мире огромна: конфликт на Украине, противостояние России и Запада, противоречия Китая и США, долговой кризис в Греции, кризис в КНР, пузырь в США, коллапс глобалистской модели. Обратимся к мнению М.Хазина:
«Сегодня мир стоит перед принципиальным, радикальным сломом. По силе и размаху он неизмеримо превосходит сломы 1917 и 1991 годов, поскольку в тех случаях были известны и даже, в некотором смысле, привычны идеи, в рамках которых шли изменения. Ныне нет ни языка описания, ни альтернативных идей». Россия имеет замечательные шансы оказаться в выигрыше из сложившейся ситуации, если откинет от себя либеральные догматы и перейдет к суверенной политике - у нас для этого есть все: огромность, не освоенность, необъятные ресурсы и необходимое историческое наследие.